![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная психология личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс формирования личности — социализация — заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей. В отечественной психологии социализация характеризуется как расширение в результате воспитания и обучения сферы деятельности и общения индивида, как становление его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Воспитание — одна из форм этого процесса, а именно управляемая и целенаправленная социализация. К специальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, молодежные организации, семья. Процесс социализации не завершается с достижением взрослого возраста, он непрерывно идет на протяжении всей жизни человека. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая связана с формированием обобщенного образа действительности, вторая определяется разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний, т. е. представляет собой связь приобретения специфически ролевого знания с ролевым восприятием мира. Социализация заключается в усвоении общественных ролей, составляющих «ролевой репертуар» личности, с расширением которого улучшаются способности человека к адаптации и формируется умение по-разному вести себя в различных социальных ситуациях: отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать ее. При узком «ролевом репертуаре» адаптационные способности личности, напротив, невысоки: усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации. Основным фактором социального формирования личности является направленность — система доминирующих, социально обусловленных отношений индивида к действительности, которая характеризуется интересами, идеалами, мировоззрением, убеждениями (А. Н.Леонтьев). Прежде всего речь идет об отношениях человека к окружающим, к коллективу и к обществу. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость и самокритичность, выражается отношение человека к самому себе.
Выделяют следующие формы направленности: влечение — наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели; желание — более высокая форма направленности, характеризующаяся наличием конкретной цели; интерес — стремление выделять и познавать специфические предметы и явления. Интересы возникают на основе потребностей как осознания и переживания человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности, и служат причиной возникновения новых потребностей. Они могут быть прямыми и косвенными (например, физика для медика). Широта интересов определяет богатство личности. В то же время чрезмерное количество интересов может обусловить их поверхностность и нестойкость. Для обеспечения достижения жизненной цели чрезвычайно важна действенность интересов, предполагающая три параметра: - осознанность; - организованность; - интенсивность. Успех возможен только при условии сознательного планирования деятельности, самоконтроля, стеничности в достижении цели (способности активно действовать, доводя дело до конца). Приоритетные интересы определяют мировоззрение — систему взглядов человека на мир, общество и самого себя. Это важнейшее качество, обусловленное направленностью личности и в свою очередь само определяющее ее направленность. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Оно не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности и общения под влиянием обучения, самообразования, социальной среды. Таким образом, мировоззрение — более высокая степень направленности, чем интерес, определяемая общественным бытием человека. Кроме того, к формам направленности относятся: совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков; чувство стыда, переживаемое как моральная неудовлетворенность своими поступками. Под моралью подразумевают отражение в общественном и индивидуальном сознании нормы нравственных явлений. Направленность взаимосвязана с другими личностными структурами; ее влияние распространяется на индивидуальные психические свойства и биологические системы организма.
Направленность человека имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежит потребность — необходимость, являющаяся источником активности человека, внутреннее состояние нужды. В зависимости от источника формирования выделяют следующие виды потребностей: первичные (биологические, материальные) — лежат в основе жизнедеятельности, их удовлетворение обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека (например, потребность в воде, сне, пище, сексуальные потребности); духовные — специфические человеческие образования, характеризующие уровень развития личности (потребности в познании мира, самореализации, эстетические потребности); вторичные (социальные) — выражают общественную природу человека (например, потребность в общении, труде, признании). Модель иерархии человеческих потребностей разработана одним из основателей гуманистической психологии А. Маслоу и включает пять уровней. 1-й уровень. Физиологические потребности (в пище, сне, сексе и т.п.). 2-й уровень. Потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности). 3-й уровень. Потребность в любви и принадлежности (в чувстве! общности, принадлежности к определенной группе, дружбе). 4-й уровень. Потребность в самоуважении (а также в уважении" и признании другими людьми). 5-й уровень. Потребность в самоактуализации (в развитии и реализации собственных возможностей, способностей, потенциала, личностного совершенствования). Продвижение к высшей цели — самоактуализации, психологическому росту — не может осуществиться, пока индивид не избавится от доминирования низших потребностей, которое представляет собой следствие ранней фрустрации той или иной потребности и фиксации на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности уровне функционирования. Стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации является основным мотивом, движущей силой личности и детерминантой личностного развития. Мотивация — это внутреннее побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением актуальной потребности. Она представляет собой совокупность мотивов активной деятельности. Мотивы могут быть: осознанными, когда человек понимает, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности (характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями); неосознанными, если человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к данной деятельности (характеризуются установками и влечениями). Эффективное социально-психологическое взаимодействие невозможно без учета особенностей его мотивации. Поведение человека — вершина айсберга, «подводную» часть которой образуют доминирующая система мотивов, потребностей, интересов, система отношений, в том числе к себе. В теории мотивации важное место занимают такие понятия, как «мотивация успеха» и «мотивация боязни неудач» (концепция мотивации достижения Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен). 1. Мотивация на успех — это позитивная мотивация, направленная на достижение конструктивного, положительного результата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются настойчивостью в достижении цели. Продуктивность их деятельности мало зависит от внешнего контроля. Они планируют будущее на большие промежутки времени, выбирают реальные или слегка завышенные, но достижимые цели. Рискуют расчетливо, что ведет к суммарному успеху. В условиях дефицита времени и при выполнении заданий проблемного характера результативность повышается. В случае неудачи привлекательность задания скорее возрастает, особенно если оно выбрано самостоятельно.
2. Мотивация на неудачу — негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания, срыва. В основе ее лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают нереально заниженные и завышенные цели, переоценивают свои успехи. Чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности (есть оптимальный уровень соответствия). Помимо количественной характеристики есть качественная характеристика мотива — внутренняя и внешняя мотивация. Успешному обучению способствует внутренняя познавательная мотивация. Все разнообразие личностных свойств представляется возможным объединить в несколько групп. 1. Природные свойства, определяющие динамику психической деятельности. К ним относятся скорость возникновения и устойчивость психических процессов (например, яркость воображения); выраженность (эмоций); темп и ритм; направленность (коммуникабельность или погруженность в себя). Наиболее ярко эти особенности проявляются в непроизвольных реакциях (физический облик, манера говорить, мимика, жесты). Таким образом, природные свойства определяют индивидуальные особенности. 2. Черты, проявляющиеся в межличностных отношениях: чуткость, доверчивость, справедливость и др. Общительность — важнейшее качество личности, выражающее отношение индивида к окружающим. Она характеризует степень заинтересованности человека в коллективных видах деятельности. Общительность может быть широкой и поверхностной; узкой, избирательной, глубокой и прочной. 3. Устойчивые черты, характеризующие отношение к себе: требовательность, самокритичность, достоинство. Самооценка — важная сторона самосознания. Она формируется при сравнении себя с другими людьми. 4. Устойчивые черты, определяющие отношение к материальным ценностям: щедрость и скупость, аккуратность и неряшливость, бережливость и расточительность. 5. Устойчивые свойства, характеризующие отношение к различным видам деятельности, к людям, с которыми индивид взаимодействует в процессе деятельности, и к самому себе. Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность — положительный полюс этого отношения. Лень, формальное отношение к работе, безответственность — отрицательные черты, входящие в данную группу.
6. Нравственные качества, которые ориентированы на этические принципы и моральные нормы. Основной движущей сило-нравственной личности является совесть. Для такой личности характерно наличие стойкого мировоззрения, творческое отношение к труду, понимание общечеловеческих идеалов. Нравственные свойства оказывают решающее влияние на поведение человека в обществе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.203.204 (0.011 с.) |