Тема №5 Патопсихологические характеристики нарушений высших психических функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №5 Патопсихологические характеристики нарушений высших психических функций.



Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к прикладным областям знания.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга. Следовательно, при всей близости объектов исследования психиатрия и патопсихология отличны по своему предмету. Всякое забвение этого положения (т.е. положения о том, что патопсихология является психологической наукой) приводит к размыванию границ этой области знаний, к подмене ее предмета предметом так называемой "малой психиатрии". Проблемы и задачи, которые патопсихология должна решать своими методами и в своих понятиях, подменяются проблемами, которые подлежат компетенции самих психиатров, что приводит не только к торможению развития патопсихологии, но и не приносит пользы самой психиатрии.

Под патопсихологическими исследованиями (экспериментами) в современной психологи понимается использование любой диагнос­тической процедуры в целях моделирования целостной системы по­знавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б.В.Зейгарник).

Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологичес­ких синдромов. Под патопсихологическим синдромом понимают па­тогенетически обусловленную общность симптомов, признаков пси­хических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимо­связанных (В.М.Блейхер). К патопсихологическим синдромам отно­сят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях (В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская). Считается, что в патопсихологическом синдроме от­ражаются нарушения различных уровней функционирования цент­ральной нервной системы. По мнению А.Р.Лурия, Ю.Ф.Полякова, в системе иерархии мозговых процессов различаются такие уровни как: патобиологический (характеризующийся нарушениями морфо­логической структуры тканей мозга, протекания в них биохимичес­ких процессов), физиологический (заключающийся в изменении течения физиологических процессов), пато- и нейропсихологический (для которых характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики), психопатологи­ческий (проявляющийся клиническими симптомами и синдромами психической патологии).

В результате выявления патопсихологических синдромов возмож­ным становится оценка особенностей структуры и протекания са­мих психических процессов, приводящих к клиническим проявле­ниям — психопатологическим синдромам. Патопсихолог направляет свое исследование на раскрытие и анализ определенных компонен­тов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение ко­торых является причиной формирования наблюдаемых в клинике симптомов.

Выделяют следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А.Кудрявцев):

 

• шизофренический

• аффективно-эндогенный

• олигофренический

• экзогенно-органический

• эндогенно-органический

• личностно-аномальный

• психогенно-психотический

• психогенно-невротический

Шизофренический симптомокомплекс складывается из таких лич-ностно-мотивационных расстройств как: изменение структуры и иерархии мотивов, расстройства мыслительной деятельности, нару­шающего целенаправленность мышления и смыслообразование (резо­нерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисе­мантизм) при сохранности операционной стороны, эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность), изменение самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия).

В психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс вхо­дит: эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоу­мия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс характери­зуется такими признаками, как: общее снижение интеллекта, рас­пад имевшихся сведений и знаний, мнестические расстройства, зат­рагивающие как долговременную, так и оперативную память, нару­шения внимания и умственной работоспособности, нарушение опера­ционной стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоци­ональной сферы с аффективной лабильностью, нарушение критичес­ких способностей и самоконтроля.

В олигофренический симптомокомплекс входят такие проявления, как: неспособность к обучению и формированию понятий, дефицит интеллекта, дефицит общих сведений и знаний, примитивность и конкретность мышления, неспособность к абстрагированию, повы­шенная внушаемость, эмоциональные расстройства.

Выделение патопсихологических регистр-синдромов позволяет клиническому психологу не только зафиксировать нарушения в раз­личных сферах психической деятельности, но и ранжировать их по механизмах возникновения. Кроме того, правильная квалификация патопсихологического синдрома позволяет клиницисту верифицировать нозологический диагноз и в верном русле направить коррекционную и терапевтическую работу. В большей степени регистр-синдромы значимы для патопсихологических исследований в пси­хиатрической клинике, в меньшей — в соматической.

Параклинические методы исследования в клинической психоло­гии представляют собой обширный набор способов оценки деятель­ности головного мозга (см таблицу №1). Каждый из них представляет инструмента­рий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех па­раклинических методов и способов диагностики не входит в компе­тенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходи­мые при конкретной клинически выявленной патологии паракли­нические методы, обосновать необходимость их использования, верно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъем­лемой составляющей деятельности клинического психолога.

Таблица №1 Основные методы патопсихологической диагностики при нарушениях тех или иных сфер психической деятельности

 

Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения Патопсихологическая методика
Расстройства внимания таблицы Шульте корректурная проба счет по Крепелину методика Мюнстерберга
Расстройства памяти тест десяти слов пиктограмма
Расстройства восприятия сенсорная возбудимость пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана
Расстройства мышления тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение ассоциативный эксперимент проблема Эверье пиктограмма тест дискриминации свойств понятий
Расстройства эмоций тест Спилбергера метод цветовых выборов Люшера
Расстройства интеллекта тест Равена тест Векслера

 

Патопсихологическая диагностика использует батарею экспери­ментально-психологических методик-тестов (таблица 1), в помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психи­ческой деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Выбор конкретных методов и способов патопсихологической ди­агностики в клинической психологии базируется на выявлении кар­динальных психопатологических отклонений при различных типах психического реагирования в определенных сферах психической де­ятельности. В таблице 1 представлены показания для использования тех или иных методов патопсихологической диагностики.

Нарушения ощущений.

Под ощущением понимается процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения являются основой многих симптомов и синдромов разнообразных болезней, одними из элементарных (про­стых) психических явлений. Они могут носить осознаваемый или неосознаваемый характер и существенно влиять на особенности предъявления пациентом жалоб на состояние собственного здоро­вья, что способно существенным образом влиять процесс диагнос­тики.

Важной характеристикой ощущений является понятие порога ощущения — величины раздражителя, способной вызвать ощущение. Различают абсолютный, дифференциальный и оперативный поро­ги ощущений. Абсолютным нижним порогом ощущений (или порогом чувствительности) называют минимальную величину раздражите­ля, вызывающего едва заметное ощущение, абсолютным верхним порогом ощущений — максимально допустимую величину внешнего раздражителя. Под дифференциальным порогом ощущений понимают минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва замет­ное различие ощущений. Оперативным порогом ощущений определя­ется как наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

Ощущения могут возникать в различных органах чувств и по данному критерию ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Ощущения могут характеризоваться по громкости, яркости, вы­соте звуков.

Выделяют следующие виды ощущений в зависимости от меха­низмов (источников) их возникновения: экстероцептивные (обус­ловленные воздействием раздражителей на рецепторы — нервных окончаний — поверхности кожи или слизистых); интероцептивные (вызванные воздействием раздражителя на нервные окончания, иннервирующие внутренние органы и располагающиеся в стенках ды­хательных путей, желудочно-кишечного тракта и других органов) и проприоцептивные (связанные с сигналами, возникающими вслед­ствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожили­ях или суставах).

 

Таблица 2 Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений
Органы чувств Величина абсолютного порога ощущений (в виде условий для возникновения едва заметное ощущения данной модальности)
Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза
Слух Различение тикания наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды
Запах Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхности кожи с высоты около 1 см

Общими для всех видов ощущений считаются количественные и качественные изменения ощущений (таблица 2). К количественным относят та­кие, как: анестезия — утрата способности ощущать различные виды раздражений; гипоэстезия — снижение способности ощущать раз­личные виды раздражений; гиперестезия — повышение способности ощущать различные виды раздражений. Данные виды нарушений чувствительности проявляются при невротических, неврозоподобных и органических нарушениях (как при поражении центральной нервной системы, так и при периферических поражениях).

Потеря чувствительности (анестезия), как правило, распростра­няется на тактильную, болевую, температурную чувствительность и может захватывать как все виды чувствительности (тотальная анестезия), так и отдельные ее виды (парциальная анестезия). По механизмам возникновения выделяют: корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга, и сегментарную, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определен­ного сегмента спинного мозга. Последний вид анестезии может быть как тотальной, так и диссоциированной, при которой наблюдается отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохране­нии проприоцептивной или наоборот.

Хорошо извест­на истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с истерическими не­вротическими расстройствами при отсутствии органического пора­жения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чув­ствительности по типу «чулок и перчаток». Они проявляются осо­бым видом нарушения болевой чувствительности, при которой от­мечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соот­ветствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов. Одним из наиболее часто встречающихся в клинической практи­ке феноменов является гиперестезия. Она входит в структуру асте­нического синдрома, являющего типичным и широко распростра­ненным способов психического реагирования на заболевание. При этом гиперестезия захватывает, как правило, все сферы, но чаще отмечаются зрительная и акустическая гиперестезии.

Кроме гипо-, гипер- анестезий, при которых нарушается коли­чественные показатели, выделяют качественные расстройства ощу­щений, например, синестезию — возникновение ощущение в од­ном из анализаторов после раздражения другого анализатора. Так, испытуемый может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, к примеру цветовые ощущения при воздействии на него звуковой раздраже­ний (музыки).

Другой разновидностью патологических изменений ощущений являются парестезии, которые проявляются неприятными ощуще­ниями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др. Они могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом больные становятся суетливыми, неусид­чивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствитель­ность к соприкосновению кожи с одеждой, постельным бельем. Могут иметь место вкусовые парестезии, хотя большинство из них затрагивает тактильную чувствительность.

Нарушения восприятия

Восприятие представляет собой необходимую предпосылку для анализа и познания окружающего мира, а также регуляции и контроля поведения. В отличие от ощущений, которые отражают лишь отдельные свой­ства предметов или явлений, процесс восприятия демонстрирует субъек­тивное психическое отражение предметов и явлений объективной действительности. Общим для этих процессов является тот факт, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств. В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет или явление в целом, в совокупности свойств. Восприятие представляет собой качественно новую ступень познания и не сводится к сумме отдельных ощущений. Этому спо­собствует процесс объективизации, т.е. локализации воспринимае­мых образов в пространстве. Именно процесс осмысленного синтеза образа предмета или явления при активном их отражении является основным при восприятии. Вследствие этого, значимым становится выделение основных свойств образа, складывающихся в процессе и результате восприятия. Их насчитывается четыре: предметность, це­лостность, константность и категориалъностъ. Предметностью на­зывается способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, вы­зывающие данные ощущения. Под целостностью восприятия пони­мается процесс, при котором воспринимаемый предмет, представ­ленный неполным набором элементов мысленно достраивается до целостной формы. Константность определяется как способность вос­принимать предметы постоянными по различным параметрам (фор­ме, цвету, консистенции, величине), независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальностью обозначается способность человеческого восприятия обобщать, относить воспри­нимаемый предмет к определенному классу (именно вследствие дан­ного свойства человеком в воспринимаемом предмете обнаружива­ются типичные признаки, свойственные предметам данного класса. Описанные свойства восприятия обусловлены принципами вос­приятия предметов, обнаруженных М.Вертгеймером и описанных в гештальтпсихологии:

1. Чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый
образ (принцип близости).

2.Похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению
(принцип сходства).

3.Элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и
форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигу­ры, форму, контуры (принцип «естественного продолжения»).

4.Элементы зрительного поля имеют тенденцию с созданию целостного, замкнутого изображения (принцип замкнутости).

Восприятия, также как и ощущения распределяются по органам чувств: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные. Особо в клинической психологии выделяется восприятие человеком времени, которое может существенного изменяться под влиянием различных патологических состояний и болезней, а также входит в структуры особенностей характера в виде такого качества как струк­турирование времени. Не менее значимым является восприятие соб­ственного тела и его частей.

Из специфических и патологических изменений восприятия вы­деляют: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дереализационные и деперсонализационные нарушения восприятия, агнозии.

Иллюзии — это искаженное восприятие реального объекта.

Галлюцинации — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует (таблица №3).

Эйдетизм — след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа.

Иллюзии представляют собой отклонения восприятия конкрет­ного воспринимаемого объекта по форме, цвету, величине, конси­стенции, константности, удаленности от воспринимаемого. Зритель­ные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного образа (восприятие висящего в шкафу пальто реальным человеком на ос­новании схожести контуров). В ряду зрительных особо выделяют парейдолические иллюзии, при которых происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных воспринимаемых особенностей объекта (трещины или рисунок на стене воспринимается как образ животного). Слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шу­мов, звуков, которые могут восприниматься как речь или иные звуки (резкий шум за дверью может восприниматься как звонок в дверь в случае аффективной напряженности человека, крик на ули­це — как отклик по имени). Вкусовые иллюзии проявляются видо­изменением обычного для объекта вкуса (появления «привкуса»); обонятельные иллюзии — запаха. В клинической практике нередки появления осязательных (тактильных, болевых, температурных) ил­люзий, формирующихся на базе реальных ощущений. Обычно по­явлению иллюзий способствуют какие-либо физиологические или психологические (аффективные) особенности.

К особому виду зрительных иллюзий относят дереализационные расстройства, при которых существенно изменяется восприятие объектов. К ним относятся:

Микропсия — расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов.

Макропсия — расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов.

Дисмегалопсия — расстройство восприятия в виде удли­нения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси ок­ружающих предметов.

Поропсия — расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных раз­мерах самого объекта.

Наиболее яркими нарушениями процесса восприятия считаются галлюцинации, которые существенно меняют поведение человека и могут служить болезненными побудителями с действиям. В отличие от иллюзий галлюцинации возникают вне зависимости от суще­ствования объекта и в подавляющем большинстве случаев сопро­вождаются убежденностью больного в реальности галлюцинатор­ных образов. Зрительные и слуховые галлюцинации разделяются на простые (фотопсии -восприятие ярких вспышек света, кругов, звез­дочек; акоазмы — восприятие звуков, шума, треска, свиста, пла­ча) и сложные (вербальные — восприятие членораздельной фразо­вой речи).

Существенным для диагностического процесса представляется разделение галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцина­ции).

Следует обратить внимание на один из основных критериев диф­ференциации истинных и ложных галлюцинаций — реальность про­екции галлюцинаторного образа. Суть его заключается в том, что при истинных галлюцинациях пациент указывает место расположе­ния образа, как правило, во вне и на реальном для восприятия расстоянии (например, видимый им образ человека на улице, а не на луне; слышимый за стеной, а не с расстояния тысячи километ­ров или из головы).

Дифференциация истинных галлюцинаций с псевдогаллюцина­циями допустима лишь в случаях зрительных и слуховых обманов восприятия (В.Х.Кандинский), в то время, как на обонятельные, тактильные, вкусовые галлюцинации приведенные выше критерии не распространяются (таблица №3).

К особым разновидностям нарушений восприятия относят:

Сенестопатии — разнообразные неприятные, трудно под­дающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы.

Дифференциация сенестопатий и парестезии представляет зна­чительные сложности, однако значима для диагностического про­цесса. Поскольку парестезии могут встречаться при многих невроло­гических и соматических заболеваниях, а сенестопатий считаются симптомов психических нарушений.

Восприятие собственного тела играет особую роль в формирова­нии психологии больного и его реагировании на заболевания. В не­врологической и психиатрической клиниках нередки случаи соматоагнозий и деперсонализационных расстройств (или нарушений схе­мы тела).

 

Таблица № 3 Дифференциально-диагностические критерии галлюцинаций и псевдогаллюцинаций

 

Истинные галлюцинации Псевдогаллюцинации
Имеют реальную проекцию галлюцинаторного образа во вне. (реальная проекция - место в про­странстве, которое с помощью ор­ганов чувств может быть воспри­нято) не имеют реальной проекции галлюцинаторного образа во вне.
  Навязанный, "сделанный" харак­тер галлюцинаторных образов.
Яркость, звучность, громкость, интенсивность галлюцинаторных образов. Тусклость, размытость, приглушенность галлюцинаторных образов.
  Возможность на время заслонить­ся, укрыться от галлюцинаторных образов.
  Императивный или комментирую­щий характер галлюцинаторных образов (чаще вербальных)

При первой патологии происходит не столько нарушения про­цесса восприятия, сколько процесса узнавания. Два этих процесса тесно связаны между собой. В психологии узнаванием называется опознание воспринимаемого объекта как уже известного по про­шлому опыту. Выделяют сукцессивное и симультантное узнавание. При сукцессивном узнавании происходит опознание при помощи выдвижения и перебора гипотез, когда после чувства знакомости возникает полное опознание предмета или явления. При симультантном (мгновенном) этот процесс единовременен. Из расстройств узнавания выделяется соматоагнозии, нарушения узнавания знако­мых людей и окружающей знакомой обстановки.

Соматоагнозии — расстройство узнавания частей собствен­ного тела.

Как правило, соматоагнозия встречается при неврологических заболеваниях и поражении определенных участков и областей коры больших полушарий головного мозга. Выделяют следующие формы соматагнозии: пальцевую аутотопагнозию (утрата способности узна­вать и показывать пальцы на своей руке и руке другого человека при поражении левой теменной доли); аутотопагнозию позы (при поражении верхне-теменной области левого полушария), аутото­пагнозию половины тела (при поражении верхне-теменных струк­тур) и нарушение ориентировки в правом-левом (при поражении ле­вой теменной доли у правшей).

Б.В.Зейгарник выделяет, наряду с перечисленными агнозиями, псевдоагнозии при деменции, которые выявляются у больных при экспозиции силуэтных и пунктирных картинок. Появление фено­мена псевдоагнозий связано с выпадением и расстройством смыс­ловых компонентов, которые приводят к патологии ортоскопического восприятия.

В круг расстройств, при которых нарушается опознание знако­мых людей, включается симптом Фреголи и синдром Капгра, кото­рые можно считать смешанными по генезу, поскольку, наряду с изменениями восприятия, важными при их формировании являют­ся мыслительные нарушения.

Симптом Фреголи — нарушение узнавания окружающих боль­ного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими вне­шности.

Синдром Капгра — нарушение узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности в том, что окружающие являются двойниками, близнецами знакомых людей или загрими­рованными под них. Описано четыре формы синдрома:

а) иллюзорная форма ложного узнавания;

б) бредовая форма;

в) иллюзорно-бредовая;

г) ложные узнавания с бредом и сенсорными расстройствами.

В геронтологической клинике нередки нарушения узнавания соб­ственного изображения в зеркале (симптом зеркала).

Из расстройств, затрагивающих восприятие собственного тела или его частей, выделяется группа деперсонализационных расстройств. К расстройствам восприятия позволительно относить только те, кото­рые не сопровождаются патологическими бредовыми идеями и по отношению к которым пациенты полностью или частично критичны.

Диперсонализация — искаженное восприятие собствен­ной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела.

Деперсонализацию (аутометаморфопсию) разделяют на парци­альную и тотальную. При парциальной происходит нарушение восприятия отдельных частей тела, при тотальной — всего тела. Разно­видностью аутометаморфопсии является синдром Алисы в стране чудес Он характеризуется сочетанием деперсонализационных рас­стройств с явлениями дереализации в виде искажения представле­ний о пространстве и времени, зрительными иллюзиями, чувством раздвоения личности. Возможно как пароксизмальное возникнове­ние нарушений восприятия в виде удлинения, укорочения, отрыва конечностей, так и микро-, макропсии.

Нарушения внимания

Под познавательным процессом, обозначаемым вниманием пони­мается направленность и сосредоточенность психической деятельно­сти на определенном объекте или виде деятельности. Внимание ха­рактеризуют также, как процесс сознательного или бессознатель­ного отбора одной информации, поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой.

Как правило, функция внимания существенно страдает при лю­бом соматическим заболевании, а также имеет свои особенности при психической патологии. Его значимость для клинической пси­хологии оказывается повышенной в случаях оценки психологии ле­чебного процесса, когда профессиональному росту способствует раз­витие качеств сосредоточенности и направленности на диагности­ческую деятельность врача или психолога.

В соответствии с характером подкрепления процесса внимания волевой деятельностью выделяют непроизвольное и произвольное вни­мание. Их различие заключается в степени контролирования челове­ком процессов внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, т.е. направленность и сосредоточенность на объекте или виде деятельности диктуется объектом и текущими состояниями субъекта. В то время, как в механизмах произвольного внимания существенную роль играют общие навыки и умения к сосредото­ченности, формирующиеся в процессе обучения.

На процесс внимания существенное влияние оказывают три фак­тора: 1) тип высшей нервной деятельности — темперамент; 2) на­выки и умения в данной сфере и 3) заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность), требую­щей сосредоточенности.

Внимание обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Под устойчивостью внимания понимается способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя вни­мание. Это свойство в большей степени зависит от состояния выс­шей нервной деятельности, чем от иных факторов. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характеро­логических особенностей (в частности, эпилептоидной и параной­яльной акцентуаций характера). Тесная зависимость устойчивости внимания с психофизиологическими процессами приводит к тому, что любое соматическое страдание, проявляющееся астеническими симптомами (быстрой утомляемостью, гиперестезией, слабостью, вялостью), нарушает данное свойство внимания.

Сосредоточенностью внимания называют способность концент­рировать внимание на одних объектах при игнорирование иных. Со­средоточенность внимания в меньшей степени, чем устойчивость связано с психофизиологическими процесса. Причиной большей или меньшей степени концентрации (сосредоточенности) кроются час­то в мотивации. Деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его способна привести к большей сосредото­ченности, чем безразличная и не интересная. Вследствие этого мож­но говорить о том, что нарушение концентрации внимания также может быть связано с мотивацией.

Переключаемостъ внимания характеризует способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. В рамках этого свойства существен­ным оказывается скорость, с которой человек способен совершать переключение внимания. В клинической психологии данное каче­ство повышенно значимо, к примеру, в хирургии, при оказании экстренной помощи. О свойстве переключаемости можно судить как по оценке произвольного, так и непроизвольного внимания. В струк­туре упоминавшихся ранее акцентуации характера (эпилептоидной и паранойяльной), устойчивость внимания часто сочетается с за­медлением процесса переключаемости.

Способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредото­ченностью выполнять несколько видов деятельности называется распределением внимания. Данное свойство существенно при работе, в которой требуется одновременный контроль за большим числом процессов. В клинической психологии подобной способностью обя­заны обладать врачи и средний медицинский персонал, поскольку им одновременно приходится иметь дело с несколькими пациента­ми. На распределение внимания влияет утомление.

Под объемом внимания понимают количество информации, ко­торая одновременно способна сохраняться в сфере внимания чело­века. Подсчитано, что средний объем внимания человека составляет 5-7 единиц информации.

Из патологических проявлений процесса внимания следует ука­зать на такие, как неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.

На уровне клинических проявлений в детской практике выделя­ется синдром дефицита внимания. В него включаются следующие клинические признаки:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчат­ся, «извиваются»).

2. Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр
и в различных ситуациях в коллективе).

5. Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса.

6. Сложности при выполнении предложенных заданий (не связан­ные с недостаточным пониманием или негативным поведением).

7.Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во

время игр.

8. Частый переход от одного незавершенного действия к другому.

9. Невозможность играть тихо и спокойно.

10.Болтливость.

11.Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (напри­
мер, вмешиваться в игры других детей).

12.Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к че­ловеку речи.

13.Склонность терять вещи необходимые в школе и дома (напри­
мер, игрушки, карандаши, книги и т.д.).

14.Частое совершение опасных действий (недоучет последствиях). При
этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебега­ет улицу, не оглядываясь по сторонам).

Учитывая тот факт, что выделение внимания в самостоятельный познавательный процесс многими учеными ставится под сомнение среди психопатологических и патопсихологических проявлений сим­птомы и синдромы нарушения внимания представлены достаточно скудно. Довольно популярным методом диагностики внимания, является методика Шульте приведенная в приложении №1.

Нарушения памяти

Одним из наиболее значимых для клинической психологии по­знавательным процессом является мнестический процесс — память. Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жиз­ни параметры и на основании их планировать свои действия и про­гнозировать результативность. Кроме того, патопсихологические мнестические нарушения лежат в основе многих психических забо­леваний — от органических до психогенных.

У человека выделяют произвольную и непроизвольную; опосредо­ванную и логическую; зрительную, слуховую, обонятельную, двига­тельную, вкусовую и осязательную, долговременную и оперативную память. Различие их базируется на волевой регуляции мнестического процесса, использования различных способов для запоминания информации, канала получения информации для запоминания и длительности ее хранения.

Учитывая клиническую направленность освещения функциони­рования мнестического процесса, остановимся подробнее лишь на процессах, которые, в первую очередь, склонны нарушаться при возникновении соматической или психической патологии.

Под запоминанием понимается процесс запечатления информа­ции, протекающий как в произвольной, так и в непроизвольной формах. Произвольное запоминание характеризуется наличием мнестической задачи, при непроизвольном — такой задачи нет. Запо­минание осуществляется либо путем повторения, либо путем мгно­венного запечатления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.099 с.)