Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиническая картина временного ослабления интеллекта

Поиск

Клиническая картина временного ослабления интеллекта

Основными причинами временного ослабления интеллекта, как отмечено в классификации интеллектуальных нарушений, являются:

■=> острые инфекционные заболевания и интоксикации (тиф, грипп, пневмония, сепсис, рожа, дизентерия, пищевые отрав­ления, алкогольная, никотиновая, наркотическая и др. инток­сикации);

■=> сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревмоваскулит, со­судистые кризы, мозговые инсульты и др.);

<=> черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб и сдавление голов­ного мозга);

■=> эндогенные заболевания (шизофрения, маниокально-депрессивные психические расстройства и др.)

=> острая реакция на стресс (смерть близкого, семейная ссора, отстранение от должности и др.).

Каждая из перечисленных болезней и состояний имеет свои клинические особенности, однако общее, что объединяет их — это развитие временного ослабления интеллекта в остром периоде за­болеваний.

Рассмотрим основную его клиническую характеристику. Клиника временных ослаблений интеллекта проявляется в виде различных нарушений высших мозговых функций, и прежде всего мышления. При этом у больных теряется способность к мысли­тельным операциям, установлению причинных связей между яв­лениями и предметами окружающего мира. Например, такие боль­ные не могут сообразить, где они находятся и что их окружает. Наряду с нарушением ориентации «в месте» часто встречаются нарушения и «во времени» (больной не знает, какое в данный момент время года, суток, дня). Такое состояние называется аменцией (бессвязность мышления) и может длиться несколько часов, дней, месяцев. Учитывая, что аменция является наиболее частым симптомом временных ослаблений интеллекта, рассмотрим более подробно клинику аментивного синдрома.

Аментивный синдром (лат. Amentia — безумие) — одно из проявле­ний помрачения сознания, характеризующееся бессвязностью мыш­ления и речи, общей растерянностью и двигательным возбуждением. Причиной аметивного синдрома являются интоксикационные явления при многих инфекционных заболеваниях (тиф, рожа, сепсис и др.), а также острые приступы

психозов при шизофрении и других психических расстройствах.

В клинической картине данного симптомокомплекса выделяют­ся две основные формы:

=> галлюцинаторная;

■=> кататоническая.

При галлюцинаторной форме отмечается так называемая гал­люцинаторная спутанность, проявляющаяся слабой выраженнос­тью, бессвязностью и отрывочностью слуховых и зрительных галлюцинаций.

При кататонической форме превалируют психомоторные рас­стройства и бредовые идеи типа бреда величия. Однако бредовые идеи носят также разорванный и отрывочный характер.

Общими клиническими проявлениями обеих форм аментивно­го синдрома являются бессвязность мышления и речи, общая рас­терянность с аффектом недоумения, снижение внимания. Отмеча­ется дезориентировка в каком-либо месте, во времени, иногда в собственной личности. Психомоторное возбуждение проявляется беспорядочными, дискоординированными движениями и непроизвольными подергиваниями в различных мышечных группах.

Прогноз аментивного синдрома зависит от степени тяжести со­матического либо психического заболевания. В случаях длительно­го течения интоксикационного процесса аментивный синдром переходит в хронический психоорганический синдром.


Глава 8

ВРОЖДЕННОЕ СЛАБОУМИЕ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)

Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)

Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клини­ческая картина умственной отсталости легкой степени характери­зуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению

Таблица 3 Классификация умственной отсталости (МКБ-10)

 

Умственная отсталость легкой степени Умственная отсталость умеренная Умственная отсталость тяжелая Умственная отсталость глубокая
Дебильность Имбецильность Идиотия

специальных программ, основанных на конкретно-нагляд­ном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По срав­нению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих слу­чаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни.

Когнитивные нарушения характеризуются замедленностью пси­хических процессов, конкретностью мышления, слабостью сужде­ний, ухудшением памяти, хотя механически больные могут за­помнить те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно.

Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой (произнесение отдельных слов в 2—2,5 года, появление фразовой речи в 3—3,5 года). Отмечается также тенденция к задержке понимания речи. Большинство больных приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, од­нако их речь зачастую маловыразительна, бедна, с паузами, не­правильными ударениями, заиканием.

Эмоциональные расстройства у таких детей характеризуются либо бедностью и невыразительностью эмоций, их однообразием, либо стойко повышенным настроением, беспечностью, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью.

С разной частотой у таких детей встречаются сопутствующие состояния, такие, как аутизм, другие расстройства развития, эпи­лепсия, изменения поведения и физическая неполноценность.

Таким образом, клиническая картина лиц с легкой степенью умственной отсталости характеризуется:

1) негрубыми нарушениями познавательной деятельности в виде:
■=> конкретности мышления;

■=> снижения аналитической способности;

■=> ухудшения памяти, внимания;

<=> речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи,

маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

2) разноплановостью эмоциональных расстройств;

3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность, дурашливость, многогранность невербального обще­ния и др.

Большинство детей с возрастом достигают полной независимос­ти в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыках, однако низкая социальная компенсация серьезно затрудняет создание семьи и резко ограничивает их социальный статус. В целом при первичном общении с такими больными обращают на себя внима­ние определенные личностные нарушения (изменение адаптивного поведения) при стушеванности интеллектуальных нарушений.

Глава 9

Синкинезии.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движе­ния, сопровождающие выполнение активных произвольных дви­жений...

Сосудистая деменция.

Сосудистая деменция является результатом прогрессирующего атеросклероза сосудов головного мозга, когда на внутренней по­верхности сосудов образуются склеротические бляшки, уменьшающие просвет сосудов, что в свою очередь приводит к снижению питания (гипоксии) вещества головного мозга и развитию раз­личных психо-неврологических нарушений, и прежде всего ин­теллектуальной недостаточности.

Сосудистая деменция может развиться и у лиц, перенесших мозговой инсульт, независимо от возраста больного и наличия у него атеросклеротических проявлений.

Клиника заболевания на фоне общих проявлений характеризу­ется неравномерностью выраженных нарушений высших мозго­вых функций, наличием очаговой неврологической симптомати­ки (афазия, гемипарез, наличие патологических рефлексов, псевдобульбарный паралич и др.). В отличие от болезни Альцгеймера, при сосудистой деменции больные, как правило, осознают свою интеллектуальную недостаточность и глубоко ее переживают.

Одним из ранних признаков сосудистой деменции является рез­кое ухудшение памяти на ближайшие события. Больные забывают то, что они делали совсем недавно, куда-то что-то положили и не могут найти, что ели на завтрак и т.д., но отлично помнят собы­тия, имевшие место в их жизни много лет назад.

Деменция при болезни Пика.

Впервые синдром описан чешским невропоатологом и психиатором Пиком (A. Pick) в 1982 г.

Клиническая картина заболевания практически сходна с болез­нью Альцгеймера, однако она имеет ряд отличительных особенно­стей именно в сфере развития интеллектуальных нарушений. Это прежде всего медленное нарастание интеллектуальных расстройств, относительная сохранность памяти и функций теменных отделов коры головного мозга, ранние корковые речевые нарушения в виде афазии. Характерным симптомом деменции при болезни Пика является так называемый «симптом граммофона», когда больной рассказывает то, что ему кажется наиболее интересным, причем прервать этот рассказ практически не возможно; по окончании рассказа, через некоторое время, он вновь может его повторить, используя те же слова и предложения, что и в первый раз.

Синдром Аспергера.

Синдром Аспергера клинически напоминает детский аутизм и характеризуется выраженной неловкостью в общении, молчаливо­стью, замкнутостью, отсутствием интереса к речи собеседника, бедностью мимики и жестов, изменением грамматической сторо­ны речи, снижением интеллекта. В отличие от аутизма при синдро­ме Аспергера нет общей задержки или отсталости в речи и отме­чается более высокий уровень интеллектуального развития.

Впервые описан в 1944 г. венским детским психиатром Гансом Аспергером (Hans Asperger), который обозначил его как аутистическая психопатия.

Острая реакция на стресс.

Острая реакция на стресс — транзиторное психическое рас­стройство (от нескольких часов до нескольких дней), которое раз­вивается в ответ на физический или психологический стресс.

Клиническая картина при этом характеризуется кратковремен­ным состоянием «оглушенности», временным ослаблением интел­лекта, дезориентировкой в месте и неадекватным реагированием на внешние раздражения. Часто отмечается частичная или полная диссоциативная амнезия на предшествующие события. Характер­ным симптомокомплексом этого состояния являются вегетативно-сосудистые расстройства в виде тахикардии, гипергидроза кож­ных покровов, гиперемии лица и тела и др.

В случаях глубокого восприятия стрессорного фактора у многих больных вышеперечисленные проявления могут сопровождаться более выраженной заторможенностью, вплоть до диссоциативного ступора.

Диссоциативная амнезия.

Клиническая картина диссоциативной амнезии характеризует­ся потерей памяти на недавние события, иногда у больных разви­вается ретроградная амнезия.

Амнестические нарушения при этом не связаны с органически­ми поражениями мозга, их нельзя объяснить обычной забывчиво­стью или усталостью.

Отмечается связь амнезии с травматическими жизненными со­бытиями (смерть близких, несчастные случаи и др.). Характерной особенностью данного вида амнезии является то, что больные даже в состоянии активного бодрствования не в силах вспомнить не­давно происходящие события. Амнестические расстройства часто сопровождаются общей растерянностью, повышенной тревожно­стью и изменением поведения, проявляющимся поиском внима­ния окружающих и бесцельным «бомжеванием».

Характерной особенностью диссоциативного амнестического синдрома в отличие от расстройств органического генеза является тот факт, что он может регрессировать вплоть до полного восстановления памяти под влиянием гипнотического воздействия.

Неврастения.

Клиника неврастении характеризуется следующим симптомо-комплексом: повышенная умственная и физическая утомляемость, головная боль, головокружение, ухудшение сна, раздражитель­ность, расстройства желудочно-кишечного тракта, ангедония (по­теря чувства наслаждения и радости), подавленность и тревож­ность.

Неврастения является функциональным расстройством нервной системы как результат перенесенного психологического стресса либо физического заболевания (грипп, гепатит, тиф, сепсис, пневмо­ния и др.).

 

Глава 12

Побеги из дома.

За последние несколько лет на улицах крупных городов все чаще можно видеть так называемых беспризорных детей, однако основ­ная их масса имеет свой отчий дом, родителей.

Они просто сбежали из дома, им больше нравится вот такая самостоятельная и беспечная жизнь со своими хлопотами и не­предсказуемыми последствиями. Но о них пока эти «беглецы» не задумываются; почувствовав полную свободу, они совершают кра­жи, занимаются попрошайничеством, ведут антисанитарный об­раз жизни, употребляя алкогольные напитки, выкуривая десятки выброшенных недокуренных сигарет, приобщаясь к наркотикам и криминальным группировкам.

Что же заставляет детей убегать из дома? Какие мотивы движут ими при этом? Возможно ли остановить этот поток и создать необ­ходимые условия для нормальной жизни подростков? Эти и мно­гие другие вопросы встают сегодня перед обществом при рассмот­рении этой проблемы.

Среди множества причин побегов из дома выделим лишь неко­торые, которые, по мнению авторов, являются основными:

■=> неблагополучная семья, когда родители (или один из них), зло­употребляя алкогольными напитками, постоянно проявляют аг­рессию по отношению к ребенку, избивая его и унижая его достоинство;

<=> благополучная семья, в которой строгие, чрезмерно требовательные родители (или один из них) используют депривацию (психологи­ческий пресс) как основной метод в воспитании ребенка. Испыты­вая постоянное давление со стороны родителей, запрещающих им многое (посещение дискотек, прогулки до позднего вечера, пользо­вание косметикой, чрезмерное увлечение компьютерными игра­ми, прослушивание «не той» музыки и др.), подростки отвечают на это негативной реакцией —. «реакцией протеста» и совершают «побеги из дома» в поисках свободы и независимости;

■=> побег из дома вследствие сексуального насилия или домогатель­ства со стороны близких родственников, отчима или знакомых, когда ребенок не чувствует себя защищенным в отчем доме и начинает искать защиту на стороне;

■=> повышенная требовательность и строгость учителей, которые рассматриваются учеником как насилие над его личностью, и по­бег из дома является для него единственным шансом избавле­ния от «педагогического тиранизма»;

■=> материально неблагополучные семьи, в которых ребенок чувствует себя «голодным и холодным». В поисках добычи хлеба и хоть какой-то одежды, ребенок убегает из дома, занимаетсь попро­шайничеством и становится объектом асоциальных лиц для при­влечения его в криминальную деятельность;

■=> побег из дома вследствие совершения подростком правонаруше­ния или преступления как попытка уйти от законного воздей­ствия;

■=> побег из дома вследствие поиска новых развлечений и впечатле­ний;

■=> побег из дома вследствие безнадзорности;

■=> побег из дома, обусловленный умственной неполноценностью ре­бенка, легко попадающего под отрицательное влияние асоци­альных лиц.

Таким образом, основным фактором риска побегов детей из дома является родительский фактор, вот почему постоянная и последовательная работа с родителями на местах по основным аспектам педагогических и психологических проблем с учетом нрав­ственного и полового воспитания ребенка, развития в нем твор­ческой личности, уверенности в достижении цели является одной из главных задач современной школы.

Реакция одиночества. На протяжении всей жизни у каждого че­ловека возникают периоды, когда он ощущает себя одиноким, но наиболее остро это чувство осознается в подростковом возрасте, и прежде всего детьми из неблагополучных семей. На сегодняшний день изучение всех сторон феномена одиночества является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Среди многих теоретических подходов к феномену одиночества, описан­ных как в отечественной, так и зарубежной литературе: СВ. Крив­цовой (специалист по проблемам одиночества подростков) с со­авторами (1997) выделены следующие:

■=> интеракционистский (Р. Вейс);

■=> когнитивный (Э. Пелио);

<=> социологический (Дж. Рисмен);

■=> психодинамический (Х.С. Салливан);

■=> феноменологический (К. Роджерс);

■=> экзистенциальный (К. Мустаскас);

■=> мотивационный (Дж. Эйсендорф).

Рассмотрим основные характеристики и сравнительный анализ этих подходов (табл. 4).

 
 


Таблица 4

Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества


Подход Определение феномена одиночества Причины возникновения оди­ночества Характеристика одино­кой личности
Интеракционистский Одиночество-продукт ин­терактивного влияния фак­тора личности и фактора си­туации. Существует 2 типа одиночества: — эмоциональная изоляция (отсутствие привязанности к отдельному человеку) — социальная изоляция (отсутствие доступного кру­га социального общения) Ситуативные причины: личные обстоятельства (например, смена места жительства). Характерологические причины: сосредоточенность на своем внут­реннем мире, застенчивость, низ­кая самооценка При первом типе одиноче­ства: тревожное беспокойство, пустота. При втором типе: ощущение бессмысленности своего суще­ствования, собственной не­значительности, тоска, чув­ство социальной маргинальности
Экзистенциальный Человек изначально оди­нок. Никто другой не может разделить с нами наши чув­ства и мысли, разъединен­ность есть сущностное состо­яние наших переживаний. Одиночество может иметь болезненный эффект, но это продуктивное, творческое состояние Существует различие между «суе­той одиночества» и истинным оди­ночеством. Первое - это система за­щитных механизмов, которая отдаля­ет человека от решения существен­ных жизненных вопросов и постоян­но побуждает его стремиться к актив­ности. Второе проистекает из конк­ретной реальности одинокого суще­ствования и из столкновения лично­сти с пограничными жизненными си­туациями (рождение, смерть, жиз­ненные перемены), переживаемыми в одиночку Страх, депрессия, раздраже­ние, отчуждение, комплекс вины
Когнитивный Одиночество — субъектив­но переживаемое несоответ­ствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием Одиночество возникает, когда ин­дивид осознает несоответствие меж­ду двумя факторами — желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов Чем более одинок человек, тем труднее ему осознавать свои чувства, тем менее он способен спонтанно выражать свои мысли, тем нетерпимее

 

Продолжение таблицы 4

 

      он к гневу и агрессивности в самом себе и тем труднее ему установить личные близкие контакты с другими людьми
Социологический Одиночество — норматив­ный общий показатель, характеризующий общество, оно — продукт социальных сил 3 силы в современном обществе ведут к одиночеству: 1) ослабление связей в первич­ной группе, 2) увеличение семейной мобиль­ности, 3) увеличение социальной мо­бильности Личности, «направленные вовне», ориентированные на других, обособленные от сво­его истинного «я», от своих чувств, своих ожиданий, по­стоянно приспосабливающийся к обстоятельствам и контролирующие свое межлично­стное окружение, чтобы оп­ределить линию своего пове­дения
Феноменологичес­кий Одиночество - проявле­ние слабой приспособляемо­сти личности, отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств Противоречие между внутрен­ним, истинным «Я» в отношениях с другими людьми. Страх быть от­вергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих со­циальных ролей и поэтому испыты­вает опустошенность Личность уязвимая, испу­ганная, уверенная в том, что будет отвергнута всем осталь­ным миром
Мотивационный Нет Нарушение во взаимодействии мотивов приближения и избегания, боязнь социальных оценок, боязнь новизны Скованность, заторможен­ность, застенчивость, тревога. Страх, подавленность, неуве­ренность в себе
Психодинамичес­кий Одиночество - реакция на неадекватное удовлетворе­ние потребности в тесных че­ловеческих связях Недостаток или утрата тех элемен­тов человеческих взаимоотношений, которые формируются с развитием личности: потребность в контакте у младенца. Страх остракизма в мало­летнем возрасте, потеря партнера во взрослом возрасте Нарциссизм, мания вели­чия, враждебность. Скрыт­ность, эгоцентричность

 

 


Основываясь на научных исследованиях последних лет, по дан­ным литературы, — основным фактором риска развития феномена одиночества среди подростков авторы считают ослабление взаимоотношений между родителями и подростками, что отчетливо проявляется в неблагополучных семьях. Не находя взаимопонима­ния в семье, у подростка, на фоне ослабления эмоциональных связей с родителями, наблюдается постепенный перенос центра социализации из семьи в спонтанную группу сверстников, кото­рые «его понимают» и с которыми он не ощущает себя одиноким. Таким образом, при проведении бесед и собраний с родителя­ми педагоги и психологи должны особое внимание уделять зако­номерностям развития родительско-детских отношений, обучать их психологическим подходам, направленным на развитие так называемых «позитивных интересов», что, несомненно, приве­дет к психо-эмоциональному равновесию детско-родительских от­ношений.

Под «позитивным интересом» «понимается безусловно поло­жительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожи­даний родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие родители подростка - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребно­сти подростка, тем самым, такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен дру­гим людям, в том, что он обладает необходимыми личными сред­ствами для достижения своих целей'. Дромомания — это импульсивное влечение, стремление к побе­гам из дома, бродяжничеству, смене привычной обстановки. Этот вид реакций встречается у акцентуированных личностей, у детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у имеющих се­мейные, домашние проблемы и страдающих рядом психических заболеваний. Через определенное время подростки возвращаются домой, но даже незначительная импульсивная вспышка может вновь заставить их пойти на этот шаг. У детей, страдающих психически­ми расстройствами, подобные состояния могут повторяться на про­тяжении всей его жизни.

Малолетняя проституция.

Авторы приводят характеристику данного вида нарушения по­ведения у девочек, подробно описанную Д.Д. Еникеевой

.«Многие девочки после побега из дома становятся малолетни­ми проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции.

Бывает, что психически больных девочек или девочек из небла­гополучных семей, где родители алкоголики, взрослый отрицатель­ный лидер вовлекает в подростковую группу, затем «пускает по ру­кам», а когда они ему надоедают, «продает» сутенерам или сам становится сутенером, и девочки безропотно соглашаются и на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения.

Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы со­гласны вновь вернуться и всех «обслуживать». Некоторые утеша­ются тем, что теперь «внимание» оказывают им взрослые «клиен­ты», и не представляют себе иной жизни.

Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к сво­им сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексу­альной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением.

Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в под­ростковой группе, но сами они это не считают изнасилованием, рас­сказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом «ребята стали приставать и заставили», но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают. Некоторые и не помнят сво­его первого сексуального партнера, ибо давно это было.

Для них ранняя сексуальная жизнь - обыденное понятие. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвраще­ния, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают.

Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алко­голем, и наркотиками, если они им попадаются. У некоторых есть все признаки алкоголизма.

Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, ког­да их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей «про­фессии», разделяют «клиентов» и сутенеров на «плохих» и «хоро­ших», полностью зависят от своего сутенера, а иногда даже влюб­ляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает им немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное, они считают, что он хороший, добрый, «не бьет», «заботится».

Их внешняя «взрослость» и «опыт» сочетаются с психической инфантильностью (детскостью) и примитивностью интересов. Как правило, у всех есть психические отклонения или заболевания -психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические за­болевания головного мозга, реже - шизофрения».

Делинквентное поведение — патохарактерологическая реакция у подростков, проявляющаяся в совершении ими различных про­ступков, провинностей, мелких правонарушений. Делинквентное поведение обычно начинается со школьной дезадаптации (прогу­лы уроков, не желание учиться и др.), группирования с асоци­альными сверстниками, совместно с которыми подросток уча­ствует в хулиганских поступках в основном по отношению к млад­шим. Иногда подростки с делинквентным поведением участвуют в мелких мошеннических операциях, крадут деньги у родителей, вызывающе ведут себя в общественных местах. Однако все эти действия не носят юридического характера и обычно не являются причиной для возбуждения уголовного дела. Обычно дети с та­ким поведением разбираются в комиссии по делам несовершен­нолетних и в отдельных случаях ставятся на учет в детскую ком­нату милиции.

Наиболее часто такое поведение отмечается у детей с интеллек­туальной недостаточностью, страдающих психопатическими чер­тами личности, у акцентуированных подростков, а также у живущих в неблагополучных семьях.

Все патохарактерологические реакции в клинико-нозологическом отношении относятся к психогенным расстройствам и погра­ничным состояниям. Они, как правило, носят обратимый характер, однако их повторение, уже в подростковом возрасте, приво­дит к патологическому формированию их личности.

Таким образом, описанные в данной главе расстройства пове­дения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами, несомненно, помогут бу­дущим педагогам и психологам, а также уже работающим специа­листам в их повседневной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел II

КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ…. ………………………… 1

Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений…………………………….1

Глава 8.Врожденноеслабоумие.Умственнаяотсталость(олигофрения)…………..9

8.1. Клиническая картина умственной отсталости…………………………………9

8.2. Клиническая характеристика различных
степеней умственной отсталости.......................... ………………………………….11

8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)…..................................................... ………………………………….12

8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)................................................. …………………………………13

8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко
выраженная имбецильность, тяжела олигофрения) ………………………14

8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)……..14

Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм ………..14

9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией ………………………………... 14

9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.......................................................... …………… …………………..17

9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией ……………….31

9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениям…..32

9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом ……………….36

9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом ………………36

9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью………………37

9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинам.37

Глава 10. Приобретенное слабоумие – деменция……………………………….61

10.1. Клиническая картина деменции............. ………………………………...61

10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм…………….63

 

10.2.1 Деменция при ряде органических психических
расстройств.......................................................... ………………………………..63

10.2.2Деменция вследствие употребления психоактивных веществ……………76

Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности……………………………86

11.1. Расстройства психологического(психического) развития …………86

11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка………………….86

11.1.2Специфические расстройства развития учебных (школьных)навыков..88

1.1.1.3Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития……………………………………………………………..90

1.1.1.4. Общие расстройства психологического
(психического) развития..................................... ……………………………….90

11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом …………………….92

11.2.1. Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации……………………….94

11.2.2 Диссоциативные (конверсионные)расстройства…………………………..95

11.2.3.Другие невротические расстройства............. ……………………………….95

Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально- обусловленными факторами……………………………98


 


 

Клиническая картина временного ослабления интеллекта

Основными причинами временного ослабления интеллекта, как отмечено в классификации интеллектуальных нарушений, являются:

■=> острые инфекционные заболевания и интоксикации (тиф, грипп, пневмония, сепсис, рожа, дизентерия, пищевые отрав­ления, алкогольная, никотиновая, наркотическая и др. инток­сикации);

■=> сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревмоваскулит, со­судистые кризы, мозговые инсульты и др.);

<=> черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб и сдавление голов­ного мозга);

■=> эндогенные заболевания (шизофрения, маниокально-депрессивные психические расстройства и др.)

=> острая реакция на стресс (смерть близкого, семейная ссора, отстранение от должности и др.).

Каждая из перечисленных болезней и состояний имеет свои клинические особенности, однако общее, что объединяет их — это развитие временного ослабления интеллекта в остром периоде за­болеваний.

Рассмотрим основную его клиническую характеристику. Клиника временных ослаблений интеллекта проявляется в виде различных нарушений высших мозговых функций, и прежде всего мышления. При этом у больных теряется способность к мысли­тельным операциям, установлению причинных связей между яв­лениями и предметами окружающего мира. Например, такие боль­ные не могут сообразить, где они находятся и что их окружает. Наряду с нарушением ориентации «в месте» часто встречаются нарушения и «во времени» (больной не знает, какое в данный момент время года, суток, дня). Такое состояние называется аменцией (бессвязность мышления) и может длиться несколько часов, дней, месяцев. Учитывая, что аменция является наиболее частым симптомом временных ослаблений интеллекта, рассмотрим более подробно клинику аментивного синдрома.

Аментивный синдром (лат. Amentia — безумие) — одно из проявле­ний помрачения сознания, характеризующееся бессвязностью мыш­ления и речи, общей растерянностью и двигательным возбуждением. Причиной аметивного синдрома являются интоксикационные явления при многих инфекционных заболеваниях (тиф, рожа, сепсис и др.), а также острые приступы

психозов при шизофрении и других психических расстройствах.

В клинической картине данного симптомокомплекса выделяют­ся две основные формы:

=> галлюцинаторная;

■=> кататоническая.

При галлюцинаторной форме отмечается так называемая гал­люцинаторная спутанность, проявляющаяся слабой выраженнос­тью, бессвязностью и отрывочностью слуховых и зрительных галлюцинаций.

При кататонической форме превалируют психомоторные рас­стройства и бредовые идеи типа бреда величия. Однако бредовые идеи носят также разорванный и отрывочный характер.

Общими клиническими проявлениями обеих форм аментивно­го синдрома являются бессвязность мышления и речи, общая рас­терянность с аффектом недоумения, снижение внимания. Отмеча­ется дезориентировка в каком-либо месте, во времени, иногда в собственной личности. Психомоторное возбуждение проявляется беспорядочными, дискоординированными движениями и непроизвольными подергиваниями в различных мышечных группах.

Прогноз аментивного синдрома зависит от степени тяжести со­матического либо психического заболевания. В случаях длительно­го течения интоксикационного процесса аментивный синдром переходит в хронический психоорганический синдром.


Глава 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.02 с.)