Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отрасли советской психологической наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как важную особенность советской психологии в сравнении с дореволюционной следует отметить выдвижение на первый план ее прикладных отраслей: психологии труда и психотехники, педагогической психологии, судебной психологии, патопсихологии, социальной психологии и др. Советские психологи активно участвуют в работе множества научных и практических учреждений, занятых проблемами перестройки производства, научной организации труда (НОТ), социального воспитания, культурно-массовой работы и т.д. Практическая деятельность психологии характеризуется стремлением откликаться па наиболее актуальные запросы развития народного хозяйства и культуры в СССР. В этих условиях значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова, А.А. Толчинского и др.), нашедшая применение в ряде разделов народного хозяйства, и прежде всего в промышленности, на транспорте, в торговле, на предприятиях связи, в системе профессионального обучения, в политехнизации средней школы и т. д. Особый ее раздел составила военная психотехника, или военная психофизиология (Ю. Фролов, А. Таланкин, Г. Хаханьян), имевшая широкую сферу приложения в Красной Армии. Развивается также авиационная психология (Н.М. Добротпорский, С.Е. Минц, К.К. Платонов и др.), включавшая проблемы профессиографии летного труда, авиационной психогигиены, психологические вопросы методики летного обучения. Психология спорта (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, 3.И. Чучмарев) также тесно смыкалась с психотехникой, в особенности в связи с вопросом о формировании двигательных навыков и реакций. Во многих городах Советского Союза работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928 – 1934), проводились конференции и съезды. В 1931 г. в Москве проходила VII Международная психотехническая конференция. В статье «Очередные задачи Советской власти» В.И. Ленин писал: «Осуществимость социализма определится именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее». Как особая отрасль советской психологии психотехника организационно оформляется к 1927 – 1928 гг. Вместе с тем тогда же получил распространение теоретически порочный тезис, что психотехника относится лишь к «техническим усовершенствованиям», что она стоит вне философской борьбы, что она «надпартийная» и «внеклассовая». В 1930 – 1932 гг. начинается пересмотр методологии советской психотехники, явившийся следствием марксистско-ленинской перестройки психологической науки. Советские психологи и психотехники наметили перспективный план дальнейшего развития прикладных отраслей психологии и конкретной помощи социалистическому строительству. Характерной чертой психологии труда к середине 30-х годов становится перенесение центра тяжести в исследовательской работе с проблемы профотбора на поиски рациональных методов политехнического и профессионального обучения, организацию трудового процесса, формирование навыков и умений. Развитие другой важной отрасли психологической науки – педагогической психологии – стимулировали задачи социального воспитания. В центре внимания значительного коллектива ученых, занятых в этой области, находились психологические вопросы возрастного развития детей, формирования коллектива, влияния общественной среды на личность, эффективности обучения и т.д. (П. Блонский, Л. Выготский, М. Басов, А. Леонтьев, Н. Рыбников, А. Смирнов и др.). В 20-е и 30-е годы в области педагогической психологии было выполнено огромное количество научных работ, содержащих богатейший исследовательский материал, который вошел органической частью в состав современной психологии. Тогда же складывается ряд психолого-педагогических концепций, научная ценность которых не только не утрачена в настоящее время, но и, напротив, осознается сейчас с большей ясностью и определенностью, чем когда-либо. В этой связи следует упомянуть систему взглядов на личность ребенка и детский коллектив, сформулированную А.С. Макаренко, которая впоследствии становится отправной точкой для развертывания целого ряда психологических исследований, посвященных проблемам развития личности и коллектива (В.Н. Колбановский, А.Л. Шнирман и др.). В те же годы оформляется научная концепция развития психики ребенка, предложенная Л. Выготским (теория развития высших психических функций). В ходе ее разработки складываются научные коллективы, в которые наряду с Л. Выготским входили его ближайшие сотрудники – А. Леонтьев, А. Лурия, Л. Занков, П. Гальперин, А. Запорожец, Д. Эльконин, Л. Божович, Ж. Шиф и многие другие ученые Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов. Начавшееся в рамках концепции еще в конце 20-х годов исследование, проведенное видным советским психологом А. Леонтьевым, выявило новые перспективы создания теории развития психики. Разработка педагогической психологии осложнялась тем, что она во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов оказалась в сфере влияния так называемой педологии. Содержание педологии представляло собой механическую совокупность психологических, физиологических, биологических концепций развития ребенка. Возникшая в конце XIX – начале XX в. (С. Холл, Мейман, Прейер – на Западе; Бехтерев, Нечаев, Россолимо – в России) и обусловленная проникновением эволюционных идей в психологию, педология в СССР к концу 30-х годов начинает претендовать на роль единственной «марксистской науки о детях», монополизируя право на изучение ребенка, оттесняя педагогику и поглощая психологию и физиологию детского возраста. Педология была задумана как комплексная наука, охватывающая результаты исследований отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека. Несомненно, комплексное, синтетическое изучение детей, как и выдвижение проблемы развития психических функций в центр исследовательской работы, было ценным завоеванием психологической и педагогической мысли. Но подлинно научный синтез не был осуществлен в педологии в связи с тем, что она не смогла предварительно проанализировать данные психологии, анатомии, физиологии и педагогики, а также ввиду того, что основу синтеза педологи видели в механистически понимаемом учете действия «двух факторов» (среда и наследственность), якобы непосредственно определяющих развитие психики. Сводя качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике и подменяя изучение личности ребенка «социологическим» изучением среды, педологи игнорировали марксистско-ленинскнй этап развития психологии и продолжали видеть в ней науку о субъективном в психике. Столь же враждебно педология относилась к педагогике, третируя ее как «эмпирику». Идеалистические и механические установки педологов, их антипсихологизм, увлечение необоснованными тестами, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одаренности учащихся (/0), тяжело сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи еще в начале 30-х годов началась принципиальная критика многих положений педологии (проблемы предмета педологии, био- и социогенеза, тестов и др.). Эта марксистская критика получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Критика педологии проходила в сложной обстановке второй половины 30-х годов и нередко сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учеными, так или иначе связанными с педологией, но вместе с тем творчески развивающими педагогику и психологию. Резкая и по большей части справедливая критика педологии вызывала зачастую и отрицательное отношение ко всей проблематике возрастного развития. Одной из областей психологической науки являлась патопсихология, в которой теснее, чем где-либо, соединились усилия психологов, физиологов и врачей. Успехи в разработке проблем патопсихологии в СССР в 20-е и 30-е годы в значительной степени определялись тем, что ведущая роль в осуществлении основных задач этой отрасли психологии принадлежала выдающимся советским ученым – И.П. Павлову, В.М. Бехтереву и Л.С. Выготскому. Во второй половине 20-х – начале 30-х годов И.П. Павлов и его ближайшие сотрудники непосредственно переходят к разработке проблем патопсихологии, выдвигая ряд конструктивных принципов, и среди них идею двух сигнальных систем, учение о типах высшей нервной деятельности, с позиций рефлекторной теории критикуют представления Жане, Кречмера и др. В клиниках, руководимых С.Н. Давиденковым и А.Г. Ивановым-Смоленским, Павлов до последних дней своей жизни занимался анализом психологических состоянии. Эти клиники стали экспериментальной базой для изучения сложной картины различных психических и нервных заболеваний человека, проанализированной в ряде работ И.П. Павлова, написанных начиная с 1930 г. Труды В.М. Бехтерева содержали богатейший материал патопсихологических исследований, в особенности относящийся к области психической симптомологии, где психология и психиатрия теснейшим образом сближаются. Бехтерев исследовал проблему галлюцинаций, сумев показать роль внешних раздражителей в проекции галлюцинаторных явлений; изучал слуховые иллюзии; выяснил характер психоанестезий, выражающихся в более или менее явном ослаблении чувственного восприятия как в сфере общей чувствительности, так и в сфере органов чувств, и многие другие вопросы психической симптомологии. Деятельность В.М. Бехтерева и его многочисленных учеников (среди них следует назвать К.И. Платонова, автора книги «Слово как физиологический и лечебный фактор», неоднократно переиздававшейся), несмотря на попытки последних направить патопсихологию по пути рефлексологии, составила заметный вклад в науку о психических состояниях личности больного человека. В этот период Л.С. Выготский стал инициатором ряда работ, в которых изучалось смысловое и системное строение психической деятельности в развитии. Влияние его идей отразилось на патопсихологических исследованиях, которые развертываются после завершения методологических дискуссий начала 30-х годов. Если изучение генезиса высших психических функций составило, как было отмечено выше, одно из важнейших направлений в детской и педагогической психологии, то изучение распада высших психических функций, выяснение того, как они нарушаются на различных ступенях развития, становится содержанием патопсихологических исследований. Воззрения Л.С. Выготского получили развитие в трудах Ф.В. Бассина, Р.М. Боскис, Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия и многих других. Одним из убедительных свидетельств высокого уровня развития патопсихологии в 30-е годы является большая и успешная работа советских психологов во время Великой Отечественной войны в специальных госпиталях по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых (Б.Г. Ананьев, С.Г. Геллерштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). О том же свидетельствуют успехи советской дефектологии (И.А. Соколянский, И.И. Данюшевский). К концу 30-х – началу 40-х годов советские психологи достигли серьезных успехов. Продолжается работа по теоретическому обоснованию психологической науки, широко развертывается исследовательская работа. В теоретическом оформлении основ советской психологии существенную роль играло становление некоторых диалектических концепций, оказавших большое влияние на ее дальнейшую историю. Сюда относится прежде всего теория происхождения, структуры и развития высших психических функций (Л.С. Выготский), заложившая основы исторического подхода к изучению психики человека. В основе развиваемой Выготским теории развития высших психических функций лежат две гипотезы: об опосредованном характере психической деятельности и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихической». Исходя из положения Энгельса, Выготский выдвигает предположение, что в психологии человека существует особенность, соответствующая той роли, которую играет труд, употребление и создание орудий в его производственной деятельности. Эта особенность – в опосредованном характере психической деятельности людей. Так, в концепции Выготского возникает гомология орудия и знака, основу которой составляет опосредующая функция, принадлежащая тому и другому. Применение знаков (слов, числовых обозначений и т.п.), т.е. переход к опосредующей деятельности, перестраивает всю психическую деятельность, наподобие того, как применение орудий видоизменяет естественную деятельность органов и усиливает и расширяет систему психической активности человека. С разработкой марксистской теории связана и другая кардинальная мысль Выготского – идея интериоризации. Выготский попытался найти диалектическую закономерность формирования человеческой психики, которая отражала бы сущность развития не только отдельных функций, но и всей личности в целом. Так возникает проблема соотношения внешних и внутренних психических функций. «Общий генетический закон культурного развития» Выготский формулирует следующим образом: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией». Это дает возможность не только выяснить генезис психических процессов, но и понять общий ход развития человеческой личности. Историзм в трактовке психики человека получает дальнейшее развитие в работах А.Н. Леонтьева и его сотрудников. Психическая деятельность рассматривается ими как особая форма деятельности, продукт внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественно-исторического развития во внутреннюю деятельность сознания. В книгах П.П. Блонского развивается опирающаяся на принципы диалектического подхода генетическая теория развития памяти и мышления. В фундаментальном труде С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (1940) было теоретически обосновано учение о единстве сознания и деятельности, в котором преодолевались как интроспективная концепция психики, восходящая к Декарту, так и поведенческая концепция. В указанном труде С.Л. Рубинштейна на основе идеи о том, что все психические процессы не только проявляются, но и формируются в деятельности, был обобщен богатейший конкретно-научный материал, накопленный как отечественными, так и зарубежными исследователями. Особое внимание уделялось философским вопросам психологии, а также критическому анализу зарубежных концепций: бихевиоризму, гештальтизму и др. Разрабатывая проблему развития психики, С.Л. Рубинштейн опирался на достижения сравнительной психологии, обогащенные в 30-х годах трудами Н.Н. Ладыгиной-Котс, Г 3. Рогинского, Н.Ю. Войтониса и др. На основе развития рефлекторных идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова в середине 30-х годов складываются предпосылки новых научных представлений о наличии в мозгу таких структур и процессов, которые обеспечивают оптимальные условия для управления деятельностью в результате активного выбора информации, поступающей из внешней среды (концепция «фундаментальной системы» и «афферентного синтеза» П.К. Анохина, концепция «рефлекторного кольца» Н.А. Бернштейна), в результате чего задолго до развития кибернетики в научный оборот вводились понятия, адекватные ее центральному звену – «обратной связи». Перестройка психологии на основе ленинской теории отражения выдвинула на первый план разработку проблемы структуры познавательных процессов. Важное значение приобретает изучение переходов от ощущения к мышлению и интеллектуального опосредования ощущений (Б.Г. Ананьев), исследование зрительных ощущений (С.В. Кравков), чувствительности к сенсибилизации органов чувств (К.X. Кекчеев), слуховых ощущений (Б.М. Теплов) и т.д. Возникнув в области изучения восприятии, все более широкий размах приобретают исследования, связанные с теорией установки (Д.Н. Узнадзе), которые дали возможность осуществить интересный и оригинальный подход к проблемам активности личности и бессознательного. В предвоенные годы заметные сдвиги наблюдаются в разработке ряда вопросов общей психологии: исследования в области навыков (Л.М. Шварц, Е.В. Гурьянов и др.), внимания (Н.Ф. Добрынин), памяти (А.А. Смирнов, Н.А. Рыбников), мышления (П.А. Шеварев, Н.А. Менчинская). Тогда же намечаются предпосылки для создания концепции способностей и их развития в процессе деятельности (Б.М. Теплов), которые сыграли важную роль в формировании теории индивидуально-психологических особенностей личности. Заметное внимание к психологии личности, определившееся в это время, связано с растущим интересом к учению А.С. Макаренко о развитии личности в коллективе. Всеобщее признание получает понимание общественно-исторической обусловленности сознания человека. Это выдвинуло на первый план исследование личности и различных форм ее активности: направленности личности (С.Л. Рубинштейн), установок как модификаций личности (Д.Н. Узнадзе), отношений (В.Н. Мясищев) и др. В советской психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии. Преодолевая дуализм сознания и деятельности в такой же мере, как их отождествление (идеалистическое – у спиритуалистов, механистическое – у бихевиористов), советские психологи утверждают их единство, находя таким образом основу объективного познания психики и получая возможность правильного решения вопроса о методах психологии. Исследуя структуру человеческого сознания, психология начинает нащупывать межфункциональные связи и отношения, преодолевая функционализм в трактовке психических процессов. Задача преодоления функционализма не была, однако, решена и главным образом потому, что ее решение требовало перестройки самой системы понятий в психологии: теоретически утверждаемый принцип единства психической деятельности вступал в противоречие с традиционной схемой изолированных психических функций. Разрешение этого противоречия становится одним из факторов дальнейшего развития советской психологии. В годы Великой Отечественной войны в психологии развернулись научные работы в плане оборонной тематики, связанные с проблемами противовоздушной маскировки, полевой разведки, восстановления нарушенных психических функций и т.д., сама возможность постановки которых исключалась бы, если бы в довоенное время не были достигнуты большие успехи в области изучения условий повышения чувствительности зрения и слуха, патопсихологии и т.д. Среди других оборонных работ могут быть названы предложенные руководителем лаборатории психофизиологии Московского психологического института К.X. Кекчеевым методы борьбы с ослеплением глаз светом прожекторов, методы борьбы со снеговой ослепляемостью (С.В. Кравков), методы повышения чувствительности и эффективности наблюдения на постах ПВО (Л.А. Шварц). Советские психологи создают в это время методы ускорения периода адаптации к темноте, сенсибилизации слуха и зрения, уточнения глазомерной оценки расстояния, методы тренировки различения быстро движущихся объектов, методы звукомаскировки и т.д. Оказывая непосредственную помощь Советской Армии, психология, в данном случае психология и психофизиология органов чувств, продемонстрировала свою теоретическую и методическую зрелость и подготовленность для разрешения тех задач, которые встали перед ней в связи с запросами военного времени. В настоящее время потребности российского общества и ширящиеся контакты психологии со смежными областями знания создают тенденцию осуществления всестороннего, комплексного познания человека средствами современной науки. Общая психология ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Понятие «психология» (от греч. psyche — душа, logos — слово, мысль, учение) означает «наука о душе», «душесловие». В современном мире понятие «душа» сменилось термином «психика». Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Это качество материи, проявляющееся во взаимодействии с другими объектами в процессе жизнедеятельности. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, учение о природе, детерминации, структуре и механизмах психической деятельности, поведения и их применения на практике. Психика имеет сложное строение, ив ней можно выделить три основные формы психических явлений. Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, воля, чувства) являются кратковременными и представляют собой начальные стадии познавательных процессов. Психические состояния (радость, страх, бодрость, подавленность, раздражительность, усталость и т.д.) — относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом, более длительные и сложные по сравнению с элементарными познавательными процессами. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Психические свойства личности — устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К ним относятся темперамент, характер, способности человека. Все формы психических явлений взаимосвязаны и переходят одна в другую. Основные функции психики включают отражение и регуляцию поведения и деятельности. Понимание психики как отражательного процесса (И. М. Сеченов) составляет суть рефлекторной теории отражения, которая является основой отечественной материалистической психологии. Простейшая форма отражения — физическая, например отражение звука и света. Любому животному организму присуща раздражимость, т. е. способность отвечать на непосредственное воздействие внешней среды адаптивными (приспособительными) процессами, уравновешивающими организм с данной средой. Эта реакция называется физиологическим отражением и является функцией живой материи. Примером могут служить изменения в сетчатке глаза под влиянием света, сокращение мышц и проведение возбуждения по нерву. На более высоком этапе эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного мозга возникает психическое отражение. Оно становится возможным, когда раздражители внешнего мира начинают восприниматься как сигналы вследствие того, что мозг в процессе эволюционного развития приобретает свойства переживания и познания. Вначале эта форма отражения выражается в виде эмоций: отрицательных, свидетельствующих об опасности, и положительных, сигнализирующих о том, что она миновала. Психическое отражение дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность; оно совершается в процессе активной деятельности; постоянно углубляется и совершенствуется, преломляясь через индивидуальность; носит опережающий характер. Рефлекторная теория психики утверждает, что в основе высшей нервной деятельности лежат рефлексы: безусловные, которые осуществляют постоянную связь внешнего и внутреннего раздражения с ответной реакцией и сигналом обратной связи; условные — временные связи, выработанные под влиянием неоднократных подкреплений раздражителей с обратными реакциями при регулярном их осуществлении. Если раздражитель, вызывающий условный рефлекс, тормозится другим внешним раздражителем, то это явление называется внешним торможением. Когда возбуждение в определенных центрах усиливается вследствие чрезмерной силы раздражителя, то оно переходит в свою противоположность — торможение. Данный процесс называется запредельным торможением. Распространение нервного возбуждения по коре головного мозга получило название иррадиация. Когда в каком-либо участке мозга возникает возбуждение, а в другом — торможение, то возникает отрицательная индукция. Положительная индукция — противоположное явление, когда вокруг заторможенного участка мозга образуется участок возбуждения. Иррадиация и взаимная индукция нервных процессов обеспечивают смену возбуждения и торможения — корковую нейродинамику. Каждый анализатор включает три основные части: 1) рецептор — концевой аппарат; 2) проводниковый нервный путь; 3) центральное звено в соответствующей зоне коры. эфферентной команды. Однако это лишь «пусковой сигнал», регулируемый с учетом положения органа и цели, состояния движения и вязкости суставно-мышечных звеньев. Регулирование осуществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприорецепторов и программы движения. Это текущее регулирование Н.А.Бернштейн назвал принципом сенсорной корреляции и.представил его схематически в виде рефлекторного кольца: - начальное звено — превращение органами чувств внешнего или внутреннего раздражения в нервное возбуждение, передаваемое интерорецепторами в мозг; - второе, или центральное, звено — возникновение на основе возбуждения и торможения психических процессов (чувств, мыслей); - третье звено — экстерорецептивный двигательный аппарат; - четвертое звено — сигналы от двигающихся органов тела в кору головного мозга (обратная связь). Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает: - прием внешних воздействий; - преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг; - декодирование и переработку информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам; - прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь); - коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи. Активная регуляция поведения предполагает функционирование аппарата обратной связи, с помощью которой производится сопоставление результата действия с его предварительным планом. Созданная П. К. Анохиным и его последователем К. В. Судаковым теория «функциональных систем мозга» рассматривает внешние сигналы и сигналы, идущие к мозгу из внутренних органов, как предпосылки для формирования первого этапа поведенческого акта — принятия решения «что делать?» (этап афферентного синтеза). Таким образом определяется линия поведения на данный момент — постановка цели. Затем в сознании человека на клеточном уровне мозга формируется определенная модель последующего действия (этап формирования акцептора действия). По мере того как действие начинается и выполняется, сигналы от мышц и внутренних органов, участвующих в его выполнении, сопоставляются и сравниваются с созданной на предыдущем этапе моделью (этап эфферентного синтеза). При достижении положительного результата действие прекращается. Если же поступающая информация не совпадает с моделью действия, то происходит корректировка либо самого действия, либо его модели, до тех пор пока не будет получен нужный результат. П. К. Анохин показал роль головного мозга в отборе полезных „ приспособительных действий и доказал, что одни и те же его клетки могут принимать участие в осуществлении различных функциональных связей, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования сложного поведения и чем выше уровень развития психики, тем совершеннее этот механизм. Функциональная организация человеческого мозга в соответствии с современными взглядами нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает три основных блока. 1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола). 2. Блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры). 3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры). При расстройстве функций 1-го блока внимание становится неустойчивым, появляются апатия и сонливость. Нарушение работы 2-го блока приводит к потере кожной и проприоцептивной (глубокой) чувствительности, к утрате четкости движений и т. п. При поражении 3-го блока возникают нарушения поведения и расстройства моторики. Локальные травмы мозга дают материал для изучения отдельных зон (исследования А. Р. Лурия). Установлено, что повреждение левой височной доли нарушает слуховую память. При поражении теменной и затылочной долей интеллектуальная деятельность остается осмысленной, но затрудняется установление временных отношений. При повреждении лобных долей человек способен выполнять отдельные логические операции, но становится невозможным спланировать ход решения задачи, исчезает ориентировочная основа действий. Большое значение для психологии, физиологии и медицины имеет принцип доминанты, исследованный академиком А. А. Ухтомским. Он объяснил, почему из огромного числа рефлексов, которые могли бы возникнуть в каждый данный момент вследствие множества раздражений, воздействующих на организм, фактически осуществляются сравнительно немногие. Дело в том, что в нервных центрах той деятельности, которая является в настоящий момент ведущей (доминирующей), возникает очаг повышенной возбудимости. Этот очаг привлекает к себе раздражения, направленные в другие, в данный момент недоминирующие центры. В результате ведущий центр усиливает свою работу, а остальные затормаживаются. Это демонстрирует, например, следующий опыт. К лапе собаки прикрепляют электроды, при пропускании через которые слабого тока происходит сгибание лапы. Если ток на электроды дать в тот момент, когда животное глотает пищу, то лапа отдергиваться не будет, а только усилится процесс глотания. В своей работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» А. А. Ухтомский писал, что под доминантой он понимает господствующий очаг раздражения, которое в значительной степени определяет характер реакций нервных центров, протекающих в данный момент времени. Ученый был убежден в том, что принцип доминанты является основой внимания, и объяснял феноменом образования доминанты такие психопатологические явления, как навязчивости и галлюцинации. Основные принципы психологии. Детерминизм. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий. Единство сознания и деятельности. Сознание образует внутренний план деятельности человека. Развитие. Психику надо рассматривать в динамике, как процесс и результат деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.017 с.) |