Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерологический уровень личности асоциальных подростков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы уже рассматривали влияния акцентуаций характера и психопатий на формирование асоциальности в данном параграфе, мы рассмотрим более частные исследования фрустрационной толерантности, тревожности и ригидности. Исследования фрустрационной толерантности и агрессивности. Многочисленные исследования показывают, что взаимосвязь, между девиантным поведением и агрессивностью неоднозначна. Агрессивное поведение может быть следствием подражания, где в качестве объектов подражания могут выступать близкие родственники, референтная группа. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. В других случаях агрессивное поведение может быть невротически обусловленной, в таком случае она мотивируется сильной тревогой и неосознанным чувством вины. Следующая форма агрессивности связана с органическими нарушениями ЦНС. Такой подросток склонен к насилию преимущественно вследствие аффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или низкого интеллектуального уровня. Немногочисленную группу правонарушителей составляют психотические больные, состояние которых связано с немотивированными взрывами агрессии (что редко бывает связано со стойкой антиобщественной направленностью). Важно различать патологическую и непатологическую агрессию. Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимодействие с реальностью. Патологическая агрессия напротив связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности и их динамикой. Распространенным, является мнение об агрессивности, как реакции на фрустрацию. В целом под агрессивностью понимается реакция личности на фрустрацию потребностей и конфликт, выражающейся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, причинению им страданий. Для лиц с психическими аномалиями (расстройства личности, нарушения поведения), агрессивность достаточно характерна в силу их повышенной тревожности, бессознательной неуверенности в своем социальном и биологическом статусе, спонтанно возникающих опасений, ощущении угрозы со стороны окружающих и отчужденности. Из-за этого агрессивность чаще приобретает субъективный смысл защиты от враждебной им среды. Одной из наиболее известных методик исследования агрессивности является тест Розенцвейга. С.Н. Ениколопов (1976), использовавший его для исследования различных категорий преступников, сделал заключение, что у них преобладают «экстрапунитивные», «эго – защитные реакции». Метод Розенцвейга использовала Байбуртянц Е.В. для исследования агрессивности у подростков с нарушениями поведения. По данным Байбуртянц Е.В. 2007 направленность реакций подростков с поведенческими нарушениями и без них неодинакова. Количество экстрапунитивных реакций, где агрессия направлена на других людей, больше у подростков с нарушениями поведения и значительно превышает число интра – импунитивных реакций. Порог фрустрационной толерантности оказывается ниже по сравнению со сверстниками группы нормы. В контрольной группе преобладают частота реакций с фиксацией на «эго защите», ED составляет 47%. Статистически значимые различия выявились при сравнении ответов «с фиксацией на удовлетворении потребностей» (I-P). У детей контрольной группы 27% экспериментальной группы ответов типа NP-30%. Дети с нарушениями поведения, часто не умея найти решения, ждут помощи от окружающих или надеются на самопроизвольный исход событий. Что свидетельствует об инфантильности, неразвитости «Я». Как мы видим, данные Байбуртянц Е.В. подтверждают, и во многом дополняют данные С.Н. Ениколопова. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: агрессивное поведение, является следствием нарушений социализации, катализирующим фактором выступает органическая и характерологическая отягощенность при основном факторе – слабости и неразвитости психологических защит, нарушений процессов деятельностной регуляции поведения. Тревожность В качестве одной из объяснительных схем причин асоциального поведения некоторыми авторами [И. Ленгмейер, З Матейчек, (1984), Ю.М. Антонян, (1987), Е. Г. Самовичев] предложена идея о том, что основной детерминантой является психическая депревация в родительской семье вызывающая общую неуверенность индивида в жизни, неопределенность свойх социальных статусов, тревожных ожиданий негативного, даже разрушительного воздействия среды. По мнению Е. Г. Самовичева отвержение создает у ребенка психологическое образование – полностью не осознаваемый страх смерти. Это не клинический симптом, его очень редко можно наблюдать в форме открытого высказывания. Е. Г. Самовичев считает, что страх смерти связан с наиболее глубоким онтологическим основанием бытия индивида – чувства права и уверенности в существовании своей самоидентичности, автономии «Я» от «не Я». Ю.М. Антонян, Е. Г. Самовичев, Гульдан, считают, что на самом высшем уровне тревожность вызывает страх смерти, который компенсируется путем агрессивных действий, и носит характер защиты от внешней агрессии. На низшем уровне тревожность порождает общую неуверенность человека в своем социальном существовании, месте в жизни, социальной определенности. Совершение корыстных действий путем преобретения реальных материальных благ позволяет их снять, но частично, лишь на время, как и в первом случае названные фундаментальные, имманентные состояния и психотравмирующие переживания [Ю.М. Антонян Голубев В. П., Кудряков Ю.Н. 1989]. Исследователи психоаналитического направления [Э. Эриксон], связывают данную характеристику личности, с эмоциональной депревацией со стороны матери на ранних этапах развития ребенка (Кризис базального доверия\тревоги). Некоторые бихевориальные школы объясняют данный симптом понятием «выученной беспомощности» [Seligman M.E.P. 1975, 1979, 1991]. Исследование тревожности у преступников, осуществленное Кулиничем В.В. с помощью методики Спилбергера – Ханина, показало ее различное содержание в разных группах. Оказалось, что у «воров» тревога носит ровный характер. Это позволяет многим из них чувствовать опасность, быть готовым к ней, что субъективно необходимо для «успешных» краж втайне от окружающих. В отличие от них у убийц тревожность носит характер «вспышек», скачкообразный, активизирующийся в психотравмирующих ситуациях, что приводит к дизорганизаций поведения, игнорированию внешних обстоятельств. И у тех и у других тревожность выше, чем в группе нормы, что дает основания говорить, о типичности для них этой черты, как личностной диспозиции. Любое стрессогенное воздействие быстрее, чем у «нормальных» лиц вызывают у делинквентов антиобщественные поступки, поскольку их адаптационные возможности ниже. Байбуртянц Е.В. 2007 в исследовании нарушений поведения у воспитанников кадетского корпуса получила следующие результаты: Она отмечает, что тревожное состояние присутствует у всех воспитанников. У 57% подростков контрольной группы уровень тревожности средний и всего 25% у детей с нарушениями поведения. Высокая тревожность отмечается у группы подростков с нарушениями поведения 50% и 25% в контрольной группе. Байбуртянц Е.В. отмечает, что в группе поведенческих нарушений высокая тревожность детерминируется дезорганизацией мотивационно потребностной сферы, состоянием неуспешности во всех сферах бытия подростков. В контрольной же группе подобную тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к школьным занятиям и дисциплине, это видимое благополучие достигается непомерно высокой ценой. У таких подростков отмечаются вегетативные реакции и психосоматические нарушения. То есть тревожность проявляется на двух полярных полюсах; неспешность и сверхуспешность (в форме страха быть неуспешным). Один полюс компенсаторной агрессии, второй полюс невротический или пассивно – агрессивный. Ригидность. В психологии ригидность понимается, как неспособность личности изменить свое поведение в соответствии с изменением ситуации. Ригидность предполагает и застреваемость аффекта, субъективную невозможность изменить структуру аффективных проявлений, фиксацию на однообразных объектах, неизменность их эмоциональной значимости. Б. Ф. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец пишут, что после того, как форма поведения, выражающая эмоцию реализуется, эмоция угасает (гештальт разрушается). Однако в условиях организованного общества интериоризированные, конвенциальные нормы делают невозможным осуществление ряда форм поведения, противоречащим этим нормам. В этих случаях неотреагированная эмоция обычно угасает с течением времени. Если такое угасание происходит у испытуемого значительно медленнее, чем у большинства индивидуумов, неотреагированный аффект немедленно возникает вновь при одной мысли о вызвавшей его ситуации, несмотря на отсутствие ситуации подкрепляющей переживание. Высокий уровень ригидности у асоциальных личностей отмечают [Ю.М. Антонян, Гульдан]. Выборочное эмпирическое исследование репрезентативной группы преступников по методу MMPI (характеристики метода приведены в приложении 3) показывают, что ригидность (шкала 6 данной методики), наряду с импульсивностью (шкалой 4), и социально психологической изоляцией, отчужденностью (шкалой 8), относятся к числу самых характерных черт личности преступника. К. Леонгард отмечал, что, помехи эгоистическим устремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, то есть у паранояльных личностей, наблюдается такая черта, как подозрительность. Причем подозрительность застревающей личности носит всеобъемлющий характер. Б. Ф. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец пишут, что сочетание присущей ригидным личностям сенситивности, восприимчивости с тенденцией к самоутверждению порождает подозрительность, критическое, презрительное, враждебное отношение к окружающим. Лица такого типа честолюбивы, и руководствуются твердым намерением быть лучше окружающих. Таким образом, аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли человека, вплоть до уровня сверхценных идей. Ригидность теснейшим образом связана с тревожностью, а в некоторых случаях порождается ей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.009 с.) |