Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противопоставление мыслимого чувственному и признание за первым роли главной причины бытия достигают апогея у платона.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Но сначала рассмотрим учение его учителя, одного из самых замечательных мыслителей древнего мира – Сократа (470 – 399 до н.э.). Сын ваятеля и акушерки, он, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте – на улице, на рыночной площади, в любое время. Сократ в отличие от софистов не брал деньги за философствование, и среди его слушателей были люди самого различного имущественного положения, образования, политических убеждений, идейного и нравственного склада. Смысл деятельности Сократа (она получила название диалектики – нахождение истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (так называемый сократический метод) и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов (обсуждению подвергался обширнейший круг «житейских понятий» о справедливости, несправедливости, добре, красоте, мужестве и т.д.). Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Но ошибочно было бы истолковывать это знаменитое выражение в том смысле, что Сократ впервые в истории психологии обратился к интроспекции как особому методу познания. Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение «вовнутрь» – к собственным переживаниям и состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души. Если софисты приняли за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Было очевидно, что невозможно совместить натуралистическое объяснение души с такими явлениями, как способность человека мыслить в абстрактных понятиях, как его стремление к возвышенным целям, принятие решений в соответствии с голосом совести. Но ведь эти способности существуют реально, образуя совокупность особых человеческих качеств. На них и сосредоточил свое внимание Сократ, мысля под термином «душа» прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Этот термин в древнегреческом мышлении все определеннее становится обозначением признаков, которые выступают в тех случаях, когда поведение человека рассматривается с точки зрения его волевой и интеллектуальной регуляции. Новое толкование души, а также трудности предшествующего античного детерминизма использовал Платон (428–348 до н.э.), в философской системе которого отразились идеологические и политические устремления реакционной части рабовладельческого общества. Платон выступил в бурный период истории Аттики. Начиналась Пелогюннесская война, резко обострившая внутренние противоречия рабовладельческой Греции и борьбу политических партий. Враждебность материализму, пронизывающая философию Платона, имела политические основания. От материализма, утверждал Платон, молодежь впадает в безбожие подрываются устои общественного порядка. О системе Платона мы имеем несравненно более достоверную информацию, чем об учениях других античных мыслителей. По существу до нас дошло полное собрание его сочинений, тогда как от работ его предшественников, в том числе таких великих, как Демокрит, сохранились фрагменты, к тому же зачастую полученные из вторых рук. У Платона не имелось сочинений, специально посвященных психологическим вопросам. Эти вопросы обсуждаются во многих диалогах: «Федоне», «Тимее», «Федре», «Законах», «Меноне», «Горгии» и др. Материализм в Древней Греции, как и во всей истории человеческой мысли, был внутренне связан с изучением природы, с материальным производством. Приобретая власть над явлениями природы, человек убеждался в их подчиненности естественным причинам, постигаемым чувственным опытом и размышлением. Материалистическое мировоззрение обусловило переход от мифа к Логосу. Философский идеализм, родоначальником которого в западном мире был Платон, развивался на другой почве. Для него исходной была область морально-этических явлений, которых еще не коснулось научно-детерминистское объяснение. Это и благоприятствовало типичному для Платона смешению мифа и Логоса. Он считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежат к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам. Стремление расчленить чувственно воспринимаемые и мыслимые предметы, которое наметилось в учениях философов VI–V вв. – Гераклита, Парменида, Пифагора, Демокрита, Сократа, не было заблуждением. Логическое мышление имеет особый состав и структуру, которые позволяют постигнуть устойчивое, существенное, закономерное за картиной того, что дано в ощущениях и чувственных образах. Приобретение логически достоверного знания имеет особую ценность, засвидетельствованную всей практикой использования математических и других общезначимых формул и схем, позволяющих овладеть бесконечным многообразием изменчивых частных ситуаций. Уже в сознании пифагорейцев математические понятия выросли в нечто сверхъестественное. Число отъединялось от вещей, вне которых оно в действительности не существует, и восторженно почиталось как их сущность и причина. Платон через несколько лет после казни своего учителя Сократа совершил путешествие в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. Пройдя школу Сократа, он усвоил метод диалектики – беседы, ведущей от смутных и непродуманных мнений к точному и твердому знанию о существенном. Теперь это направление соединилось с пифагорейской трактовкой числа как самого существенного, как первопричины и прообраза преходящих вещей. Основа миропорядка у пифагорейцев – числа. Платон представил ее как сферу вечных форм, скрытых за небосводом в виде царства идей. Это царство незыблемо и нетленно, тогда как все чувственное – от неподвижных звезд до непосредственно ощущаемых предметов – лишь сокращенные и затемненные идеи, их несовершенные, слабые копии. Перед нами столь последовательный идеализм, какой только может быть. Идеи первичны, действительность, в которой живет человек, вторична, призрачна, эфемерна. Не идеи – продукты человеческого разума, а, напротив, разум стремится им подражать. Они существуют объективно, независимо от людей и от вещей. В целом картина бытия выступает у Платона в следующем виде: идеи причастны к космическому уму (нусу), а мировая душа, которая является принципом самодвижения всего сущего, объединяет космический ум и пассивную бесформенную материю. Идеализм обнажил и обострил реальные трудности на нуги проникновения научной мысли в область психического, противопоставляя различные порядки явлений, выдвигая вопросы, которые до того не появлялись в поле философского анализа, делая упор на уязвимых пунктах, он стимулировал поиски новых решений, завершенные учением Аристотеля (384–322 до н.э.). Уроженец Стагиры (Северная Греция), сын медика при македонском царе, Аристотель готовился к врачебной профессии, и его первоначальное образование носило естественнонаучный характер. Семнадцатилетним юношей он пришел в Афины, где шестидесятилетний Платон возглавлял академию, с которой Аристотель вначале был тесно связан, но вскоре порвал. Уехав через 20 лет из Афин, он жил в различных городах Малой Азии, где не только учил, но и занимался научными исследованиями, преимущественно в области биологии. Он был воспитателем Александра Македонского, который впоследствии, во время походов, приказал отправлять своему старому учителю (в Афины, где он основал свою школу-лицей) образцы растений и животных из завоеванных стран. У Платона доминировала ориентация на математику, у Аристотеля – на биологию, изучение объектов которой имело древние материалистические традиции. Учение Аристотеля о душе с материалистических позиций преодолевало ограниченность демокритовской трактовки души. Но и платоновские уроки подготовили аристотелевский синтез. Его нельзя считать чисто логическим разрешением противоречий предшествующих периодов развития философско-психологической мысли, ибо он был осуществлен на естествоведческом материале, на огромных пластах фактов – экологических, эмбриологических, сравнительно-анатомических, зоологических и других, объем которых необычайно возрос в эпоху походов Александра Македонского, когда перед греческим естествоиспытателем стало раскрываться невиданное доселе разнообразие и богатство животного мира в разнообразных природных условиях. Аристотель приходит к выводу, что душа как «начало живых существ» (общее мнение древних) есть форма реализации способного к жизни тела: «Необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью». «Правильно думают те, – указывает Аристотель, – кому представляется, что душа не [может] существовать без тела и не является телом». Будучи формой, неотделимой от материи, душа не может быть внешним по отношению к живой системе двигателем, ни материальным, ни идеальным. Поэтому Аристотель отклоняет как механистические, так и идеалистические представления. Он разбирает, в частности, вопрос о возможности «смоделировать» действие живого тела по образцу работы механического устройства. Такая «кибернетическая» конструкция, по преданию, была изобретена знаменитым Дедалом, который «сделал подвижным деревянное [изваяние] Афродиты, влив [в него] ртуть». Аристотель не принимает также демокритовское учение об атомах души, толкающих другие атомы тела и тем самым перемещающих его в пространстве. Душа, согласно Аристотелю, – это целесообразно работающая органическая система. «Если бы глаз был живым существом, душою его было бы зрение». Здесь глаз трактуется как модель целостного живого существа – организма. Мысль, чувство, стремление так же неотделимы от тела, как зрение от глаза. В свою очередь орган, не выполняющий свои функции, перестает быть живым. Виталисты в дальнейшем объявили Аристотеля своим прародителем. Основанием для этого было аристотелевское определение души как энтелехии, целеполагающего начала. Необходимо различать аристотелевское понятие энтелехии как имманентно присущей органическим телам целостности и целесообразности поведения и последующие бесчисленные интерпретации энтелехии, придавшие этому понятию смысл особого имматериального начала. Аристотель окончательно покончил с гилозоизмом – учением об одушевленности (жизненности) всех физических тел. Душа представляет неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом. Специфика этого начала выражена в целесообразности, в способности живых тел стремиться к цели и реализовывать ее. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории – «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая». Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI в. до н. э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки...». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Из медицины эти представления перешли в философию. Нужно, однако, иметь в виду, что как в те времена, так и впоследствии решение вопроса о телесной локализации души непосредственно зависело не только от анатомических знаний, но и от философско-психологических представлений. Платон, разделивший душу на три части, соответственно искал для каждой из них свой орган. Идеально-умственную часть (разум) он помещал в голове (руководствуясь соображением о том, что она ближе всего к небесам, где пребывает царство идей), «гневливую» (мужество) – в груди, а чувственную (вожделение) – в брюшной полости. Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение нескольких столетий рассматривалось только как гипотеза. Аристотель, который сам прошел медицинскую школу в Северной Греции, возвращается к «сердцецентрической» схеме. Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови. Будучи фантастическими, с точки зрения физиологической реальности, эти представления вместе с тем вносили совершенно новый момент в трактовку центрального органа психической деятельности. Аристотелю принадлежит понятие об «общем чувствилище», воспринятое последующей физиологией и медициной и всерьез обсуждавшееся вплоть до XIX в. Согласно Аристотелю, для актуализации чувственных образов вещей (а с этого начинается, как он полагал, сенсомоторная деятельность организма) необходимо, чтобы тело обладало двумя специальными устройствами: органами чувств и центральным органом. Благодаря деятельности центра познаются качества, которые «косвенно воспринимаются нами при каждом ощущении, таковы – движение, покой, фигура, величина, число, единство...». Важнейшей его операцией является далее различение ощущений: «Невозможно различить посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого, но и то и другое должно быть ясным чему-нибудь единому». Какова же природа этого центра, где лежат жизненные корни «общего чувствилища»? Они уходят, по Аристотелю, в область прямых связей организма со свойствами среды (сухим и влажным), ибо центральный орган является одновременно и органом осязания. «Тело представляет собою среду, приросшую к осязающему [органу], через нее возникают ощущения во всем их разнообразии». В пифагорейской школе возникло представление о трех частях души – «разумной», «мужественной» и «алчущей». Его приняли и Демокрит (помещавший разум в голове, мужество в груди, чувственное вожделение в печени), и Платон. У Платона учение о частях души приняло резко выраженный этический характер. Соотношение между этими частями пояснял знаменитый платоновский миф о вознице на колеснице, в которую впряжены два коня – некрасивый, дикий, рвущийся идти собственным путем и породистый, благородный, поддающийся управлению. Возница стремится управлять этими конями соответственно цели, которая ведома только ему, но это удается ему с большим трудом. Возница символизировал рациональную часть души, кони – две иррациональные части: высшую и низшую. В этом мифологическом образе были выражены важные психологические идеи. Проводилось различие не только между уровнями познавательной деятельности (сенсорным и интеллектуальным), но также между мышлением (разумом) и мотивацией, в свою очередь расчлененной на высшую и низшую. Согласование низменной и благородной мотиваций возлагалось на разум, который при этом испытывает, согласно Платону, большие трудности, поскольку порывы двух иррациональных частей души несовместим. Тем самым в сферу психологического анализа были введены две важнейшие проблемы: мотивационный конфликт и роль разума в преодолении этого конфликта, в интеграции поведения (как трехкомпонентного образования). Аристотель, для которого, как мы уже знаем, душа означала способ организации живой материи, отверг общепринятое до него мнение о делимости души на части: ведь она, по Аристотелю, принцип жизни и развития, а не вещь. Вместе с тем она проявляется в различных деятельностях, которые, будучи «в реальности» нераздельными функциями единой души, разграничивались «в понятии» следующим образом: питательная, чувствующая, движущая, разумная. Преимущество аристотелевской схемы перед платоновской (основанной на религиозно-этических, а не на естественнонаучных соображениях) состояло в том, что у Аристотеля преобладала позиция натуралиста. Его схема, будучи выдающимся обобщением эмпирического материала, утверждала целостный и генетический подход к жизнедеятельности. Первая функция души (питательная, вегетативная) рассматривалась как специфическая для растений, вторая и третья (сенсомоторная) – для животных, четвертая (разумная) – для человека. О них можно говорить как об отдельных душах только в том смысле, что могут быть организмы, наделенные одной функцией, несколькими или всеми. Высшие функции предполагают низшие, возникают из них и на их основе. Тем самым аристотелевская классификация приобретала генетический смысл. Функции души становились уровнями ее эволюции. Идея развития возникла при первых же попытках увидеть в микрокосме организма повторение пути, проходимого космосом (Гераклит). У Аристотеля идея воспроизведения всеобщего в индивидуальном переходит в гораздо более близкую к реальности версию, предвосхищавшую биогенетический закон. Человеческая душа повторяет развитие не космоса в целом, а органического мира с его различными уровнями: растительным, животным, разумным. Аристотель, в частности, сопоставляет неразвитую душу ребенка с животной душой. Если Платон утверждал, что между ощущением и мышлением, чувственным вожделением и благородным побуждением не может быть иного отношения, кроме полярности и несовместимости, то у Аристотеля эти душевные проявления выступают как ступени единого генетического ряда — высшая предполагает низшую и возникает только на ее основе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.85 (0.013 с.) |