Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На подступах к марксистской психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под влиянием социалистической революции в России в общественных науках произошли глубочайшие перемены. Об этом можно судить по деятельности П.П. Блонского (1884 – 1941), труды которого отражают насыщенную смелыми идеями, напряженными поисками и острыми противоречиями эпоху революционных преобразований в психологии. В эти годы в психологии происходит своего рода перегруппировка сил. Умозрительная психология утрачивает свое господствующее положение. Ее место на правом фланге заняла возглавленная Г.И. Челпановым группа психологов-эксперименталистов (А.П. Нечаев, Ю.В. Португалов и др.), которая усиливает сопротивление марксизму, используя более тонкие приемы борьбы, чем откровенная проповедь спиритуализма. Характерен переход Г.И. Челпанова в этот период на позиции защиты чисто эмпирической психологии. В то же время сторонники естественнонаучного направления приступают к реализации программы построения психологической науки, которая сложилась еще до революции внутри отдельных, связанных с ним научных школ. В этих условиях П.П. Блонский решительно переходит в лагерь естественнонаучной психологии и стремится реформировать психологию на основе принципов, близких концепции объективной психологии (рефлексологии) В.М. Бехтерева. Блонский еще до Октябрьской революции выражал неудовлетворенность состоянием психологической науки. Однако, ощущая необходимость коренной реформы психологии и понимая ее общее направление – движение к материализму, даже самые передовые психологи, к которым в первую очередь следует отнести Блонского, не видели тогда конкретных путей реорганизации психологической науки. И хотя Блонский первым среди психологов указал в 1920 г., что «научная психология ориентируется на марксизм», задача ее перестройки еще не была по существу сформулирована. В ранних психологических трудах П.П. Блонского утверждаются принципы «поведенческой», или «объективной», психологии, ставшие ведущими для первого послереволюционного периода истории советской психологии. «Научная психология изучает движения, поступки, вообще поведение живого существа в их функциональных зависимостях от различных условий». Блонский резко критикует взгляд на человека как на неизменное существо, присущий традиционной идеалистической психологии. Поведение человека выступает для него как производное общественных отношений. Но так как общество изменяется со временем, то и общественные отношения должны в свою очередь изучаться как функция времени, генетически, как процесс, т. е. в своем историческом развитии. «Таким образом, научная психология есть прежде всего генетическая психология», писал Блонский. Генетическая, или историческая, точка зрения отныне становится основной предпосылкой творчества П.П. Блонского. Она обусловливает его интерес к вопросу о происхождении психической деятельности и пристальное внимание к проблемам возрастного развития. Не только вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки», но и его более поздние произведения – «Память и мышление» (1935), «Развитие мышления школьника» (1935), «Очерки детской сексуальности» (1935) – проникнуты идеей развития, стремлением подходить к каждому психическому явлению с точки зрения его истории. Уже в первые годы Советской власти во всех отраслях и течениях психологии назревает потребность в единой теоретической платформе, которая стала бы базой построения научной психологии. На первом Всероссийском съезде по психоневрологии (январь 1923 г.) в докладе К.Н. Корнилова впервые в истории мировой психологической науки выдвигается требование применить марксизм в области психологии. Корнилов подчеркнул, что психические процессы – это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии. В его докладе содержалось требование строить на основе диалектического материализма методы психологии. Корнилов считал, что система современной психологической науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма. В этот период два общих марксистских методологических принципа принимаются почти всеми передовыми представителями советской психологии: ставший прочным фундаментом научных построений материализм и детерминизм в объяснении человеческого поведения, предполагающий учет не столько биологических, сколько социальных и классовых факторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.006 с.) |