Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие психикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы понять природу человеческой психики, необходимо знать, как она возникла и развивалась в процессе биологической эволюции и в силу каких причин приобрела качественно новую специфику у человека. Данная проблема имеет три аспекта изучения: 1) возникновение и развитие психики в животном мире; 2) возникновение и развитие человеческого сознания; 3) развитие психики в онтогенезе человека (от рождения до смерти). Эволюция психики в животном мире связана с возникновением и развитием нервной системы, головного мозга. А. Н.Леонтьев выделяет три стадии этого процесса. I. Элементарной чувствительности, когда животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. И. Предметного восприятия, когда отражение действительности происходит в виде целостных образов. III. Интеллекта, когда возникают сложные формы отражения и возникает способность решать задачи, требующие подготовительных действий (двухфазные задачи). Все формы движения материи, как органическая, так и неорганическая, обладают всеобщим качеством материального мира — отражением. При переходе к биологической форме движения материи отражение качественно изменяется: например, у вирусов и микроорганизмов возникает раздражимость. Из всех форм раздражимости наиболее распространенной является тропизм, т. е. реагирование своеобразными движениями на биологически значимые факторы окружающей среды. Различают термотропизм — движение живого организма под воздействием тепла; фототропизм — движение под воздействием света и др. Развитие раздражимости, которое происходит в связи с усложнением условий существования организмов и с более высокой их организацией, ведет к возникновению чувствительности — простейшей формы проявления психики. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Согласно А.Н.Леонтьеву, «чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию». Следовательно, чувствительность — это раздражительность на биологически нейтральные факторы внешней среды, связанные с биологически значимыми раздражителями. Например, признаки предметов (величина, форма, запах, цвет), сами по себе безразличные (в том смысле, что они не играют роли в осуществлении обмена веществ), вызывают раздражение, поскольку сигнализируют о появлении биологически значимых факторов окружающей среды. Таким образом, возникновение чувствительности связано с сигнальным характером отражения. На данном этапе развития появляются органы чувствительности и движения; орган связи и координации процессов в организме — нервная система. Эта I стадия получила название стадия элементарной сенсорной психики (по Леонтьеву). Ее отличительная особенность — отражение отдельных свойств предмета, а не целостного образа. С дальнейшим развитием центральной нервной системы связана II стадия — перцептивной (воспринимающей) психики. Характерной особенностью отражения на этом этапе является способность к формированию целостного образа (предметное отражение). Появляются представления и отсроченные реакции. Наряду с инстинктивными формами поведения возникают индивидуально приобретенные навыки. Если инстинкты — это сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, относительно постоянные и однотипные у животных одного вида, то навыки — это индивидуально приобретенные и закрепленные при неоднократном повторении измененных явлений природы способы поведения; цепь отобранных и заученных движений, ведущих к цели. Они вырабатываются в основном у животных, которые уже имеют кору головного мозга. Отличие навыков от классических условных рефлексов, по Павлову, заключается в том, что успех животного определяется активным характером его действий. Примером может служить способность приспосабливаться животных к местности. Так, волки идут наперерез своей жертве, когда охотятся в поле, но если они находятся в лесу, то нападают из засады. Интеллектуальное поведение как вершина психического развития животных (III стадия развития психики по Леонтьеву) выражается в способности отражать более сложные связи и отношения между отдельными предметами или их свойствами, в «изобретении» новых способов решения задач. Оно свойственно прежде всего человекообразным обезьянам (приматам). Например, если положить яблоко около клетки с обезьяной на таком расстоянии, что животное не может дотянуться до него, то обезьяна использует лежащую рядом палку, чтобы достать пищу. Интеллектуальное поведение приматов заключается не в обдумывании и размышлении, а в действиях, так как у них отсутствует вторая сигнальная система (речь), с которой связана рассудочная деятельность. Способность продумывать и планировать свою деятельность возникла только у человека — в процессе общественного труда. Интеллектуальное поведение обезьян представляет собой ту верхнюю границу эволюции психики животных, за которой начинается история развития человеческого сознания. И.П.Павлов выделил первую и вторую сигнальные системы как формы отражения действительности. Первая сигнальная система подразумевает раздражения, которые приходят в мозг как форма отражения действительности в виде ощущений и представлений от внешней среды, в том числе и социальной, включая слово. Вторая сигнальная система отражения действительности отличается опосредованным характером отражения в виде мышления, «будучи сигналом первых сигналов» согласно И. П. Павлову. Таблица 1 Характеристика деятельности
В рамках второй сигнальной формы отражения ощущения преобразовались в восприятие, эмоции — в чувства. Наряду с первой сигнальной механической появилась смысловая, логическая память. Опережающее отражение легло в основу формирования волевых процессов. Все формы психического отражения объединены в единую структуру посредством высшей в эволюции природы формы отражения — посредством сознания. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие мозга человека, связанное с трудовой деятельностью, которая коренным образом изменила отношение человека к окружающей среде (табл. 1). Труд — это процесс воздействия на природу. Для него характерно: 1) изготовление и употребление орудий труда; 2) осуществление совместной коллективной деятельности, направленной на общую цель; 3) развитие руки как органа познания. Выделяют отдельные элементы сознания. Переживание как первый элемент сознания начинается с эмоций, а образное познание (второй элемент сознания) — с ощущений. Эмоции и ощущения закрепляются в виде следов памяти (следовое отражение). Видовая наследственная память определяет инстинкты, основные из которых — инстинкты продолжения рода и самосохранения. Индивидуальная память является основой развития автоматизированных компонентов деятельности в виде навыков как форм поведения, приобретаемых в индивидуальном опыте, и инстинктов, приобретаемых в опыте, передаваемом по наследству. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Восприятие. Ощущения Ощущения — это отражение органами чувств отдельных свойств предметов и явлений, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы Через органычувств поступает информация, необходимая человеку для адаптации к окружающей среде. Свойства ощущений. 1. Модальность — основная качественная характеристика, отличительная особенность данного ощущения, которая определяется деятельностью соответствующего анализатора. 2. Интенсивность — количественный показатель, характеризующий силу действия раздражителя и функциональное состояние рецептора. 3. Продолжительность — временная характеристика, которая обусловлена длительностью воздействия раздражителя. С этим свойством ощущения связаны следующие понятия:
- латентный период ощущения (время запаздывания) — ощущение не возникает одновременно с действием раздражителя; - инерция ощущения — ощущение не исчезает одновременно с прекращением воздействия. 4. Локализация зависит от пространственного расположения раздражителя. В зависимости от места расположения рецепторов и характера отражения ощущения подразделяются на: - экстерорецептивные ощущения — отражают свойства предметов и явлений внешней среды и формируют образы внешнего мира. Они возникают вследствие раздражения экстерорецептивных рецепторов, которые подразделяются на контактные (осязательные, вкусовые, температурные) и дистантные (зрительные, обонятельные, слуховые). При раздражении первых ощущение возникает при непосредственном контакте с раздражителем, а во втором случае ощущения возникают от удаленного раздражителя интерорецептивные — возникают вследствие раздражения рецепторов во внутренних органах (положения и равновесия, кинестетические рецепторы). Их подвид — висцерорецепторы (системы пищеварения, кровообращения, дыхания); - проприорецептивные рецепторы (рецепторы в мышцах, суставах, сухожилиях) — отражают состояние организма и формируют самочувствие.| 5. Чувствительность, которая определяется силой раздражителя, вызывающей ощущение: - нижний абсолютный порог чувствительности — минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение; - верхний абсолютный порог чувствительности — максимальная сила раздражителя, при которой возникает адекватное раздражителю ощущение; - оперативный порог — наименьшая величина различия между сигналами, при котором точность и скорость различения достигает максимума; - дифференцированный порог ощущений — минимальное различие, вызывающее заметное различие ощущений. Изменение чувствительности под влиянием раздражителя называется адаптацией. Существуют следующие виды адаптации органов чувств: - полное исчезновение ощущения при продолжительном воздействии раздражителя; - притупление ощущения под действием сильного раздражителя; - повышение чувствительности под действием слабого раздражителя; - сенсибилизация — искусственное повышение чувствительности в результате тренировки анализаторов. Восприятие Восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в целом, формирующий субъективный образ объективно существующего мира. В ходе восприятия происходит интеграция отдельных ощущений в целостный образ. Это качественно новая ступень чувственного познания по сравнению с ощущениями, второй познавательный процесс на чувственном уровне познания. Восприятие отражает предмет в совокупности всех его свойств. Если ощущение мономодально, то восприятие полимодально. Оно возникает на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. При этом один из анализаторов играет ведущую роль в формировании образа. Восприятие предмета возможно лишь при условии выделения его из окружающей среды (фона, на котором он находится). При этом предмет и фон динамичны. Особенно хорошо это видно на двойственных изображениях, содержание образа в которых меняется в зависимости от того, что принимается за фон (рис. 3). Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура ограничена, рельефна и обладает предметностью. Выделению предмета из фона способствуют их контрастность, необычность предмета. Например, на рентгенограмме легких круглая тень гораздо лучше видна на фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминированного процесса. Для восприятия характерно единство целого и частей, анализа и синтеза. В процессе ознакомления с предметом возникают ощущения, которые иногда значительно различаются по своим характеристикам и условиям возникновения. Те или иные свойства предмета могут отражаться с большей либо меньшей полнотой, разной степенью точности, последовательно или одновременно. Несмотря на разнообразие и множественность ощущений, предмет отражается как единое целое, даже если отсутствуют некоторые детали. Например, фигура Г воспринимается как квадрат, и незавершенность контура этому не мешает. Другим примером может служить наша речь; известно, что мы никогда не проговариваем полностью абсолютно все звуки, но тем не менее слова и фразы воспринимаются в целостной форме. Определяющую роль в формировании законченного образа играют имеющийся опыт и знания, благодаря которым в процессе восприятия происходит объединение отдельных элементов в единое целое. На рисунке, изображающем перспективу коридора, из двух фигур, одинаковых по высоте, удаленная от нас фигура воспринимается как более высокая, что обусловлено перспективным уменьшением (рис. 4). Это происходит благодаря нашим знаниям о законах перспективы. Влияние предшествующего жизненного опыта на процесс восприятия служит проявлением тенденции к упрощению. Получаемая информация постоянно сравнивается с уже имеющейся, на основании чего происходит ее структурирование. Негативным следствием этого являются ситуации, когда симптомы болезни «подгоняются» под такую совокупность признаков, с которой медицинский работник уже сталкивался. В этом случае возможны диагностические ошибки, поскольку иногда игнорируют важные, но непривычные признаки болезни. На восприятие также влияет тенденция к формированию устойчивых «шаблонных» стереотипов. Здесь зачастую играют большую роль не только сами признаки, но и особенности ситуации, в которой происходит восприятие. В частности, на этот процесс может оказывать влияние принцип пространственной или временной близости. Примером иллюзии восприятия может служить фигура Мюллера-Лейера, где отрезки прямой кажутся нам в направлении к середине и от середины имеющими разную длину, хотя длина их на самом деле одинакова (рис. 5). Важнейшими свойствами восприятия являются: предметность — выделение в окружающем мире предметов;
отделенность объекта восприятия от фона, спроецированность образа в данную точку пространства, т.е. восприятие образа как пространственно обособленной, отдельной вещи; целостность — восприятие закончен ного, нефрагментарного образа предмета или явления, организация отдельных его элементов в единое целое; обобщенность — возможность воспринимать конкретный образ не только как индивидуальное явление, но и как представитель класса объектов, однородных по ряду признаков; константность — способность перцептивной (воспринимающей) системы анализаторов компенсировать искажения объекта, связанные с изменением условий его восприятия (расстояние, угол, освещенность); осмысленность — перцептивные образы имеют смысловое значение, связаны с памятью и мышлением, пониманием сущности предмета или явления. Внимание Внимание — это сосредоточенное восприятие явлений и объектов, избирательная направленность сознания на объект. Оно представляет собой своеобразный «психический фокус», обеспечивающий выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других. Как и память, внимание — это познавательный процесс, являющийся предпосылкой интеллекта. Оно присутствует при любых видах деятельности и отражает динамическую сторону всех познавательных процессов. По характеру происхождения и по способу осуществления выделяют следующие виды внимания: пассивное (непроизвольное) — возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Его физиологическая основа — ориентировочный рефлекс; активное (произвольное) — сознательно регулируемое сосредоточение. Оно развивается на основе пассивного внимания и обусловлено качеством раздражителя (интенсивность, внезапность, новизна, эмоциональная значимость). Требует интеллектуальной и волевой активности индивида. Перечислим основные свойства внимания. 1. Концентрированность — отражает наличие и интенсивность связи с объектом. Страдает, например, при депрессии.
2. Объем внимания — определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. В норме у взрослого составляет 5 — 7 простых объектов (например, геометрических фигур), у ребенка — 2—3 элемента. 3. Устойчивость — временная характеристика внимания. Определяется длительностью концентрации на объекте и повышается с увеличением сложности объекта. 4. Переключаемостъ — гибкость внимания, способность менять объект концентрации. К факторам, влияющим на внимание, относят физическое состояние человека, фон настроения (утомление, возбуждение, апатия), условия среды (освещенность, шум, температура, влажность воздуха), употребление определенных веществ: например, алкоголя, никотина, кофе. Память Память — это сложная познавательная деятельность в процессе отражения окружающей действительности, выражающаяся в способности длительно хранить информацию, относящуюся к прошлому, и воспроизводить пережитое. Она является условием и компонентом психической адаптации личности. Существует несколько способов классификации видов памяти. 1. По ощущениям, лежащим в основе, — зрительная, слуховая, тактильная память. 1. По качественным характеристикам хранящегося опыта: образная память (представления, картины жизни, звуки, вкусы) — хранение пережитого опыта в виде образов; развита у людей творческих профессий; эмоциональная память — сигнализирует о том, как удовлетворяются личные потребности, способствует обобщенной, глобальной оценке ситуации с позиции ценности для субъекта; двигательная (моторная, кинестетическая) память, которая включает воспроизведение схем и алгоритмов движения и лежит в основе физической ловкости, автоматизированных движений, двигательных навыков; словесно-логическая память — мысли, умозаключения в форме категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем, мировоззрения в целом. У человека это ведущий вид памяти. 3. По длительности хранения информации: кратковременная память — характеризуется коротким временем хранения информации после однократного запоминания и немедленным воспроизведением; долговременная память — длительное хранение после многократного повторения и воспроизведения, которое отсрочено или отставлено во времени. Память характеризуется четырьмя основными процессами: 1) запоминание, или фиксация, — активный процесс, начинающийся в кратковременной памяти и завершающийся в долго временной (ухудшается в старости, сильнее выражено у детей); 2) хранение, или ретенция, — наличие информации в долговременной памяти; 3) воспроизведение, или репродукция, — перевод информации из долговременной в кратковременную память, актуализация ее в сознании; 4) забывание — материал, который был запомнен, не удается извлечь из памяти. Мышление Мышление — это познание внутренних, скрытых признаков предмета или явления, определяющее его существо; обобщенное, отвлеченное, опосредованное отражение связей и отношений; познание объективной реальности, осуществляемое путем мыслительных операций. Мышление является высшей ступенью познания и характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других познавательных процессов. 1. Если в восприятии и представлении предмет отражается как нечто целое, то в мышлении рассматриваются, как минимум, два компонента, между которыми устанавливаются определенные связи и отношения. Это обеспечивает более глубокое и точное отражение, так как вскрывает общее в предметах и явлениях, позволяет понять их сущность. Появляется возможность на основе наблюдения одних явлений познавать другие, связанные с ними, а следовательно, и прогнозировать их. 2. Мышление — это процесс опосредованного отражения. Иными словами, человек при решении какой-либо задачи оперирует знаниями и методами, сложившимися в процессе исторического развития общества, выходит за пределы того, что дано непосредственно в ощущениях, восприятиях и представлениях, благодаря чему имеет возможность получить новые знания. 3. Обобщенность мышления. Элементарное обобщение возможно уже на ступени чувственного познания. Однако там оно основывается на непосредственно доступных внешних, часто несущественных свойствах предметов и ограничено пределами индивидуального опыта человека. Так, в восприятии отражается единичный объект (например, конкретный человек определенного роста, пола, возраста), а в представлении — общие свойства класса предметов (к примеру, человеческой фигуры). В мышлении же находят отражение существенные признаки на разных уровнях обобщенности. Это позволяет соотнести индивидуальные и видовые, видовые и родовые особенности (например, человек как представитель биологического вида, характеризующегося наличием сознания, членораздельной речью, трудовой деятельностью, производством орудий труда). 4. Проблемный характер мышления. Началом мыслительного процесса является постановка вопроса, выделение проблемы, главным мотивом которого служит практическая потребность познания. Эта первая стадия сопровождается эмоциональным возбуждением, интересом и сосредоточением. Мышление имеет фазовый характер: постановка проблемы; выдвижение гипотез; проверка гипотез; вывод (ответ, решение). Операции мышления Анализ — выделение отдельных составляющих познаваемого объекта, мыслительное разложение целого на части. Анализ ситуации, в результате которого выделяются известное и искомое, является началом решения задачи. Синтез — объединение различных частей, свойств, компонентов в целое; мысленное соединение предметов или явлений. Восстанавливает единство и вскрывает существенные связи и отношения элементов, выделенных посредством анализа. Сравнение — определение сходства и различия между предметами и явлениями на основе выделения их частей и свойств. Обобщение — выявление в предметах и явлениях общих качеств и на этом основании объединение их друг с другом. Его необходимая предпосылка — сравнение. Обобщение на основе существенных признаков ведет к образованию понятий, к открытию законов. Систематизация, или классификация, — распределение предметов по группам-подгруппам в зависимости от их сходства и различия (например, классификация болезней). Абстракция, представляющая собой отделение каких-либо свойств предметов и явлений от других и их изолированное рассмотрение. Научная абстракция является непременным условием изучения сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком. Формы мышления Основным элементом мышления является понятие — символическое внешнее выражение мысли в словесной форме, отражающее общие и главные свойства предметов и явлений. Вытекает из представлений как отражения определенного предмета. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в ходе индивидуального становления личности. На их формирование оказывают влияние развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и проводить на их основе обобщение. Понятия отличаются степенью обобщения (например, «медицинская сестра» и «хирургическая медицинская сестра»; «время года — зима — январь»). Л. С. Выготский, изучая процесс формирования понятий у детей, установил, что он проходит три ступени: первая ступень — неупорядоченного множества. Обобщение происходит по случайным признакам (так, двухлетний ребенок называет одним словом «киса» и, следовательно, объединяет в одну группу и мягкую игрушку, и меховую шапку, и живую кошку); вторая ступень — мышления в комплексах. Группировка предметов ведется по внешним, несущественным признакам (объединяя в группы геометрические фигуры, ребенок делает это на основании цвета фигур, а не их формы, которая для геометрической фигуры является основным признаком); третья ступень— истинных понятий. Появляется возможность объединения объектов в группы по общим, существенным признакам (возраст 15—16 лет). Оперирование понятиями может осуществляться в различных формах. Суждение — утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами и явлениями. Раскрывает содержание понятий. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключения. Суждения могут быть истинными («лимон — кислый») и ложными («сегодня 32 апреля»); общими («воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры»), частными («некоторые лекарственные средства имеют побочные действия») и единичными («этот пациент болен гриппом»). Умозаключение — оперирование не отдельными понятиями, а суждениями, в результате которого возникает новое суждение, отличное от предыдущих. Исходные суждения называются посылками. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из них. Вывод, получаемый из посылок, называется заключением. Возьмем два суждения: «Животный белок является аллергеном; молоко содержит животный белок». Из этих суждений вытекает следствие: «Молоко может явиться аллергеном». Оперирование понятиями возможно в виде: индукции — ход рассуждений от частного к общему; дедукции — от общего положения к частным случаям. Пример дедукции: «Все газы летучи. Гелий — газ. Следовательно, гелий летуч». Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях составляет предмет логики — науки о законах мышления. Виды мышления В зависимости от характера решаемой задачи, от того, чем оперирует мысль, выделяют три вида, или уровня, мышления. 1. Предметно-действенное, или ручное, когда мыслительные операции происходят при действиях с конкретными предметами. Оно является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для этого вида мышления характерен синкретизм, проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; преобладает трансдуктивный характер связей (отсутствие иерархии признаков: например, частное—общее и т.п.); отмечается низкая критичность по отношению к собственным действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм, проявляющийся в том, что одни предметы рассматриваются вне связи с другими, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект. Ж. Пиаже показал это целым рядом конкретных случаев: например, пятилетний ребенок идет по улице, наблюдая за луной, и считает, что луна следует за ним, а когда он войдет в булочную, луна остановится и подождет его. 2. Образное, вкотором основной единицей мышления является образ. Характерно для творческих личностей. По сравнению с практическим мышлением оно обладает большей гибкостью, обобщенностью и сложностью поскольку человек оперирует в основном образами предметов и явлений, содержащимися в памяти, представлении и воображении. Образы не выражают тех понятий действительности, которые обозначаются словесными и абстрактными символами. Наглядно-образное мышление также отличается синкретизмом, насыщено эмоциями; для него характерны низкая критичность эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений. Предметно-действенное и наглядно-образное мышление относятся к допонятийным видам мышления, так как они ограничены проблемами, касающимися конкретных, реальных объектов и операций с ними, а оперирование понятиями носит случайный, не всегда осознанный характер. 3. Словесно-логическое, или понятийное, — ведущий для человека вид мышления, в котором в качестве основной единицы выступает понятие. Такое мышление позволяет установить наиболее общие закономерности в развитии природы и общества. Важнейшей его характеристикой является децентризм в противовес эгоцентризму допонятийного мышления. Децентризм проявляется в том, что логически мыслящий человек выходит за пределы собственной системы отсчета, поскольку внутри каждого понятия имеются равные уровни обобщенности, которые не зависят от субъекта. В результате появляется возможность соотнесения частного и общего, а также достигается обратимость мышления, которая позволяет менять направление мысли с прямого на обратное, возвращаться к исходному состоянию объекта. Для понятийного мышления характерно понимание скрытого, переносного смысла и подтекста. Кроме того, выделяют эвристическое (или вероятностное) мышление, которое опирается не на непосредственно воспринимаемые явления, а на учет степени вероятности (возможности) их возникновения. Творческое мышление (продуктивное, дивергентное, креативное) позволяет находить принципиально новые или усовершенствованные решения задач. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и малой осознанностью в отличие от дискурсивного, поэтапно развернутого, осознанного мышления. Его природа связана с развитием пространственных представлений: логическое мышление, опирающееся на приобретенную сумму знаний и опыт, сочетается с относительным преобладанием наглядности. Высокая скорость интуитивного решения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает особую значимость в сложных ситуациях (дискомфортность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за решение). Именно этими параметрами нередко характеризуется деятельность медицинского работника. Поэтому в практической деятельности медика все указанные виды мышления выступают в единстве. Виды мышления последовательно формируются в процессе онтогенеза — от предметно-действенного к понятийному. 2. Наглядно-действенное мышление (до 3 лет) — на основе практической деятельности. 3. Наглядно-образное мышление (4—7 лет) — на основе восприятия. 3. Абстрактно-логическое мышление развивается в процессе школьного обучения. По данным Ж. Пиаже, в период с 11 до 12 лет постепенно формируется способность размышлять логически об абстрактных, отвлеченных проблемах, появляется потребность проверять правильность своих мыслей, принимать точку зрения человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Ребенок начинает понимать, например, что сложение — это действие, противоположное вычитанию, а умножение — делению. Появляется восприимчивость к чужому опыту и возможность включения исторического опыта в собственную систему мышления. У взрослых представлены все виды мышления. Их соотношение может быть связано с видом профессиональной деятельности: инженеры отличаются преобладанием наглядно-действенного, писатели — наглядно-образного, математики — абстрактно-логического мышления. Качества творческого мышления. 1. Независимость, определяемая способностью самостоятельно и оригинально формулировать и решать задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои позиции. 2. Реверсивность — умение транспонировать мыслительную цепь в обратном направлении. Например: «Люди погибают не только от сердечной недостаточности, но и от недостаточной сердечности». 3. Эмпатичность, т. е. способность проникнуть в ход мыслей другого человека, описанная, например, Э. По в рассказе о мальчике, игравшем в чет и нечет. Мальчик переигрывал противников потому, что отождествлял свой интеллект с интеллектом противника, играя с простодушным соперником иначе, чем с хитрецом. 4. Антиципация, или мышление с предвосхищением.
5. Гибкость — переход от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. 6. Нетривиальность, свобода от шаблона, характеризующаяся поиском новых подходов к решению творческих задач. 7. Широта, позволяющая привлекать знания из различных областей. 8. Критичность (к своим действиям). 9. Глубина — степень проникновения в сущность явлений. 10. Открытость — восприимчивость к различным идеям и суждениям. Творческое мышление создает новые идеи, а критическое (репродуктивное, конвергентное) мышление, направленное на проверку предложенных гипотез с целью определения области их возможного применения, выявляет их недостатки. Прогресс человечества обеспечивается именно креативными, творческими личностями. В качестве препятствий для творческого мышления, часто неосознанных, выступают: конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться), вынуждающий человека отбраковывать все, что может быть не принято другими людьми; ригидность — склонность идти проторенными путями, решать задачи привычными способами; излишне высокая мотивация — желание найти ответ немедленно, часто заставляющее человека использовать наиболее очевидное решение, которое, как правило, не является новаторским. Если человек хочет мыслить творчески, он должен научиться предоставлять свободу своим мыслям. В этом помогает метод свободного ассоциирования, которое используется также в психотерапии. Для активизации творческого мышления при решении сложных задач А. Осборн предложил метод «мозгового штурма», подразумевающий деятельность группы специалистов, которым задается тема, разрешается свободное высказывание любых идей и запрещается их критика. Эффективность данного метода основана на том, что групповая работа стимулирует выработку новых идей (средний человек в группе выдает вдвое больше идей, чем обычно!), по мере увеличения количества которых их качество улучшается. «Мозговой штурм» должен обязательно проводиться в течение нескольких дней. Результаты оценивают эксперты, не участвующие в работе группы, так как критичность по отношению к своим идеям у человека, как правило, снижена. Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить следующие его качества:) - глубина—поверхностность; - широта—узость; - быстрота—замедленность; - гибкость—ригидность; - оригинальность—тривиальность. Интеллект Интеллектом называется система всех познавательных способностей индивида, и в частности способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности. Таким образом, для интеллекта важны творческое мышление и умение адаптироваться. Предпосылками интеллекта являются внимание и память. Выделяют следующие формы интеллекта: вербальный, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; невербальный, связанный с решением абстрактно-логических задач; практический, составной частью ко
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.017 с.) |