Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Общий очерк развития античной психологической мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С древнейших времен происходило взаимодействие культур; идеи и духовные ценности, сложившиеся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие. Поэтому особенности древнегреческой цивилизации не должны рассматриваться изолированно от достижений Востока. Это относится и к античной философии, охватывавшей всю совокупность научных взглядов. Зарождение ее было обусловлено коренными изменениями в материальной жизни людей, своеобразной «промышленной революцией», связанной с переходом от бронзы к железу в сфере производства. Широкое применение в производстве получает рабский труд. Происходит интенсивный рост торгово-ремесленных элементов, возникают полисы (города-государства), ремесло отделяется от сельского хозяйства. Широко развернувшаяся классовая борьба между старой аристократией и новыми социальными группами привела к установлению нового тина рабовладельческого общества – рабовладельческой демократии. Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской гегемонии – все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция положительного знания – математического, астрономического, географического, медицинского. Укрепляется критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Мысль индивида устремляется к высоким обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе. Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира, рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или иной вид материи – «воду» (Фалес), неопределенное бесконечное вещество – «апейрон» (Анаксимандр), «воздух» (Анаксимен), «огонь» (Гераклит). Душа, которая на уровне мифологического мышления представлялась в виде особого двойника тела, трактуется теперь как «искорка», частица материальной стихии, как природное естественное явление. Тем самым совершался решительный поворот к новому представлению о психической жизни, ставшему исходной точкой всего последующего научно-психологического знания. Смысл этого поворота состоял в том, что природа в целом воспринималась под принципиально новым углом зрения. Ее причинное начало усматривалось в ней самой, а не в действии сил, обитающих по ту сторону чувственного мира и следующих собственной прихоти, непостижимой ни для логического анализа, ни для опытного изучения (наблюдения). С возникновением первых материалистических систем совершился радикальный методологический сдвиг, придавший особую направленность всей познавательной деятельности, на какие бы объекты она ни простиралась. Непременным условием возникновения нового мировоззрения, сквозь призму которого воспринимались теперь конкретные феномены окружающего мира, являлось такое обобщение эмпирического богатства сведений о природе (накопленных преимущественно в Вавилоне и Египте), которое было свободно от догматов и запретов религиозной идеологии. А это в свою очередь стало возможным благодаря изменению внутренней позиции личности в силу определенных социально-экономических причин – крушения устоев родового общества и развития нового, рабовладельческого строя. Новые учения возникают не в континентальной Греции с ее землевладельческим укладом, а в греческих колониях на побережье Малой Азии: в Милете и Эфесе – крупнейших торгово-промышленных и культурных центрах того времени. С утратой этими центрами политической самостоятельности восток древнегреческого мира перестает быть средоточием философского творчества. Им становится запад. Возникают учения Парменида (конец VI в. до н. э.) в Элее и Эмпедокла (490–430 до н. э.) в Агригенте на острове Сицилия, распространяется философия полумифического Пифагора с острова Самое. После греко-персидских войн (V в. до н. э.) экономический подъем и развитие демократических институтов способствовали новым успехам философии и науки. Наиболее крупные из них связаны с деятельностью Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, Гиппократа с острова Кос, воззрения которого на организм имели значение не только для медицины, но и для философии, Анаксагора уроженца Клазомен, который, придя в Афины, учил, что природа построена из мельчайших материальных частиц – «гомеомерий», упорядочиваемых внутренне присущим ей разумом. Афины в V в. до н.э. – центр интенсивной работы философской мысли. В этот же период развернулась деятельность «учителей мудрости» – софистов. Их появление было обусловлено расцветом рабовладельческой демократии. Возникли учреждения, участие в которых требовало красноречия, образованности, искусства доказывать, опровергать, убеждать, т.е. эффективно воздействовать на сограждан не внешним принуждением, а путем влияния на их интеллект и чувства. Софисты за плату обучали этим умениям. Они превращали диалектику в виртуозные логические упражнения, лишенные серьезного познавательного значения (софистику). Это, однако, не дает оснований отрицать важность их вклада в разработку ряда философско-психологических проблем, прежде всего специфически человеческих. В центре их интересов – человек как познающий и действующий индивид в его отношении к другим людям. В их учениях обсуждались многие психологические «сюжеты»: зависимость познания от интересов субъекта, соотношение между мышлением и речью, между чувственным и логическим и др. Социальные противоречия в рабовладельческом обществе обострялись. Против софистов, доказывающих относительность и условность человеческих понятий и установлении, выступил Сократ, который учил, что в понятиях и ценностях должно быть общее, незыблемое содержание. Два великих мыслителя IV в. до н.э. – Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества. Платон – родоначальник европейского идеализма, создавая взамен традиционной древнегреческой мифологии новую – философскую, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось атомистическое учение Демокрита. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона указывающим рукой на небо, Аристотеля – на землю. Здесь схвачено существенное различие концепций и методов двух философов. Платон учил, что истинная реальность, каковой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых всему материальному идей, постигается устремленным к этому высшему миру чистым умозрением. Философию Платона подверг критике его ученик Аристотель. Хотя в философии Аристотеля и содержались идеалистические постулаты (прежде всего постулат о том, что перводвигателем мира является высшая бестелесная форма), его психологическое учение имеет биологическую направленность, в нем доминируют материалистические тенденции. Аристотель полагал, что идейное богатство мира воплощено в конкретных, чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. С возвышением Македонии (IV в. до н.э.) создается грандиозная империя, после распада которой начинается новый период – эллинистический. Для него характерно укрепление тесных связей между греческой культурой и культурой народов Востока, а также расцвет в некоторых эллинистических центрах (особенно в Александрии) опытного и точного знания. Основные философские школы этого периода представляли: перипатетики – последователи Аристотеля, эпикурейцы – последователи Эпикура (341 – 270 до и. э.) и стоики. Философским учениям эллинистического периода свойственна сосредоточенность на этических проблемах. Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Свободный грек утрачивал связь со своим городом-полисом и оказывался в водовороте бурных событий. Его положение в изменчивом мире становилось непрочным, что порождало индивидуализм, идеализацию образа жизни мудреца, неподвластного якобы игре внешних стихий. Росло недоверие к познавательным способностям человека. Возник скептицизм, родоначальник которого Пиррой проповедовал полное безразличие ко всему существующему («атараксию»), отказ от деятельности, воздержание от суждений о чем бы то ни было. В идеологическом плане учения стоиков, эпикурейцев, скептиков утверждали покорность индивида по отношению к военным рабовладельческим монархиям, возникшим после распада империи Александра Македонского. Мудрость усматривалась не в том, чтобы познавать природу вещей, а в том, чтобы вырабатывать правила поведения, позволяющие сохранить невозмутимость в круговороте социально-политических и военных потрясений. Вместе с тем появляются новые центры культуры, где взаимодействуют различные течения западной и восточной мысли. Среди этих центров выделялась Александрия (в Египте), где были созданы в III в. до н. э. при Птоломеях библиотека и музей. Музей представлял по существу исследовательский институт с лабораториями, комнатами для занятий со студентами, ботаническим и зоологическим садом, обсерваторией. Здесь был проведен ряд важных исследований в области математики (Эвклид), географии (Эратосфен), механики (сюда приезжал из Сиракуз Архимед), анатомии и физиологии (Герофил и Эразистрат), грамматики, истории и других дисциплин. Нарастает специализация научного труда, складываются объединения лиц, занятых научной деятельностью (научные школы). Совершенствование техники анатомических исследований ведет к ряду открытий, важных не только для медицины, но и для психологии. Древний Рим, развитие культуры которого непосредственно связано с достижениями эллинистического периода, выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций (I в. до н.э.) и Гален (II в. н.э.). Позднее, когда восстания рабов и гражданские войны начали сотрясать Римскую империю, широкое распространение получили упаднические взгляды, враждебные материализму и опытному изучению природы (Плотин, неоплатонизм). Работы Августина (IV–V вв. н. э.) и других так называемых отцов церкви культивировали негативное отношение к реальному миру и интровертнвную (обращенную внутрь) установку – человек должен остаться наедине с собой, чтобы устремиться к всевышнему. Зарождалась концепция «внутреннего опыта», обладающего будто бы наивысшей достоверностью. Опыт, обращенный к внешнему миру, и рациональное исследование, приподнявшее завесу над структурой и механизмом психической деятельности, поглощались мраком религиозной догматики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.25.226 (0.011 с.) |