Ведущие потребности по 3. Фрейду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущие потребности по 3. Фрейду



1. Инстинкты жизни (Эрос), ориентированные на самосохранение и поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, сексуальные потребности). Фрейд придавал особое значение половым инстинктам и сводил понятие жизненной энергии (либидо) к энергии сексуальных влечений.

2. Инстинкты смерти (Танатос) — разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на себя (суицидальные тенденции), либо вовне, на окружающих (агрессивные тенденции).

Рассматривая проблему организации психики, Фрейд разработал две модели личности:1) более раннюю топографическую, выделяющую уровни сознания; 2) структурную.

В топографической (иерархической) модели выделяют три психических уровня:

1) сознание — то, что осознается человеком в данный момент времени;

2) предсознательное — то, что не осознается в настоящий момент, но достаточно легко может быть осознано;

3) бессознательное — то, что практически не может быть осознано самостоятельно. Оно включает в себя инстинктивные импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию.

Позднее Фрейдом были выделены три системы, инстанции в структуре личности.

1. Ид (Id, «Оно») — резервуар психической энергии, которая черпается из физиологических процессов. Ид существует уже при рождении и включает базальные инстинкты; действует в бессознательном; не выносит избытка энергии, стремится к гомеостазу, требует немедленной разрядки напряжения, не соотносится с действительностью, хочет приспособить мир к себе. Действует по принципу наслаждения.

 

2. При жизни человека в результате взаимодействия с миром появляется Эго (Ego, Я, разум), которое направляет и контролирует инстинкты. Оно подчиняется принципу реальности, разделяет воображаемое и действительное, выполняет организаторские функции (принятие решения, контроль). Эго действует на всех трех уровнях личности, являясь посредником между Ид и внешним миром (цензура над «Оно»), стремится обеспечить удовлетворение инстинктивных потребностей путем познания и анализа внутреннего и внешнего мира и выбора наиболее разумных и безопасных способов удовлетворения потребностей Ид. Оно позволяет достигнуть разрядки напряжения с учетом требований внешнего мира, например отсрочить удовлетворение потребности. Можно сказать, что Эго становится ареной борьбы между Ид и Супер-эго, т.е. между первичными потребностями и моральными нормами, правилами и запретами. Если давление на Эго становится чрезвычайно сильным, возникает тревога, которая, с точки зрения Фрейда, является функцией Эго и предупреждает о надвигающейся опасности, помогая личности реагировать адаптивным, наиболее безопасным способом.

3. Суперэго (Superego, «Сверх-Я») — внутреннее средоточие общественных ценностей, моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Оно также функционирует на всех трех уровнях личности. Его функция — различение нравственных категорий. Супер-эго формируется в процессе социализации, воспитания за счет интернализации (усвоения) социальных норм, ценностей, стереотипов поведения. Это происходит следующим образом: мир — социален, ценности социума внедряются в сознание ребенка путем поощрения и наказания. Суперэго ставит задачу усовершенствовать окружающий мир, действует согласно морально-этическому принципу, осуществляя самоконтроль поведения, препятствует реализации желаний и стремится подавить инстинкты.

А.Адлер, основоположник индивидуальной психологии, кри­тиковал понятие Ид и упрекал Фрейда в пансексуализме. Он счи­тал, что в основе развития личности лежат не сексуальные и аг­рессивные импульсы, а чувство неполноценности, которое явля­ется первичным. Любой новорожденный несовершенен по срав­нению с более взрослым человеком. Это побуждает к развитию, стремлению к превосходству. Способы, которыми оно достигает­ся, определяют жизненный стиль. Адлер подчеркивал роль воспи­тания, выделяя эмоциональное отвержение и попустительство в качестве причин развития неврозов. Становление личности, по Адлеру, — это «великое стремление вверх», которое включает ком­пенсацию и гиперкомпенсацию (сверхкомпенсацию).

Второе врожденное чувство, согласно Адлеру, — социальное. В человеке от рождения заложена потребность в идентификации с группой, в межличностном общении. Чувство неполноценности успешно компенсируется, если стремление к превосходству со­впадает с социальными потребностями (например, политические достижения Рузвельта, Наполеона — людей с физическими недо­статками). Невротическая компенсация включает, в частности, жажду доминирования (власть как самоцель); уход в болезнь мо­жет быть оправданием неудачи в стремлении к превосходству.

По сравнению с концепцией Фрейда в теории Адлера присут­ствует представление о врожденности и подчеркивается роль не биологических, а социальных инстинктов и сделан акцент на бу­дущее.

К. Юнг, создатель аналитической психологии, критиковал фрейдовское понятие либидо, утверждая, что оно включает не только сексуальную, но и творческую энергию, а также энергию жизни в целом. Структура личности, согласно Юнгу, включает три уровня:

1) сознание (мысли, чувства) — Я-сознательное;

2) личное бессознательное (его элемент — комплекс, констелляция эмоционально заряженных мыслей, чувств и ощущений, связанных с личным опытом человека);

3) коллективное бессознательное (его элемент — архетип, генетически обусловленный опытом всего человечества, всех предыдущих поколений).

Архетипы — это первообразы, априорные формы организации нашего опыта, наследие разума древних предков. Они проявляются, в сновидениях, творчестве и психических расстройствах; определя­ют характер символики мифов, сказок и развитие научной, худо­жественной, нравственной жизни человечества. Архетип латентен, наследуется не само воспоминание, а возможность восстановле­ния опыта, какой-либо идеи, например идеи матери, с которой рождается любой. На ее основе формируется собственный конк­ретный образ матери. Юнг выделил много архетипов: смерти, рож­дения, героя. Архетипы являются детерминантами психической жизни человека, они направляют его поведение и дают возмож­ность реализовывать определенные поведенческие стереотипы в ситуациях, в отношении которых у человека нет личного опыта.

Наиболее важными являются следующие архетипы:

персона — маска, которую человек носит, чтобы удовлетворять социальным нормам;

анима — символ женщины у мужчины; анимус — архетип муж­чины у женщины. Благодаря этим архетипам возможно понима­ние психологии противоположного пола;

тени — инстинкты (агрессивные, сексуальные), представляющие собой наследие животного мира. По мнению Юнга, психоз — обращение к тени.

Юнг выделял несколько уровней коллективного бес­сознательного:

- национальный;

- расовый;

- общечеловеческий;

- животных предков.

Целостный подход к личности является одним из фундамен­тальных положений гуманистической психологии. В рамках этого направления в качестве детерминанты поведения и развития че­ловеческой личности рассматривают потребность в самоактуали­зации, стремление к развитию и осуществлению своих потенци­альных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Она способствует тому, чтобы человек стал тем, кем он может быть на самом деле. Невозможность самореализации высту­пает как причина неврозов, как следствие экзистенциальной фру­страции, возникающей в результате переживания человеком чув­ства бессмысленности тягостного существования. Самоактуализа­ция является одним из важнейших понятий в психологии.

Ее концепцию в рамках гуманистической психологии разработал А. Маслоу.

Другой представитель этого направления, К. Роджерс, пони­мал самоактуализацию как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей лично­стью. Полное раскрытие личности и психическое здоровье, по мнению Роджерса, характеризуется следующими признаками:

- открытостью по отношению к опыту;

- стремлением в любой отдельно взятый момент жить полной жизнью;

- способностью прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих; ;

- чувством свободы;

- высоким уровнем творческой активности.

Жизненный опыт рассматривается им с точки зрения его пользы для самоактуализации. Если этот опыт способствует развитию лич­ности, то человек оценивает его как положительный; если же нет, то такой опыт воспринимается как негативный, которого следует избегать. К. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта — личного опыта переживаний человека.

Важным условием для успешной самоактуализации высту­пает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека. Такая ^-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего личного опыта, чему спо­собствуют определенные условия воспитания и социализации индивида. Ведущую роль в формировании ^-концепции наряду с дру­гими социальными влияниями играет семья.

Я - концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, «теория самого себя». Она представляет собой достаточно устойчивое личностное образование.

Выделяют две формы Я - концепции: реальную (представление о том, какой я есть) и идеальную (каким хотел бы быть). Реальная концепция не всегда реалистична. Как правило, реальная и иде­альная Я - концепции имеют между собой мало общего. Их несов­падение может стать как источником внутриличностного конф­ликта, так и стимулом к самосовершенствованию. Это определяется мерой различия этих форм концепции и его интерпрета­цией личностью.

Положительная Я - концепция предполагает наличие та­ких характеристик личности, как низкая тревожность, получение удовольствия от жизни, независимость от мнения окружающих. Отрицательная Я - концепция связана с затруднением реали­зации своих социальных возможностей.

Если в Я - концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» как сосредоточение всего опыта переживаний, если человек допускает в сознание раз­личные виды своего опыта, если осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он открыт опыту, то его образ Сбудет адекватным, целостным, а поведение — конструктивным. Сам человек в этом случае будет зрелым, адаптированным, способным к «полному функционированию».

Соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний называется конгруэнтностью.

Неконгруэнтность между образом Я и организмом, несоответ­ствие или противоречие между опытом и представлением о себе, вызывает ощущение угрозы, тревогу, начинают действовать меха­низмы защиты, и опыт искажается, что блокирует развитие лич­ности, ограничивает возможности самореализации.

Кроме того, конгруэнтность или неконгруэнтность — это сте­пень соответствия между Я - реальным и Я - идеальным.

В отличие от самооценки Я - концепция носит не оценочный, а только описательный характер.

Самооценка — это одно из основных свойств личности, оцен­ка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности и определяет перспективы развития личности. Она тесно связана с уровнем притязаний, который определяется степенью сложности задач, на решение которых претендует человек. Уровень задач может быть адекват­ным, т.е. соответствующим возможностям и способностям лич­ности, или завышенным, что может служить, например, при­чиной трудностей обучения. Заниженный уровень притязаний обусловливает сниженную самооценку, поскольку в этом случае человек отказывается от решения сложных задач и не достигает значительных успехов.

К.Хорни, представительница современного психоаналитиче­ского направления, описывала чувство неуютности и беспокой­ства у младенца после рождения, развивающееся вследствие враждебности окружающего мира. Это чувство фиксируется, и дви­жущей силой личности становится стремление к гомеостазу как желание избавиться от дискомфорта, что соответствует концепции Фрейда. Это ощущение неуютности — чувство «базальной тревоги».

Хорни выделила следующие основные потребности лич­ности:

1) потребность в безопасности, в избавлении от базальной тревоги;

2) стремление удовлетворять другие потребности. Согласно Хорни, эти потребности всегда находятся в антагонизме. При каждом удовлетворении желания индивид рискует вступить в противоречие со средой.

Если родительское воспитание не сводит на нет базальную тре­вогу г то она нарастает и становится стойкой чертой характера. Хорни рассматривает невроз как психическое расстройство, вызван­ное страхами и защитой от них. Она выделяет несколько стра­тегий поведения, не только свойственных больным невроза­ми, но и необходимых Любой личности в качестве средства защиты от заложенной в природе каждого человека «базальной тревоги».

1. Поведение привязанности. Человек стремится быть принятым и любимым всеми, вызывать симпатию. Идеология такого поведения: «Если ты меня любишь, то не причинишь мне зла». Любовь в данном случае вторична и иллюзорна, первично стремление защитить себя. В основе этой стратегии лежит вытесненная враждебность.

2. Поведение подчинения. «Если я всем уступаю, то никто не причинит мне зла». Человек подчиняется окружающим, исполняет любые требования, старается всем угодить, не отстаивает свою точку зрения.

3. Поведение власти. «Если у меня есть сила, то никто не может причинить мне вреда». В этом случае доминирует стремление к престижу, авторитету. Человеку свойственна склонность рекомендовать, направлять, советовать, управлять, приказывать. В основе
такого поведения лежат подавленная доброта и привязанность.

4. Поведение ухода. «Если я ни в чем не участвую, то никто не причинит мне вреда». Это позиция стороннего наблюдателя, эмоционально нейтрального и изолированного.

Позднее Хорни так определила ведущие поведенческие стратегии:

- стремление к людям;

- желание уйти от людей;

- борьба против людей.

Теория личности Г. Салливена рассматривает личность как мо­дель межперсональных отношений. Еще в младенчестве запоми­наются первые ощущения, например как мать берет на руки. Мо­гут запоминаться вымышленные контакты, например с литера­турными героями. Все эти отношения составляют конструкт лич­ности. Они подразделяются на:

вертикальные — с представителями власти;

горизонтальные — например, с представителями противопо­ложного пола, лицами одного социального уровня и т.д.

Мнение человека о себе зависит от того, что о нем думали другие в различных межличностных ситуациях. Тревога, беспо­койство связаны с ожиданием человека — будет ли он принят? Меры предосторожности, предпринимаемые человеком, — конт­роль за своим поведением, которому он обучается.

Теория Дж. Мида рассматривает человека как носителя опре­деленной роли, в том числе социальной (лидер, отверженный). Социальная роль — это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную позицию. Репертуар ролей ограничен. Человек в зависимости от обстановки играет раз­ные роли (на работе, в семье). Если роль не соответствует лично­сти, то возникает болезнь. Концепция Мида удобна для практи­ки, поскольку роль легко может быть изменена (игровая терапия как лечение неврозов).

Наиболее известной отечественной теорией личности является теория концепции В. Н. Мясищева, в которой личность рассмат­ривается как совокупность всех отношений человека. Отношения формируют сознательную избирательность (приоритетность) в контактах с окружающими, определяют степень интереса, силу эмоций и желаний и выступают в качестве движущей силы лич­ности.

Личностные качества возникают и становятся устойчивыми только в условиях сознательной деятельности человека, которая способствует субъективно-личностному отношению к социуму. Процесс формирования отношений может проходить осознанно или бессознательно. В каждом отношении присутствуют когнитив­ный и эмоциональный компоненты.

Мясищев выделил три категории отношений:

- к живой и неживой природе;

- к другим людям;

- к самому себе, которое формируется позже первых двух, но
является стержневым, организующим.

В соответствии с психологией деятельности А. Н.Леонтьева яд­ром личности является система относительно устойчивых иерархиризованных мотивов как основных побудителей деятельности с формированием смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Личностный рост осуществляется в процессе общения, которое во многом определяет становление характеристик человека, его эмоционально-волевой и мыслительной сферы.

Теория установки Д. Н.Узнадзе раскрывает источники и меха­низмы активности личности, используя понятие «установка субъек­та» — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать объекты и явления окружаю­щей действительности и воздействовать на них. Механизм уста­новки рассматривается на уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности.

Структура личности в понимании К. К. Платонова представля­ет собой соотношение биологических и социальных свойств на уровне четырех подструктур, комплексное психологическое обра­зование (табл. 5).

Таблица 5

Структура личности (по К. К. Платонову)

 

Подструктура Качества Уровни биологических и социальных свойств
Направлен­ности Отношения и моральные черты личности: убеждения, мировоз­зрение, личностные смыслы, интересы Социальный
Опыта Умения, знания, навыки, при­вычки, приобретенные в процес­се личного опыта, путем обучения Социально-биологи­ческий
Форм отра­жения Индивидуальные особенности отдельных психических процес­сов, которые формируются в про­цессе социальной жизни: осо­бенности познавательных процес­сов (внимания, памяти, мышле­ния, ощущения, восприятия и эмоции) Биосоциальный
Конституцио­нальных свойств Типологические свойства лич­ности (скорость протекания нерв­ных процессов, баланс процес­сов возбуждения и торможения), половые и возрастные свойства Биологический

Способности

Способности, как и характер, определяются сочетанием раз­личных свойств личности. Различие между ними заключается в том, что характер проявляется во всех сферах жизнедеятельности, а способности — в какой-либо конкретной области, например в творческом труде.

Материальная основа способностей — это задатки, т.е. врож­денные морфологические и функциональные особенности голов­ного мозга, которые опосредуются влиянием общества, воспита­нием.

Классификация способностей.

1. Элементарные общие способности — присущие всем людям основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать и принимать решения. Они лежат в основе следующих трех групп.

2. Элементарные частные способности — присущи не всем людям и не в равной степени: например, музыкальный слух, эмпатия. Эти свойства проявляются в определенной области деятельности и предрасполагают к ней.

3. Сложные общие способности — относятся к общечеловеческим видам деятельности: труду, общению, игре, обучению (например, творческие способности).

4. Сложные частные способности — специальные профессиональные данные, например актерское перевоплощение.

Одаренностью называется совокупность ряда способностей, обусловливающих успешную деятельность человека в определен­ной области и выделяющих его среди других людей, занимаю­щихся той же деятельностью.

Талант — это способность к определенной деятельности, про­являющейся как творчество, т. е. высокий уровень развития спо­собностей.

Под гениальностью подразумевают высшую степень одаренно­сти, создающую эпоху в определенной области деятельности. Ре­зультаты деятельности гения обладают высоким качеством, име­ют важное общественное значение.

В ходе обучения формируются автоматизмы (автоматизированные, механизированные действия) — навыки целенаправленной; сознательной деятельности. Они классифицируются:

по профессиональным принципам: например, студенческие, спортивные, профессиональные;

по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые или сложные, разрозненные или комплексные, продолжительные или непродолжительные;

по содержанию: умственные и волевые, сенсорные и двигатель­ные.

Положительные воздействия ранее приобретенных навыков называются переносом. В этом случае происходит выработка новых поведенческих стереотипов, являющихся физиологической основой привычек. Так, если человек уже изучал один иностранный язык, то ему в дальнейшем будет легче осваивать другой.

В случае отрицательного воздействия навыков наступает репро­дуктивное торможение. Угасание, неподкрепление условного реф­лекса приводит к деавтоматизации навыка, которая наблюдается у неупражняющегося профессионала. Быстрота утраты навыка зави­сит от его степени сложности, от особенностей и состояния нерв­ной системы, а также от работоспособности, сознательности.

Привычки представляют собой динамические стереотипы, за­крепляемые при помощи упражнений.

Знания — это система понятий, усвоенных человеком. Физио­логическим механизмом знаний являются условные рефлексы, т. е. временное связи, в образовании которых ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. При­обретение знаний осуществляется за счет активности мышления и памяти, зависит от интереса к получаемой информации. Знания оценивают по широте, глубине, последовательности приобрете­ния и прочности усвоения. Свобода от шаблона способствует гиб­кости использования их в дальнейшем.

ВОЛЯ

Волей называется целенаправленная и осознанная деятельность человека. Волевые усилия лежат в сфере социальных интересов. Это высшая форма человеческой активности. Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретен­ного, как фенотипическая характеристика возможностей челове­ка, в которой сочетаются две группы компонентов: 1) моральные, которые формируются в процессе воспитания; 2) генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной си­стемы. Например, неспособность долго терпеть усталость или бы­стро принимать решение зависит от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к человеку требований, соответствующих его возможностям, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявле­ние силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие стойких убеждений и целостного мировоззрения являет­ся основой волевой организации личности.

Волевая деятельность в значительной мере связана с эмоция­ми, причем эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, иногда воля сводит на нет сильную эмоциональную реакцию, в других же случаях аффект подавляет волю.

Таким образом, волевые качества включают в себя три ком­понента: собственно психологический (моральный), физиологи­ческий (волевое усилие) и нейродинамический (типологические осо­бенности нервной системы).

Выделяют следующие этапы волевого акта:

1) возникновение побуждения;

2) формирование мотивации;

3) выбор действия;

4) принятие решения;

5) реализация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.046 с.)