Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная психология личности

Поиск

Процесс формирования личности — социализация — заклю­чается в усвоении и активном воспроизведении социального опы­та, а также принятых в обществе норм и ценностей. В отечествен­ной психологии социализация характеризуется как расширение в результате воспитания и обучения сферы деятельности и об­щения индивида, как становление его личности, включая само­сознание и активную жизненную позицию. Воспитание — одна из форм этого процесса, а именно управляемая и целенаправ­ленная социализация. К специальным институтам, одной из важ­нейших функций которых является социализация личности, от­носятся школа, профессиональные учебные заведения, молодеж­ные организации, семья.

Процесс социализации не завершается с достижением взрослого возраста, он непрерывно идет на протяжении всей жизни человека.

Социализация может носить как регулируемый, целенаправ­ленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая связана с формированием обобщенного образа действительности, вторая определяется разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний, т. е. представляет собой связь приобрете­ния специфически ролевого знания с ролевым восприятием мира. Социализация заключается в усвоении общественных ролей, со­ставляющих «ролевой репертуар» личности, с расширением кото­рого улучшаются способности человека к адаптации и формирует­ся умение по-разному вести себя в различных социальных ситуаци­ях: отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать ее. При узком «ролевом репертуаре» адаптационные способности личности, на­против, невысоки: усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации.

Основным фактором социального формирования личности яв­ляется направленность — система доминирующих, социально обу­словленных отношений индивида к действительности, которая ха­рактеризуется интересами, идеалами, мировоззрением, убежде­ниями (А. Н.Леонтьев).

Прежде всего речь идет об отношениях человека к окружаю­щим, к коллективу и к обществу. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общительность, чувство собствен­ного достоинства, профессиональная гордость и самокритичность, выражается отношение человека к самому себе.

Выделяют следующие формы направленности:

влечение — наименее дифференцированное смутное стремле­ние без четкого осознания цели;

желание — более высокая форма направленности, характери­зующаяся наличием конкретной цели;

интерес — стремление выделять и познавать специфические предметы и явления.

Интересы возникают на основе потребностей как осознания и переживания человеком нужды в том, что необходимо для под­держания жизни и развития личности, и служат причиной воз­никновения новых потребностей. Они могут быть прямыми и кос­венными (например, физика для медика).

Широта интересов определяет богатство личности. В то же вре­мя чрезмерное количество интересов может обусловить их поверх­ностность и нестойкость. Для обеспечения достижения жизнен­ной цели чрезвычайно важна действенность интересов, предполагающая три параметра:

- осознанность;

- организованность;

- интенсивность.

Успех возможен только при условии сознательного планирова­ния деятельности, самоконтроля, стеничности в достижении цели (способности активно действовать, доводя дело до конца).

Приоритетные интересы определяют мировоззрение — систему взглядов человека на мир, общество и самого себя. Это важней­шее качество, обусловленное направленностью личности и в свою очередь само определяющее ее направленность. Мировоззрение вли­яет на выбор мотивов и развитие интересов. Оно не является врож­денным, а формируется в процессе жизнедеятельности и обще­ния под влиянием обучения, самообразования, социальной сре­ды. Таким образом, мировоззрение — более высокая степень на­правленности, чем интерес, определяемая общественным быти­ем человека.

Кроме того, к формам направленности относятся:

совесть — нравственная самооценка человеком своих поступ­ков;

чувство стыда, переживаемое как моральная неудовлетворен­ность своими поступками. Под моралью подразумевают отраже­ние в общественном и индивидуальном сознании нормы нрав­ственных явлений.

Направленность взаимосвязана с другими личностными струк­турами; ее влияние распространяется на индивидуальные психи­ческие свойства и биологические системы организма.

Направленность человека имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежит потребность — необходимость, являющая­ся источником активности человека, внутреннее состояние нужды.

В зависимости от источника формирования выделяют следую­щие виды потребностей:

первичные (биологические, материальные) — лежат в основе жизнедеятельности, их удовлетворение обеспечивает индивиду­альное и видовое существование человека (например, потребность в воде, сне, пище, сексуальные потребности);

духовные — специфические человеческие образования, харак­теризующие уровень развития личности (потребности в познании мира, самореализации, эстетические потребности);

вторичные (социальные) — выражают общественную приро­ду человека (например, потребность в общении, труде, призна­нии).

Модель иерархии человеческих потребностей разработана од­ним из основателей гуманистической психологии А. Маслоу и включает пять уровней.

1-й уровень. Физиологические потребности (в пище, сне, сек­се и т.п.).

2-й уровень. Потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности).

3-й уровень. Потребность в любви и принадлежности (в чувстве! общности, принадлежности к определенной группе, дружбе).

4-й уровень. Потребность в самоуважении (а также в уважении" и признании другими людьми).

5-й уровень. Потребность в самоактуализации (в развитии и реализации собственных возможностей, способностей, потенциала, личностного совершенствования).

Продвижение к высшей цели — самоактуализации, психоло­гическому росту — не может осуществиться, пока индивид не избавится от доминирования низших потребностей, которое пред­ставляет собой следствие ранней фрустрации той или иной по­требности и фиксации на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности уровне функционирования. Стрем­ление к самореализации, самовыражению, самоактуализации яв­ляется основным мотивом, движущей силой личности и детерминантой личностного развития.

Мотивация — это внутреннее побуждение к деятельности, свя­занной с удовлетворением актуальной потребности. Она представ­ляет собой совокупность мотивов активной деятельности.

Мотивы могут быть:

осознанными, когда человек понимает, что побуждает его к де­ятельности, что является содержанием его потребности (характе­ризуются интересами, убеждениями, стремлениями);

неосознанными, если человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к данной деятельности (характеризуются установ­ками и влечениями).

Эффективное социально-психологическое взаимодействие не­возможно без учета особенностей его мотивации. Поведение чело­века — вершина айсберга, «подводную» часть которой образуют доминирующая система мотивов, потребностей, интересов, система отношений, в том числе к себе.

В теории мотивации важное место занимают такие понятия, как «мотивация успеха» и «мотивация боязни неудач» (концепция моти­вации достижения Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен).

1. Мотивация на успех — это позитивная мотивация, направ­ленная на достижение конструктивного, положительного резуль­тата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются настой­чивостью в достижении цели. Продуктивность их деятельности мало зависит от внешнего контроля. Они планируют будущее на боль­шие промежутки времени, выбирают реальные или слегка завы­шенные, но достижимые цели. Рискуют расчетливо, что ведет к суммарному успеху. В условиях дефицита времени и при выполне­нии заданий проблемного характера результативность повышает­ся. В случае неудачи привлекательность задания скорее возрастает, особенно если оно выбрано самостоятельно.

2. Мотивация на неудачу — негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания, срыва.

В основе ее лежат негативные ожидания. Люди, мотивирован­ные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных зада­ний, выбирают нереально заниженные и завышенные цели, пе­реоценивают свои успехи.

Чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятель­ности (есть оптимальный уровень соответствия). Помимо количе­ственной характеристики есть качественная характеристика мо­тива — внутренняя и внешняя мотивация. Успешному обучению способствует внутренняя познавательная мотивация.

Все разнообразие личностных свойств представляется возмож­ным объединить в несколько групп.

1. Природные свойства, определяющие динамику психической деятельности. К ним относятся скорость возникновения и устойчивость психических процессов (например, яркость воображения); выраженность (эмоций); темп и ритм; направленность (коммуникабельность или погруженность в себя). Наиболее ярко эти особенности проявляются в непроизвольных реакциях (физический облик, манера говорить, мимика, жесты). Таким образом, природные свойства определяют индивидуальные особенности.

2. Черты, проявляющиеся в межличностных отношениях: чуткость, доверчивость, справедливость и др. Общительность — важнейшее качество личности, выражающее отношение индивида к окружающим. Она характеризует степень заинтересованности человека в коллективных видах деятельности. Общительность может быть широкой и поверхностной; узкой, избирательной, глубокой и прочной.

3. Устойчивые черты, характеризующие отношение к себе: требовательность, самокритичность, достоинство. Самооценка — важная сторона самосознания. Она формируется при сравнении себя с другими людьми.

4. Устойчивые черты, определяющие отношение к материальным ценностям: щедрость и скупость, аккуратность и неряшливость, бережливость и расточительность.

5. Устойчивые свойства, характеризующие отношение к различным видам деятельности, к людям, с которыми индивид взаимодействует в процессе деятельности, и к самому себе. Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность — положительный полюс этого отношения. Лень, формальное отношение к работе, безответственность — отрицательные черты, входящие в данную группу.

6. Нравственные качества, которые ориентированы на этические принципы и моральные нормы. Основной движущей сило-нравственной личности является совесть. Для такой личности характерно наличие стойкого мировоззрения, творческое отношение к труду, понимание общечеловеческих идеалов. Нравственные свойства оказывают решающее влияние на поведение человека в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.007 с.)