Практикум по психодиагностике.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по психодиагностике.



1. Проанализируйте методики диагностирующие нарушения внимания.

А) Какие диагностические показатели будут у детей с ММД

Б) Классификация методов психодиагностики внимания и их использование в патопсихологии

В) Какую роль для дифференциальной диагностики играют методы диагностики внимания.

2. Классификация методов исследования мышления

а) Методика «классификации».

б) Методика пиктограмм.

в) Методика Векслера

г) Роль патопсихологических методов исследования для дифференциальной диагностики шизофрении и невротических и личностных расстройств.

3. Диагностика памяти

а) Методика пиктограмм

б) Методика 10 слов по Лурии.

в) Методы исследования логической и механической памяти.

г) Значения методов диагностики памяти для неврологической и психиатрической клиники.

4. Методы исследования эмоций и личности.

а) Тест Люшера. Особенности применения.

б) Метод СМИЛ. Особенности применения, диагностический потенциал метода.

в) ПДО (А. Е. Личко).

г) Дифференцированная диагностика депрессивных состояний по В. А. Жмурову.

д) Особенности разграничения расстройств личности и невротических состояний по данным методам.

е) Разграничение эндогенных и психогенных расстройств.

Рекомендации к выполнению практических заданий по психодиагностике.

Студенты обучающиеся клинической психологии должны овладеть патопсихологическим исследовательским инструментарием. В процессе изучения дисциплины студенты обязаны подготовить мини – доклады (3 – 5 листов) по диагностической работе при тех или иных патологических состояниях. То есть при изучении нарушений мышления, студент готовит доклад по методикам исследования мышления в патопсихологии. Затем необходимо исследовать ту или иную психическую функцию на конкретном испытуемом, страдающем нервно – психическим или пограничным расстройством. При отсутствии испытуемого с тем или иным заболеванием, возможно проведение диагностики на ребенке с отклонением в развитии. Диагностические процедуры должны быть адекватны типу нарушения развития.

Литература по психодиагностики.

1. С. Я. Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии. М. издательство института психотерапии 2004.

2. А. В. Батаршев. Диагностика пограничных психических расстройств. издательство института психотерапии М 2004

3. Ю. А. Кляйберг Практикум по девиантологии. Сп-б. «Речь» 2007

4. В. Д. Менделевич Психология девиантного поведения. Сп-б. «Речь» 2005

5. Л. Н. Собчик. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Сп-б «Речь» 2004.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Методы патопсихологии.

2. Современная нейропсихология: основные концепции, методы диагностики и коррекции.

3. Три функциональных блока мозга и основные нейропсихологические синдромы.

4. Нейропсихологическая диагностика

5. Патопсихология: методы диагностики и коррекции.

6. Нарушения восприятия.

7. Нарушения мышления.

8. Нарушения памяти.

9. Нарушения эмоций.

10. Волевые нарушения.

11. Детские страхи.

12. Нарушения поведения в детском возрасте.

13. Гиперактивное поведение

14. Речевые нарушения

15. Нарушения моторики в детском возрасте

16. Особенности подростковой делинквентности.

17. Тревожность в детском и подростковом возрасте

18. Акцентуации характера и психопатии: классификация, диагностика и коррекция.

19. Тревожность и страхи у взрослых: диагностика, коррекция

20. Алкоголизм.

21. Опийная наркомания.

22. Алкогольные изменения личности.

23. Нарушения пищевого поведения.

24. Сексуальные неврозы.

25. Гомосексуальность.

26. Садистичекское поведение: причины, диагностика, коррекция.

27. Ранняя диагностика аддиктивного поведения.

28. Влияние семейной системы на генезис психических расстройств.

29. Личность семейного тирана.

30. Социально – психологические аспекты асоциального поведения.

Контрольные вопросы:

1) Предмет клинической психологии

2) Методы клинической психологии

3) Охарактеризуйте понятие экзогенных нарушений

4) Охарактеризуйте эндогенные нарушения

5) Дайте определение понятию личностно – аномального симптомокомплекса.

6) Отличие психотерапии, консультирования и психокоррекции как методов клинической психологии.

7) Дайте характеристику синдрома кандинского – клерамбо.

8) Предмет и основные методы патопсихологии

9) Предмет и основные методы нейропсихологии

10) Определение понятия нозологическая форма.

11) Методы диагностики мышления.

12) Отличие личностно аномального симптомокомплекса от невротического.

13) При каких патологиях у больного наблюдаются сверхценные идеи.

14) Для какого симптомокомплекса характерны навязчивые идеи.

15) Псевдогаллюцинации характерны для шизофрении или невроза?

16) Основные типы нарушений мышления (по Зейгарник Б. В.).

17) Какие нарушения мышления характерны для шизофрении.

18) Отличия псевдогаллюцинаций и истинных галлюцинаций.

19) Понятия интерпретативного и образного бреда.

20) Нарушения памяти: классификация основные синдромы.

21) Какие нарушения памяти характерны для органических расстройств.

22) Нарушения восприятия: классификация основные синдромы.

23) Сенестопатии – это нарушения восприятия или мышления.

24) Этиология и патогенез расстройств личности.

25) Триада ганушкина – кебрикова.

26) Отличие эпилептических приступов и истерических.

27) Понятие страха: сверхценного страха, навязчивого страха (различия, при каких заболеваниях и синдромах проявляются).

28) Неврозы: классификация, типы неврозов, краткая характеристика.

29) В исследованиях фрустрационной толерантности асоциальных подростков, какой тип реакций выявлен.

30) Асоциальное поведение подростков и факторы влияющие на его генезис.

31) Какие результаты получены в исследованиях тревожности асоциальных подростков.

32) Характеристики ригидности асоциальной личности.

33) Ценностно – смысловая сфера несовершеннолетнего правонарушителя.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Экзамен — важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен - форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к экзамену для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы рекомендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы:

1. Наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов необходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на несложные вопросы билета.

2. Сравнительно хорошо известные вопросы, в которых, однако могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к дополнительной и учебной литературе.

3. Наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя.

При составлении вопросника, мы стремились к тому, чтобы третья группа вопросов не превышала 10 - 20 %, вторая - 30 - 35 %, первая группа составляла около 50 - 55 % от общего числа. Мы рекомендуем начинать подготовку с первой группы вопросов, что позволит более быстро и качественно подготовиться к экзамену.

В сам ответ на экзамене целесообразно включить следующие структурные элементы:

•краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса;

•анализ содержания вопроса, его развитие в психологической литературе,

•анализ различных подходов к данному вопросу;

•значение вопроса для решения теоретических и практических проблем в современных условиях.

В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на вопрос на экзамене можно использовать программу курса

 

Глоссарий:

 

КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологичес­ких феноменах и. психопатологических симптомах и синдромах, внут­ренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, произво­димый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – это па­тогенетически обусловленную общность симптомов, признаков пси­хических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимо­связанных (В.М.Блейхер). К патопсихологическим синдромам отно­сят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях

ИЛЛЮЗИИ — это искаженное восприятие реального объекта.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует (таблица №3).

ЭЙДЕТИЗМ — след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа.

МИКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов.

МАКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов.

ДИСМЕГАЛОПСИЯ — расстройство восприятия в виде удли­нения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси ок­ружающих предметов.

ПОРРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных раз­мерах самого объекта.

СЕНЕСТОПАТИИ — разнообразные неприятные, трудно под­дающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы.

СОМАТОАГНОЗИЯ — расстройство узнавания частей собствен­ного тела.

Симптом ФРЕГОЛИ — нарушение узнавания окружающих боль­ного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими вне­шности.

Синдром КАПГРА — нарушение узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности в том, что окружающие являются двойниками, близнецами знакомых людей или загрими­рованными под них.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — искаженное восприятие собствен­ной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела.

эффект Зейгарник — незавершенные действия запоминаются лучше завершенных

АМНЕЗИИ — расстройство памяти в виде нарушения способно­сти запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

КОНФАБУЛЯЦИИ — обманы памяти, при которых неспособ­ность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к вос­произведению вымышленных, не имевшие места событий.

ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИИ - нарушение хронологии в па­мяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее (в крайнем своем выражении проявляется ЭКМНЕЗИЕЙ — «жизнью в прошлом»).

КРИПТОМНЕЗИИ — расстройства памяти, при которых боль­ной присваивает чужие мысли, действия себе.

КОНКРЕТНОСТЬ — расстройство мышления, при котором ут­рачивается способность к абстрагированию.

УСКОРЕНИЕ мышления — увеличение количества ассоциаций

в единицу времени.

СКАЧЕК ИДЕЙ — максимальное увеличение количества ас­социаций в единицу времени (в речи проявляется ЛОГОРЕЕЙ).

ЗАМЕДЛЕНИЕ мышления — уменьшение количества ассоциа­ций в единицу времени (в речи проявляется БРАДИФАЗИЕЙ).

МЕНТИЗМ — «наплыв мыслей», «вихрь идей», увеличение ко­личества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся из­менением речи больного, возникающее приступообразно и непро­извольно (разновидность ассоциативного автоматизма).

ШПЕРРУНГ — «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезап­ная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

К расстройствам мышления по стройности относят: разорванность, соскальзывания, бессвязность, инкогеренцию и вербигерацию.

РАЗОРВАННОСТЬ — расстройство мышления, при котором на­рушается логическая связь в предложении при сохраненной грамма­тической (в речи проявляется ШИЗОФАЗИЕЙ).

СОСЛАЛЬЗЫВАНИЕ — расстройство мышления (более «лег­кая» степень разорванности).

БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором на­рушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ).

ИНКОГЕРЕНЦИЯ — расстройство мышления, при котором на­рушается связь между слогами в произносимых словах.

ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором от­мечается стереотипное повторение отдельных слов или слогов.

РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов.

ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преоблада­ния предыдущих.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором зна­чительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциа­ций вследствие длительного доминирования одной мысли, пред­ставления.

РЕЗОНЕРСТВО — «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения).

НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ — мысли, представления, воспомина­ния, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности.

СВЕРХЦЕННЫЕ (ДОМИНИРУЮЩИЕ) ИДЕИ - идеи, воз­никающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению домини­рующее положение в сознании больного, сопровождающиеся зна­чительным эмоциональным напряжением и отсутствием критичес­кого отношения к ним.

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ — суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием крити­ческого отношения к ним.

ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса.

МАНИЯ (маниакальный синдром) — повышенное, радостное настроение (эйфория), сочетающаяся с двигательным возбуждением и ускорением ассоциативного процесса.

ЭЙФОРИЯ — повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение.

ДИСФОРИЯ — злобно — гневливое настроение.

АПАТИЯ — состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или окружающей обстановке.

СЛАБОДУШИЕ — эмоциональная гиперестезия.

ПАРАТИМИЯ — неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий вызвавшей его причине.

СТРАХ — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне — страх острых предметов, животных и т. д.).

ТРЕВОГА — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне — тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий и т. д.).

ТОСКА — тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью).

БЕСПОКОЙСТВО — чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья (бесфабульное, беспредметное).

ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ - мучительное чувство бесчувствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное сосуществование противоположных чувств.

АНОРЕКСИЯ — отсутствие аппетита, подавление желания есть.

БУЛИМИЯ — патологическое желание постоянно часто и много

есть.

КЛЕПТОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение воровать ненужные данному человеку предметы.

ПИРОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к поджогам.

ДИПСОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к запоям.

ДРОМОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству.

ГИПЕРБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения).

ГИПОБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).

СТЕРЕОТИПИИ — частое, ритмичное повторение одних и тех же движений.

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки.

НЕГАТИВИЗМ — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротив­ления, противодействия.

ЭХОЛАЛИЯ, ЭХОПРАКСИЯ - повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии.

КАТАЛЕПСИЯ («симптом восковой гибкости»)- застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени.

Органический резидуум (резидуальная органика) – остаточный фон после поражения ЦНС, может быть выражен астенией (повышенной утомляемостью, слабостью), дефицитом внимания, головными болями.

Список литературы:

Основная литература:

1) Ч. Венар. П. Кериг. «Психопатология развития детского и подросткового возраста».СПб Прайм-еврознак 2004. 379 стр.

2) Клиническая психология под редакцией М. Перре, У Бауман. СПб «Питер». 2007 1312стр.

3) Менделевич В.Д «Клиническая и медицинская психология» М., МЕДпресс 2001. 587 стр.

Дополнительная литература:

1) А. В. Батаршев Диагностика пограничных расстройств личности. М. Издательство института психотерапии. 2004. 319 с.

2) Зейгарник Б. В. Патопсихология М. 1986

3) Короленко Ц. П. Дмитриева Н.В. «Социодинамическая психиатрия» М., Академический проект 2000. 459 стр.

4) В. Д. Менделевич Психология девиантного поведения. «Речь» СПб 2005. 443 стр.

5) П. И. Сидоров. А. В. Парняков Введение в клиническую психологию. М., Академический проект 2000. 410 стр

6) Р. Телле. Психиатрия. Минск Высшая школа 1999. 495 стр.

7) Э. Г. Эйдемиллер В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. «Питер» СПб 2008. 668 стр.

 

 

 

 

Приложения

Приложение №1 «Методика пиктограмм»

Методика, предназначенная для исследования опосредованного запоминания (пиктограмма),включает в себя предъявление испыту­емому для запоминания 10-15 понятий, которые он должен нарисо­вать так, чтобы впоследствии по рисунку вспомнить заданные по­нятия. Через час испытуемому предлагается по рисункам воспроиз­вести заданные слова. Примерный ряд понятий: 1) веселый празд­ник, 2) глухая старушка, 3) сердитая учительница, 4) девочке холодно, 5) болезнь, 6) разлука, 7) развитие, 8) побег, 9) на­дежда, 10) зависть. Интерпретация сходна с тестом десяти слов.

Расстройства памяти также как и расстройства внимания чаще входят в структуру экзогенно-органического типа психического ре­агирования. Нередко они сопутствуют невротическим нарушениям.

Для астенических состояний различного генеза (чаще других со­матического) типичными оказываются явления истощаемости и ос­лабление способности к запоминанию к концу исследования. При олигофрении наблюдается равномерное снижение непосредственной и оперативной памяти. При деменции в пожилом возрасте, как пра­вило, нарушается механическая и ассоциативная память, резко вы­ражены расстройства запоминания. Для шизофрении мнестические нарушения не типичны. Гипермнезии типичны для маниакальных состояний.

Данный метод также используется для диагностики нарушений мышления и позволяет судить о характере ассоциаций испытуемого. В этом проективном тесте оценивается: 1) техника исполнения рисунка (величина, завершен­ность, их обрамление, подчеркивание, наличие уточняющих ли­ний, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным по­нятиям); 2) расположение рисунков на листе; 3) принцип, поло­женный в основу ассоциативного ряда для запоминания; 4) степень оригинальности или стандартности.

Заключения по тесту отражают особенности ассоциативной дея­тельности и выражаются следующими типичными словосочетаниями:

Преобладание стандартных образов — в случаях, когда рисунки совпадают с теми, которые использует большинство лиц данной культуры (например, изображение флагов, шаров, елок для запо­минания понятия «веселый праздник»).

Преобладание атрибутивных образов — в случаях, когда при изоб­ражении заданных понятий используется принцип принадлежности к чему-либо, т.е. доминируют рисунки, отражающие предметы или явления, являющиеся неотъемлемой частью заданного понятия (на­пример, изображение тяжестей, ассоциирующихся с «тяжелой ра­ботой»).

Преобладание конкретных образов — в случаях, когда рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с си­туацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»).

Преобладание метафор — в случаях, когда при изображении за­данного понятия используются конкретные образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»).

Преобладание персонифицированных и индивидуально значимых об­разов — в случаях, когда при изображении заданных понятий используются индивидуально-значимые образы (например, ребенок на понятие «счастье»).

Преобладание органической графики — в случаях, когда в рисун­ках преобладает незавершенность линий в тех образах, которые тре­буют завершенности (к примеру, круг), повторное или неоднократ­ное проведение линий.

Грубая органическая графика — в случаях, когда доминируют макрографические образы, отмечается подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.

Преобладание геометрических фигур — в случаях, когда понятия изображаются преимущественно геометрическими фигурами.

Стереотипия человеческими фигурами — в случаях, когда в ри­сунках преобладает изображение человеческих фигур.

Считается, что при психической норме в пиктограмме преобла­дают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные об­разы. При органических поражениях головного мозга — чрезмерная стереотипия, упорядоченность, аккуратность в изображениях и чет­кое нумерование рисунков, их низкая дифференпированность, не­завершенность линий, подчеркивание, обрамление изображений. При шизофрении доминируют абстрактные образы, возможна стереоти­пия, буквенное изображение и геометрические фигур, а также атипичное (несимметричное, негар­моничное) расположение рисунков на листе.

Примеры некоторых образов испытуемых.

 


 

Выхолощенные бессодержательные символы.

 

Символы больных шизофренией.

Выхолощенные типы пиктограмм нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные символы, что либо символизируют, в основном же, крестики, линии, галочки, лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания, попытки вспомнить обозначения символов оказываются безуспешными.

 


 

 


 

Следует привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления.

 

 


Стереотипии человеческими фигурами.

 

Пиктограмма здоровой девушки.

Заданные слова Рисунок Объяснение Воспроиз­ведение
Веселый праздник Цветы   +
Тяжелая работа Топор   +
Смелый поступок Зверь Не испугался его +
Надежда Девичьи косички Все в будущем +
Развитие Кривая с подъемом   +
Болезнь Больная   +
Теплый ветер Холм Его обвевает ветер +
Ядовитый вопрос Значок яда и вопрос Яд и вопрос +
Сомнение Вопросительный знак   +
Больной ребенок Фигура ребенка   +
Разлука Два крестика   +
Богатство Доллар   +
Счастье Солнце   +
Справедливость Прямая линия прямо­линейность +
Печаль Опущенный книзу нос   +

 

 

Приложение №2 «проба Шульте».

Таблицы Шультепредставляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый дол­жен показать и назвать в заданной последовательности (как прави­ло, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Испы­туемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Пси­холог регистрирует время, затраченное испытуемым на показыва­ние и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в про­цессе обследования по всем пяти таблицам.

По результатам данного теста возможны следующие заключения охарактеристиках внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно — в случае, если на каж­дую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответ­ствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно — в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превы­шающее нормативное.

Внимание устойчивое — в случае, если не отмечается значитель­ных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчивое - В случае, если замечается значительное колебание результатов по данным таблиц.

Внимание истощаемое - В случае, если отмечается тенденция к увеличению времени затраченному испытуемым на каждую последующую таблицу.

Нарушения внимания не являются специфичными для каких-либо психических заболеваний, типов психического реагирования, уровней психических расстройств. Однако, можно отметить специ­фику их изменений при различной психической патологии. Так, наиболее ярко они представлены в структуре экзогенно-органического типа психического реагирования, проявляясь нарушениями кон­центрации и устойчивости внимания, быстрой истощаемостыо, труд­ностями переключаемостью внимания. Сходные нарушения встре­чаются при неврозах. В рамках эндогенного типа психического реа­гирования нарушения внимания не являются определяющими (как правило, они либо отсутствуют, либо являются вторичными по отношению к другим психопатологическим феноменам). Несмотря на это существуют данные (Э.Крепелин) о том, что при шизофре­нии характерными оказываются нарушения активного внимания при сохранности пассивного. Это отличает пациентов с шизофрени­ей от больных с экзогенно-органическими и невротическими пси­хическими расстройствами.

Больные шизофренией внешне невнимательные и рассеянные могут хорошо воспринимать все, что происходит вокруг, выхваты­вая случайные детали, и в то же время им редко удается активно направлять и длительно удерживать внимание на каком-либо зара­нее указанном объекте. Вследствие этого, по соотношению сохран­ности у пациента активного и пассивного внимания можно косвен­но определить тип психического реагирования. Кроме того, у боль­ных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что можно за­метить в экспериментах на помехоустойчивость (к примеру, в мето­дике Мюнстерберга).

Нарушения внимания типичны для соматических заболеваний, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями. Наиболее часто расстройства внимания отмечаются у больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и другими заболеваниями, сопровождающимися общемозговыми явлениями (к примеру, при нейроинтоксикациях).

 


 

Приложение №3 Методика ММРI (СМИЛ).

Исследование индивидуально-психологических особенностей че­ловека включает в себя применение батареи тестов, направленных на оценку свойств темперамента, характерологических черт и осо­бенностей личности. С помощью MMPI возможно уточнение клинически выявляемых феноменов, личностных осо­бенностей пациентов с психическими нарушениями. Он позволяет анализировать скрытые от исследователя-клинициста индивидуаль­ные тенденции и психопатологические переживания. Опросник со­стоит из трех оценочных и десяти клинических шкал. Каждая шкала способна выявлять как психологические особенности, так и психо­патологические симптомы и синдромы. Условной границей является уровень 70 Т.

Первая клиническая шкала (невротического сверхконтроля / ипо-хондричности) позволяет уточнять такие личностные свойства как склонность к контролю своих эмоций, ориентация в поведении на традиции, общепризнанные нормы, гиперсоциальность установок. При превышении уровня 70 Т шкала указывает на фиксированность внимания человека на внутренних ощущениях, склонность к преувеличению тяжести своего состояния, ипохондричность.

Вторая шкала (депрессии) отражает уровень снижения настрое­ния, пессимистическую настроенность, опечаленность, удрученность собственным положением, желание уйти от решения сложным жиз­ненных ситуаций. Превышение уровня 70 Т может говорить о кли­нически выраженной депрессии с чувством тоски, бесперспектив­ности, суицидальными мыслями и намерениями.

Третья шкала (эмоциональной лабильности /истерии) указывает на выраженность неустойчивости фона настроения, склонности к драматизации событий, чувствительности. При показателях этой шкалы выше 70 Т можно отметить истерические черты поведения: демонстративность, «жажду признания», эгоцентризм, экзальтиро­ванность, инфантильность.

По четвертой шкале (социальной дезадаптации/психопатии) воз­можно обнаружение и подтверждение таких черт как склонность к импульсивности, конфликтности, недоучет объективных обстоя­тельств и ориентация на желания, а не на реальность. Показатель по 4 шкале выше 70 Т демонстрирует признаки социальной дезадапта­ции, конфликтность, агрессивность, выраженную импульсивность и потерю контроля за собственным поведением.

Пятая шкала (мужественности/женственности) указывает на выраженность свойств, характерных тому или иному полу.

Шестая шкала (аффективной ригидности/паранойи) регистри­рует такие качества, как застреваемость на отрицательных переживаниях, обидчивость, склонность к прямоте в общении, практич­ность, догматизм. Зашкаливание за 70 Т может быть подозритель­ным в отношении формирования у человека сверхценных или бре­довых идей с чувством собственной ушемленности, враждебности со стороны окружающих.

Седьмая шкала (тревоги/психастении) демонстрирует выражен­ность психастенических черт характера, тревожности, мнительнос­ти, склонности к образованию навязчивых идей, а при превыше­нии 70 Т о дезорганизации поведения вследствие этих особенностей.

Восьмая шкала (индивидуалистичности/аутизма/шизофрении) отражает такие личностные качества, как: своеобразие иерархии ценностей, отгороженность от окружающих, индивидуалистичность, трудности в общении. Превышения уровня 70 Т может указывать на выраженную дезорганизацию поведения, снижение реалистичнос­ти, склонность к аутистическому типу мышления.

По девятой (оптимизма/гипомании) и десятой (интра-экстра-версии) возможна оценка данных качеств как в рамках психологи­ческих особенностей, так и при психической патологии.

При неврозах отмечается невротический наклон профиля — пре­обладают показатели первых трех шкал. Нередко им сопутствует по­вышение по 7 шкале. При истерических симптомах профиль лично­сти по MMPI приобретает вид «конверсионной пятерки» — при повышении трех шкал невротической триады лидируют первая и третья, а вторая несколько ниже, образуя вид латинской буквы V. При психопатиях, как правило, отмечается повышение по четвер­той шкале. При психозах регистрируется повышение шкал психоти­ческой тетрады (4, 6, 8, 9). Кроме того, выделяют астенический и стенический тип профилей. В первом случае отмечается повышение по 2 и 7 шкалам, во втором — по 4, 6 и 9 шкалам. Депрессивный синдром психотического уровня отражается на MMPI пиками по 2, 7 и 8 со снижением (отрицательным пиком) по 9 шкале, маниа­кальный — пиками по 9 и 4 и снижением по 2 и 7 шкалам.

С помощью данного метода невозможно «диагностировать», какое либо заболевание, он показывает лишь особенности личности, реакции на стресс и т д. Если у испытуемого высокие результаты по 8 – й шкале, это не значит что у него серьезное заболевание, это может означать интровертированость личности, социальную отчужденность. Патопсихологические методы исследования являются лишь дополнительным инструментарием.


 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.037 с.)