Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ведущие потребности по 3. ФрейдуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Инстинкты жизни (Эрос), ориентированные на самосохранение и поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, сексуальные потребности). Фрейд придавал особое значение половым инстинктам и сводил понятие жизненной энергии (либидо) к энергии сексуальных влечений. 2. Инстинкты смерти (Танатос) — разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на себя (суицидальные тенденции), либо вовне, на окружающих (агрессивные тенденции). Рассматривая проблему организации психики, Фрейд разработал две модели личности:1) более раннюю топографическую, выделяющую уровни сознания; 2) структурную. В топографической (иерархической) модели выделяют три психических уровня: 1) сознание — то, что осознается человеком в данный момент времени; 2) предсознательное — то, что не осознается в настоящий момент, но достаточно легко может быть осознано; 3) бессознательное — то, что практически не может быть осознано самостоятельно. Оно включает в себя инстинктивные импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию. Позднее Фрейдом были выделены три системы, инстанции в структуре личности. 1. Ид (Id, «Оно») — резервуар психической энергии, которая черпается из физиологических процессов. Ид существует уже при рождении и включает базальные инстинкты; действует в бессознательном; не выносит избытка энергии, стремится к гомеостазу, требует немедленной разрядки напряжения, не соотносится с действительностью, хочет приспособить мир к себе. Действует по принципу наслаждения.
2. При жизни человека в результате взаимодействия с миром появляется Эго (Ego, Я, разум), которое направляет и контролирует инстинкты. Оно подчиняется принципу реальности, разделяет воображаемое и действительное, выполняет организаторские функции (принятие решения, контроль). Эго действует на всех трех уровнях личности, являясь посредником между Ид и внешним миром (цензура над «Оно»), стремится обеспечить удовлетворение инстинктивных потребностей путем познания и анализа внутреннего и внешнего мира и выбора наиболее разумных и безопасных способов удовлетворения потребностей Ид. Оно позволяет достигнуть разрядки напряжения с учетом требований внешнего мира, например отсрочить удовлетворение потребности. Можно сказать, что Эго становится ареной борьбы между Ид и Супер-эго, т.е. между первичными потребностями и моральными нормами, правилами и запретами. Если давление на Эго становится чрезвычайно сильным, возникает тревога, которая, с точки зрения Фрейда, является функцией Эго и предупреждает о надвигающейся опасности, помогая личности реагировать адаптивным, наиболее безопасным способом. 3. Суперэго (Superego, «Сверх-Я») — внутреннее средоточие общественных ценностей, моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Оно также функционирует на всех трех уровнях личности. Его функция — различение нравственных категорий. Супер-эго формируется в процессе социализации, воспитания за счет интернализации (усвоения) социальных норм, ценностей, стереотипов поведения. Это происходит следующим образом: мир — социален, ценности социума внедряются в сознание ребенка путем поощрения и наказания. Суперэго ставит задачу усовершенствовать окружающий мир, действует согласно морально-этическому принципу, осуществляя самоконтроль поведения, препятствует реализации желаний и стремится подавить инстинкты. А.Адлер, основоположник индивидуальной психологии, критиковал понятие Ид и упрекал Фрейда в пансексуализме. Он считал, что в основе развития личности лежат не сексуальные и агрессивные импульсы, а чувство неполноценности, которое является первичным. Любой новорожденный несовершенен по сравнению с более взрослым человеком. Это побуждает к развитию, стремлению к превосходству. Способы, которыми оно достигается, определяют жизненный стиль. Адлер подчеркивал роль воспитания, выделяя эмоциональное отвержение и попустительство в качестве причин развития неврозов. Становление личности, по Адлеру, — это «великое стремление вверх», которое включает компенсацию и гиперкомпенсацию (сверхкомпенсацию). Второе врожденное чувство, согласно Адлеру, — социальное. В человеке от рождения заложена потребность в идентификации с группой, в межличностном общении. Чувство неполноценности успешно компенсируется, если стремление к превосходству совпадает с социальными потребностями (например, политические достижения Рузвельта, Наполеона — людей с физическими недостатками). Невротическая компенсация включает, в частности, жажду доминирования (власть как самоцель); уход в болезнь может быть оправданием неудачи в стремлении к превосходству. По сравнению с концепцией Фрейда в теории Адлера присутствует представление о врожденности и подчеркивается роль не биологических, а социальных инстинктов и сделан акцент на будущее. К. Юнг, создатель аналитической психологии, критиковал фрейдовское понятие либидо, утверждая, что оно включает не только сексуальную, но и творческую энергию, а также энергию жизни в целом. Структура личности, согласно Юнгу, включает три уровня: 1) сознание (мысли, чувства) — Я-сознательное; 2) личное бессознательное (его элемент — комплекс, констелляция эмоционально заряженных мыслей, чувств и ощущений, связанных с личным опытом человека); 3) коллективное бессознательное (его элемент — архетип, генетически обусловленный опытом всего человечества, всех предыдущих поколений). Архетипы — это первообразы, априорные формы организации нашего опыта, наследие разума древних предков. Они проявляются, в сновидениях, творчестве и психических расстройствах; определяют характер символики мифов, сказок и развитие научной, художественной, нравственной жизни человечества. Архетип латентен, наследуется не само воспоминание, а возможность восстановления опыта, какой-либо идеи, например идеи матери, с которой рождается любой. На ее основе формируется собственный конкретный образ матери. Юнг выделил много архетипов: смерти, рождения, героя. Архетипы являются детерминантами психической жизни человека, они направляют его поведение и дают возможность реализовывать определенные поведенческие стереотипы в ситуациях, в отношении которых у человека нет личного опыта. Наиболее важными являются следующие архетипы: персона — маска, которую человек носит, чтобы удовлетворять социальным нормам; анима — символ женщины у мужчины; анимус — архетип мужчины у женщины. Благодаря этим архетипам возможно понимание психологии противоположного пола; тени — инстинкты (агрессивные, сексуальные), представляющие собой наследие животного мира. По мнению Юнга, психоз — обращение к тени. Юнг выделял несколько уровней коллективного бессознательного: - национальный; - расовый; - общечеловеческий; - животных предков. Целостный подход к личности является одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. В рамках этого направления в качестве детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривают потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Она способствует тому, чтобы человек стал тем, кем он может быть на самом деле. Невозможность самореализации выступает как причина неврозов, как следствие экзистенциальной фрустрации, возникающей в результате переживания человеком чувства бессмысленности тягостного существования. Самоактуализация является одним из важнейших понятий в психологии. Ее концепцию в рамках гуманистической психологии разработал А. Маслоу. Другой представитель этого направления, К. Роджерс, понимал самоактуализацию как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие личности и психическое здоровье, по мнению Роджерса, характеризуется следующими признаками: - открытостью по отношению к опыту; - стремлением в любой отдельно взятый момент жить полной жизнью; - способностью прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих; ; - чувством свободы; - высоким уровнем творческой активности. Жизненный опыт рассматривается им с точки зрения его пользы для самоактуализации. Если этот опыт способствует развитию личности, то человек оценивает его как положительный; если же нет, то такой опыт воспринимается как негативный, которого следует избегать. К. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта — личного опыта переживаний человека. Важным условием для успешной самоактуализации выступает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека. Такая ^-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего личного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида. Ведущую роль в формировании ^-концепции наряду с другими социальными влияниями играет семья. Я - концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, «теория самого себя». Она представляет собой достаточно устойчивое личностное образование. Выделяют две формы Я - концепции: реальную (представление о том, какой я есть) и идеальную (каким хотел бы быть). Реальная концепция не всегда реалистична. Как правило, реальная и идеальная Я - концепции имеют между собой мало общего. Их несовпадение может стать как источником внутриличностного конфликта, так и стимулом к самосовершенствованию. Это определяется мерой различия этих форм концепции и его интерпретацией личностью. Положительная Я - концепция предполагает наличие таких характеристик личности, как низкая тревожность, получение удовольствия от жизни, независимость от мнения окружающих. Отрицательная Я - концепция связана с затруднением реализации своих социальных возможностей. Если в Я - концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» как сосредоточение всего опыта переживаний, если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он открыт опыту, то его образ Сбудет адекватным, целостным, а поведение — конструктивным. Сам человек в этом случае будет зрелым, адаптированным, способным к «полному функционированию». Соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний называется конгруэнтностью. Неконгруэнтность между образом Я и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе, вызывает ощущение угрозы, тревогу, начинают действовать механизмы защиты, и опыт искажается, что блокирует развитие личности, ограничивает возможности самореализации. Кроме того, конгруэнтность или неконгруэнтность — это степень соответствия между Я - реальным и Я - идеальным. В отличие от самооценки Я - концепция носит не оценочный, а только описательный характер. Самооценка — это одно из основных свойств личности, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности и определяет перспективы развития личности. Она тесно связана с уровнем притязаний, который определяется степенью сложности задач, на решение которых претендует человек. Уровень задач может быть адекватным, т.е. соответствующим возможностям и способностям личности, или завышенным, что может служить, например, причиной трудностей обучения. Заниженный уровень притязаний обусловливает сниженную самооценку, поскольку в этом случае человек отказывается от решения сложных задач и не достигает значительных успехов. К.Хорни, представительница современного психоаналитического направления, описывала чувство неуютности и беспокойства у младенца после рождения, развивающееся вследствие враждебности окружающего мира. Это чувство фиксируется, и движущей силой личности становится стремление к гомеостазу как желание избавиться от дискомфорта, что соответствует концепции Фрейда. Это ощущение неуютности — чувство «базальной тревоги». Хорни выделила следующие основные потребности личности: 1) потребность в безопасности, в избавлении от базальной тревоги; 2) стремление удовлетворять другие потребности. Согласно Хорни, эти потребности всегда находятся в антагонизме. При каждом удовлетворении желания индивид рискует вступить в противоречие со средой. Если родительское воспитание не сводит на нет базальную тревогу г то она нарастает и становится стойкой чертой характера. Хорни рассматривает невроз как психическое расстройство, вызванное страхами и защитой от них. Она выделяет несколько стратегий поведения, не только свойственных больным неврозами, но и необходимых Любой личности в качестве средства защиты от заложенной в природе каждого человека «базальной тревоги». 1. Поведение привязанности. Человек стремится быть принятым и любимым всеми, вызывать симпатию. Идеология такого поведения: «Если ты меня любишь, то не причинишь мне зла». Любовь в данном случае вторична и иллюзорна, первично стремление защитить себя. В основе этой стратегии лежит вытесненная враждебность. 2. Поведение подчинения. «Если я всем уступаю, то никто не причинит мне зла». Человек подчиняется окружающим, исполняет любые требования, старается всем угодить, не отстаивает свою точку зрения. 3. Поведение власти. «Если у меня есть сила, то никто не может причинить мне вреда». В этом случае доминирует стремление к престижу, авторитету. Человеку свойственна склонность рекомендовать, направлять, советовать, управлять, приказывать. В основе 4. Поведение ухода. «Если я ни в чем не участвую, то никто не причинит мне вреда». Это позиция стороннего наблюдателя, эмоционально нейтрального и изолированного. Позднее Хорни так определила ведущие поведенческие стратегии: - стремление к людям; - желание уйти от людей; - борьба против людей. Теория личности Г. Салливена рассматривает личность как модель межперсональных отношений. Еще в младенчестве запоминаются первые ощущения, например как мать берет на руки. Могут запоминаться вымышленные контакты, например с литературными героями. Все эти отношения составляют конструкт личности. Они подразделяются на: вертикальные — с представителями власти; горизонтальные — например, с представителями противоположного пола, лицами одного социального уровня и т.д. Мнение человека о себе зависит от того, что о нем думали другие в различных межличностных ситуациях. Тревога, беспокойство связаны с ожиданием человека — будет ли он принят? Меры предосторожности, предпринимаемые человеком, — контроль за своим поведением, которому он обучается. Теория Дж. Мида рассматривает человека как носителя определенной роли, в том числе социальной (лидер, отверженный). Социальная роль — это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную позицию. Репертуар ролей ограничен. Человек в зависимости от обстановки играет разные роли (на работе, в семье). Если роль не соответствует личности, то возникает болезнь. Концепция Мида удобна для практики, поскольку роль легко может быть изменена (игровая терапия как лечение неврозов). Наиболее известной отечественной теорией личности является теория концепции В. Н. Мясищева, в которой личность рассматривается как совокупность всех отношений человека. Отношения формируют сознательную избирательность (приоритетность) в контактах с окружающими, определяют степень интереса, силу эмоций и желаний и выступают в качестве движущей силы личности. Личностные качества возникают и становятся устойчивыми только в условиях сознательной деятельности человека, которая способствует субъективно-личностному отношению к социуму. Процесс формирования отношений может проходить осознанно или бессознательно. В каждом отношении присутствуют когнитивный и эмоциональный компоненты. Мясищев выделил три категории отношений: - к живой и неживой природе; - к другим людям; - к самому себе, которое формируется позже первых двух, но В соответствии с психологией деятельности А. Н.Леонтьева ядром личности является система относительно устойчивых иерархиризованных мотивов как основных побудителей деятельности с формированием смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Личностный рост осуществляется в процессе общения, которое во многом определяет становление характеристик человека, его эмоционально-волевой и мыслительной сферы. Теория установки Д. Н.Узнадзе раскрывает источники и механизмы активности личности, используя понятие «установка субъекта» — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать объекты и явления окружающей действительности и воздействовать на них. Механизм установки рассматривается на уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности. Структура личности в понимании К. К. Платонова представляет собой соотношение биологических и социальных свойств на уровне четырех подструктур, комплексное психологическое образование (табл. 5). Таблица 5 Структура личности (по К. К. Платонову)
Способности Способности, как и характер, определяются сочетанием различных свойств личности. Различие между ними заключается в том, что характер проявляется во всех сферах жизнедеятельности, а способности — в какой-либо конкретной области, например в творческом труде. Материальная основа способностей — это задатки, т.е. врожденные морфологические и функциональные особенности головного мозга, которые опосредуются влиянием общества, воспитанием. Классификация способностей. 1. Элементарные общие способности — присущие всем людям основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать и принимать решения. Они лежат в основе следующих трех групп. 2. Элементарные частные способности — присущи не всем людям и не в равной степени: например, музыкальный слух, эмпатия. Эти свойства проявляются в определенной области деятельности и предрасполагают к ней. 3. Сложные общие способности — относятся к общечеловеческим видам деятельности: труду, общению, игре, обучению (например, творческие способности). 4. Сложные частные способности — специальные профессиональные данные, например актерское перевоплощение. Одаренностью называется совокупность ряда способностей, обусловливающих успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других людей, занимающихся той же деятельностью. Талант — это способность к определенной деятельности, проявляющейся как творчество, т. е. высокий уровень развития способностей. Под гениальностью подразумевают высшую степень одаренности, создающую эпоху в определенной области деятельности. Результаты деятельности гения обладают высоким качеством, имеют важное общественное значение. В ходе обучения формируются автоматизмы (автоматизированные, механизированные действия) — навыки целенаправленной; сознательной деятельности. Они классифицируются: по профессиональным принципам: например, студенческие, спортивные, профессиональные; по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые или сложные, разрозненные или комплексные, продолжительные или непродолжительные; по содержанию: умственные и волевые, сенсорные и двигательные. Положительные воздействия ранее приобретенных навыков называются переносом. В этом случае происходит выработка новых поведенческих стереотипов, являющихся физиологической основой привычек. Так, если человек уже изучал один иностранный язык, то ему в дальнейшем будет легче осваивать другой. В случае отрицательного воздействия навыков наступает репродуктивное торможение. Угасание, неподкрепление условного рефлекса приводит к деавтоматизации навыка, которая наблюдается у неупражняющегося профессионала. Быстрота утраты навыка зависит от его степени сложности, от особенностей и состояния нервной системы, а также от работоспособности, сознательности. Привычки представляют собой динамические стереотипы, закрепляемые при помощи упражнений. Знания — это система понятий, усвоенных человеком. Физиологическим механизмом знаний являются условные рефлексы, т. е. временное связи, в образовании которых ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Приобретение знаний осуществляется за счет активности мышления и памяти, зависит от интереса к получаемой информации. Знания оценивают по широте, глубине, последовательности приобретения и прочности усвоения. Свобода от шаблона способствует гибкости использования их в дальнейшем. ВОЛЯ Волей называется целенаправленная и осознанная деятельность человека. Волевые усилия лежат в сфере социальных интересов. Это высшая форма человеческой активности. Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика возможностей человека, в которой сочетаются две группы компонентов: 1) моральные, которые формируются в процессе воспитания; 2) генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, неспособность долго терпеть усталость или быстро принимать решение зависит от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к человеку требований, соответствующих его возможностям, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности. Волевая деятельность в значительной мере связана с эмоциями, причем эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, иногда воля сводит на нет сильную эмоциональную реакцию, в других же случаях аффект подавляет волю. Таким образом, волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Выделяют следующие этапы волевого акта: 1) возникновение побуждения; 2) формирование мотивации; 3) выбор действия; 4) принятие решения; 5) реализация.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.016 с.) |