Классификация эмоций в зависимости от соотношения величины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация эмоций в зависимости от соотношения величины



Актуальной потребности и вероятностной характеристики среды

(по П.В.Симонову)

 

Величина актуальной потребности Вероятностная характеристика среды Контактное взаимодействие Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание Избегание, защита Преодоление, борьба
Высокая ИСН Удовольствие, наслаждение Восторг, счастье, радость Бесстра­шие, сме­лость, уве­ренность Торжество, воодушевление, бодрость
Малая ИСН Комфорт Спокойст­вие Расслабление Невозмути­мость
Высокая ИС < ИН Неудовольствие, страдание, шок Беспокой­ство, печаль, горе, отчаяние, подавленность Настороженность, тревога, страх, па­ника, оце­пенение Нетерпение, негодование, гнев, ярость, подавлен­ность

 

В информационной теории эмоций Симонова наиболее отчетли­во представлено соотношение эмоций и потребностей. Согласно этой концепции эмоции рассматриваются как производное от качества и интенсивности актуальной потребности и вероятност­ной характеристики среды (табл. 6). Эта зависимость выражается формулой

Э = П(ИНС),

где Э — эмоция, ее сила и знак; П — величина актуальной по­требности; Ин — информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация, существующая в данный момент времени.

Таким образом, если П = 0, т.е. потребность отсутствует, то эмоции не возникают.

Существуют и другие подходы к классификации эмоций чело­века, в то же время необходимо признать, что ни одна из; суще­ствующих типологий не является окончательной, неизменной, за­вершенной.

Эмоциональные феномены

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основ­ных феноменов: эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, эмоциональных свойств.

Эмоциональные реакции. Они носят кратковременный и обра­тимый характер, связаны с обстоятельствами. Это непосредствен­ные переживания, которые характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Эмоциональные реакции длят­ся минуты, отличаются высокой модальностью (качеством) и зна­ком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью (однозначностью связи с вызвавшим эмоцию пред­метом или явлением). Пример эмоциональной реакции — аффект, вариантами которого являются тревога, ярость, страх, экстаз.

Эмоциональные состояния. Признаком эмоционального состояния является доминирование той или иной определенной эмоции. А.В.Вальдман (1972) определяет эмоциональное состояние как ««длительное изменение нервного тонуса со сдвигами отношения человека к окружающему и к самому себе». Эмоциональное состояние отличается от эмоциональной реакции большей длительностью (часы и дни), в норме — меньшей интенсивностью, некоторой неопределенностью модальности и иногда беспредметностью.

Эмоциональное состояние окрашивает восприятие, трансфор­мирует нормальное поведение и течение мотиваций, меняет объем и характер ответных реакций. Таким образом, в нем отражается целостная психофизиологическая деятельность в виде определен­ного уровня функционирования физиологических процессов и психической деятельности за некоторый относительно длитель­ный промежуток времени. Изменение эмоционального состояния связано с изменениями психической деятельности и физиологи­ческих процессов.

Примером эмоционального состояния является настроение — совокупность чувств на определенный отрезок времени. Настрое­ние устойчиво, его составляющими являются аффекты и память. Его можно назвать эмоциональной установкой, эмоциональным фоном. Такие эмоционально-негативные состояния, как тревога, эмоциональная напряженность, депрессия, характерны для па­циентов с разнообразными психосоматическими нарушениями.

Выделяют следующие варианты эмоциональных со­стояний.

Тревога определяется в отечественной литературе как отрица­тельное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях не­определенности с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, которое проявляется в ожидании неблагополучного раз­вития событий. «Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несу­щие в себе актуально или потенциально элементы опасности, уг­розы, вреда» (Ч. Спилбергер, 1983). Разграничение тревоги и страха традиционно базируется на критерии, введенном в психиатрию К.Ясперсом (1948), в соответствии с которым тревога ощущается вне связи со стимулом («свободно плавающая тревога»), в то вре­мя как страх соотносится с определенным стимулом и объектом (предметная, конкретизированная тревога). Функционально тре­вога побуждает к поиску и конкретизации опасности, к активно­му исследованию окружающей действительности с установкой на выявление угрожающего объекта, поэтому она может играть ох­ранительную и мотивационную роль: с возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение харак­тера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенной адаптации.

Тревога способна изменять течение познавательных психиче­ских процессов. При этом наблюдаются два возможных эф­фекта:

1) мобилизация (при незначительно выраженной тревоге) — повышение концентрации внимания с ростом эффективности аналитико-синтетической деятельности мышления;

2) дезорганизация — снижение концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня аналитико-синтетической деятельности при интенсивной тревоге: например, у больных с пограничными психическими расстройствами и с соматическими заболеваниями.

Депрессия в отечественной психологии определяется как эмо­циональное состояние, характеризующееся отрицательным эмо^ циональным фоном, изменением мотивационной сферы, пред­ставлений и общей пассивностью поведения. Человек в состоянии депрессии испытывает тяжелые, мучительные переживания — по­давленность, тоску, отчаяние. Влечения и волевая активность сни­жены. Чувство вины за события прошлого и беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетается с ощущением безысход­ности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается вос­приятие времени: кажется, что оно тянется мучительно долго. Для поведения характерны замедленность, безынициативность, быс­трая утомляемость, падение продуктивности деятельности. Деп­рессия оказывает патогенное влияние на состояние здоровья (П.В.Симонов, 1981).

Феноменология депрессивных состояний ярко описана 3. Фрей­дом в работе «Печаль и меланхолия»: «Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочув­ствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственно­му адресу и нарастающим до бреда ожиданием наказания». По мнению Фрейда, печаль и депрессия часто являются реакцией на потерю любимого человека («ключевой фигуры») или заменив­шего его отвлеченного понятия, такого, как отечество, свобода, справедливость и т.д. (утрата «объектных отношений»).

Состояние эмоционального напряжения — на начальной стадии формирования состояния происходит кумуляция эмоциональной напряженности. Однако напряжение после каждого очередного фрустрирующего воздействия не исчезает, а все более нарастает, и процесс переходит во вторую фазу, которая не носит взрывного характера, а представляет собой как бы «плато» интенсивного эмоционального напряжения. По аналогии с моделью стресса Г. Селье стадия сопротивления организма сменяется стадией истощения адаптационных возможностей или описанной в физиологии фазой «отрицательной эмоции», которая может сопровождаться угнетением интеллектуальных функций при сохранении или даже увеличении энергетических ресурсов. Эмоциональное напряжение может достигать такого 'уровня, что человек перестает осознавать цель своих действий, совершает стереотипные, автоматизированные движения, неверно воспринимает окружающую действительность.

Определенное взаимодействие личностных особенностей с си­туационными факторами обусловливает резкий рост напряжен­ности, который сопровождается частичным сужением сознания, снижением контроля и регуляции поведения. Третья стадия дан­ного процебсгНхарактеризуется выраженным физическим и пси­хическим истощением.

С точки зрения формирования соматической патологии про­должительное эмоциональное напряжение опасно, так как дли­тельное его воздействие создает высокий уровень возбуждения в симпатическом отделе вегетативной нервной системы. Импульсы направляются к внутренним органам, нарушая их нормальное функционирование, вызывая эндокринные и вегетативные сдви­ги. Значительные нагрузки испытывают симпатико-адреналовая, гипоталамо-гипофизарная, сердечно-сосудистая и другие систе­мы организма.

Эмоциональные свойства. Это устойчивая характеристика ин­дивидуальных особенностей эмоционального реагирования, ти­пичных для конкретного человека.

Выделяют следующие варианты эмоциональных свойств.

Эмоциональная возбудимость — быстрота эмоционального «вклю­чения», импульсивность. Повышается при атеросклерозе, невро­зах, гипертиреозе.

Эмоциональная реактивность — скорость эмоционального от­вета. Комбинация астеничности и сниженной реактивности встре­чается при обсессивных (навязчивых) расстройствах.

Эмоциональная лабильность — колебания эмоционального то­нуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена эмоций по разным, зачастую самым незначительным поводам.

Эмоциональная ригидность — противоположна лабильности. Выражена у эпилептоидных личностей.

Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

Эмоциональное огрубление — неспособность определять умест­ность и степень проявления эмоциональных реакций. Проявляет­ся в отсутствие сдержанности, деликатности, такта. Человек ста­новится назойливым, расторможенным, хвастливым и т.п.

К характеристикам эмоциональной сферы можно отнести такое свойство, как эмпатия — способность к психологической сонастройке, умение чувствовать другого человека, входить в его эмоциональное состояние. Это важная составляющая профессионально-значимых качеств в тех специальностях, где взаимодействие является неотъемлемой предпосылкой профессиональной успешности, в частности в медицине.

Тревожность относится к свойствам личности и понимается : как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтраль­ных, не содержащих реальной угрозы обстоятельствах. Это склон­ность человека воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу и реагировать на такие ситуации проявлением состояния тревоги.

Функции эмоций

Эмоции человека возникают при осуществлении деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей, и соответствующим образом модифицируют поведение. В этом заключается их регулирующая функция.

Еще одной важнейшей функцией эмоций является оценочная, позволяющая определить значимость тех или иных объектов и ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте, однако эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа.

Эмоциональные проявления, сопровождающие общение, помогают человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии (коммуникативная функция).

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и сти­муляции. Так, интерес «приковыва­ет» внимание и удерживает его на объекте, а страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Бла­годаря энергетической насыщенно­сти эмоции стимулируют протека­ние других психических процессов. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответствен­ных ситуациях (например, для ме­дицинской сестры — в условиях про­ведения инструментального обсле­дования или хирургического вмеша­тельства).

 
 

 


В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на резуль­татах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных харак­теристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса-Додсона (по имени американских исследователей), согласно ко­торому по мере увеличения силы эмоционального потребления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышаются, но затем, после достижения максимальных показа­телей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фак­тора ведет к ухудшению деятельности (рис. 2).

В целом можно выделить следующие функции эмоций:

1) оценку--3начимости отражаемого объекта или ситуации по отношениюк мотивационной сфере — наиболее общая функция эмоций, из которой вытекают остальные, более частные функции;

2) побуждение к действию при достижении потребности определенной интенсивности;

3) подкрепляющую функцию — на основе состояния, возникающего после удовлетворения или неудовлетворения потребности;

4) организацию психической деятельности в норме: дифференцирующую (направляют восприятие и мышление) и синтезирующую (аффективные когнитивные комплексы — совокупность образов, связанных со значимой ситуацией) функции;

5) мобилизацию органов действия и «аварийного» разрешения ситуации.

ЛИЧНОСТЬ

Основные понятия теории личности

Психические качества индивида не обособлены друг от друга, а соподчинены и организованы в единое целое, и эта их связь определяет целостность и единство личности. Описание личности человека начинается с того момента, когда обнаруживаются не­которые устойчивые отношения между свойственными ему чер­тами. Эти отношения называются типами. Принято различать типы темперамента, конституциональные типы и типы характера.

Темперамент

Темперамент (от лат. tempera men turn — соотношение частей) — это совокупность индивидуальных психофизиологических осо­бенностей человека, которые определяют динамику его психи­ческой деятельности: общую подвижность, активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение чувств.

Темперамент показывает, уравновешен или неуравновешен человек в поведении, сильно или слабо реагирует на воздействия, быстр или замедлен в деятельности, в каком чаще бывает настро­ении, легко ли приспосабливается к новым условиям. Свойства темперамента относятся в большей мере не к тому, что делает и думает человек, а к тому, как он действует и мыслит. Иными сло­вами, под темпераментом следует понимать динамическую харак­теристику личности.

Родоначальником учения о темпераментах был древнегрече­ский врач Гиппократ (V в. до н.э.), создавший гуморальную тео­рию темперамента, научное объяснение которой дал И. П. Пав­лов. Гиппократ полагал, что у одних людей в организме больше всего крови, у других преобладает светлая желчь, у третьих — особенно много слизи и, наконец, у четвертых наибольшее коли­чество черной желчи. В древние времена считали, что уровень и особенности жизнедеятельности организма определяются коли­чественным соотношением между этими четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме. Соотношение пере­численных жидкостей, индивидуальное в каждом организме, по-гречески называлось «красис» (смесь, сочетание), а в последую­щем переводе на латинский язык — «темперамент».

В зависимости от соотношения этих соков в организме челове­ка, по названию преобладающей в организме жидкости были вы­делены следующие варианты темперамента:

1) кровь (sanguis) — сангвинический;

2) слизь (phlegma) — флегматический;

3) желчь (chole) — холерический;

4) черная желчь (melan chole) — меланхолический.

Сангвинический темперамент. Человек этого типа — живой, ак­тивный, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересных дел. Сангвиник всегда ищет новых впечатле­ний, а если их нет, то становится скучным и вялым. Неудачи и неприятности переносит легко, не фиксирует внимание на своих промахах и ошибках, чаще бывает весел и оптимистичен, перио­ды плохого настроения у него временны и преходящи. Быстро при­спосабливается к изменившимся условиям, к новым людям и не­знакомой обстановке. В коллективе чувствует себя уверенно, быс­тро сходится с людьми, не боится риска и ответственности. Сан­гвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой со­образительности, а длительных и противоречивых дел избегает. Горячо берется за разные дела, но быстро остывает, забрасывает начатое, увлекшись чем-либо новым и более привлекательным. В решениях ему недостает продуманности, в интересах — посто­янства, а в поступках — упорства и настойчивости.

Холерический темперамент. Люди этого склада отличаются по­вышенной возбудимостью и, как следствие, неуравновешеннос­тью, неустойчивостью настроения, склонностью к резким эмо­циональным вспышкам радости, гнева, печали и т.д. Пережива­ния холерика сильные и глубокие, они целиком захватывают лич­ность, ярко проявляются во внешнем облике и поведении. Мими­ка богатая и живая, речь выразительная, образная, движения быстрые и резкие. Холерик меньше всего думает об опасности, действует всегда смело и решительно, с большим подъемом, делу отдается со страстью и увлечением.

Флегматический темперамент. Спокойствие, уравновешенность и постоянство — главные отличительные черты этого типа. На­строение у флегматиков ровное и устойчивое, вид невозмутимый и спокойный, мимика и жесты однообразны, голос тускл и не­выразителен, речь и движения замедленны. Прежде чем что-либо сделать, они тщательно обдумывают и планируют свои поступки, а приняв решение, идут к цели последовательно и настойчиво. Флегматики не любят неожиданностей и с трудом привыкают к переменам; им требуется достаточно много времени для включе­ния в работу, переключения внимания. Они ригидны и непово­ротливы, склонны к известным, привычным способам действия, с трудом меняют навыки и стереотипы. Однако в работе, требую­щей аккуратности, точности и хладнокровия, флегматики легко добиваются успеха и длительно сохраняют высокую работоспо­собность. В общении с людьми однообразны, постоянны, в меру общительны; избегают болтовни и неделовых контактов.

Меланхолический темперамент. Меланхоликами называют лю­дей чувствительных, легкоранимых, отзывчивых, склонных к по­ниженному настроению и тормозным реакциям, болезненно реа­гирующих на любые жизненные обстоятельства. У меланхолика любое сильное воздействие вызывает тормозную реакцию, на фоне которой развивается чувство обиды, неуверенности, собственной неполноценности. Он подолгу переживает даже мелкие промахи, пасует перед любыми трудностями и препятствиями, отказывается от борьбы с ними, испытывает страх. Меланхолик не способен отстаивать свои взгляды и намерения, застенчив, зависим, хоро­шо чувствует себя только в привычной обстановке. В слаженном, продуктивном коллективе он вступает в близкие отношения, бе­рется за выполнение даже трудных поручений. Чувствуя поддерж­ку и получая одобрение, меланхолик способен проявить упорство и настойчивость. Однако общение с другими людьми его пугает, он держится с ними замкнуто и отчужденно, старается не прояв­лять своих эмоций и чувств. Общая активность у меланхолика сни­жена. Он не может и не любит быстро работать, действует замед­ленно, неритмично, с частыми перерывами на отдых. Речь и мыш­ление обычно тоже заторможены, голос тихий, слабо модулируе­мый, мимика и жесты бедны и невыразительны, часто наблюда­ется общая скованность движений.

В чистом виде перечисленные типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Существует много переходных, проме­жуточных и смешанных типов.

Следует помнить, что поведение человека определяется не толь­ко темпераментом, но и другими особенностями личности, а так­же жизненными обстоятельствами. Так, уравновешенный флегма­тик в определенной ситуации способен на эмоциональный взрыв, а у робкого меланхолика могут проявиться смелость и настойчи­вость. Если холерик будет бурно и эмоционально реагировать на каждое резкое замечание в свой адрес, то у флегматика такая же вспышка и даже большей интенсивности может возникнуть только в ответ на многократно повторяющиеся замечания. Это происходит потому, что для холерика характерна быстрая непосредственная реакция на раздражитель, а у флегматика происходит накопление раздражителей до тех пор, пока возбуждение не превысит порога торможения. Аналогично у меланхолика состояние угнетения и подавленности возникает даже при незначительных неприятнос­тях и неудачах, а у холерика — только после длительного напря­жения и переутомления, вследствие истощения и упадка сил.

Некорректен вопрос о том, какой тип темперамента лучше, «качественнее» в социальном плане. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Живость, открытость, широта ума сангвиника; импульсивность, энергичность, страст­ность холерика; выдержка, хладнокровие, глубина мысли флег­матика; утонченность чувств, отзывчивость к людям, тактичность меланхолика — все это примеры социально ценных качеств лич­ности. Однако при неправильном воспитании у них могут раз­виться и негативные черты. У сангвиника — это поверхностность и непостоянство, у холерика — несдержанность и вспыльчивость, у флегматика — лень, безволие, а у меланхолика — замкнутость и боязливость. Следовательно, люди любого темперамента могут быть социально полезными, полноценными членами общества, а знание их особенностей делает взаимное общение более качествен­ным и продуктивным.

И. П. Павлов, изучая условные рефлексы, установил, что нерв­ная система животных и человека обладает тремя главными свойствами, или признаками, от которых зависят особенно­сти высшей нервной деятельности. Это возбудимость, тормозимость и их взаимовлияние. Возбуждение и торможение у каждого индивида от рождения различаются по силе (интенсивности) и подвижности (быстроте смены возбуждения торможением и на­оборот). В зависимости от выраженности и соотношения этих па­раметров И.П.Павлов выделил четыре основных типа выс­шей нервной деятельности:

1) возбудимый (процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, но неуравновешенные) — свойствен холерикам;

2) живой (нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные) — присущ сангвиникам;

3) спокойный (нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные) — характерен для флегматиков;

4) слабый (нервные процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные) — свойствен меланхоликам.

Таким образом, Павлов, вернувшись к древнегреческой клас­сификации темпераментов, объяснил гиппократовские типы с точ­ки зрения высшей нервной деятельности.

В зависимости от взаимосвязи первой и второй сигнальной си­стемы Павлов выделил еще три типа:

1) художественный — преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности;

2) мыслительный — преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления;

3) смешанный — уравновешенное сочетание первой и второй сигнальной системы.

Швейцарский врач и психолог К. Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние события и субъекты и они обращены в окружающий мир, то другие погру­жены в свою внутреннюю жизнь: их не столько привлекают вне­шние события, сколько личные переживания и собственное Я. Первых он назвал экстравертами, а вторых — интровертами (от лат. extra — вне, inter— внутрь, versio — поворачивать, обращать).

Экстраверты. Они постоянно нуждаются во внешней стимуля­ции, больше обращаются «вовне», легко поддаются влиянию ок­ружающих, непрестанно ищут новые переживания. Такие люди любят ходить в гости, в театр и кино, на стадион, хорошо чув­ствуют себя в больших компаниях, т.е. везде, где получают новые впечатления и информацию. Среди экстравертов много спортсме­нов, коллекционеров, путешественников и просто любителей пе­ремен. Им свойственна поверхностность мышления, в силу чего они больше подвержены чужому влиянию: доверяют любой ин­формации, которая имеет назидательный характер. Экстраверты непосредственно реагируют на внешние раздражители и, как след­ствие, импульсивны в своих поступках. У них обычно сильный тип высшей нервной деятельности: по темпераменту они холери­ки или сангвиники.

Интроверты. Они отличаются тем, что живут не столько ощу­щениями, идущими от окружающего мира, сколько своими пред­ставлениями о нем. Внешние события сами по себе не важны для такого человека — главное, что он о них думает. Это «мыслитель­ный» тип, склонность к размышлениям в нем легко уживается со слабой готовностью действовать. Интроверты не очень нуждаются в постоянном общении, а в крайних случаях избегают контактов с другими людьми, если это мешает им углубляться в интересую­щие их занятия. В поступках они ориентированы в основном на собственные чувства, представления, отдалены от всех, за ис­ключением близких. Такие личности контролируют свои эмоции, редко проявляют агрессию, не выходят из себя, любят во всем порядок. Интровертов привлекают творческие профессии: музы­канта, литератора, живописца. К интровертам обычно относятся флегматики и меланхолики.

В жизни редко встречаются абсолютные экстраверты и интро­верты. В каждом человеке есть черты как того, так и другого типа. Соотношение признаков экстравертированности и интроверти-рованности зависит от темперамента, возраста, воспитания, со­циального окружения, жизненных обстоятельств и других фак­торов.

Английский психолог Г.Айзенк (1963), объединив подходы И. П. Павлова и К. Юнга, предложил д в а новых параметра индивидуальности: «экстраверсию — интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную стабильность», понимая под «нейротизмом», или нестабильностью, результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Согласно Айзенку, эти по­казатели независимы, и каждый из них представляет собой некую протяженность между двумя крайними проявлениями. Большин­ство людей располагаются по своим характеристикам между эти­ми полюсами, ближе к центру, удаленность от которого свиде­тельствует о степени отклонения от средней величины и выра­женности соответствующих личностных свойств.

О темпераменте человека можно судить по нескольким основ­ным его свойствам.

Чувствительность (сенситивность) определяется наименьшей силой внешнего воздействия, которая необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, и ско­ростью этой реакции.

Активность характеризуется тем, насколько энергично чело­век действует, его настойчивостью, целеустремленностью, дли­тельностью и устойчивостью деятельности.

Реактивность зависит от того, с какой силой и энергией ин­дивид реагирует на воздействие. Соотношение активности и реак­тивности свидетельствует о том, действует ли человек самостоя­тельно или под влиянием внешних либо внутренних побуждений.

Эмоциональная возбудимость определяется силой воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции.

Пластичность и противоположная ей ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к внешним обстоятельствам. Пластичный индивид моментально пе­рестраивает свое поведение при изменении обстановки, ригид­ный же с большим трудом меняет привычки и суждения.

Конституция

Влияние индивидуальных особенностей на возникновение, проявления, течение, исход болезней отражено в учении о кон­ституции. В основе его лежит предположение о том, что внешние физические признаки могут отражать внутренние физиологичес­кие и психологические особенности организма.

Конституция (от лат. constitucio — устройство) — это сумма всех индивидуальных свойств: морфологических, физиологичес­ких и психологических качеств, обусловленных действием гене­тических факторов.

Самой известной из типологических теорий личности, осно­ванных на конституциональной систематике, считается концеп­ция немецкого психиатра Э.Кречмера. В своей книге «Строение тела и характер» (1925) он связал особенности характера с типом соматической конституции: дихотомия «мозг—душа» уступила ме­сто дихотомии «тело—душа». Кречмер утверждал единство пси­хического и соматического на основе общего латентного факто­ра, сущность которого заключается в понятиях конституции и характера.

Конституция, по Кречмеру, есть сумма всех индивидуальных свойств, которые «покоятся на наследственности, т.е. заложены генотипически».

Характер, с его точки зрения, — это «сумма всех возможных реакций человека в смысле проявления воли и аффекта, которые образовались в течение всей его жизни, следовательно, из на­следственного предрасположения и всех экзогенных факторов...».

Кречмер описал три типа телосложения: астенический (от лат. astenies — слабосильный), пикнический (от греч. pjknos — толстый, плотный) и атлетический (от греч. athletes — борец) — и попытался связать их с определенными психическими расстрой­ствами.

Еще в XVIII в. английский врач Т. Браун разделил все болезни на стенические и астенические. С тех пор утвердились понятия астении и стении. Сдвиги между этими полюсами происходят в критические периоды полового созревания^ инволюции, беремен­ности, под влиянием психогений. В обычных обстоятельствах ка­кой-либо из двух типов преобладает. Эти положения нашли свое дальнейшее развитие в концепции Кречмера.

Для астенического типа характерны возбудимость, истощае-мость, замедленное восстановление сил, раздражительная слабость.

Стеническому типу присущи активность, неутомимость, настой­чивость, напряженная деятельность, самостоятельность, предпри­имчивость, общительность, разносторонность, оптимистичность.

Люди астенического телосложения внешне худощавы. Астени­ческий, или лептосомный, тип отличается стройностью, удли­ненным лицом, небольшой головой, густыми волосами, относи­тельно слабой и неразвитой мускулатурой и сильным скелетом. Если развивается облысение, то оно чаще всего бывает непра­вильной формы. Астеники имеют узкие плечи, сухие тонкие руки, длинную, плоскую, узкую грудную клетку, тощий, лишенный жира живот.

По характеру это замкнутые, эмоционально сухие, угрюмые люди, склонные к уединению и размышлениям. Они не любят изменений в быту, отличаются абстрактно-логическим мышле­нием, склонностью к построению философских концепций. У од­них астеников преобладают застенчивость, сентиментальность, нервозность; у других — сдержанность, серьезность, необщитель­ность; у третьих — добродушие, послушание, честность. Однако черты первой группы встречаются наиболее часто, так как они в большей или меньшей мере присущи двум другим.

Для пикнического телосложения характерны плотная фигура и крупная, круглая голова на короткой массивной шее. Пикники — люди среднего роста, склонные к облысению, имеют короткое и коренастое туловище, хорошо развитую грудную клетку, мягкую мускулатуру, круглое лицо, широкий лоб, светлую кожу. Боль­шой живот выступает из расширяющейся книзу грудной клетки. Верхние и нижние конечности относительно короткие, все тело имеет склонность к ожирению. Молодые пикники выглядят круг­лыми, упитанными, мягкими, цветущими. У полных пикников нередко встречаются очень красивые, выразительные лица, кото­рые за счет отложения жира на боковых поверхностях челюстей приобретают пятиугольную форму.

По темпераменту пикники делятся на три группы: одни в боль­шей мере общительны, добродушны, ласковы и сердечны; другие — подвижны, веселы, активны, напористы; третьи — спокойны, впечатлительны, тихи и покорны. В целом пикники отличаются душевностью, отзывчивостью на радость и горе, добросердечнос­тью, чувством юмора. Они получают удовольствие от практичес­кой работы и общения с людьми.

Атлетическое телосложение характеризуется сильным разви­тием скелета и мускулатуры. Мужчины-атлеты — среднего или высокого роста, с широкими и развернутыми плечами, развитой грудной клеткой, упругим животом, узким тазом и стройными ногами. У женщин атлетического типа больше, чем у мужчин, от­ложения подкожного жира, но в целом тело выглядит гармонично. Люди атлетической конституции сдержанны в мимике и жестах, обстоятельны и практичны, любят физический труд и упражне­ния. В повседневной жизни атлеты могут быть мелочны и придир­чивы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Будучи психиатром, Кречмер пытался установить корреляции между психиатрическим диагнозом и соматическим типом. Он счи­тал, что астеническая конституция преобладает среди шизоидных личностей и больных шизофренией. Большинство шизоидов од­новременно обладают чрезмерной чувствительностью и холод­ностью. Общаются такие личности с ограниченным кругом лю­дей, они безразличны ко всему, выходящему за пределы круга их интересов.

Замкнутость шизоидов — это равнодушие с оттенком боязли­вости и враждебности. Они часто испытывают страстное желание быть оставленными в покое. Среди шизоидов существует тип уг­рюмого чудака: затворившись от внешнего мира, он погружается в собственные мысли, а затем под влиянием снизошедшего на него «озарения» начинает проповедовать свои взгляды на обще­ство, религию и мироздание, создавая секты, в которых царит смесь произвола и ярости, комедиантства и холодной, расчетли­вой жестокости.

Большинство пикников являются циклотимиками, или цикло­идами, обнаруживающими склонность к колебаниям настроения вплоть до развития маниакально-депрессивного психоза.

Из-за наличия среди больных эпилепсией большого числа лиц с атлетической конституцией людей с таким телосложением на­зывают эпилептоидами. Отличительными их качествами являются инертность, обстоятельность, эмоциональная взрывчатость, аг­рессивность, злобность. Причем такие черты, как обстоятельность, инертность, при определенных видах работы могут быть полез­ными.

Более поздние исследования показали, что астеническая кон­ституция отмечалась у 60 % больных шизофренией, в то время как пикническая конституция имела место у пациентов с маниакаль­но-депрессивным психозом в 67 % случаев.

Кречмер (1930) выделил группы циклоидов и шизоидов, на­ходящихся на границе между здоровьем и болезнью, а также циклотимных и шизотимных здоровых лиц. Он также добавил вискоз­ный тип, соответствующий атлетическому телосложению.

Шизоидный склад предполагает абстрактное мышление, аутистичность, гиперестезию.

Циклоидный тип характеризуется общительностью, открытос­тью, конкретностью, реалистичностью, деятельностью, колеба­ниями активности.

Для эпилептоидного склада типичны эгоцентризм, стремле­ние к самоутверждению, повышенная самооценка, брутальность, вязкость.

Кречмер, как врач-клиницист, располагал эти конституцио­нальные типы от психических расстройств к норме, от болезни к здоровью: шизофреник—шизоид—шизотимик; циклофреник— циклоид—циклотимик; эпилептик—эпилептоид—эпилептотимик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.208 с.)