Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клиническая картина временного ослабления интеллекта↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клиническая картина временного ослабления интеллекта Основными причинами временного ослабления интеллекта, как отмечено в классификации интеллектуальных нарушений, являются: ■=> острые инфекционные заболевания и интоксикации (тиф, грипп, пневмония, сепсис, рожа, дизентерия, пищевые отравления, алкогольная, никотиновая, наркотическая и др. интоксикации); ■=> сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревмоваскулит, сосудистые кризы, мозговые инсульты и др.); <=> черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга); ■=> эндогенные заболевания (шизофрения, маниокально-депрессивные психические расстройства и др.) => острая реакция на стресс (смерть близкого, семейная ссора, отстранение от должности и др.). Каждая из перечисленных болезней и состояний имеет свои клинические особенности, однако общее, что объединяет их — это развитие временного ослабления интеллекта в остром периоде заболеваний. Рассмотрим основную его клиническую характеристику. Клиника временных ослаблений интеллекта проявляется в виде различных нарушений высших мозговых функций, и прежде всего мышления. При этом у больных теряется способность к мыслительным операциям, установлению причинных связей между явлениями и предметами окружающего мира. Например, такие больные не могут сообразить, где они находятся и что их окружает. Наряду с нарушением ориентации «в месте» часто встречаются нарушения и «во времени» (больной не знает, какое в данный момент время года, суток, дня). Такое состояние называется аменцией (бессвязность мышления) и может длиться несколько часов, дней, месяцев. Учитывая, что аменция является наиболее частым симптомом временных ослаблений интеллекта, рассмотрим более подробно клинику аментивного синдрома. Аментивный синдром (лат. Amentia — безумие) — одно из проявлений помрачения сознания, характеризующееся бессвязностью мышления и речи, общей растерянностью и двигательным возбуждением. Причиной аметивного синдрома являются интоксикационные явления при многих инфекционных заболеваниях (тиф, рожа, сепсис и др.), а также острые приступы психозов при шизофрении и других психических расстройствах. В клинической картине данного симптомокомплекса выделяются две основные формы: => галлюцинаторная; ■=> кататоническая. При галлюцинаторной форме отмечается так называемая галлюцинаторная спутанность, проявляющаяся слабой выраженностью, бессвязностью и отрывочностью слуховых и зрительных галлюцинаций. При кататонической форме превалируют психомоторные расстройства и бредовые идеи типа бреда величия. Однако бредовые идеи носят также разорванный и отрывочный характер. Общими клиническими проявлениями обеих форм аментивного синдрома являются бессвязность мышления и речи, общая растерянность с аффектом недоумения, снижение внимания. Отмечается дезориентировка в каком-либо месте, во времени, иногда в собственной личности. Психомоторное возбуждение проявляется беспорядочными, дискоординированными движениями и непроизвольными подергиваниями в различных мышечных группах. Прогноз аментивного синдрома зависит от степени тяжести соматического либо психического заболевания. В случаях длительного течения интоксикационного процесса аментивный синдром переходит в хронический психоорганический синдром. Глава 8 ВРОЖДЕННОЕ СЛАБОУМИЕ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ) Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность) Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клиническая картина умственной отсталости легкой степени характеризуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению Таблица 3 Классификация умственной отсталости (МКБ-10)
специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих случаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни. Когнитивные нарушения характеризуются замедленностью психических процессов, конкретностью мышления, слабостью суждений, ухудшением памяти, хотя механически больные могут запомнить те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно. Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой (произнесение отдельных слов в 2—2,5 года, появление фразовой речи в 3—3,5 года). Отмечается также тенденция к задержке понимания речи. Большинство больных приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, однако их речь зачастую маловыразительна, бедна, с паузами, неправильными ударениями, заиканием. Эмоциональные расстройства у таких детей характеризуются либо бедностью и невыразительностью эмоций, их однообразием, либо стойко повышенным настроением, беспечностью, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью. С разной частотой у таких детей встречаются сопутствующие состояния, такие, как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, изменения поведения и физическая неполноценность. Таким образом, клиническая картина лиц с легкой степенью умственной отсталости характеризуется: 1) негрубыми нарушениями познавательной деятельности в виде: ■=> снижения аналитической способности; ■=> ухудшения памяти, внимания; <=> речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи, маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.); 2) разноплановостью эмоциональных расстройств; 3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность, дурашливость, многогранность невербального общения и др. Большинство детей с возрастом достигают полной независимости в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыках, однако низкая социальная компенсация серьезно затрудняет создание семьи и резко ограничивает их социальный статус. В целом при первичном общении с такими больными обращают на себя внимание определенные личностные нарушения (изменение адаптивного поведения) при стушеванности интеллектуальных нарушений. Глава 9 Синкинезии. Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений... Сосудистая деменция. Сосудистая деменция является результатом прогрессирующего атеросклероза сосудов головного мозга, когда на внутренней поверхности сосудов образуются склеротические бляшки, уменьшающие просвет сосудов, что в свою очередь приводит к снижению питания (гипоксии) вещества головного мозга и развитию различных психо-неврологических нарушений, и прежде всего интеллектуальной недостаточности. Сосудистая деменция может развиться и у лиц, перенесших мозговой инсульт, независимо от возраста больного и наличия у него атеросклеротических проявлений. Клиника заболевания на фоне общих проявлений характеризуется неравномерностью выраженных нарушений высших мозговых функций, наличием очаговой неврологической симптоматики (афазия, гемипарез, наличие патологических рефлексов, псевдобульбарный паралич и др.). В отличие от болезни Альцгеймера, при сосудистой деменции больные, как правило, осознают свою интеллектуальную недостаточность и глубоко ее переживают. Одним из ранних признаков сосудистой деменции является резкое ухудшение памяти на ближайшие события. Больные забывают то, что они делали совсем недавно, куда-то что-то положили и не могут найти, что ели на завтрак и т.д., но отлично помнят события, имевшие место в их жизни много лет назад. Деменция при болезни Пика. Впервые синдром описан чешским невропоатологом и психиатором Пиком (A. Pick) в 1982 г. Клиническая картина заболевания практически сходна с болезнью Альцгеймера, однако она имеет ряд отличительных особенностей именно в сфере развития интеллектуальных нарушений. Это прежде всего медленное нарастание интеллектуальных расстройств, относительная сохранность памяти и функций теменных отделов коры головного мозга, ранние корковые речевые нарушения в виде афазии. Характерным симптомом деменции при болезни Пика является так называемый «симптом граммофона», когда больной рассказывает то, что ему кажется наиболее интересным, причем прервать этот рассказ практически не возможно; по окончании рассказа, через некоторое время, он вновь может его повторить, используя те же слова и предложения, что и в первый раз. Синдром Аспергера. Синдром Аспергера клинически напоминает детский аутизм и характеризуется выраженной неловкостью в общении, молчаливостью, замкнутостью, отсутствием интереса к речи собеседника, бедностью мимики и жестов, изменением грамматической стороны речи, снижением интеллекта. В отличие от аутизма при синдроме Аспергера нет общей задержки или отсталости в речи и отмечается более высокий уровень интеллектуального развития. Впервые описан в 1944 г. венским детским психиатром Гансом Аспергером (Hans Asperger), который обозначил его как аутистическая психопатия. Острая реакция на стресс. Острая реакция на стресс — транзиторное психическое расстройство (от нескольких часов до нескольких дней), которое развивается в ответ на физический или психологический стресс. Клиническая картина при этом характеризуется кратковременным состоянием «оглушенности», временным ослаблением интеллекта, дезориентировкой в месте и неадекватным реагированием на внешние раздражения. Часто отмечается частичная или полная диссоциативная амнезия на предшествующие события. Характерным симптомокомплексом этого состояния являются вегетативно-сосудистые расстройства в виде тахикардии, гипергидроза кожных покровов, гиперемии лица и тела и др. В случаях глубокого восприятия стрессорного фактора у многих больных вышеперечисленные проявления могут сопровождаться более выраженной заторможенностью, вплоть до диссоциативного ступора. Диссоциативная амнезия. Клиническая картина диссоциативной амнезии характеризуется потерей памяти на недавние события, иногда у больных развивается ретроградная амнезия. Амнестические нарушения при этом не связаны с органическими поражениями мозга, их нельзя объяснить обычной забывчивостью или усталостью. Отмечается связь амнезии с травматическими жизненными событиями (смерть близких, несчастные случаи и др.). Характерной особенностью данного вида амнезии является то, что больные даже в состоянии активного бодрствования не в силах вспомнить недавно происходящие события. Амнестические расстройства часто сопровождаются общей растерянностью, повышенной тревожностью и изменением поведения, проявляющимся поиском внимания окружающих и бесцельным «бомжеванием». Характерной особенностью диссоциативного амнестического синдрома в отличие от расстройств органического генеза является тот факт, что он может регрессировать вплоть до полного восстановления памяти под влиянием гипнотического воздействия. Неврастения. Клиника неврастении характеризуется следующим симптомо-комплексом: повышенная умственная и физическая утомляемость, головная боль, головокружение, ухудшение сна, раздражительность, расстройства желудочно-кишечного тракта, ангедония (потеря чувства наслаждения и радости), подавленность и тревожность. Неврастения является функциональным расстройством нервной системы как результат перенесенного психологического стресса либо физического заболевания (грипп, гепатит, тиф, сепсис, пневмония и др.).
Глава 12 Побеги из дома. За последние несколько лет на улицах крупных городов все чаще можно видеть так называемых беспризорных детей, однако основная их масса имеет свой отчий дом, родителей. Они просто сбежали из дома, им больше нравится вот такая самостоятельная и беспечная жизнь со своими хлопотами и непредсказуемыми последствиями. Но о них пока эти «беглецы» не задумываются; почувствовав полную свободу, они совершают кражи, занимаются попрошайничеством, ведут антисанитарный образ жизни, употребляя алкогольные напитки, выкуривая десятки выброшенных недокуренных сигарет, приобщаясь к наркотикам и криминальным группировкам. Что же заставляет детей убегать из дома? Какие мотивы движут ими при этом? Возможно ли остановить этот поток и создать необходимые условия для нормальной жизни подростков? Эти и многие другие вопросы встают сегодня перед обществом при рассмотрении этой проблемы. Среди множества причин побегов из дома выделим лишь некоторые, которые, по мнению авторов, являются основными: ■=> неблагополучная семья, когда родители (или один из них), злоупотребляя алкогольными напитками, постоянно проявляют агрессию по отношению к ребенку, избивая его и унижая его достоинство; <=> благополучная семья, в которой строгие, чрезмерно требовательные родители (или один из них) используют депривацию (психологический пресс) как основной метод в воспитании ребенка. Испытывая постоянное давление со стороны родителей, запрещающих им многое (посещение дискотек, прогулки до позднего вечера, пользование косметикой, чрезмерное увлечение компьютерными играми, прослушивание «не той» музыки и др.), подростки отвечают на это негативной реакцией —. «реакцией протеста» и совершают «побеги из дома» в поисках свободы и независимости; ■=> побег из дома вследствие сексуального насилия или домогательства со стороны близких родственников, отчима или знакомых, когда ребенок не чувствует себя защищенным в отчем доме и начинает искать защиту на стороне; ■=> повышенная требовательность и строгость учителей, которые рассматриваются учеником как насилие над его личностью, и побег из дома является для него единственным шансом избавления от «педагогического тиранизма»; ■=> материально неблагополучные семьи, в которых ребенок чувствует себя «голодным и холодным». В поисках добычи хлеба и хоть какой-то одежды, ребенок убегает из дома, занимаетсь попрошайничеством и становится объектом асоциальных лиц для привлечения его в криминальную деятельность; ■=> побег из дома вследствие совершения подростком правонарушения или преступления как попытка уйти от законного воздействия; ■=> побег из дома вследствие поиска новых развлечений и впечатлений; ■=> побег из дома вследствие безнадзорности; ■=> побег из дома, обусловленный умственной неполноценностью ребенка, легко попадающего под отрицательное влияние асоциальных лиц. Таким образом, основным фактором риска побегов детей из дома является родительский фактор, вот почему постоянная и последовательная работа с родителями на местах по основным аспектам педагогических и психологических проблем с учетом нравственного и полового воспитания ребенка, развития в нем творческой личности, уверенности в достижении цели является одной из главных задач современной школы. Реакция одиночества. На протяжении всей жизни у каждого человека возникают периоды, когда он ощущает себя одиноким, но наиболее остро это чувство осознается в подростковом возрасте, и прежде всего детьми из неблагополучных семей. На сегодняшний день изучение всех сторон феномена одиночества является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Среди многих теоретических подходов к феномену одиночества, описанных как в отечественной, так и зарубежной литературе: СВ. Кривцовой (специалист по проблемам одиночества подростков) с соавторами (1997) выделены следующие: ■=> интеракционистский (Р. Вейс); ■=> когнитивный (Э. Пелио); <=> социологический (Дж. Рисмен); ■=> психодинамический (Х.С. Салливан); ■=> феноменологический (К. Роджерс); ■=> экзистенциальный (К. Мустаскас); ■=> мотивационный (Дж. Эйсендорф). Рассмотрим основные характеристики и сравнительный анализ этих подходов (табл. 4). Таблица 4 Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
Продолжение таблицы 4
Основываясь на научных исследованиях последних лет, по данным литературы, — основным фактором риска развития феномена одиночества среди подростков авторы считают ослабление взаимоотношений между родителями и подростками, что отчетливо проявляется в неблагополучных семьях. Не находя взаимопонимания в семье, у подростка, на фоне ослабления эмоциональных связей с родителями, наблюдается постепенный перенос центра социализации из семьи в спонтанную группу сверстников, которые «его понимают» и с которыми он не ощущает себя одиноким. Таким образом, при проведении бесед и собраний с родителями педагоги и психологи должны особое внимание уделять закономерностям развития родительско-детских отношений, обучать их психологическим подходам, направленным на развитие так называемых «позитивных интересов», что, несомненно, приведет к психо-эмоциональному равновесию детско-родительских отношений. Под «позитивным интересом» «понимается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие родители подростка - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности подростка, тем самым, такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личными средствами для достижения своих целей'. Дромомания — это импульсивное влечение, стремление к побегам из дома, бродяжничеству, смене привычной обстановки. Этот вид реакций встречается у акцентуированных личностей, у детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у имеющих семейные, домашние проблемы и страдающих рядом психических заболеваний. Через определенное время подростки возвращаются домой, но даже незначительная импульсивная вспышка может вновь заставить их пойти на этот шаг. У детей, страдающих психическими расстройствами, подобные состояния могут повторяться на протяжении всей его жизни. Малолетняя проституция. Авторы приводят характеристику данного вида нарушения поведения у девочек, подробно описанную Д.Д. Еникеевой .«Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей, где родители алкоголики, взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем «пускает по рукам», а когда они ему надоедают, «продает» сутенерам или сам становится сутенером, и девочки безропотно соглашаются и на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения. Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь вернуться и всех «обслуживать». Некоторые утешаются тем, что теперь «внимание» оказывают им взрослые «клиенты», и не представляют себе иной жизни. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением. Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они это не считают изнасилованием, рассказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом «ребята стали приставать и заставили», но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают. Некоторые и не помнят своего первого сексуального партнера, ибо давно это было. Для них ранняя сексуальная жизнь - обыденное понятие. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают. Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками, если они им попадаются. У некоторых есть все признаки алкоголизма. Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей «профессии», разделяют «клиентов» и сутенеров на «плохих» и «хороших», полностью зависят от своего сутенера, а иногда даже влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает им немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное, они считают, что он хороший, добрый, «не бьет», «заботится». Их внешняя «взрослость» и «опыт» сочетаются с психической инфантильностью (детскостью) и примитивностью интересов. Как правило, у всех есть психические отклонения или заболевания -психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, реже - шизофрения». Делинквентное поведение — патохарактерологическая реакция у подростков, проявляющаяся в совершении ими различных проступков, провинностей, мелких правонарушений. Делинквентное поведение обычно начинается со школьной дезадаптации (прогулы уроков, не желание учиться и др.), группирования с асоциальными сверстниками, совместно с которыми подросток участвует в хулиганских поступках в основном по отношению к младшим. Иногда подростки с делинквентным поведением участвуют в мелких мошеннических операциях, крадут деньги у родителей, вызывающе ведут себя в общественных местах. Однако все эти действия не носят юридического характера и обычно не являются причиной для возбуждения уголовного дела. Обычно дети с таким поведением разбираются в комиссии по делам несовершеннолетних и в отдельных случаях ставятся на учет в детскую комнату милиции. Наиболее часто такое поведение отмечается у детей с интеллектуальной недостаточностью, страдающих психопатическими чертами личности, у акцентуированных подростков, а также у живущих в неблагополучных семьях. Все патохарактерологические реакции в клинико-нозологическом отношении относятся к психогенным расстройствам и пограничным состояниям. Они, как правило, носят обратимый характер, однако их повторение, уже в подростковом возрасте, приводит к патологическому формированию их личности. Таким образом, описанные в данной главе расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами, несомненно, помогут будущим педагогам и психологам, а также уже работающим специалистам в их повседневной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ Раздел II КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ…. ………………………… 1 Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений…………………………….1 Глава 8.Врожденноеслабоумие.Умственнаяотсталость(олигофрения)…………..9 8.1. Клиническая картина умственной отсталости…………………………………9 8.2. Клиническая характеристика различных 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)…..................................................... ………………………………….12 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)................................................. …………………………………13 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)……..14 Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм ………..14 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией ………………………………... 14 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.......................................................... …………… …………………..17 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией ……………….31 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениям…..32 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом ……………….36 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом ………………36 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью………………37 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинам.37 Глава 10. Приобретенное слабоумие – деменция……………………………….61 10.1. Клиническая картина деменции............. ………………………………...61 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм…………….63
10.2.1 Деменция при ряде органических психических 10.2.2Деменция вследствие употребления психоактивных веществ……………76 Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности……………………………86 11.1. Расстройства психологического(психического) развития …………86 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка………………….86 11.1.2Специфические расстройства развития учебных (школьных)навыков..88 1.1.1.3Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития……………………………………………………………..90 1.1.1.4. Общие расстройства психологического 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом …………………….92 11.2.1. Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации……………………….94 11.2.2 Диссоциативные (конверсионные)расстройства…………………………..95 11.2.3.Другие невротические расстройства............. ……………………………….95 Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально- обусловленными факторами……………………………98
Клиническая картина временного ослабления интеллекта Основными причинами временного ослабления интеллекта, как отмечено в классификации интеллектуальных нарушений, являются: ■=> острые инфекционные заболевания и интоксикации (тиф, грипп, пневмония, сепсис, рожа, дизентерия, пищевые отравления, алкогольная, никотиновая, наркотическая и др. интоксикации); ■=> сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревмоваскулит, сосудистые кризы, мозговые инсульты и др.); <=> черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга); ■=> эндогенные заболевания (шизофрения, маниокально-депрессивные психические расстройства и др.) => острая реакция на стресс (смерть близкого, семейная ссора, отстранение от должности и др.). Каждая из перечисленных болезней и состояний имеет свои клинические особенности, однако общее, что объединяет их — это развитие временного ослабления интеллекта в остром периоде заболеваний. Рассмотрим основную его клиническую характеристику. Клиника временных ослаблений интеллекта проявляется в виде различных нарушений высших мозговых функций, и прежде всего мышления. При этом у больных теряется способность к мыслительным операциям, установлению причинных связей между явлениями и предметами окружающего мира. Например, такие больные не могут сообразить, где они находятся и что их окружает. Наряду с нарушением ориентации «в месте» часто встречаются нарушения и «во времени» (больной не знает, какое в данный момент время года, суток, дня). Такое состояние называется аменцией (бессвязность мышления) и может длиться несколько часов, дней, месяцев. Учитывая, что аменция является наиболее частым симптомом временных ослаблений интеллекта, рассмотрим более подробно клинику аментивного синдрома. Аментивный синдром (лат. Amentia — безумие) — одно из проявлений помрачения сознания, характеризующееся бессвязностью мышления и речи, общей растерянностью и двигательным возбуждением. Причиной аметивного синдрома являются интоксикационные явления при многих инфекционных заболеваниях (тиф, рожа, сепсис и др.), а также острые приступы психозов при шизофрении и других психических расстройствах. В клинической картине данного симптомокомплекса выделяются две основные формы: => галлюцинаторная; ■=> кататоническая. При галлюцинаторной форме отмечается так называемая галлюцинаторная спутанность, проявляющаяся слабой выраженностью, бессвязностью и отрывочностью слуховых и зрительных галлюцинаций. При кататонической форме превалируют психомоторные расстройства и бредовые идеи типа бреда величия. Однако бредовые идеи носят также разорванный и отрывочный характер. Общими клиническими проявлениями обеих форм аментивного синдрома являются бессвязность мышления и речи, общая растерянность с аффектом недоумения, снижение внимания. Отмечается дезориентировка в каком-либо месте, во времени, иногда в собственной личности. Психомоторное возбуждение проявляется беспорядочными, дискоординированными движениями и непроизвольными подергиваниями в различных мышечных группах. Прогноз аментивного синдрома зависит от степени тяжести соматического либо психического заболевания. В случаях длительного течения интоксикационного процесса аментивный синдром переходит в хронический психоорганический синдром. Глава 8
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.02 с.) |