Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная психология личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс формирования личности — социализация — заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей. В отечественной психологии социализация характеризуется как расширение в результате воспитания и обучения сферы деятельности и общения индивида, как становление его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Воспитание — одна из форм этого процесса, а именно управляемая и целенаправленная социализация. К специальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, молодежные организации, семья. Процесс социализации не завершается с достижением взрослого возраста, он непрерывно идет на протяжении всей жизни человека. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая связана с формированием обобщенного образа действительности, вторая определяется разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний, т. е. представляет собой связь приобретения специфически ролевого знания с ролевым восприятием мира. Социализация заключается в усвоении общественных ролей, составляющих «ролевой репертуар» личности, с расширением которого улучшаются способности человека к адаптации и формируется умение по-разному вести себя в различных социальных ситуациях: отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать ее. При узком «ролевом репертуаре» адаптационные способности личности, напротив, невысоки: усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации. Основным фактором социального формирования личности является направленность — система доминирующих, социально обусловленных отношений индивида к действительности, которая характеризуется интересами, идеалами, мировоззрением, убеждениями (А. Н.Леонтьев). Прежде всего речь идет об отношениях человека к окружающим, к коллективу и к обществу. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость и самокритичность, выражается отношение человека к самому себе. Выделяют следующие формы направленности: влечение — наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели; желание — более высокая форма направленности, характеризующаяся наличием конкретной цели; интерес — стремление выделять и познавать специфические предметы и явления. Интересы возникают на основе потребностей как осознания и переживания человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности, и служат причиной возникновения новых потребностей. Они могут быть прямыми и косвенными (например, физика для медика). Широта интересов определяет богатство личности. В то же время чрезмерное количество интересов может обусловить их поверхностность и нестойкость. Для обеспечения достижения жизненной цели чрезвычайно важна действенность интересов, предполагающая три параметра: - осознанность; - организованность; - интенсивность. Успех возможен только при условии сознательного планирования деятельности, самоконтроля, стеничности в достижении цели (способности активно действовать, доводя дело до конца). Приоритетные интересы определяют мировоззрение — систему взглядов человека на мир, общество и самого себя. Это важнейшее качество, обусловленное направленностью личности и в свою очередь само определяющее ее направленность. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Оно не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности и общения под влиянием обучения, самообразования, социальной среды. Таким образом, мировоззрение — более высокая степень направленности, чем интерес, определяемая общественным бытием человека. Кроме того, к формам направленности относятся: совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков; чувство стыда, переживаемое как моральная неудовлетворенность своими поступками. Под моралью подразумевают отражение в общественном и индивидуальном сознании нормы нравственных явлений. Направленность взаимосвязана с другими личностными структурами; ее влияние распространяется на индивидуальные психические свойства и биологические системы организма. Направленность человека имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежит потребность — необходимость, являющаяся источником активности человека, внутреннее состояние нужды. В зависимости от источника формирования выделяют следующие виды потребностей: первичные (биологические, материальные) — лежат в основе жизнедеятельности, их удовлетворение обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека (например, потребность в воде, сне, пище, сексуальные потребности); духовные — специфические человеческие образования, характеризующие уровень развития личности (потребности в познании мира, самореализации, эстетические потребности); вторичные (социальные) — выражают общественную природу человека (например, потребность в общении, труде, признании). Модель иерархии человеческих потребностей разработана одним из основателей гуманистической психологии А. Маслоу и включает пять уровней. 1-й уровень. Физиологические потребности (в пище, сне, сексе и т.п.). 2-й уровень. Потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности). 3-й уровень. Потребность в любви и принадлежности (в чувстве! общности, принадлежности к определенной группе, дружбе). 4-й уровень. Потребность в самоуважении (а также в уважении" и признании другими людьми). 5-й уровень. Потребность в самоактуализации (в развитии и реализации собственных возможностей, способностей, потенциала, личностного совершенствования). Продвижение к высшей цели — самоактуализации, психологическому росту — не может осуществиться, пока индивид не избавится от доминирования низших потребностей, которое представляет собой следствие ранней фрустрации той или иной потребности и фиксации на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности уровне функционирования. Стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации является основным мотивом, движущей силой личности и детерминантой личностного развития. Мотивация — это внутреннее побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением актуальной потребности. Она представляет собой совокупность мотивов активной деятельности. Мотивы могут быть: осознанными, когда человек понимает, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности (характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями); неосознанными, если человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к данной деятельности (характеризуются установками и влечениями). Эффективное социально-психологическое взаимодействие невозможно без учета особенностей его мотивации. Поведение человека — вершина айсберга, «подводную» часть которой образуют доминирующая система мотивов, потребностей, интересов, система отношений, в том числе к себе. В теории мотивации важное место занимают такие понятия, как «мотивация успеха» и «мотивация боязни неудач» (концепция мотивации достижения Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен). 1. Мотивация на успех — это позитивная мотивация, направленная на достижение конструктивного, положительного результата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются настойчивостью в достижении цели. Продуктивность их деятельности мало зависит от внешнего контроля. Они планируют будущее на большие промежутки времени, выбирают реальные или слегка завышенные, но достижимые цели. Рискуют расчетливо, что ведет к суммарному успеху. В условиях дефицита времени и при выполнении заданий проблемного характера результативность повышается. В случае неудачи привлекательность задания скорее возрастает, особенно если оно выбрано самостоятельно. 2. Мотивация на неудачу — негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания, срыва. В основе ее лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают нереально заниженные и завышенные цели, переоценивают свои успехи. Чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности (есть оптимальный уровень соответствия). Помимо количественной характеристики есть качественная характеристика мотива — внутренняя и внешняя мотивация. Успешному обучению способствует внутренняя познавательная мотивация. Все разнообразие личностных свойств представляется возможным объединить в несколько групп. 1. Природные свойства, определяющие динамику психической деятельности. К ним относятся скорость возникновения и устойчивость психических процессов (например, яркость воображения); выраженность (эмоций); темп и ритм; направленность (коммуникабельность или погруженность в себя). Наиболее ярко эти особенности проявляются в непроизвольных реакциях (физический облик, манера говорить, мимика, жесты). Таким образом, природные свойства определяют индивидуальные особенности. 2. Черты, проявляющиеся в межличностных отношениях: чуткость, доверчивость, справедливость и др. Общительность — важнейшее качество личности, выражающее отношение индивида к окружающим. Она характеризует степень заинтересованности человека в коллективных видах деятельности. Общительность может быть широкой и поверхностной; узкой, избирательной, глубокой и прочной. 3. Устойчивые черты, характеризующие отношение к себе: требовательность, самокритичность, достоинство. Самооценка — важная сторона самосознания. Она формируется при сравнении себя с другими людьми. 4. Устойчивые черты, определяющие отношение к материальным ценностям: щедрость и скупость, аккуратность и неряшливость, бережливость и расточительность. 5. Устойчивые свойства, характеризующие отношение к различным видам деятельности, к людям, с которыми индивид взаимодействует в процессе деятельности, и к самому себе. Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность — положительный полюс этого отношения. Лень, формальное отношение к работе, безответственность — отрицательные черты, входящие в данную группу. 6. Нравственные качества, которые ориентированы на этические принципы и моральные нормы. Основной движущей сило-нравственной личности является совесть. Для такой личности характерно наличие стойкого мировоззрения, творческое отношение к труду, понимание общечеловеческих идеалов. Нравственные свойства оказывают решающее влияние на поведение человека в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.007 с.) |