Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы современной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическая диагностика, или психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnosis — распознавание), является прикладным разделом, сформировавшимся под влиянием фундаментальных отраслей психологии и практических запросов жизни. Это область психологической науки, в рамках которой разрабатываются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, его взаимодействия с окружающим миром. Как самостоятельное направление психодиагностика существует с 20-х годов XX в. Основные ее задачи — целенаправленное и развернутое изучение личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных ситуациях и условиях функционирования, «диагностика состояний, свойств и возможностей "единичного" человека, практическая работа с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, профилактики и лечения» (Ананьев, 1980). Важнейший методический принцип психодиагностики — принцип комплексности — предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства и соотнесение результатов инструментального исследования с клинико-описательными данными. Успешная реализация данного принципа во многом зависит от индивидуального опыта в интерпретации итогов исследования с учетом реальной жизненной ситуации испытуемых. Результаты психодиагностических исследований имеют прикладное значение для ряда областей жизнедеятельности, в числе которых: - оптимизация процессов обучения и воспитания детей; - профотбор и профориентация; - психологическое консультирование; - психогигиена и психопрофилактика; - диагностика, лечение и социально-трудовая реабилитация; - различные виды экспертной практики. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, особые задачи и методы, составляющие предмет специальной психодиагностики (медицинской, педагогической, профессиональной, спортивной и т.п.). В современной психологии, согласно положению С.Л.Рубинштейна (1946) об активном, формирующем воздействии психологического исследования, выделяют две основные функции психодиагностики: гностическую (информационную) и преобразовательную (коррекционную). При реализации этих функций психодиагностика опирается на принципы нормативного регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик, а также на международные профессионально-этические стандарты, принятые в работе психологов: ответственности; компетентности; этической и юридической правомочности; конфиденциальности; благополучия клиента; информирования клиента о целях обследования; морально-позитивного эффекта исследования. Одна из первых систематик методов психологического исследования была предложена С.Л.Рубинштейном (1946), который выделял в качестве основных методов наблюдение: «внешнее» (объективное) и «внутреннее» (самонаблюдение), а также эксперимент: лабораторный, естественный и психолого-педагогический с программой активных формирующих воздействий на психическое развитие ребенка. В качестве дополнительных или вспомогательных экспериментально-психологических методов Рубинштейн называл психофизиологический эксперимент, особенно метод условных рефлексов, а также беседу. Существуют классификации методов психодиагностики, разделяющие их с точки зрения характера и направленности психической активности испытуемого. 1. Интроспективные методы, которые требуют свободного или несвободного (по заданной схеме) словесного сообщения испытуемого о личном опыте, своих эмоциональных реакциях, отношениях (анкеты, беседы).
2. Экстраспективные, основанные на свободном или управляемом наблюдении и оценке самых разнообразных психических проявлений испытуемого. 3. Проективные — испытуемый проецирует свое психическое состояние в словесные, графические или манипуляционные (творческие) реакции на малоструктурированные, многозначные стимулы. 4. Исполнительные — субъект осуществляет какое-либо перцептивное, моторное или мыслительное действие, количественные и качественные характеристики которого являются показателями интеллектуальных или личностных черт. Приведенная классификация опирается на исторически наиболее старую систематику, предполагающую «выделение следующих трех методов как основных структур организации психологического исследования. Это методы интроспекции, экстероспек-ции и "понимания"». Б.Г.Ананьевым (1976) была предложена классификация методов психологического исследования, неотъемлемую часть которой составляют психодиагностические методы, а также способы обработки и интерпретации полученных данных. 1. Организационные методы: - сравнительный (сопоставление по различным признакам); - лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); - комплексный (исследование представителей различных специальностей, где один объект исследуется разными средствами). 2. Эмпирические: - наблюдение (общее и целенаправленное) и самонаблюдение; - экспериментальные методы;
- психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); - анализ продуктов психической деятельности; - биографические; - психофизиологические. 3. Методы обработки данных. - количественный (статистический); - качественный (дифференциация материала по группам, анализ). 4. Интерпретационные: - генетический; - структурный (устанавливает связи между характеристиками личности). Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности, согласно строгому плану. Факты поведения фиксируются в специальном дневнике, происходит объяснение их сущности. При осуществлении наблюдения запись может быть сплошной (при изучении личности и ее деятельности в целом) или выборочной (при исследовании отдельных проявлений психической деятельности личности). В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений выделяют следующие виды эксперимента: констатирующий, когда выявляются психические особенности и уровень развития того или иного качества, моделируются некоторые стороны деятельности человека. Ограниченность этого вида эксперимента заключается в невозможности проследить процесс приобретения знаний или формирования качеств; обучающий (формирующий), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Эксперимент может иметь обучающий и воспитательный характер. С точки зрения условий проведения различают лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный — проводится с применением различной аппаратуры и специальных методик согласно инструкции. Он дает возможность получить объективные данные о протекании и развитии психических процессов в конкретных ситуациях, однако искусственные условия, создаваемые в лабораториях, нередко затрудняют объективное изучение. Естественный эксперимент осуществляется в естественных условиях деятельности человека, который не предполагает, что подвергается определенному психологическому исследованию (А.Ф.Лазурский, 1910). Психологические методики подразделяются по форме сбора информации на: 1) опросники; 2) тесты-задания; 3) проективные методики. Опрос может быть как устным (сбор фактов в процессе личного общения — интервью), так и письменным (опосредованным): - анкетирование (составление письменного самоотчета по предложенной исследователем программе). Использование анкет позволяет собрать большой фактический материал, однако при этом отсутствует контроль искренности ответов; - личностные опросники, которые позволяют построить профиль личности (например, опросники MMPI, опросник Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла). Самоотчеты делятся на специально непредназначенные (личностные опросники) и специальные (для оценки эмоциональных состояний). Тестирование — это система заданий, позволяющих определить уровень развития определенных психических качеств, состояния, процесса или свойства человека (от англ. test — задача, задание). Большую роль при тестовом исследовании играет предшествующий навык, хотя все тесты построены так, чтобы нивелировать фактор обучаемости. Затруднения в процессе тестирования возникают также тогда, когда один и тот же тест проводится среди представителей разных культур, имеющих свои специфические особенности. Поэтому для оценки результатов необходимы нормы — критерии, которые содержат варианты интерпретации результатов, а значит, требуется валидизация (проверка) методики. Тесты позволяют провести сравнительный анализ данных по большим массивам испытуемых. Тесты бывают индивидуальными и групповыми, а также они различаются по назначению: критериально-ориентированные — оценивают соответствие определенному критерию; достижений — определяют степень выраженности симптома или черты; измерения интеллекта — оценивают умственное развитие и эрудицию; психофизиологические — исследуют психофизиологические особенности человека; вербальные. Единицы измерения при тестировании — баллы и производные от них — стены. На этом основании применяется шкальная система оценки. Выделяют клинические и психологические шкалы. Примерами клинической шкалы являются шкалы тревоги Шихана и депрессии Зунга; психологической — шкала самооценки тревожности Спилбергера. Варианты шкал. 1. В зависимости от числа измеряемых переменных: монополярные (однополюсные, одномерные) — измеряют одну психологическую переменную, например интеллект, чувство и т.п.; биполярные (двуполюсные) — оценивают два психологических параметра одновременно, причем один полюс соответствует максимальной выраженности какого-либо качества, а другой — максимальной выраженности противоположного. Примером может служить шкала Айзенка «эмоциональная стабильность — нейротизм»; многомерные — измеряют несколько психологических переменных. Пример клинической многомерной шкалы — лист симптомов Хопкинса; пример личностной шкалы — шкала Вессмана-Рикса, предназначенная для построения профиля настроения. 2. По характеру связи: рядоположенные, но не связанные — ортогональные шкалы; сопряженные шкалы, связанные корреляционной зависимостью, когда изменение одного свойства влечет изменение другого, следовательно, вызывает сдвиг по другой шкале. Например, образовательный уровень связан с внушаемостью отрицательной связью. Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности и основаны на психоаналитической концепции. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на оценке отдельных ее свойств. Главной особенностью проективных методик можно назвать неограниченное разнообразие возможных ответов, допускаемых в решении задачи. Тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Даются только краткие, общие инструкции. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал играет роль экрана, на который «проецируются» характерные для испытуемого мысли, потребности, эмоции и конфликты. Кроме того, это замаскированное тестирование, поскольку обследуемый не знает, на что направлены вопросы, и не предполагает, как будут интерпретироваться его ответы. Есть мнение, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, ее установки, но и некоторые когнитивные аспекты (общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций). Проективные методы требуют высокой квалификации исследователя, так как связаны с субъективной интерпретацией результатов. Их примерами являются тематический апперцептивный тест (ТАТ) и методика «незаконченных предложений». Проективные методики предполагают преимущественно словесные ответы, а некоторые из этих методик полностью вербальны, т.е. используют слова и в качестве стимульного материала, и в ответах. Часть таких вербальных методик может применяться как в устной, так и в письменной форме, но все они пригодны для письменного предъявления при групповом тестировании. Примером таких методик служит «Тест на словесные ассоциации», имевший первоначальное название «Тест на свободные ассоциации» и являющийся одной из первых проективных методик в целом. Процедура проведения теста состоит в предъявлении испытуемому серии не связанных между собой впоследствии понятий, на каждое из которых он отвечает первым пришедшим на ум словом. Среди психоаналитиков наибольший вклад в развитие тестов на словесные ассоциации принадлежит К. Юнгу (1910), который отобрал слова-стимулы, составил «эмоциональные комплексы» и проанализировал время реакции, содержание и фактическую выраженность эмоционального напряжения. Результаты анализируются в соответствии с такими характеристиками, как доля обычных, или распространенных, ответов, время реакции, нарушения ассоциативных связей и ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. На основании выделения основного методического принципа психодиагностики современные методы условно разделяются на две большие группы (Столин, 1987): 1) стандартизованные, измерительные; 2) экспертные, или клинические. В основе стандартизованных методов лежит соблюдение достаточно строгих и четко, в явной форме сформулированных правил. Эти методы обеспечивают психологический диагноз и прогноз с вероятностной точностью, но более направлены на обследование групп испытуемых, чем на индивидуальное обследование. Экспертные методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, интуиции исследователя. Эти методы часто оказываются более эффективными для изучения психических явлений, плохо поддающихся объективизации и осознанию. Если их применяет эксперт высокой квалификации, они являются надежным средством индивидуальной диагностики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.012 с.) |