Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрасли советской психологической науки

Поиск

Как важную особенность советской психологии в сравнении с дореволюционной следует отметить выдвижение на первый план ее прикладных отраслей: психологии труда и психотехники, педагогической психологии, судебной психологии, патопсихологии, социальной психологии и др. Советские психологи активно участвуют в работе множества научных и практических учреждений, занятых проблемами перестройки производства, научной организации труда (НОТ), социального воспитания, культурно-массовой работы и т.д. Практическая деятельность психологии характеризуется стремлением откликаться па наиболее актуальные запросы развития народного хозяйства и культуры в СССР.

В этих условиях значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова, А.А. Толчинского и др.), нашедшая применение в ряде разделов народного хозяйства, и прежде всего в промышленности, на транспорте, в торговле, на предприятиях связи, в системе профессионального обучения, в политехнизации средней школы и т. д. Особый ее раздел составила военная психотехника, или военная психофизиология (Ю. Фролов, А. Таланкин, Г. Хаханьян), имевшая широкую сферу приложения в Красной Армии. Развивается также авиационная психология (Н.М. Добротпорский, С.Е. Минц, К.К. Платонов и др.), включавшая проблемы профессиографии летного труда, авиационной психогигиены, психологические вопросы методики летного обучения. Психология спорта (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, 3.И. Чучмарев) также тесно смыкалась с психотехникой, в особенности в связи с вопросом о формировании двигательных навыков и реакций.

Во многих городах Советского Союза работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928 – 1934), проводились конференции и съезды. В 1931 г. в Москве проходила VII Международная психотехническая конференция. В статье «Очередные задачи Советской власти» В.И. Ленин писал: «Осуществимость социализма определится именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее».

Как особая отрасль советской психологии психотехника организационно оформляется к 1927 – 1928 гг. Вместе с тем тогда же получил распространение теоретически порочный тезис, что психотехника относится лишь к «техническим усовершенствованиям», что она стоит вне философской борьбы, что она «надпартийная» и «внеклассовая». В 1930 – 1932 гг. начинается пересмотр методологии советской психотехники, явившийся следствием марксистско-ленинской перестройки психологической науки. Советские психологи и психотехники наметили перспективный план дальнейшего развития прикладных отраслей психологии и конкретной помощи социалистическому строительству. Характерной чертой психологии труда к середине 30-х годов становится перенесение центра тяжести в исследовательской работе с проблемы профотбора на поиски рациональных методов политехнического и профессионального обучения, организацию трудового процесса, формирование навыков и умений.

Развитие другой важной отрасли психологической науки – педагогической психологии – стимулировали задачи социального воспитания. В центре внимания значительного коллектива ученых, занятых в этой области, находились психологические вопросы возрастного развития детей, формирования коллектива, влияния общественной среды на личность, эффективности обучения и т.д. (П. Блонский, Л. Выготский, М. Басов, А. Леонтьев, Н. Рыбников, А. Смирнов и др.).

В 20-е и 30-е годы в области педагогической психологии было выполнено огромное количество научных работ, содержащих богатейший исследовательский материал, который вошел органической частью в состав современной психологии. Тогда же складывается ряд психолого-педагогических концепций, научная ценность которых не только не утрачена в настоящее время, но и, напротив, осознается сейчас с большей ясностью и определенностью, чем когда-либо. В этой связи следует упомянуть систему взглядов на личность ребенка и детский коллектив, сформулированную А.С. Макаренко, которая впоследствии становится отправной точкой для развертывания целого ряда психологических исследований, посвященных проблемам развития личности и коллектива (В.Н. Колбановский, А.Л. Шнирман и др.).

В те же годы оформляется научная концепция развития психики ребенка, предложенная Л. Выготским (теория развития высших психических функций). В ходе ее разработки складываются научные коллективы, в которые наряду с Л. Выготским входили его ближайшие сотрудники – А. Леонтьев, А. Лурия, Л. Занков, П. Гальперин, А. Запорожец, Д. Эльконин, Л. Божович, Ж. Шиф и многие другие ученые Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов. Начавшееся в рамках концепции еще в конце 20-х годов исследование, проведенное видным советским психологом А. Леонтьевым, выявило новые перспективы создания теории развития психики.

Разработка педагогической психологии осложнялась тем, что она во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов оказалась в сфере влияния так называемой педологии. Содержание педологии представляло собой механическую совокупность психологических, физиологических, биологических концепций развития ребенка. Возникшая в конце XIX – начале XX в. (С. Холл, Мейман, Прейер – на Западе; Бехтерев, Нечаев, Россолимо – в России) и обусловленная проникновением эволюционных идей в психологию, педология в СССР к концу 30-х годов начинает претендовать на роль единственной «марксистской науки о детях», монополизируя право на изучение ребенка, оттесняя педагогику и поглощая психологию и физиологию детского возраста.

Педология была задумана как комплексная наука, охватывающая результаты исследований отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека. Несомненно, комплексное, синтетическое изучение детей, как и выдвижение проблемы развития психических функций в центр исследовательской работы, было ценным завоеванием психологической и педагогической мысли. Но подлинно научный синтез не был осуществлен в педологии в связи с тем, что она не смогла предварительно проанализировать данные психологии, анатомии, физиологии и педагогики, а также ввиду того, что основу синтеза педологи видели в механистически понимаемом учете действия «двух факторов» (среда и наследственность), якобы непосредственно определяющих развитие психики.

Сводя качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике и подменяя изучение личности ребенка «социологическим» изучением среды, педологи игнорировали марксистско-ленинскнй этап развития психологии и продолжали видеть в ней науку о субъективном в психике. Столь же враждебно педология относилась к педагогике, третируя ее как «эмпирику». Идеалистические и механические установки педологов, их антипсихологизм, увлечение необоснованными тестами, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одаренности учащихся (/0), тяжело сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи еще в начале 30-х годов началась принципиальная критика многих положений педологии (проблемы предмета педологии, био- и социогенеза, тестов и др.). Эта марксистская критика получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Критика педологии проходила в сложной обстановке второй половины 30-х годов и нередко сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учеными, так или иначе связанными с педологией, но вместе с тем творчески развивающими педагогику и психологию. Резкая и по большей части справедливая критика педологии вызывала зачастую и отрицательное отношение ко всей проблематике возрастного развития.

Одной из областей психологической науки являлась патопсихология, в которой теснее, чем где-либо, соединились усилия психологов, физиологов и врачей. Успехи в разработке проблем патопсихологии в СССР в 20-е и 30-е годы в значительной степени определялись тем, что ведущая роль в осуществлении основных задач этой отрасли психологии принадлежала выдающимся советским ученым – И.П. Павлову, В.М. Бехтереву и Л.С. Выготскому.

Во второй половине 20-х – начале 30-х годов И.П. Павлов и его ближайшие сотрудники непосредственно переходят к разработке проблем патопсихологии, выдвигая ряд конструктивных принципов, и среди них идею двух сигнальных систем, учение о типах высшей нервной деятельности, с позиций рефлекторной теории критикуют представления Жане, Кречмера и др. В клиниках, руководимых С.Н. Давиденковым и А.Г. Ивановым-Смоленским, Павлов до последних дней своей жизни занимался анализом психологических состоянии. Эти клиники стали экспериментальной базой для изучения сложной картины различных психических и нервных заболеваний человека, проанализированной в ряде работ И.П. Павлова, написанных начиная с 1930 г.

Труды В.М. Бехтерева содержали богатейший материал патопсихологических исследований, в особенности относящийся к области психической симптомологии, где психология и психиатрия теснейшим образом сближаются. Бехтерев исследовал проблему галлюцинаций, сумев показать роль внешних раздражителей в проекции галлюцинаторных явлений; изучал слуховые иллюзии; выяснил характер психоанестезий, выражающихся в более или менее явном ослаблении чувственного восприятия как в сфере общей чувствительности, так и в сфере органов чувств, и многие другие вопросы психической симптомологии. Деятельность В.М. Бехтерева и его многочисленных учеников (среди них следует назвать К.И. Платонова, автора книги «Слово как физиологический и лечебный фактор», неоднократно переиздававшейся), несмотря на попытки последних направить патопсихологию по пути рефлексологии, составила заметный вклад в науку о психических состояниях личности больного человека.

В этот период Л.С. Выготский стал инициатором ряда работ, в которых изучалось смысловое и системное строение психической деятельности в развитии. Влияние его идей отразилось на патопсихологических исследованиях, которые развертываются после завершения методологических дискуссий начала 30-х годов. Если изучение генезиса высших психических функций составило, как было отмечено выше, одно из важнейших направлений в детской и педагогической психологии, то изучение распада высших психических функций, выяснение того, как они нарушаются на различных ступенях развития, становится содержанием патопсихологических исследований. Воззрения Л.С. Выготского получили развитие в трудах Ф.В. Бассина, Р.М. Боскис, Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия и многих других.

Одним из убедительных свидетельств высокого уровня развития патопсихологии в 30-е годы является большая и успешная работа советских психологов во время Великой Отечественной войны в специальных госпиталях по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых (Б.Г. Ананьев, С.Г. Геллерштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). О том же свидетельствуют успехи советской дефектологии (И.А. Соколянский, И.И. Данюшевский).

К концу 30-х – началу 40-х годов советские психологи достигли серьезных успехов. Продолжается работа по теоретическому обоснованию психологической науки, широко развертывается исследовательская работа. В теоретическом оформлении основ советской психологии существенную роль играло становление некоторых диалектических концепций, оказавших большое влияние на ее дальнейшую историю. Сюда относится прежде всего теория происхождения, структуры и развития высших психических функций (Л.С. Выготский), заложившая основы исторического подхода к изучению психики человека.

В основе развиваемой Выготским теории развития высших психических функций лежат две гипотезы: об опосредованном характере психической деятельности и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихической». Исходя из положения Энгельса, Выготский выдвигает предположение, что в психологии человека существует особенность, соответствующая той роли, которую играет труд, употребление и создание орудий в его производственной деятельности. Эта особенностьв опосредованном характере психической деятельности людей. Так, в концепции Выготского возникает гомология орудия и знака, основу которой составляет опосредующая функция, принадлежащая тому и другому. Применение знаков (слов, числовых обозначений и т.п.), т.е. переход к опосредующей деятельности, перестраивает всю психическую деятельность, наподобие того, как применение орудий видоизменяет естественную деятельность органов и усиливает и расширяет систему психической активности человека.

С разработкой марксистской теории связана и другая кардинальная мысль Выготского – идея интериоризации. Выготский попытался найти диалектическую закономерность формирования человеческой психики, которая отражала бы сущность развития не только отдельных функций, но и всей личности в целом. Так возникает проблема соотношения внешних и внутренних психических функций. «Общий генетический закон культурного развития» Выготский формулирует следующим образом: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией». Это дает возможность не только выяснить генезис психических процессов, но и понять общий ход развития человеческой личности.

Историзм в трактовке психики человека получает дальнейшее развитие в работах А.Н. Леонтьева и его сотрудников. Психическая деятельность рассматривается ими как особая форма деятельности, продукт внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественно-исторического развития во внутреннюю деятельность сознания. В книгах П.П. Блонского развивается опирающаяся на принципы диалектического подхода генетическая теория развития памяти и мышления. В фундаментальном труде С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (1940) было теоретически обосновано учение о единстве сознания и деятельности, в котором преодолевались как интроспективная концепция психики, восходящая к Декарту, так и поведенческая концепция. В указанном труде С.Л. Рубинштейна на основе идеи о том, что все психические процессы не только проявляются, но и формируются в деятельности, был обобщен богатейший конкретно-научный материал, накопленный как отечественными, так и зарубежными исследователями. Особое внимание уделялось философским вопросам психологии, а также критическому анализу зарубежных концепций: бихевиоризму, гештальтизму и др. Разрабатывая проблему развития психики, С.Л. Рубинштейн опирался на достижения сравнительной психологии, обогащенные в 30-х годах трудами Н.Н. Ладыгиной-Котс, Г 3. Рогинского, Н.Ю. Войтониса и др.

На основе развития рефлекторных идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова в середине 30-х годов складываются предпосылки новых научных представлений о наличии в мозгу таких структур и процессов, которые обеспечивают оптимальные условия для управления деятельностью в результате активного выбора информации, поступающей из внешней среды (концепция «фундаментальной системы» и «афферентного синтеза» П.К. Анохина, концепция «рефлекторного кольца» Н.А. Бернштейна), в результате чего задолго до развития кибернетики в научный оборот вводились понятия, адекватные ее центральному звену – «обратной связи».

Перестройка психологии на основе ленинской теории отражения выдвинула на первый план разработку проблемы структуры познавательных процессов. Важное значение приобретает изучение переходов от ощущения к мышлению и интеллектуального опосредования ощущений (Б.Г. Ананьев), исследование зрительных ощущений (С.В. Кравков), чувствительности к сенсибилизации органов чувств (К.X. Кекчеев), слуховых ощущений (Б.М. Теплов) и т.д. Возникнув в области изучения восприятии, все более широкий размах приобретают исследования, связанные с теорией установки (Д.Н. Узнадзе), которые дали возможность осуществить интересный и оригинальный подход к проблемам активности личности и бессознательного.

В предвоенные годы заметные сдвиги наблюдаются в разработке ряда вопросов общей психологии: исследования в области навыков (Л.М. Шварц, Е.В. Гурьянов и др.), внимания (Н.Ф. Добрынин), памяти (А.А. Смирнов, Н.А. Рыбников), мышления (П.А. Шеварев, Н.А. Менчинская). Тогда же намечаются предпосылки для создания концепции способностей и их развития в процессе деятельности (Б.М. Теплов), которые сыграли важную роль в формировании теории индивидуально-психологических особенностей личности. Заметное внимание к психологии личности, определившееся в это время, связано с растущим интересом к учению А.С. Макаренко о развитии личности в коллективе.

Всеобщее признание получает понимание общественно-исторической обусловленности сознания человека. Это выдвинуло на первый план исследование личности и различных форм ее активности: направленности личности (С.Л. Рубинштейн), установок как модификаций личности (Д.Н. Узнадзе), отношений (В.Н. Мясищев) и др.

В советской психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии. Преодолевая дуализм сознания и деятельности в такой же мере, как их отождествление (идеалистическое – у спиритуалистов, механистическое – у бихевиористов), советские психологи утверждают их единство, находя таким образом основу объективного познания психики и получая возможность правильного решения вопроса о методах психологии. Исследуя структуру человеческого сознания, психология начинает нащупывать межфункциональные связи и отношения, преодолевая функционализм в трактовке психических процессов. Задача преодоления функционализма не была, однако, решена и главным образом потому, что ее решение требовало перестройки самой системы понятий в психологии: теоретически утверждаемый принцип единства психической деятельности вступал в противоречие с традиционной схемой изолированных психических функций. Разрешение этого противоречия становится одним из факторов дальнейшего развития советской психологии.

В годы Великой Отечественной войны в психологии развернулись научные работы в плане оборонной тематики, связанные с проблемами противовоздушной маскировки, полевой разведки, восстановления нарушенных психических функций и т.д., сама возможность постановки которых исключалась бы, если бы в довоенное время не были достигнуты большие успехи в области изучения условий повышения чувствительности зрения и слуха, патопсихологии и т.д. Среди других оборонных работ могут быть названы предложенные руководителем лаборатории психофизиологии Московского психологического института К.X. Кекчеевым методы борьбы с ослеплением глаз светом прожекторов, методы борьбы со снеговой ослепляемостью (С.В. Кравков), методы повышения чувствительности и эффективности наблюдения на постах ПВО (Л.А. Шварц). Советские психологи создают в это время методы ускорения периода адаптации к темноте, сенсибилизации слуха и зрения, уточнения глазомерной оценки расстояния, методы тренировки различения быстро движущихся объектов, методы звукомаскировки и т.д. Оказывая непосредственную помощь Советской Армии, психология, в данном случае психология и психофизиология органов чувств, продемонстрировала свою теоретическую и методическую зрелость и подготовленность для разрешения тех задач, которые встали перед ней в связи с запросами военного времени.

В настоящее время потребности российского общества и ширящиеся контакты психологии со смежными областями знания создают тенденцию осуществления всестороннего, комплексного познания человека средствами современной науки.


Общая психология

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Понятие «психология» (от греч. psyche — душа, logos — слово, мысль, учение) означает «наука о душе», «душесловие». В совре­менном мире понятие «душа» сменилось термином «психика».

Психика — это системное свойство высокоорганизованной ма­терии, заключающееся в активном отражении субъектом объек­тивного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и дея­тельности. Это качество материи, проявляющееся во взаимодей­ствии с другими объектами в процессе жизнедеятельности.

Психология — наука о закономерностях развития и функцио­нирования психики как особой формы жизнедеятельности, уче­ние о природе, детерминации, структуре и механизмах психиче­ской деятельности, поведения и их применения на практике.

Психика имеет сложное строение, ив ней можно выделить три основные формы психических явлений.

Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, во­ображение, память, мышление, воля, чувства) являются крат­ковременными и представляют собой начальные стадии познава­тельных процессов.

Психические состояния (радость, страх, бодрость, подавлен­ность, раздражительность, усталость и т.д.) — относительно ус­тойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом, более длительные и сложные по сравнению с элементарными познавательными процессами. Их можно рассмат­ривать как фон, на котором протекают психические процессы.

Психические свойства личности — устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельно­сти, характерный для данного человека. К ним относятся темпе­рамент, характер, способности человека.

Все формы психических явлений взаимосвязаны и переходят одна в другую. Основные функции психики включают отра­жение и регуляцию поведения и деятельности.

Понимание психики как отражательного процесса (И. М. Сече­нов) составляет суть рефлекторной теории отражения, которая является основой отечественной материалистической психологии. Простейшая форма отражения — физическая, например от­ражение звука и света. Любому животному организму присуща раз­дражимость, т. е. способность отвечать на непосредственное воз­действие внешней среды адаптивными (приспособительными) процессами, уравновешивающими организм с данной средой. Эта реакция называется физиологическим отражением и является функ­цией живой материи. Примером могут служить изменения в сет­чатке глаза под влиянием света, сокращение мышц и проведение возбуждения по нерву. На более высоком этапе эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного мозга возника­ет психическое отражение. Оно становится возможным, когда раз­дражители внешнего мира начинают восприниматься как сигна­лы вследствие того, что мозг в процессе эволюционного развития приобретает свойства переживания и познания. Вначале эта фор­ма отражения выражается в виде эмоций: отрицательных, свиде­тельствующих об опасности, и положительных, сигнализирую­щих о том, что она миновала. Психическое отражение дает воз­можность правильно воспринимать окружающую действительность; оно совершается в процессе активной деятельности; постоянно углубляется и совершенствуется, преломляясь через индивидуаль­ность; носит опережающий характер.

Рефлекторная теория психики утверждает, что в основе выс­шей нервной деятельности лежат рефлексы:

безусловные, которые осуществляют постоянную связь внешне­го и внутреннего раздражения с ответной реакцией и сигналом обратной связи;

условные — временные связи, выработанные под влиянием нео­днократных подкреплений раздражителей с обратными реакция­ми при регулярном их осуществлении.

Если раздражитель, вызывающий условный рефлекс, тормо­зится другим внешним раздражителем, то это явление называется внешним торможением.

Когда возбуждение в определенных центрах усиливается вслед­ствие чрезмерной силы раздражителя, то оно переходит в свою противоположность — торможение. Данный процесс называется запредельным торможением.

Распространение нервного возбуждения по коре головного мозга получило название иррадиация.

Когда в каком-либо участке мозга возникает возбуждение, а в другом — торможение, то возникает отрицательная индукция. По­ложительная индукция — противоположное явление, когда вокруг заторможенного участка мозга образуется участок возбуждения.

Иррадиация и взаимная индукция нервных процессов обеспе­чивают смену возбуждения и торможения — корковую нейродинамику.

Каждый анализатор включает три основные части:

1) рецептор — концевой аппарат;

2) проводниковый нервный путь;

3) центральное звено в соответствующей зоне коры.
Всякое целенаправленное движение совершается по сигналу

эфферентной команды. Однако это лишь «пусковой сигнал», ре­гулируемый с учетом положения органа и цели, состояния дви­жения и вязкости суставно-мышечных звеньев. Регулирование осу­ществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприорецепторов и программы движения. Это текущее регулирование Н.А.Бернштейн назвал принципом сенсор­ной корреляции и.представил его схематически в виде рефлек­торного кольца:

- начальное звено — превращение органами чувств внешнего или внутреннего раздражения в нервное возбуждение, передаваемое интерорецепторами в мозг;

- второе, или центральное, звено — возникновение на основе возбуждения и торможения психических процессов (чувств, мыслей);

- третье звено — экстерорецептивный двигательный аппарат;

- четвертое звено — сигналы от двигающихся органов тела в кору головного мозга (обратная связь).

Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельно­сти обеспечивает:

- прием внешних воздействий;

- преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг;

- декодирование и переработку информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;

- прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

- коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Активная регуляция поведения предполагает функционирова­ние аппарата обратной связи, с помощью которой производится сопоставление результата действия с его предварительным пла­ном.

Созданная П. К. Анохиным и его последователем К. В. Судако­вым теория «функциональных систем мозга» рассматривает внеш­ние сигналы и сигналы, идущие к мозгу из внутренних органов, как предпосылки для формирования первого этапа поведенческо­го акта — принятия решения «что делать?» (этап афферентного синтеза). Таким образом определяется линия поведения на дан­ный момент — постановка цели. Затем в сознании человека на клеточном уровне мозга формируется определенная модель последующего действия (этап формирования акцептора действия). По мере того как действие начинается и выполняется, сигналы от мышц и внутренних органов, участвующих в его выполнении, со­поставляются и сравниваются с созданной на предыдущем этапе моделью (этап эфферентного синтеза). При достижении положи­тельного результата действие прекращается. Если же поступаю­щая информация не совпадает с моделью действия, то происхо­дит корректировка либо самого действия, либо его модели, до тех пор пока не будет получен нужный результат.

П. К. Анохин показал роль головного мозга в отборе полезных „ приспособительных действий и доказал, что одни и те же его клетки могут принимать участие в осуществлении различных функцио­нальных связей, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования слож­ного поведения и чем выше уровень развития психики, тем со­вершеннее этот механизм.

Функциональная организация человеческого мозга в соответ­ствии с современными взглядами нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает три основных блока.

1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола).

2. Блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры).

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры).

При расстройстве функций 1-го блока внимание становится неустойчивым, появляются апатия и сонливость.

Нарушение работы 2-го блока приводит к потере кожной и проприоцептивной (глубокой) чувствительности, к утрате четко­сти движений и т. п.

При поражении 3-го блока возникают нарушения поведения и расстройства моторики.

Локальные травмы мозга дают материал для изучения отдель­ных зон (исследования А. Р. Лурия). Установлено, что поврежде­ние левой височной доли нарушает слуховую память. При пораже­нии теменной и затылочной долей интеллектуальная деятельность остается осмысленной, но затрудняется установление временных отношений. При повреждении лобных долей человек способен выполнять отдельные логические операции, но становится невоз­можным спланировать ход решения задачи, исчезает ориентиро­вочная основа действий.

Большое значение для психологии, физиологии и медицины имеет принцип доминанты, исследованный академиком А. А. Ух­томским. Он объяснил, почему из огромного числа рефлексов, которые могли бы возникнуть в каждый данный момент вслед­ствие множества раздражений, воздействующих на организм, фак­тически осуществляются сравнительно немногие. Дело в том, что в нервных центрах той деятельности, которая является в настоя­щий момент ведущей (доминирующей), возникает очаг повышен­ной возбудимости. Этот очаг привлекает к себе раздражения, на­правленные в другие, в данный момент недоминирующие центры. В результате ведущий центр усиливает свою работу, а остальные затормаживаются. Это демонстрирует, например, следующий опыт. К лапе собаки прикрепляют электроды, при пропускании через которые слабого тока происходит сгибание лапы. Если ток на электроды дать в тот момент, когда животное глотает пищу, то лапа отдергиваться не будет, а только усилится процесс гло­тания.

В своей работе «Доминанта как рабочий принцип нервных цен­тров» А. А. Ухтомский писал, что под доминантой он понимает господствующий очаг раздражения, которое в значительной сте­пени определяет характер реакций нервных центров, протекаю­щих в данный момент времени.

Ученый был убежден в том, что принцип доминанты является основой внимания, и объяснял феноменом образования доми­нанты такие психопатологические явления, как навязчивости и галлюцинации.

Основные принципы психологии.

Детерминизм. Психика определяется образом жизни и изме­няется с изменением внешних условий.

Единство сознания и деятельности. Сознание образует внут­ренний план деятельности человека.

Развитие. Психику надо рассматривать в динамике, как про­цесс и результат деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.017 с.)