Возникновение и развитие психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие психики



Чтобы понять природу человеческой психики, необходимо знать, как она возникла и развивалась в процессе биологической эволюции и в силу каких причин приобрела качественно новую специфику у человека.

Данная проблема имеет три аспекта изучения: 1) возникновение и развитие психики в животном мире;

2) возникновение и развитие человеческого сознания;

3) развитие психики в онтогенезе человека (от рождения до смерти).

Эволюция психики в животном мире связана с возникновени­ем и развитием нервной системы, головного мозга. А. Н.Леонтьев выделяет три стадии этого процесса.

I. Элементарной чувствительности, когда животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

И. Предметного восприятия, когда отражение действительности происходит в виде целостных образов.

III. Интеллекта, когда возникают сложные формы отражения и возникает способность решать задачи, требующие подготови­тельных действий (двухфазные задачи).

Все формы движения материи, как органическая, так и неорга­ническая, обладают всеобщим качеством материального мира — отражением. При переходе к биологической форме движения ма­терии отражение качественно изменяется: например, у вирусов и микроорганизмов возникает раздражимость. Из всех форм раздра­жимости наиболее распространенной является тропизм, т. е. реа­гирование своеобразными движениями на биологически значи­мые факторы окружающей среды.

Различают термотропизм — движение живого организма под воздействием тепла; фототропизм — движение под воздействием света и др.

Развитие раздражимости, которое происходит в связи с ус­ложнением условий существования организмов и с более высокой их организацией, ведет к возникновению чувствительности — простейшей формы проявления психики.

Благодаря нервной системе организм начинает функциониро­вать как единое целое. Согласно А.Н.Леонтьеву, «чувствитель­ность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную фун­кцию». Следовательно, чувствительность — это раздражитель­ность на биологически нейтральные факторы внешней среды, связанные с биологически значимыми раздражителями. Напри­мер, признаки предметов (величина, форма, запах, цвет), сами по себе безразличные (в том смысле, что они не играют роли в осуще­ствлении обмена веществ), вызывают раздражение, поскольку сиг­нализируют о появлении биологически значимых факторов ок­ружающей среды.

Таким образом, возникновение чувствительности связано с сиг­нальным характером отражения. На данном этапе развития появ­ляются органы чувствительности и движения; орган связи и коор­динации процессов в организме — нервная система. Эта I стадия получила название стадия элементарной сенсорной психики (по Леонтьеву). Ее отличительная особенность — отражение от­дельных свойств предмета, а не целостного образа.

С дальнейшим развитием центральной нервной системы связа­на II стадия — перцептивной (воспринимающей) психики. Харак­терной особенностью отражения на этом этапе является способ­ность к формированию целостного образа (предметное отраже­ние). Появляются представления и отсроченные реакции. Наряду с инстинктивными формами поведения возникают индивидуаль­но приобретенные навыки.

Если инстинкты — это сложные акты поведения, направлен­ные на удовлетворение биологических потребностей и основан­ные на безусловных рефлексах, относительно постоянные и од­нотипные у животных одного вида, то навыки — это индивиду­ально приобретенные и закрепленные при неоднократном повто­рении измененных явлений природы способы поведения; цепь ото­бранных и заученных движений, ведущих к цели. Они вырабаты­ваются в основном у животных, которые уже имеют кору голов­ного мозга. Отличие навыков от классических условных рефлек­сов, по Павлову, заключается в том, что успех животного опреде­ляется активным характером его действий. Примером может слу­жить способность приспосабливаться животных к местности. Так, волки идут наперерез своей жертве, когда охотятся в поле, но если они находятся в лесу, то нападают из засады.

Интеллектуальное поведение как вершина психического разви­тия животных (III стадия развития психики по Леонтьеву) вы­ражается в способности отражать более сложные связи и отноше­ния между отдельными предметами или их свойствами, в «изоб­ретении» новых способов решения задач. Оно свойственно прежде всего человекообразным обезьянам (приматам). Например, если положить яблоко около клетки с обезьяной на таком расстоянии, что животное не может дотянуться до него, то обезьяна использу­ет лежащую рядом палку, чтобы достать пищу. Интеллектуальное поведение приматов заключается не в обдумывании и размышле­нии, а в действиях, так как у них отсутствует вторая сигнальная система (речь), с которой связана рассудочная деятельность. Спо­собность продумывать и планировать свою деятельность возникла только у человека — в процессе общественного труда. Интеллек­туальное поведение обезьян представляет собой ту верхнюю гра­ницу эволюции психики животных, за которой начинается исто­рия развития человеческого сознания.

И.П.Павлов выделил первую и вторую сигнальные системы как формы отражения действительности. Первая сигнальная сис­тема подразумевает раздражения, которые приходят в мозг как форма отражения действительности в виде ощущений и представ­лений от внешней среды, в том числе и социальной, включая слово. Вторая сигнальная система отражения действительности от­личается опосредованным характером отражения в виде мышле­ния, «будучи сигналом первых сигналов» согласно И. П. Павлову.

Таблица 1

Характеристика деятельности

 

Животных Человека
Инстинктивная Направляется познавательной по­требностью и потребностью в обще­нии
Нет совместной деятельности Совместная
Руководствуется впечатлениями Абстрагирует, устанавливает при­чинные связи
Типичны наследственно закреп­ленные программы поведения Передача и закрепление опыта че­рез социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Изготовление орудий труда

В рамках второй сигнальной формы отражения ощущения пре­образовались в восприятие, эмоции — в чувства. Наряду с первой сигнальной механической появилась смысловая, логическая па­мять. Опережающее отражение легло в основу формирования во­левых процессов. Все формы психического отражения объедине­ны в единую структуру посредством высшей в эволюции природы формы отражения — посредством сознания.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие мозга человека, связанное с трудовой деятель­ностью, которая коренным образом изменила отношение челове­ка к окружающей среде (табл. 1).

Труд — это процесс воздействия на природу. Для него харак­терно:

1) изготовление и употребление орудий труда;

2) осуществление совместной коллективной деятельности, направленной на общую цель;

3) развитие руки как органа познания.

Выделяют отдельные элементы сознания. Переживание как первый элемент сознания начинается с эмоций, а образное познание (второй элемент сознания) — с ощущений. Эмоции и ощущения закрепляются в виде следов памяти (следовое отра­жение). Видовая наследственная память определяет инстинкты, основные из которых — инстинкты продолжения рода и само­сохранения. Индивидуальная память является основой развития автоматизированных компонентов деятельности в виде навыков как форм поведения, приобретаемых в индивидуальном опыте, и инстинктов, приобретаемых в опыте, передаваемом по наслед­ству.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Восприятие. Ощущения

Ощущения — это отражение органами чувств отдельных свойств предметов и явлений, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответству­ющие рецепторы

Через органычувств поступает информация, необходимая че­ловеку для адаптации к окружающей среде.

Свойства ощущений.

1. Модальность — основная качественная характеристика, отличительная особенность данного ощущения, которая определяется деятельностью соответствующего анализатора.

2. Интенсивность — количественный показатель, характеризующий силу действия раздражителя и функциональное состояние рецептора.

3. Продолжительность — временная характеристика, которая обусловлена длительностью воздействия раздражителя. С этим свойством ощущения связаны следующие понятия:

 

- латентный период ощущения (время запаздывания) — ощущение не возникает одновременно с действием раздражителя;

- инерция ощущения — ощущение не исчезает одновременно с прекращением воздействия.

4. Локализация зависит от пространственного расположения раздражителя.

В зависимости от места расположения рецепторов и характера отражения ощущения подразделяются на:

- экстерорецептивные ощущения — отражают свойства предметов и явлений внешней среды и формируют образы внешнего мира. Они возникают вследствие раздражения экстерорецептивных рецепторов, которые подразделяются на контактные (осязательные, вкусовые, температурные) и дистантные (зрительные, обонятельные, слуховые). При раздражении первых ощущение возникает при непосредственном контакте с раздражителем, а во втором случае ощущения возникают от удаленного раздражителя интерорецептивные — возникают вследствие раздражения рецепторов во внутренних органах (положения и равновесия, кинестетические рецепторы). Их подвид — висцерорецепторы (системы пищеварения, кровообращения, дыхания);

- проприорецептивные рецепторы (рецепторы в мышцах, суставах, сухожилиях) — отражают состояние организма и формируют самочувствие.|

5. Чувствительность, которая определяется силой раздражителя, вызывающей ощущение:

- нижний абсолютный порог чувствительности — минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение;

- верхний абсолютный порог чувствительности — максимальная сила раздражителя, при которой возникает адекватное раздражителю ощущение;

- оперативный порог — наименьшая величина различия между сигналами, при котором точность и скорость различения достигает максимума;

- дифференцированный порог ощущений — минимальное различие, вызывающее заметное различие ощущений.

Изменение чувствительности под влиянием раздражителя на­зывается адаптацией. Существуют следующие виды адаптации ор­ганов чувств:

- полное исчезновение ощущения при продолжительном воздействии раздражителя;

- притупление ощущения под действием сильного раздражителя;

- повышение чувствительности под действием слабого раздражителя;

- сенсибилизация — искусственное повышение чувствительности в результате тренировки анализаторов.

Восприятие

Восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в целом, формирующий субъек­тивный образ объективно существующего мира.

В ходе восприятия происходит интеграция отдельных ощущений в целостный образ. Это качественно новая ступень чувственного познания по сравнению с ощущениями, второй познавательный процесс на чувственном уровне познания. Восприятие отражает предмет в совокупности всех его свойств. Если ощуще­ние мономодально, то восприятие полимодально. Оно возникает на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объеди­ненных в функциональную систему. При этом один из анализато­ров играет ведущую роль в формировании образа.

Восприятие предмета возможно лишь при условии выделения его из окружающей среды (фона, на котором он находится). При этом предмет и фон динамичны. Особенно хорошо это видно на двойственных изображениях, содержание образа в которых меня­ется в зависимости от того, что принимается за фон (рис. 3). Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура ог­раничена, рельефна и обладает предметностью. Выделению пред­мета из фона способствуют их контрастность, необычность пред­мета. Например, на рентгенограмме легких круглая тень гораздо лучше видна на фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминированного процесса.

Для восприятия характерно единство целого и частей, анализа и синтеза. В процессе ознакомления с предметом возникают ощу­щения, которые иногда значительно различаются по своим ха­рактеристикам и условиям возникновения. Те или иные свойства предмета могут отражаться с большей либо меньшей полнотой, разной степенью точности, последовательно или одновременно. Несмотря на разнообразие и множественность ощущений, пред­мет отражается как единое целое, даже если отсутствуют некото­рые детали. Например, фигура Г воспринимается как квадрат, и незавершенность контура этому не мешает. Другим примером мо­жет служить наша речь; известно, что мы никогда не проговари­ваем полностью абсолютно все звуки, но тем не менее слова и фразы воспринимаются в целостной форме.

Определяющую роль в формирова­нии законченного образа играют име­ющийся опыт и знания, благодаря ко­торым в процессе восприятия происхо­дит объединение отдельных элементов в единое целое. На рисунке, изобража­ющем перспективу коридора, из двух фигур, одинаковых по высоте, удален­ная от нас фигура воспринимается как более высокая, что обусловлено перс­пективным уменьшением (рис. 4). Это происходит благодаря нашим знаниям о законах перспективы. Влияние предшест­вующего жизненного опыта на процесс восприятия служит проявлением тенден­ции к упрощению. Получаемая ин­формация постоянно сравнивается с уже имеющейся, на основании чего проис­ходит ее структурирование.

Негативным следствием этого являются ситуации, когда симптомы болезни «подгоняют­ся» под такую совокупность признаков, с которой медицинский работник уже сталкивался. В этом случае возможны диагностичес­кие ошибки, поскольку иногда игнорируют важные, но непри­вычные признаки болезни.

На восприятие также влияет тенденция к формированию устойчивых «шаблонных» стереотипов. Здесь зачастую играют большую роль не только сами признаки, но и особеннос­ти ситуации, в которой происходит восприятие. В частности, на этот процесс может оказывать влияние принцип пространствен­ной или временной близости.

Примером иллюзии восприятия может служить фигура Мюллера-Лейера, где отрезки прямой кажутся нам в направлении к середине и от середины имеющими разную длину, хотя длина их на самом деле одинакова (рис. 5).

Важнейшими свойствами восприятия являются: предметность — выделение в окружающем мире предметов;

 
 

 


отделенность объекта восприятия от фона, спроецированность образа в дан­ную точку пространства, т.е. восприятие образа как пространственно обособлен­ной, отдельной вещи;

целостность — восприятие закончен­ ного, нефрагментарного образа предмета или явления, организация отдельных его элементов в единое целое;

обобщенность — возможность воспринимать конкретный образ не только как индивидуальное явление, но и как представитель класса объектов, однородных по ряду признаков;

константность — способность перцептивной (воспринимаю­щей) системы анализаторов компенсировать искажения объекта, связанные с изменением условий его восприятия (расстояние,

угол, освещенность);

осмысленность — перцептивные образы имеют смысловое зна­чение, связаны с памятью и мышлением, пониманием сущности предмета или явления.

Внимание

Внимание — это сосредоточенное восприятие явлений и объек­тов, избирательная направленность сознания на объект.

Оно представляет собой своеобразный «психический фокус», обеспечивающий выделение в сознании одних объектов отраже­ния при одновременном отвлечении от других. Как и память, вни­мание — это познавательный процесс, являющийся предпосыл­кой интеллекта. Оно присутствует при любых видах деятельности и отражает динамическую сторону всех познавательных процес­сов.

По характеру происхождения и по способу осуществления вы­деляют следующие виды внимания:

пассивное (непроизвольное) — возникает и поддерживается не­зависимо от сознательных намерений и целей человека. Его физио­логическая основа — ориентировочный рефлекс;

активное (произвольное) — сознательно регулируемое сосре­доточение. Оно развивается на основе пассивного внимания и обус­ловлено качеством раздражителя (интенсивность, внезапность, новизна, эмоциональная значимость). Требует интеллектуальной и волевой активности индивида.

Перечислим основные свойства внимания.

1. Концентрированность — отражает наличие и интенсивность связи с объектом. Страдает, например, при депрессии.

 

2. Объем внимания — определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. В норме у взрослого составляет 5 — 7 простых объектов (например, геометрических фигур), у ребенка — 2—3 элемента.

3. Устойчивость — временная характеристика внимания. Определяется длительностью концентрации на объекте и повышается с увеличением сложности объекта.

4. Переключаемостъ — гибкость внимания, способность менять объект концентрации.

К факторам, влияющим на внимание, относят фи­зическое состояние человека, фон настроения (утомление, воз­буждение, апатия), условия среды (освещенность, шум, темпе­ратура, влажность воздуха), употребление определенных веществ: например, алкоголя, никотина, кофе.

Память

Память — это сложная познавательная деятельность в процес­се отражения окружающей действительности, выражающаяся в способности длительно хранить информацию, относящуюся к про­шлому, и воспроизводить пережитое. Она является условием и ком­понентом психической адаптации личности.

Существует несколько способов классификации видов

памяти.

1. По ощущениям, лежащим в основе, — зрительная, слуховая,

тактильная память.

1. По качественным характеристикам хранящегося опыта:

образная память (представления, картины жизни, звуки, вкусы) — хранение пережитого опыта в виде образов; развита у людей творческих профессий;

эмоциональная память — сигнализирует о том, как удовлетво­ряются личные потребности, способствует обобщенной, глобаль­ной оценке ситуации с позиции ценности для субъекта;

двигательная (моторная, кинестетическая) память, которая включает воспроизведение схем и алгоритмов движения и лежит в основе физической ловкости, автоматизированных движений, двигательных навыков;

словесно-логическая память — мысли, умозаключения в форме категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем, миро­воззрения в целом. У человека это ведущий вид памяти. 3. По длительности хранения информации: кратковременная память — характеризуется коротким време­нем хранения информации после однократного запоминания и немедленным воспроизведением;

долговременная память — длительное хранение после многократ­ного повторения и воспроизведения, которое отсрочено или от­ставлено во времени.

Память характеризуется четырьмя основными процессами:

1) запоминание, или фиксация, — активный процесс, начинающийся в кратковременной памяти и завершающийся в долго временной (ухудшается в старости, сильнее выражено у детей);

2) хранение, или ретенция, — наличие информации в долговременной памяти;

3) воспроизведение, или репродукция, — перевод информации из долговременной в кратковременную память, актуализация ее в сознании;

4) забывание — материал, который был запомнен, не удается извлечь из памяти.

Мышление

Мышление — это познание внутренних, скрытых признаков предмета или явления, определяющее его существо; обобщенное, отвлеченное, опосредованное отражение связей и отношений; познание объективной реальности, осуществляемое путем мыс­лительных операций.

Мышление является высшей ступенью познания и характери­зуется рядом особенностей, которые отличают его от других познавательных процессов.

1. Если в восприятии и представлении предмет отражается как нечто целое, то в мышлении рассматриваются, как минимум, два компонента, между которыми устанавливаются определенные связи и отношения. Это обеспечивает более глубокое и точное отражение, так как вскрывает общее в предметах и явлениях, позволяет понять их сущность. Появляется возможность на основе наблюдения одних явлений познавать другие, связанные с ними, а следовательно, и прогнозировать их.

2. Мышление — это процесс опосредованного отражения. Иными словами, человек при решении какой-либо задачи оперирует знаниями и методами, сложившимися в процессе исторического развития общества, выходит за пределы того, что дано непосредственно в ощущениях, восприятиях и представлениях, благодаря чему имеет возможность получить новые знания.

3. Обобщенность мышления. Элементарное обобщение возможно уже на ступени чувственного познания. Однако там оно основывается на непосредственно доступных внешних, часто несущественных свойствах предметов и ограничено пределами индивидуального опыта человека. Так, в восприятии отражается единичный объект (например, конкретный человек определенного роста, пола, возраста), а в представлении — общие свойства класса предметов (к примеру, человеческой фигуры). В мышлении же находят отражение существенные признаки на разных уровнях обобщенности. Это позволяет соотнести индивидуальные и видовые, видовые и родовые особенности (например, человек как пред­ставитель биологического вида, характеризующегося наличием со­знания, членораздельной речью, трудовой деятельностью, про­изводством орудий труда).

4. Проблемный характер мышления. Началом мыслительного процесса является постановка вопроса, выделение проблемы, глав­ным мотивом которого служит практическая потребность позна­ния. Эта первая стадия сопровождается эмоциональным возбуж­дением, интересом и сосредоточением. Мышление имеет фазо­вый характер: постановка проблемы; выдвижение гипотез; про­верка гипотез; вывод (ответ, решение).

Операции мышления

Анализ — выделение отдельных составляющих познаваемого объекта, мыслительное разложение целого на части. Анализ ситу­ации, в результате которого выделяются известное и искомое, является началом решения задачи.

Синтез — объединение различных частей, свойств, компонен­тов в целое; мысленное соединение предметов или явлений. Вос­станавливает единство и вскрывает существенные связи и отно­шения элементов, выделенных посредством анализа.

Сравнение — определение сходства и различия между предметами и явлениями на основе выделения их частей и свойств.

Обобщение — выявление в предметах и явлениях общих качеств и на этом основании объединение их друг с другом. Его необходи­мая предпосылка — сравнение. Обобщение на основе существен­ных признаков ведет к образованию понятий, к открытию законов.

Систематизация, или классификация, — распределение пред­метов по группам-подгруппам в зависимости от их сходства и различия (например, классификация болезней).

Абстракция, представляющая собой отделение каких-либо свойств предметов и явлений от других и их изолированное рас­смотрение. Научная абстракция является непременным условием изучения сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.

Формы мышления

Основным элементом мышления является понятие — симво­лическое внешнее выражение мысли в словесной форме, отража­ющее общие и главные свойства предметов и явлений. Вытекает из представлений как отражения определенного предмета. Поня­тия формируются в процессе исторического развития человече­ства и усваиваются в ходе индивидуального становления лично­сти. На их формирование оказывают влияние развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и про­водить на их основе обобщение. Понятия отличаются степенью обобщения (например, «медицинская сестра» и «хирургическая медицинская сестра»; «время года — зима — январь»).

Л. С. Выготский, изучая процесс формирования понятий у де­тей, установил, что он проходит три ступени:

первая ступень — неупорядоченного множества. Обобщение происходит по случайным признакам (так, двухлетний ребенок на­зывает одним словом «киса» и, следовательно, объединяет в одну группу и мягкую игрушку, и меховую шапку, и живую кошку);

вторая ступень — мышления в комплексах. Группировка предметов ведется по внешним, несущественным признакам (объ­единяя в группы геометрические фигуры, ребенок делает это на основании цвета фигур, а не их формы, которая для геометриче­ской фигуры является основным признаком);

третья ступень— истинных понятий. Появляется возмож­ность объединения объектов в группы по общим, существенным признакам (возраст 15—16 лет).

Оперирование понятиями может осуществляться в различных формах.

Суждение — утверждение или отрицание каких-либо отноше­ний между предметами и явлениями. Раскрывает содержание по­нятий. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключения.

Суждения могут быть истинными («лимон — кислый») и лож­ными («сегодня 32 апреля»); общими («воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры»), частными («неко­торые лекарственные средства имеют побочные действия») и еди­ничными («этот пациент болен гриппом»).

Умозаключение — оперирование не отдельными понятиями, а суждениями, в результате которого возникает новое суждение, отличное от предыдущих. Исходные суждения называются посыл­ками. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из них. Вывод, получаемый из посылок, называется заключением.

Возьмем два суждения: «Животный белок является аллергеном; молоко содержит животный белок». Из этих суждений вытекает следствие: «Молоко может явиться аллергеном».

Оперирование понятиями возможно в виде:

индукции — ход рассуждений от частного к общему;

дедукции — от общего положения к частным случаям.

Пример дедукции: «Все газы летучи. Гелий — газ. Следователь­но, гелий летуч».

Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях составляет предмет логики — науки о законах мышления.

Виды мышления

В зависимости от характера решаемой задачи, от того, чем опе­рирует мысль, выделяют три вида, или уровня, мышления.

1. Предметно-действенное, или ручное, когда мыслительные операции происходят при действиях с конкретными предметами. Оно является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для этого вида мышления характерен синкретизм, проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; преобладает трансдуктивный характер связей (отсутствие иерархии признаков: например, частное—общее и т.п.); отмечается низкая критичность по отношению к собственным действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм, проявляющийся в том, что одни предметы рассматриваются вне связи с другими, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект. Ж. Пиаже показал это целым рядом конкретных случаев: например, пятилетний ребенок идет по улице, наблюдая за луной, и считает, что луна следует за ним, а когда он войдет в булочную, луна остановится и подождет его.

2. Образное, вкотором основной единицей мышления является образ. Характерно для творческих личностей. По сравнению с практическим мышлением оно обладает большей гибкостью, обобщенностью и сложностью поскольку человек оперирует в основном образами предметов и явлений, содержащимися в памяти, представлении и воображении. Образы не выражают тех понятий действительности, которые обозначаются словесными и абстрактными символами. Наглядно-образное мышление также отличается синкретизмом, насыщено эмоциями; для него характерны низкая критичность эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений.

Предметно-действенное и наглядно-образное мышление отно­сятся к допонятийным видам мышления, так как они ог­раничены проблемами, касающимися конкретных, реальных объектов и операций с ними, а оперирование понятиями носит случайный, не всегда осознанный характер.

3. Словесно-логическое, или понятийное, — ведущий для человека вид мышления, в котором в качестве основной единицы выступает понятие. Такое мышление позволяет установить наиболее общие закономерности в развитии природы и общества. Важнейшей его характеристикой является децентризм в противовес эгоцентризму допонятийного мышления. Децентризм проявляется в том, что логически мыслящий человек выходит за пределы собственной системы отсчета, поскольку внутри каждого понятия имеются равные уровни обобщенности, которые не зависят от субъекта.

В результате появляется возможность соотнесения частного и общего, а также достигается обратимость мышления, которая по­зволяет менять направление мысли с прямого на обратное, воз­вращаться к исходному состоянию объекта. Для понятийного мыш­ления характерно понимание скрытого, переносного смысла и подтекста.

Кроме того, выделяют эвристическое (или вероятностное) мыш­ление, которое опирается не на непосредственно воспринимае­мые явления, а на учет степени вероятности (возможности) их возникновения.

Творческое мышление (продуктивное, дивергентное, креатив­ное) позволяет находить принципиально новые или усовершен­ствованные решения задач.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протека­ния, отсутствием четко выраженных этапов и малой осознанно­стью в отличие от дискурсивного, поэтапно развернутого, осознан­ного мышления. Его природа связана с развитием пространствен­ных представлений: логическое мышление, опирающееся на при­обретенную сумму знаний и опыт, сочетается с относительным преобладанием наглядности. Высокая скорость интуитивного ре­шения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает особую значимость в слож­ных ситуациях (дискомфортность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответ­ственность за решение). Именно этими параметрами нередко ха­рактеризуется деятельность медицинского работника. Поэтому в практической деятельности медика все указанные виды мышле­ния выступают в единстве.

Виды мышления последовательно формируются в процессе онтогенеза — от предметно-действенного к понятийному.

2. Наглядно-действенное мышление (до 3 лет) — на основе практической деятельности.

3. Наглядно-образное мышление (4—7 лет) — на основе восприятия.

3. Абстрактно-логическое мышление развивается в процессе школьного обучения. По данным Ж. Пиаже, в период с 11 до 12 лет постепенно формируется способность размышлять логически об абстрактных, отвлеченных проблемах, появляется потребность проверять правильность своих мыслей, принимать точку зрения человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта.

Ребенок начинает понимать, например, что сложение — это действие, противоположное вычитанию, а умножение — деле­нию. Появляется восприимчивость к чужому опыту и возможность включения исторического опыта в собственную систему мышле­ния.

У взрослых представлены все виды мышления. Их соотношение может быть связано с видом профессиональной деятельности: инженеры отличаются преобладанием наглядно-действенного, писатели — наглядно-образного, математики — абстрактно-логи­ческого мышления.

Качества творческого мышления.

1. Независимость, определяемая способностью самостоятельно и оригинально формулировать и решать задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои позиции.

2. Реверсивность — умение транспонировать мыслительную цепь в обратном направлении. Например: «Люди погибают не только от сердечной недостаточности, но и от недостаточной сердечности».

3. Эмпатичность, т. е. способность проникнуть в ход мыслей другого человека, описанная, например, Э. По в рассказе о мальчике, игравшем в чет и нечет. Мальчик переигрывал противников потому, что отождествлял свой интеллект с интеллектом противника, играя с простодушным соперником иначе, чем с хитрецом.

4. Антиципация, или мышление с предвосхищением.

 

5. Гибкость — переход от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию.

6. Нетривиальность, свобода от шаблона, характеризующаяся поиском новых подходов к решению творческих задач.

7. Широта, позволяющая привлекать знания из различных областей.

8. Критичность (к своим действиям).

9. Глубина — степень проникновения в сущность явлений.

10. Открытость — восприимчивость к различным идеям и суждениям.

Творческое мышление создает новые идеи, а критическое (реп­родуктивное, конвергентное) мышление, направленное на про­верку предложенных гипотез с целью определения области их воз­можного применения, выявляет их недостатки. Прогресс челове­чества обеспечивается именно креативными, творческими лич­ностями.

В качестве препятствий для творческого мышления, часто неосознанных, выступают: конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться), вынуждающий человека отбраковывать все, что может быть не принято другими людьми; ригидность — склон­ность идти проторенными путями, решать задачи привычными способами; излишне высокая мотивация — желание найти ответ немедленно, часто заставляющее человека использовать наиболее очевидное решение, которое, как правило, не является новатор­ским.

Если человек хочет мыслить творчески, он должен научиться предоставлять свободу своим мыслям. В этом помогает метод свободного ассоциирования, которое используется также в психотерапии. Для активизации творческого мышления при решении сложных задач А. Осборн предложил метод «мозгового штурма», подразумевающий деятельность группы специалистов, которым задается тема, разрешается свободное высказывание любых идей и запрещается их критика. Эффективность данного метода основана на том, что групповая работа стимулирует выработку новых идей (средний человек в группе выдает вдвое больше идей, чем обычно!), по мере увеличения количества которых их качество улучшается. «Мозговой штурм» должен обязательно проводиться в течение нескольких дней. Результаты оценивают эксперты, не участвующие в работе группы, так как критичность по отношению к своим идеям у человека, как правило, снижена.

Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить следующие его качества:)

- глубина—поверхностность;

- широта—узость;

- быстрота—замедленность;

- гибкость—ригидность;

- оригинальность—тривиальность.

Интеллект

Интеллектом называется система всех познавательных способ­ностей индивида, и в частности способность к познанию и реше­нию проблем, определяющая успешность любой деятельности. Та­ким образом, для интеллекта важны творческое мышление и уме­ние адаптироваться. Предпосылками интеллекта являются внима­ние и память.

Выделяют следующие формы интеллекта:

вербальный, включающий запас слов, эрудицию, умение по­нимать прочитанное;

невербальный, связанный с решением абстрактно-логических задач;

практический, составной частью ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.129 с.)