Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы современной психологии

Поиск

Психологическая диагностика, или психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnosis — распознавание), является приклад­ным разделом, сформировавшимся под влиянием фундаменталь­ных отраслей психологии и практических запросов жизни. Это область психологической науки, в рамках которой разрабатыва­ются методы выявления и измерения индивидуально-психологи­ческих особенностей человека, его взаимодействия с окружаю­щим миром. Как самостоятельное направление психодиагностика существует с 20-х годов XX в. Основные ее задачи — целенап­равленное и развернутое изучение личности во всем многообра­зии ее индивидуальных психических проявлений в различных си­туациях и условиях функционирования, «диагностика состояний, свойств и возможностей "единичного" человека, практическая работа с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, профилактики и лечения» (Ананьев, 1980).

Важнейший методический принцип психодиагностики — прин­цип комплексности — предполагает сочетание различных методи­ческих приемов при диагностике одного и того же свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психи­ческие свойства и соотнесение результатов инструментального ис­следования с клинико-описательными данными. Успешная реа­лизация данного принципа во многом зависит от индивидуального опыта в интерпретации итогов исследования с учетом реаль­ной жизненной ситуации испытуемых.

Результаты психодиагностических исследований имеют при­кладное значение для ряда областей жизнедеятельности, в числе которых:

- оптимизация процессов обучения и воспитания детей;

- профотбор и профориентация;

- психологическое консультирование;

- психогигиена и психопрофилактика;

- диагностика, лечение и социально-трудовая реабилитация;

- различные виды экспертной практики.

В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, особые задачи и методы, составляющие предмет специальной психодиагностики (медицинской, педагогической, профессиональной, спортивной и т.п.).

В современной психологии, согласно положению С.Л.Рубин­штейна (1946) об активном, формирующем воздействии психо­логического исследования, выделяют две основные функции психодиагностики: гностическую (информационную) и пре­образовательную (коррекционную).

При реализации этих функций психодиагностика опирается на принципы нормативного регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик, а также на международные профессионально-этические стандарты, принятые в работе психологов: ответственности; компетентнос­ти; этической и юридической правомочности; конфиденциаль­ности; благополучия клиента; информирования клиента о целях обследования; морально-позитивного эффекта исследования.

Одна из первых систематик методов психологического иссле­дования была предложена С.Л.Рубинштейном (1946), который выделял в качестве основных методов наблюдение: «внешнее» (объективное) и «внутреннее» (самонаблюдение), а также экспе­римент: лабораторный, естественный и психолого-педагогиче­ский с программой активных формирующих воздействий на пси­хическое развитие ребенка. В качестве дополнительных или вспо­могательных экспериментально-психологических методов Рубин­штейн называл психофизиологический эксперимент, особенно ме­тод условных рефлексов, а также беседу.

Существуют классификации методов психодиагностики, раз­деляющие их с точки зрения характера и направленности психи­ческой активности испытуемого.

1. Интроспективные методы, которые требуют свободного или несвободного (по заданной схеме) словесного сообщения испы­туемого о личном опыте, своих эмоциональных реакциях, отно­шениях (анкеты, беседы).

 

2. Экстраспективные, основанные на свободном или управляемом наблюдении и оценке самых разнообразных психических проявлений испытуемого.

3. Проективные — испытуемый проецирует свое психическое состояние в словесные, графические или манипуляционные (творческие) реакции на малоструктурированные, многозначные стимулы.

4. Исполнительные — субъект осуществляет какое-либо перцептивное, моторное или мыслительное действие, количественные и качественные характеристики которого являются показателями интеллектуальных или личностных черт.

Приведенная классификация опирается на исторически наи­более старую систематику, предполагающую «выделение следую­щих трех методов как основных структур организации психологи­ческого исследования. Это методы интроспекции, экстероспек-ции и "понимания"».

Б.Г.Ананьевым (1976) была предложена классификация мето­дов психологического исследования, неотъемлемую часть кото­рой составляют психодиагностические методы, а также способы обработки и интерпретации полученных данных.

1. Организационные методы:

- сравнительный (сопоставление по различным признакам);

- лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

- комплексный (исследование представителей различных специальностей, где один объект исследуется разными средствами).

2. Эмпирические:

- наблюдение (общее и целенаправленное) и самонаблюдение;

- экспериментальные методы;

 

- психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

- анализ продуктов психической деятельности;

- биографические;

- психофизиологические.

3. Методы обработки данных.

- количественный (статистический);

- качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

4. Интерпретационные:

- генетический;

- структурный (устанавливает связи между характеристиками

личности).

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности, согласно строгому плану. Факты поведения фиксируются в специальном дневнике, проис­ходит объяснение их сущности.

При осуществлении наблюдения запись может быть сплошной (при изучении личности и ее деятельности в целом) или выбо­рочной (при исследовании отдельных проявлений психической деятельности личности).

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений выделяют следующие виды эксперимента:

констатирующий, когда выявляются психические особенности и уровень развития того или иного качества, моделируются неко­торые стороны деятельности человека. Ограниченность этого вида эксперимента заключается в невозможности проследить процесс приобретения знаний или формирования качеств;

обучающий (формирующий), который предполагает целена­правленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Эксперимент может иметь обучающий и воспитательный характер.

С точки зрения условий проведения различают лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный — проводится с применением различной аппа­ратуры и специальных методик согласно инструкции. Он дает воз­можность получить объективные данные о протекании и развитии психических процессов в конкретных ситуациях, однако искусст­венные условия, создаваемые в лабораториях, нередко затрудня­ют объективное изучение.

Естественный эксперимент осуществляется в естественных условиях деятельности человека, который не предполагает, что подвергается определенному психологическому исследованию (А.Ф.Лазурский, 1910).

Психологические методики подразделяются по форме сбора информации на:

1) опросники;

2) тесты-задания;

3) проективные методики.

Опрос может быть как устным (сбор фактов в процессе лично­го общения — интервью), так и письменным (опосредованным):

- анкетирование (составление письменного самоотчета по предложенной исследователем программе). Использование анкет позволяет собрать большой фактический материал, однако при этом отсутствует контроль искренности ответов;

- личностные опросники, которые позволяют построить профиль личности (например, опросники MMPI, опросник Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла).

Самоотчеты делятся на специально непредназначенные (личностные опросники) и специальные (для оценки эмоциональ­ных состояний).

Тестирование — это система заданий, позволяющих оп­ределить уровень развития определенных психических качеств, со­стояния, процесса или свойства человека (от англ. test — задача, задание). Большую роль при тестовом исследовании играет пред­шествующий навык, хотя все тесты построены так, чтобы ниве­лировать фактор обучаемости. Затруднения в процессе тестиро­вания возникают также тогда, когда один и тот же тест прово­дится среди представителей разных культур, имеющих свои специфические особенности. Поэтому для оценки результатов необходимы нормы — критерии, которые содержат варианты ин­терпретации результатов, а значит, требуется валидизация (про­верка) методики.

Тесты позволяют провести сравнительный анализ данных по большим массивам испытуемых.

Тесты бывают индивидуальными и групповыми, а также они различаются по назначению:

критериально-ориентированные — оценивают соответствие оп­ределенному критерию;

достижений — определяют степень выраженности симптома или черты;

измерения интеллекта — оценивают умственное развитие и эру­дицию;

психофизиологические — исследуют психофизиологические осо­бенности человека;

вербальные.

Единицы измерения при тестировании — баллы и производ­ные от них — стены. На этом основании применяется шкальная система оценки. Выделяют клинические и психологические шка­лы. Примерами клинической шкалы являются шкалы тревоги Шихана и депрессии Зунга; психологической — шкала самооцен­ки тревожности Спилбергера.

Варианты шкал.

1. В зависимости от числа измеряемых переменных:

монополярные (однополюсные, одномерные) — измеряют одну психологическую переменную, например интеллект, чув­ство и т.п.;

биполярные (двуполюсные) — оценивают два психологических параметра одновременно, причем один полюс соответствует мак­симальной выраженности какого-либо качества, а другой — мак­симальной выраженности противоположного. Примером может слу­жить шкала Айзенка «эмоциональная стабильность — нейротизм»;

многомерные — измеряют несколько психологических перемен­ных. Пример клинической многомерной шкалы — лист симпто­мов Хопкинса; пример личностной шкалы — шкала Вессмана-Рикса, предназначенная для построения профиля настроения.

2. По характеру связи:

рядоположенные, но не связанные — ортогональные шкалы;

сопряженные шкалы, связанные корреляционной зависимостью, когда изменение одного свойства влечет изменение другого, следо­вательно, вызывает сдвиг по другой шкале. Например, образова­тельный уровень связан с внушаемостью отрицательной связью.

Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности и основаны на психоаналитической концепции. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на оценке отдельных ее свойств. Главной осо­бенностью проективных методик можно назвать неограниченное разнообразие возможных ответов, допускаемых в решении задачи. Тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Дают­ся только краткие, общие инструкции. Гипотеза, на которой стро­ятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» си­туации должен отражать фундаментальные аспекты функциони­рования его психики. Другими словами, предполагается, что тес­товый материал играет роль экрана, на который «проецируются» характерные для испытуемого мысли, потребности, эмоции и конфликты.

Кроме того, это замаскированное тестирование, поскольку об­следуемый не знает, на что направлены вопросы, и не предпола­гает, как будут интерпретироваться его ответы. Есть мнение, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и меж­личностные характеристики личности, ее установки, но и неко­торые когнитивные аспекты (общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций). Проек­тивные методы требуют высокой квалификации исследователя, так как связаны с субъективной интерпретацией результатов. Их примерами являются тематический апперцептивный тест (ТАТ) и методика «незаконченных предложений».

Проективные методики предполагают преимущественно сло­весные ответы, а некоторые из этих методик полностью вербальны, т.е. используют слова и в качестве стимульного материала, и в ответах. Часть таких вербальных методик может применяться как в устной, так и в письменной форме, но все они пригодны для письменного предъявления при групповом тестировании. Приме­ром таких методик служит «Тест на словесные ассоциации», имев­ший первоначальное название «Тест на свободные ассоциации» и являющийся одной из первых проективных методик в целом. Про­цедура проведения теста состоит в предъявлении испытуемому серии не связанных между собой впоследствии понятий, на каж­дое из которых он отвечает первым пришедшим на ум словом. Среди психоаналитиков наибольший вклад в развитие тестов на словесные ассоциации принадлежит К. Юнгу (1910), который ото­брал слова-стимулы, составил «эмоциональные комплексы» и про­анализировал время реакции, содержание и фактическую выра­женность эмоционального напряжения. Результаты анализируют­ся в соответствии с такими характеристиками, как доля обыч­ных, или распространенных, ответов, время реакции, наруше­ния ассоциативных связей и ухудшение воспроизведения при по­вторном тестировании.

На основании выделения основного методического принципа психодиагностики современные методы условно разделяются на две большие группы (Столин, 1987):

1) стандартизованные, измерительные;

2) экспертные, или клинические.

В основе стандартизованных методов лежит соблюдение доста­точно строгих и четко, в явной форме сформулированных правил. Эти методы обеспечивают психологический диагноз и прогноз с вероятностной точностью, но более направлены на обследование групп испытуемых, чем на индивидуальное обследование.

Экспертные методы в большей степени основаны на профессио­нальном опыте, интуиции исследователя. Эти методы часто ока­зываются более эффективными для изучения психических явле­ний, плохо поддающихся объективизации и осознанию. Если их применяет эксперт высокой квалификации, они являются надеж­ным средством индивидуальной диагностики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.67.10 (0.009 с.)