Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы становления клинической психологии.↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные этапы становления клинической психологии. Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации: Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях. В России: Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Классификация методов психологического исследования Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения действительности. Функция - внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Методика - отвечает конкретным целям и задачам психологического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. Определенные требования к психодиагностическому методу: - стандартизация (в основе – «норма»); - надежность и валидность;- жесткая регламентация процедуры. 3 основных подхода: 1. объективный – все методики, которые основаны на успешности результативности, (тесты); 2. субъективный – сведения, которые испытуемый сообщат о себе сам (опросники); 3. проективный – основанный на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным (как бы безличном) материалом. Наблюдение - планомерное наблюдение за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого – либо вмешательства со стороны наблюдателя. Метод включенного наблюдения - когда психолог сам является непосредственным участником событий. При внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения. Осознанное наблюдение - человеку известно о том, что за ним наблюдают. При неосознанном наблюдении человеку неизвестно о том, что за ними наблюдают. Самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления. Эксперимент — метод выявления зависимости между двумя переменными в специально организованных условиях, где изучаемое свойство проявляется лучше всего. Естественный эксперимент — проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Лабораторный эксперимент — проводится в искусственно созданных условиях. Классификация Рубинштейна. 1. Основные методы - наблюдение и эксперимент. Наблюдение делится на самонаблюдение и внешнее (объективное) наблюдение. Внешнее наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, физиологический (или метод условных рефлексов). Отдельно Рубинштейн выделяет генетический метод в психологии, т. е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей. 2. Приемы изучения продуктов деятельности. 3. Беседа. 4. Анкета. Классификация Годфруа. Делит методы на две группы описательные и экспериментальные. Описательные позволяют установить, что между явлениями есть связь или корреляция, но установить причинно-следственные отношения можно преимущественно при помощи эксперимента. Описательные – наблюдение, анкеты, тесты. Тесты могут быть гетерогенными – для измерения нескольких свойств и гомогенными – для измерения одного свойства. Классификация Ананьева. В основе классификации Ананьева этапы психологического исследования, в соответствии с этим он выделяет следующие группы методов: Организационные методы. Включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Это методы, которые определяют подход к исследованию, концепцию исследования. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), биографические методы, для выявления общих закономерностей психики, т.е. научного знания. Это методы сбора данных, изучения психики на практике. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. Метод группировки полученного на практике материала, выявления общей тенденции. Интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы. Методы объяснения полученных данных. 4. Теории личности в гуманистической Ψ Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством А. Маслоу объединились с целью создать жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии: психоанализу и бихевиоризму. 1)Психоанализ рассматривает чела как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. 2)Бихевиоризм – трактует людей как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. 3)Гуманистическая Ψ – предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Чел от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Концепция становления: Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Олпорт рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Маслоу. Мотивация – одно из главных понятий в теории. Люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу предположил, что все потребности чела организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Пирамида: •Физиологические потребности – Потребность в пище, питье, сне и т.д.•Потребности безопасности и защиты – стабильность, порядок•Потребности принадлежности и любви – семья, дружба•Потребности в уважении – самоуважение, признание•Потребности самоактуализации – развитие способностей Характеристики самоактуализирующихся людей: 1."более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней"; 2."принятие (себя, других, природы)"; 3."спонтанность, простота, естественность"; 4."центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе); 5."некоторая отъединенность и потребность в уединении"; 6."автономия, независимость от культуры и среды"; 7."постоянная свежесть оценки"; 8."мистичность и опыт высших состояний"; 9."чувства сопричастности, единения с другими; 10."более глубокие межличностные отношения"; 11."демократическая структура характера"; 12."различение средств и целей, добра и зла"; 13."философское, невраждебное чувство юмора"; 14."самоактуализирующееся творчество"; 15."сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры". Роджерс. Три ключевых различия с Маслоу :1. Роджерс: личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия челого окружения. Маслоу: поведение чела и его опыт регулируются иерархией потребностей 2. Теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими Ψческие проблемы. Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации чела и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы Ψ переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. 3. Роджерс выявил определенные формы развития, способствующие склонности чела к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение чела к пол-ной самоактуализации, фактически игнорировались. К. Роджерс 2 подхода: •Феноменологический – в нем основой личности выступает психическая реальность, то есть субъективный опыт, в соответствии с которым интерпретируется действительность.•Холистический – чел представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности. К. Роджерс использует термин «полноценно функционирующий» чел (у Маслоу – самоактуализирующийся). Роджерс, пять основных личностных характеристик: 1. Открытость переживанию – способность слушать себя, чувствовать свои переживания, не испытывать угрозы. 2. Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. 3. Организмическое доверие – способность чела принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. 4. Эмпирическая свобода – чел может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. 5. Креативность. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время, удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Роджерс основатель клиентцентрированной психотерапии. В центре данной методологии – личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решения. Роджерс стал подчеркивать ответственность самого чела за свои действия и решения. В основе этого – вера в наличие у каждого чела изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации. Основные теории в рамках гуманистической психологии были разработаны К. Роджерсом и А. Маслоу. Согласно этим концепциями, можно выделить следующие ключевые моменты гуманистической психологии:1.Индивид как единое целое «Целое – больше, чем и отлично от суммы его частей».2.Неуместность экспериментов на животных. Человек – нечто большее, чем просто животное.3.Внутренняя природа человечества – природа человека в сущности хороша, или, по крайней мере, нейтральна.4.Творческий потенциал человека. Творчество – универсальная функция человека, которая ведет Кл всем формам самовыражения.5.Акцент на психическое здоровье. Основное понятие – мироощущение конкретного чела. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречиями реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. Психолог для этого должен относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно. Гештальтпсихология Гешта̀льтпсихоло́гия (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году. ]Основные теоретические положения Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт. — Карл Дункер[1]. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изученияпсихики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений. ]Принципы гештальта Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: · близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика. · схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе), Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки. · целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), · замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник. · смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое), · общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений). ]Гештальт-качества Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах). Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы). Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»). В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы». Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой). Константы восприятия Константность размера Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным. Константность формы Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона. Фигура и фон Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами. Вклад Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.015 с.) |