Раздел №1 Предмет клинической психологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел №1 Предмет клинической психологии



Рабочая программа

Тематический план дисциплины

Введение

Раздел №1 Предмет клинической психологии

Тема №1 Теоретические аспекты клинической психологии

Тема №2Методы клинической психологии

Раздел №2 Нейро и патопсихология.

Тема №3 Основные понятия нейропсихологии

Тема№4 Три функциональных блока мозга и основные нейропсихологические синдромы.

Тема №5 Патопсихологические характеристики нарушений высших психических функций

Раздел №3Основные психические нарушения

Тема №6 Нарушение развития церебрально – органического генеза

Тема №7 Основные психогенные нарушения и непсихотические расстройства.

Контроль знаний:

Практические задания.

Темы рефератов.

Контрольные вопросы.

Глоссарий.

Рекомендуемая литература.

 

Рабочая программа

Пояснительная записка

Актуальность дисциплины: За последние годы возросло количество контингентов с различными аномалиями развития, что ставит для психолога задачу своевременной диагностики и отграничения контингентов с различными формами дизонтогенеза. Необходимость в знании общей психопаталогии требуется не только в практике консультативной психологии, но и в практики организационной психологии. Знания клинической психологии необходимы, как при подборе кадров, так и в практике адаптации и обучения сотрудников на предприятии, при расстановки персонала необходимо вовремя диагностировать состояния несовместимые с повышением по службе. Так же специалисты в сфере психологии управления обязаны учитывать в своей работе дифференциально диагностические аспекты, должны различать «грубую» и пограничную патологию.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплина "Клиническая психология" отнесена к обязательным для студентов, обучающихся по специальности "Психология". Целью преподавания этого курса является формирование у студентов знаний клинических основ психологической деятельности психолога. Задачами преподавания дисциплины "Клиническая психология" является изучение сущности, основных понятий, а так же основных симптомов и синдромов, наиболее часто встречающихся в практической работе психолога.

Клиническая психология - комплексная учебная дисциплина, относящаяся к разряду дисциплин государствоведческих. Клиническая психология это специальность широкого профиля, имеющая междисциплинарный характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплина "Клиническая психология" отнесена к обязательным для студентов, обучающихся по специальности "Психология". Целью преподавания этого курса является формирование у студентов знаний клинических основ психологической деятельности психолога. Задачами преподавания дисциплины "Клиническая психология" является изучение сущности, основных понятий, а так же основных симптомов и синдромов, наиболее часто встречающихся в практической работе.

По фундаментальным основам, профессиональной ориентации и системе подготовки кадров клиническая психология - специальность не только научно-исследовательская, но и практическая, и вся деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов, охрану здоровья и гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию и повышение адаптационных возможностей человека. Объект клинической психологии - человек с трудностями самореализации и адаптации, связанными с его социальным, физическим и духовным состоянием. Предметом деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, социально-психологические особенности, индивидуальные и межличностные феномены, проявляющиеся в разных областях человеческой деятельности.

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов Программой предусмотрены следующие виды работы студентов: очная форма обучения - лекции (30 часов), практические занятия, разбор клинических случаев — 30 часов. Самостоятельная работа заключается в изучении теоретического материала, подготовке к практическим и семинарским занятиям, написанием реферата.

Формы контроля знаний. Контроль и оценка знаний, умений и навыков студентов осуществляется на практических занятиях, консультациях, при приеме экзамена. В ходе контроля знаний преподава­тель оценивает то, как студент понимает содержание дисциплины «Клиническая психология», его способность применять методы дисциплины при решении конкретных задач, а также умение систематизировать и ясно излагать теорию

Программа предусматривает три формы контроля знаний:

входной, включающий заполнение анкеты «Клиническая психология»;

промежуточный контроль. Студенты, выполнившие учебную программу по дисциплине, по результатам практических занятий и самостоятельной работы проходят промежуточное тестирование, пишут реферат.

выходная контроль. При получении допуска студенты сдают экзамен преподавателю.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 120 академических часов и является одинаковой по всем формам обучения.

 

 

Разделы и темы Общая трудоемкость (в часах) Аудиторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа
очная форма заочная очная форма заочная очная форма заочная
Раздел №1 Предмет клинической психологии              
Тема№1 Теоретические аспекты клинической психологии                
Тема№2Методы клинической психологии              
Раздел №2 Нейро и патопсихология.              
Тема№ 3 Основные понятия нейропсихологии              
Тема№ 4 Три основных функциональных блока и нейропсихологические синдромы.              
Тема № 5 Патопсихологические характеристики нарушений высших психических функций                
Раздел №3Основные психические нарушения              
Тема №6 Нарушения развития церебрально – органического генеза              
Тема №7 Основные психогенные нарушения и непсихотические расстройства.                  
Всего              
Контроль знаний   Экзамен экзамен реферат реферат Практические работы Практические работы

 

Тематический план дисциплины «Клиническая психология»

 

Содержание дисциплины

(основные дидактические единицы)

Раздел №1 Предмет клинической психологии

Тема №1 Теоретические аспекты клинической психологии

Предмет клинической психологии и основные понятия дисциплины. История становления. Место клинической психологии в ряду других дисциплин. Причины психических заболеваний: биологические, социальные.

Тема №2 Методы клинической психологии.

Характеристика методов исследования в клинической психологии. Характеристики клинического интервью. Методики исследования ВПФ в клинической психологии.

Раздел №2 Нейро и патопсихология.

Тема №3 Основные понятия нейропсихологии.

Предмет нейропсихологии. Основные теоретические аспекты дисциплины (Учение Л. С. Выготского А. Р. Лурия А.Н. Леонтьева). Сфера применения нейропсихологических знаний в работе психолога. Строение центральной нервной системы. Методы диагностики в нейропсихологии.

Тема №4 Три основных функциональных блока и нейропсихологические синдромы.

Три функциональных блока мозга. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Блок хранения и переработки информации. Блок программирования, регуляции и контроля. Локализация психических функций в коре головного мозга. Методы диагностики в нейропсихологии. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы.

Тема №5 Патопсихологические характеристики нарушений высших психических функций.

Основные понятия патопсихологии. Сфера применения патопсихологических знаний. Основные симптомокомплексы в патопсихологии. Методы диагностики. Нарушение ощущений, восприятия. Нарушения памяти. Нарушения мышления. Нарушения эмоций, волевые нарушения.

Введение

Клиническая психология изучает, психолгические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических синдромов, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам. К клинической психологии так же относятся такие дисциплины, как нейропситология, патопсихология. Нейропсихология изучает системные механизмы мозга, нарушения функционирования ЦНС (центральной нервной системы). Патопсихология изучает закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний вызванных психическим заболеванием. История клинической психологии тесно связана с психиатрией, и по сей день данные области знаний являются смежными. Но стоит отметить, что клиническая психология в отличие от психиатрии изучает прежде всего личность пациента, пытаясь на сколько это возможно абстрагироваться от клиники заболевания.

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия (рисунок 1). Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, специальной психологии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Рисунок №1

 
 

 

 


 

Рисунок №3 Основные этиологические формы.

 


Тема №3 Основные понятия нейропсихологии.

Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализации психических функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является основой решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику исследования психических явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического содержит понятия, традиционно используемые в анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей.

Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.

Клиническая психология – является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования – причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой – их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь А.Р. Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования (рисунок 4).

Экспериментальная нейропсихология – ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).

Реабилитационная нейропсихология – Реабилитация вообще – комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.

Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленное воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, двигательные и поведенческие механизмы.

Психофизиологическая нейропсихология – отвечает за исследование психических процессов с помощью объективной методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать объективные представления.

Рисунок №4 Направления деятельности нейропсихолога


Рисунок 5. Функциональные блоки мозга

ИНФОРМАЦИИ

Этот блок расположен в конвекситальных (наружных) отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей.

По своим функциональным особенностям аппараты этого блока приспособлены к приему экстероцептивных раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры.

Таким образом, этот функциональный блок головного мозга обладает высокой модальной специфичностью: входящие в его состав части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию. В системы этого блока включаются и центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции, но у человека они настолько оттесняются центральными представительствами высших экстероцептивных, дистантных анализаторов, что занимают в коре головного мозга незначительное место.

А.Р.Лурия (1962) указал на законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга (этими законами описывается также и строение третьего блока).

Первый закон – закон иерархического строения корковых зон. Соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры, осуществляющих все более сложный синтез приходящей информации, является достаточно отчетливой иллюстрацией этого закона.

Следует отметить, что отношения между первичными, вторичными и третичными зонами коры, входящими в состав этого блока, не остаются одинаковыми в процессе онтогенетического развития. Так, у маленького ребенка для успешного формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, а для формирования третичных зон – достаточная сформированность вторичных зон коры. Поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры соответствующих типов неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон коры; таким образом, как это было сформулировано Л.С.Выготским (1934, 1960), основная линия взаимодействия этих зон коры направлена «снизу вверх».

Наоборот, у взрослого человека с полностью сложившимися психологическими функциями ведущее место переходит к высшим зонам коры. Даже воспринимая окружающий мир, взрослый человек организует свои впечатления в логические системы, иными словами, наиболее высокие, третичные, зоны коры у него управляют работой подчиненных им вторичных зон, а при поражении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние. Такой характер взаимоотношений иерархически построенных зон коры в зрелом возрасте позволил Л.С. Выготскому заключить, что на позднем этапе онтогенеза они взаимодействуют «сверху вниз».

Второй закон можно сформулировать как закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры.

Закон убывающей специфичности является другой стороной упомянутого нами ранее закона иерархического строения входящих в состав второго блока зон коры, обеспечивающих переход от дробного отражения частных модально-специфических признаков к синтетическому отражению более общих и отвлеченных схем воспринимаемого мира. Третичные зоны коры несмотря на убывающую специфичность приобретают способность играть организующую, интегрирующую роль в работе более специфических зон, становятся ответственными за организацию функциональных систем, необходимых для осуществления сложных познавательных процессов.

Третий закон организации описываемого второго функционального блока, можно обозначить как закон прогрессивной латерализации функций,

т.е. связи функций с определенным полушарием мозга по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным.

Известно, что первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны: и те и другие являются проекциями контралатеральных (расположенных на противоположной стороне) воспринимающих поверхностей, и ни о каком доминировании первичных зон того или другого полушария говорить нельзя.

Иначе обстоит дело при переходе к вторичным, а затем третичным зонам. Известно, что с возникновением праворукости, а затем и связанной с ней речи, возникает известная латерализация функций, которая отсутствует у животных, но которая у человека становится важным принципом функциональной организации мозга.

Левое полушарие становится доминантным; именно оно начинает осуществлять речевые функции, в то время как правое полушарие, не связанное с деятельностью правой руки и речью, остается субдоминантным. Этот принцип латерализации функций становится решающим принципом функциональной организации мозговой коры человека.

Левое (доминантное) полушарие играет существенную роль не только в мозговой организации самих речевых процессов, но и в мозговой организации всех связанных с речью высших форм психической деятельности – категориального восприятия, активной речевой памяти, логического мышления др., в то время как правое (субдоминантное) полушарие в меньшей степени участвует в их протекании.

Таким образом, вторым функциональным блоком коры головного мозга является блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Аппараты этого блока имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные (проекционные) зоны, которые принимаю информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно- ассоциативные) зоны, которые обеспечивают кодирование (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в функциональную организацию, и третичные зоны (или зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических) схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности.

Указанные иерархически построенные зоны коры разбираемого блока работают по принципам убывающей модальной специфичности и возрастающей функциональной латерализации. Оба эти принципа и обеспечивают возможность наиболее сложных форм работы мозга, лежащих в основе наиболее высоких видов познавательной деятельности человека, генетически связанных с трудом, а структурно – с участием речи в организации психических процессов.

 

Таблица №1 Основные методы патопсихологической диагностики при нарушениях тех или иных сфер психической деятельности

 

Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения Патопсихологическая методика
Расстройства внимания таблицы Шульте корректурная проба счет по Крепелину методика Мюнстерберга
Расстройства памяти тест десяти слов пиктограмма
Расстройства восприятия сенсорная возбудимость пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана
Расстройства мышления тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение ассоциативный эксперимент проблема Эверье пиктограмма тест дискриминации свойств понятий
Расстройства эмоций тест Спилбергера метод цветовых выборов Люшера
Расстройства интеллекта тест Равена тест Векслера

 

Патопсихологическая диагностика использует батарею экспери­ментально-психологических методик-тестов (таблица 1), в помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психи­ческой деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Выбор конкретных методов и способов патопсихологической ди­агностики в клинической психологии базируется на выявлении кар­динальных психопатологических отклонений при различных типах психического реагирования в определенных сферах психической де­ятельности. В таблице 1 представлены показания для использования тех или иных методов патопсихологической диагностики.

Нарушения ощущений.

Под ощущением понимается процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения являются основой многих симптомов и синдромов разнообразных болезней, одними из элементарных (про­стых) психических явлений. Они могут носить осознаваемый или неосознаваемый характер и существенно влиять на особенности предъявления пациентом жалоб на состояние собственного здоро­вья, что способно существенным образом влиять процесс диагнос­тики.

Важной характеристикой ощущений является понятие порога ощущения — величины раздражителя, способной вызвать ощущение. Различают абсолютный, дифференциальный и оперативный поро­ги ощущений. Абсолютным нижним порогом ощущений (или порогом чувствительности) называют минимальную величину раздражите­ля, вызывающего едва заметное ощущение, абсолютным верхним порогом ощущений — максимально допустимую величину внешнего раздражителя. Под дифференциальным порогом ощущений понимают минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва замет­ное различие ощущений. Оперативным порогом ощущений определя­ется как наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

Ощущения могут возникать в различных органах чувств и по данному критерию ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Ощущения могут характеризоваться по громкости, яркости, вы­соте звуков.

Выделяют следующие виды ощущений в зависимости от меха­низмов (источников) их возникновения: экстероцептивные (обус­ловленные воздействием раздражителей на рецепторы — нервных окончаний — поверхности кожи или слизистых); интероцептивные (вызванные воздействием раздражителя на нервные окончания, иннервирующие внутренние органы и располагающиеся в стенках ды­хательных путей, желудочно-кишечного тракта и других органов) и проприоцептивные (связанные с сигналами, возникающими вслед­ствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожили­ях или суставах).

 

Таблица 2 Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений
Органы чувств Величина абсолютного порога ощущений (в виде условий для возникновения едва заметное ощущения данной модальности)
Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза
Слух Различение тикания наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды
Запах Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхности кожи с высоты около 1 см

Общими для всех видов ощущений считаются количественные и качественные изменения ощущений (таблица 2). К количественным относят та­кие, как: анестезия — утрата способности ощущать различные виды раздражений; гипоэстезия — снижение способности ощущать раз­личные виды раздражений; гиперестезия — повышение способности ощущать различные виды раздражений. Данные виды нарушений чувствительности проявляются при невротических, неврозоподобных и органических нарушениях (как при поражении центральной нервной системы, так и при периферических поражениях).

Потеря чувствительности (анестезия), как правило, распростра­няется на тактильную, болевую, температурную чувствительность и может захватывать как все виды чувствительности (тотальная анестезия), так и отдельные ее виды (парциальная анестезия). По механизмам возникновения выделяют: корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга, и сегментарную, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определен­ного сегмента спинного мозга. Последний вид анестезии может быть как тотальной, так и диссоциированной, при которой наблюдается отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохране­нии проприоцептивной или наоборот.

Хорошо извест­на истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с истерическими не­вротическими расстройствами при отсутствии органического пора­жения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чув­ствительности по типу «чулок и перчаток». Они проявляются осо­бым видом нарушения болевой чувствительности, при которой от­мечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соот­ветствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов. Одним из наиболее часто встречающихся в клинической практи­ке феноменов является гиперестезия. Она входит в структуру асте­нического синдрома, являющего типичным и широко распростра­ненным способов психического реагирования на заболевание. При этом гиперестезия захватывает, как правило, все сферы, но чаще отмечаются зрительная и акустическая гиперестезии.

Кроме гипо-, гипер- анестезий, при которых нарушается коли­чественные показатели, выделяют качественные расстройства ощу­щений, например, синестезию — возникновение ощущение в од­ном из анализаторов после раздражения другого анализатора. Так, испытуемый может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, к примеру цветовые ощущения при воздействии на него звуковой раздраже­ний (музыки).

Другой разновидностью патологических изменений ощущений являются парестезии, которые проявляются неприятными ощуще­ниями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др. Они могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом больные становятся суетливыми, неусид­чивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствитель­ность к соприкосновению кожи с одеждой, постельным бельем. Могут иметь место вкусовые парестезии, хотя большинство из них затрагивает тактильную чувствительность.

Нарушения восприятия

Восприятие представляет собой необходимую предпосылку для анализа и познания окружающего мира, а также регуляции и контроля поведения. В отличие от ощущений, которые отражают лишь отдельные свой­ства предметов или явлений, процесс восприятия демонстрирует субъек­тивное психическое отражение предметов и явлений объективной действительности. Общим для этих процессов является тот факт, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств. В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет или явление в целом, в совокупности свойств. Восприятие представляет собой качественно новую ступень познания и не сводится к сумме отдельных ощущений. Этому спо­собствует процесс объективизации, т.е. локализации воспринимае­мых образов в пространстве. Именно процесс осмысленного синтеза образа предмета или явления при активном их отражении является основным при восприятии. Вследствие этого, значимым становится выделение основных свойств образа, складывающихся в процессе и результате восприятия. Их насчитывается четыре: предметность, це­лостность, константность и категориалъностъ. Предметностью на­зывается способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, вы­зывающие данные ощущения. Под целостностью восприятия пони­мается процесс, при котором воспринимаемый предмет, представ­ленный неполным набором элементов мысленно достраивается до целостной формы. Константность определяется как способность вос­принимать предметы постоянными по различным параметрам (фор­ме, цвету, консистенции, величине), независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальностью обозначается способность человеческого восприятия обобщать, относить воспри­нимаемый предмет к определенному классу (именно вследствие дан­ного свойства человеком в воспринимаемом предмете обнаружива­ются типичные признаки, свойственные предметам данного класса. Описанные свойства восприятия обусловлены принципами вос­приятия предметов, обнаруженных М.Вертгеймером и описанных в гештальтпсихологии:

1. Чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый
образ (принцип близости).

2.Похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению
(принцип сходства).

3.Элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и
форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигу­ры, форму, контуры (принцип «естественного продолжения»).

4.Элементы зрительного поля имеют тенденцию с созданию целостного, замкнутого изображения (принцип замкнутости).

Восприятия, также как и ощущения распределяются по органам чувств: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные. Особо в клинической психологии выделяется восприятие человеком времени, которое может существенного изменяться под влиянием различных патологических состояний и болезней, а также входит в структуры особенностей характера в виде такого качества как струк­турирование времени. Не менее значимым является восприятие соб­ственного тела и его частей.

Из специфических и патологических изменений восприятия вы­деляют: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дереализационные и деперсонализационные нарушения восприятия, агнозии.

Иллюзии — это искаженное восприятие реального объекта.

Галлюцинации — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует (таблица №3).

Эйдетизм — след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа.

Иллюзии представляют собой отклонения восприятия конкрет­ного воспринимаемого объекта по форме, цвету, величине, конси­стенции, константности, удаленности от воспринимаемого. Зритель­ные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного образа (восприятие висящего в шкафу пальто реальным человеком на ос­новании схожести контуров). В ряду зрительных особо выделяют парейдолические иллюзии, при которых происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных воспринимаемых особенностей объекта (трещины или рисунок на стене воспринимается как образ животного). Слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шу­мов, звуков, которые могут восприниматься как речь или иные звуки (резкий шум за дверью может восприниматься как звонок в дверь в случае аффективной напряженности человека, крик на ули­це — как отклик по имени). Вкусовые иллюзии проявляются видо­изменением обычного для объекта вкуса (появления «привкуса»); обонятельные иллюзии — запаха. В клинической практике нередки появления осязательных (тактильных, болевых, температурных) ил­люзий, формирующихся на базе реальных ощущений. Обычно по­явлению иллюзий способствуют какие-либо физиологические или психологические (аффективные) особенности.

К особому виду зрительных иллюзий относят дереализационные расстройства, при которых существенно изменяется восприятие объектов. К ним относятся:

Микропсия — расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов.

Макропсия — расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов.

Дисмегалопсия — расстройство восприятия в виде удли­нения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси ок­ружающих предметов.

Поропсия — расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных раз­мерах самого объекта.

Наиболее яркими нарушениями процесса восприятия считаются галлюцинации, которые существенно меняют поведение человека и могут служить болезненными побудителями с действиям. В отличие от иллюзий галлюцинации возникают вне зависимости от суще­ствования объекта и в подавляющем большинстве случаев сопро­вождаются убежденностью больного в реальности галлюцинатор­ных образов. Зрительные и слуховые галлюцинации разделяются на простые (фотопсии -восприятие ярких вспышек света, кругов, звез­дочек; акоазмы — восприятие звуков, шума, треска, свиста, пла­ча) и сложные (вербальные — восприятие членораздельной фразо­вой речи).

Существенным для диагностического процесса представляется разделение галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцина­ции).

Следует обратить внимание на один из основных критериев диф­ференциации истинных и ложных галлюцинаций — реальность про­екции галлюцинаторного образа. Суть его заключается в том, что при истинных галлюцинациях пациент указывает место расположе­ния образа, как правило, во вне и на реальном для восприятия расстоянии (н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.004 с.)