Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум по психодиагностике.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проанализируйте методики диагностирующие нарушения внимания. А) Какие диагностические показатели будут у детей с ММД Б) Классификация методов психодиагностики внимания и их использование в патопсихологии В) Какую роль для дифференциальной диагностики играют методы диагностики внимания. 2. Классификация методов исследования мышления а) Методика «классификации». б) Методика пиктограмм. в) Методика Векслера г) Роль патопсихологических методов исследования для дифференциальной диагностики шизофрении и невротических и личностных расстройств. 3. Диагностика памяти а) Методика пиктограмм б) Методика 10 слов по Лурии. в) Методы исследования логической и механической памяти. г) Значения методов диагностики памяти для неврологической и психиатрической клиники. 4. Методы исследования эмоций и личности. а) Тест Люшера. Особенности применения. б) Метод СМИЛ. Особенности применения, диагностический потенциал метода. в) ПДО (А. Е. Личко). г) Дифференцированная диагностика депрессивных состояний по В. А. Жмурову. д) Особенности разграничения расстройств личности и невротических состояний по данным методам. е) Разграничение эндогенных и психогенных расстройств. Рекомендации к выполнению практических заданий по психодиагностике. Студенты обучающиеся клинической психологии должны овладеть патопсихологическим исследовательским инструментарием. В процессе изучения дисциплины студенты обязаны подготовить мини – доклады (3 – 5 листов) по диагностической работе при тех или иных патологических состояниях. То есть при изучении нарушений мышления, студент готовит доклад по методикам исследования мышления в патопсихологии. Затем необходимо исследовать ту или иную психическую функцию на конкретном испытуемом, страдающем нервно – психическим или пограничным расстройством. При отсутствии испытуемого с тем или иным заболеванием, возможно проведение диагностики на ребенке с отклонением в развитии. Диагностические процедуры должны быть адекватны типу нарушения развития. Литература по психодиагностики. 1. С. Я. Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии. М. издательство института психотерапии 2004. 2. А. В. Батаршев. Диагностика пограничных психических расстройств. издательство института психотерапии М 2004 3. Ю. А. Кляйберг Практикум по девиантологии. Сп-б. «Речь» 2007 4. В. Д. Менделевич Психология девиантного поведения. Сп-б. «Речь» 2005 5. Л. Н. Собчик. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Сп-б «Речь» 2004. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Методы патопсихологии. 2. Современная нейропсихология: основные концепции, методы диагностики и коррекции. 3. Три функциональных блока мозга и основные нейропсихологические синдромы. 4. Нейропсихологическая диагностика 5. Патопсихология: методы диагностики и коррекции. 6. Нарушения восприятия. 7. Нарушения мышления. 8. Нарушения памяти. 9. Нарушения эмоций. 10. Волевые нарушения. 11. Детские страхи. 12. Нарушения поведения в детском возрасте. 13. Гиперактивное поведение 14. Речевые нарушения 15. Нарушения моторики в детском возрасте 16. Особенности подростковой делинквентности. 17. Тревожность в детском и подростковом возрасте 18. Акцентуации характера и психопатии: классификация, диагностика и коррекция. 19. Тревожность и страхи у взрослых: диагностика, коррекция 20. Алкоголизм. 21. Опийная наркомания. 22. Алкогольные изменения личности. 23. Нарушения пищевого поведения. 24. Сексуальные неврозы. 25. Гомосексуальность. 26. Садистичекское поведение: причины, диагностика, коррекция. 27. Ранняя диагностика аддиктивного поведения. 28. Влияние семейной системы на генезис психических расстройств. 29. Личность семейного тирана. 30. Социально – психологические аспекты асоциального поведения. Контрольные вопросы: 1) Предмет клинической психологии 2) Методы клинической психологии 3) Охарактеризуйте понятие экзогенных нарушений 4) Охарактеризуйте эндогенные нарушения 5) Дайте определение понятию личностно – аномального симптомокомплекса. 6) Отличие психотерапии, консультирования и психокоррекции как методов клинической психологии. 7) Дайте характеристику синдрома кандинского – клерамбо. 8) Предмет и основные методы патопсихологии 9) Предмет и основные методы нейропсихологии 10) Определение понятия нозологическая форма. 11) Методы диагностики мышления. 12) Отличие личностно аномального симптомокомплекса от невротического. 13) При каких патологиях у больного наблюдаются сверхценные идеи. 14) Для какого симптомокомплекса характерны навязчивые идеи. 15) Псевдогаллюцинации характерны для шизофрении или невроза? 16) Основные типы нарушений мышления (по Зейгарник Б. В.). 17) Какие нарушения мышления характерны для шизофрении. 18) Отличия псевдогаллюцинаций и истинных галлюцинаций. 19) Понятия интерпретативного и образного бреда. 20) Нарушения памяти: классификация основные синдромы. 21) Какие нарушения памяти характерны для органических расстройств. 22) Нарушения восприятия: классификация основные синдромы. 23) Сенестопатии – это нарушения восприятия или мышления. 24) Этиология и патогенез расстройств личности. 25) Триада ганушкина – кебрикова. 26) Отличие эпилептических приступов и истерических. 27) Понятие страха: сверхценного страха, навязчивого страха (различия, при каких заболеваниях и синдромах проявляются). 28) Неврозы: классификация, типы неврозов, краткая характеристика. 29) В исследованиях фрустрационной толерантности асоциальных подростков, какой тип реакций выявлен. 30) Асоциальное поведение подростков и факторы влияющие на его генезис. 31) Какие результаты получены в исследованиях тревожности асоциальных подростков. 32) Характеристики ригидности асоциальной личности. 33) Ценностно – смысловая сфера несовершеннолетнего правонарушителя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ Экзамен — важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен - форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к экзамену для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы рекомендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы: 1. Наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов необходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на несложные вопросы билета. 2. Сравнительно хорошо известные вопросы, в которых, однако могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к дополнительной и учебной литературе. 3. Наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя. При составлении вопросника, мы стремились к тому, чтобы третья группа вопросов не превышала 10 - 20 %, вторая - 30 - 35 %, первая группа составляла около 50 - 55 % от общего числа. Мы рекомендуем начинать подготовку с первой группы вопросов, что позволит более быстро и качественно подготовиться к экзамену. В сам ответ на экзамене целесообразно включить следующие структурные элементы: •краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса; •анализ содержания вопроса, его развитие в психологической литературе, •анализ различных подходов к данному вопросу; •значение вопроса для решения теоретических и практических проблем в современных условиях. В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на вопрос на экзамене можно использовать программу курса
Глоссарий:
КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и. психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – это патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (В.М.Блейхер). К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях ИЛЛЮЗИИ — это искаженное восприятие реального объекта. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует (таблица №3). ЭЙДЕТИЗМ — след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа. МИКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов. МАКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов. ДИСМЕГАЛОПСИЯ — расстройство восприятия в виде удлинения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси окружающих предметов. ПОРРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных размерах самого объекта. СЕНЕСТОПАТИИ — разнообразные неприятные, трудно поддающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы. СОМАТОАГНОЗИЯ — расстройство узнавания частей собственного тела. Симптом ФРЕГОЛИ — нарушение узнавания окружающих больного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими внешности. Синдром КАПГРА — нарушение узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности в том, что окружающие являются двойниками, близнецами знакомых людей или загримированными под них. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — искаженное восприятие собственной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела. эффект Зейгарник — незавершенные действия запоминаются лучше завершенных АМНЕЗИИ — расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию. КОНФАБУЛЯЦИИ — обманы памяти, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевшие места событий. ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИИ - нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее (в крайнем своем выражении проявляется ЭКМНЕЗИЕЙ — «жизнью в прошлом»). КРИПТОМНЕЗИИ — расстройства памяти, при которых больной присваивает чужие мысли, действия себе. КОНКРЕТНОСТЬ — расстройство мышления, при котором утрачивается способность к абстрагированию. УСКОРЕНИЕ мышления — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. СКАЧЕК ИДЕЙ — максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется ЛОГОРЕЕЙ). ЗАМЕДЛЕНИЕ мышления — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется БРАДИФАЗИЕЙ). МЕНТИЗМ — «наплыв мыслей», «вихрь идей», увеличение количества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся изменением речи больного, возникающее приступообразно и непроизвольно (разновидность ассоциативного автоматизма). ШПЕРРУНГ — «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса. К расстройствам мышления по стройности относят: разорванность, соскальзывания, бессвязность, инкогеренцию и вербигерацию. РАЗОРВАННОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая связь в предложении при сохраненной грамматической (в речи проявляется ШИЗОФАЗИЕЙ). СОСЛАЛЬЗЫВАНИЕ — расстройство мышления (более «легкая» степень разорванности). БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ). ИНКОГЕРЕНЦИЯ — расстройство мышления, при котором нарушается связь между слогами в произносимых словах. ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов или слогов. РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов. ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. РЕЗОНЕРСТВО — «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения). НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ — мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности. СВЕРХЦЕННЫЕ (ДОМИНИРУЮЩИЕ) ИДЕИ - идеи, возникающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического отношения к ним. БРЕДОВЫЕ ИДЕИ — суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним. ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. МАНИЯ (маниакальный синдром) — повышенное, радостное настроение (эйфория), сочетающаяся с двигательным возбуждением и ускорением ассоциативного процесса. ЭЙФОРИЯ — повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение. ДИСФОРИЯ — злобно — гневливое настроение. АПАТИЯ — состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или окружающей обстановке. СЛАБОДУШИЕ — эмоциональная гиперестезия. ПАРАТИМИЯ — неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий вызвавшей его причине. СТРАХ — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне — страх острых предметов, животных и т. д.). ТРЕВОГА — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне — тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий и т. д.). ТОСКА — тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью). БЕСПОКОЙСТВО — чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья (бесфабульное, беспредметное). ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ - мучительное чувство бесчувствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное сосуществование противоположных чувств. АНОРЕКСИЯ — отсутствие аппетита, подавление желания есть. БУЛИМИЯ — патологическое желание постоянно часто и много есть. КЛЕПТОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение воровать ненужные данному человеку предметы. ПИРОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к поджогам. ДИПСОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к запоям. ДРОМОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству. ГИПЕРБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения). ГИПОБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора). СТЕРЕОТИПИИ — частое, ритмичное повторение одних и тех же движений. ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки. НЕГАТИВИЗМ — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротивления, противодействия. ЭХОЛАЛИЯ, ЭХОПРАКСИЯ - повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии. КАТАЛЕПСИЯ («симптом восковой гибкости»)- застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени. Органический резидуум (резидуальная органика) – остаточный фон после поражения ЦНС, может быть выражен астенией (повышенной утомляемостью, слабостью), дефицитом внимания, головными болями. Список литературы: Основная литература: 1) Ч. Венар. П. Кериг. «Психопатология развития детского и подросткового возраста».СПб Прайм-еврознак 2004. 379 стр. 2) Клиническая психология под редакцией М. Перре, У Бауман. СПб «Питер». 2007 1312стр. 3) Менделевич В.Д «Клиническая и медицинская психология» М., МЕДпресс 2001. 587 стр. Дополнительная литература: 1) А. В. Батаршев Диагностика пограничных расстройств личности. М. Издательство института психотерапии. 2004. 319 с. 2) Зейгарник Б. В. Патопсихология М. 1986 3) Короленко Ц. П. Дмитриева Н.В. «Социодинамическая психиатрия» М., Академический проект 2000. 459 стр. 4) В. Д. Менделевич Психология девиантного поведения. «Речь» СПб 2005. 443 стр. 5) П. И. Сидоров. А. В. Парняков Введение в клиническую психологию. М., Академический проект 2000. 410 стр 6) Р. Телле. Психиатрия. Минск Высшая школа 1999. 495 стр. 7) Э. Г. Эйдемиллер В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. «Питер» СПб 2008. 668 стр.
Приложения Приложение №1 «Методика пиктограмм» Методика, предназначенная для исследования опосредованного запоминания (пиктограмма), включает в себя предъявление испытуемому для запоминания 10-15 понятий, которые он должен нарисовать так, чтобы впоследствии по рисунку вспомнить заданные понятия. Через час испытуемому предлагается по рисункам воспроизвести заданные слова. Примерный ряд понятий: 1) веселый праздник, 2) глухая старушка, 3) сердитая учительница, 4) девочке холодно, 5) болезнь, 6) разлука, 7) развитие, 8) побег, 9) надежда, 10) зависть. Интерпретация сходна с тестом десяти слов. Расстройства памяти также как и расстройства внимания чаще входят в структуру экзогенно-органического типа психического реагирования. Нередко они сопутствуют невротическим нарушениям. Для астенических состояний различного генеза (чаще других соматического) типичными оказываются явления истощаемости и ослабление способности к запоминанию к концу исследования. При олигофрении наблюдается равномерное снижение непосредственной и оперативной памяти. При деменции в пожилом возрасте, как правило, нарушается механическая и ассоциативная память, резко выражены расстройства запоминания. Для шизофрении мнестические нарушения не типичны. Гипермнезии типичны для маниакальных состояний. Данный метод также используется для диагностики нарушений мышления и позволяет судить о характере ассоциаций испытуемого. В этом проективном тесте оценивается: 1) техника исполнения рисунка (величина, завершенность, их обрамление, подчеркивание, наличие уточняющих линий, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям); 2) расположение рисунков на листе; 3) принцип, положенный в основу ассоциативного ряда для запоминания; 4) степень оригинальности или стандартности. Заключения по тесту отражают особенности ассоциативной деятельности и выражаются следующими типичными словосочетаниями: Преобладание стандартных образов — в случаях, когда рисунки совпадают с теми, которые использует большинство лиц данной культуры (например, изображение флагов, шаров, елок для запоминания понятия «веселый праздник»). Преобладание атрибутивных образов — в случаях, когда при изображении заданных понятий используется принцип принадлежности к чему-либо, т.е. доминируют рисунки, отражающие предметы или явления, являющиеся неотъемлемой частью заданного понятия (например, изображение тяжестей, ассоциирующихся с «тяжелой работой»). Преобладание конкретных образов — в случаях, когда рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»). Преобладание метафор — в случаях, когда при изображении заданного понятия используются конкретные образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»). Преобладание персонифицированных и индивидуально значимых образов — в случаях, когда при изображении заданных понятий используются индивидуально-значимые образы (например, ребенок на понятие «счастье»). Преобладание органической графики — в случаях, когда в рисунках преобладает незавершенность линий в тех образах, которые требуют завершенности (к примеру, круг), повторное или неоднократное проведение линий. Грубая органическая графика — в случаях, когда доминируют макрографические образы, отмечается подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков. Преобладание геометрических фигур — в случаях, когда понятия изображаются преимущественно геометрическими фигурами. Стереотипия человеческими фигурами — в случаях, когда в рисунках преобладает изображение человеческих фигур. Считается, что при психической норме в пиктограмме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные образы. При органических поражениях головного мозга — чрезмерная стереотипия, упорядоченность, аккуратность в изображениях и четкое нумерование рисунков, их низкая дифференпированность, незавершенность линий, подчеркивание, обрамление изображений. При шизофрении доминируют абстрактные образы, возможна стереотипия, буквенное изображение и геометрические фигур, а также атипичное (несимметричное, негармоничное) расположение рисунков на листе. Примеры некоторых образов испытуемых.
Выхолощенные бессодержательные символы.
Символы больных шизофренией. Выхолощенные типы пиктограмм нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные символы, что либо символизируют, в основном же, крестики, линии, галочки, лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания, попытки вспомнить обозначения символов оказываются безуспешными.
Следует привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления.
Стереотипии человеческими фигурами.
Пиктограмма здоровой девушки.
Приложение №2 «проба Шульте». Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Испытуемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам. По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках внимания испытуемого: Внимание концентрируется достаточно — в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному. Внимание концентрируется недостаточно — в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное. Внимание устойчивое — в случае, если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц. Внимание неустойчивое - В случае, если замечается значительное колебание результатов по данным таблиц. Внимание истощаемое - В случае, если отмечается тенденция к увеличению времени затраченному испытуемым на каждую последующую таблицу. Нарушения внимания не являются специфичными для каких-либо психических заболеваний, типов психического реагирования, уровней психических расстройств. Однако, можно отметить специфику их изменений при различной психической патологии. Так, наиболее ярко они представлены в структуре экзогенно-органического типа психического реагирования, проявляясь нарушениями концентрации и устойчивости внимания, быстрой истощаемостыо, трудностями переключаемостью внимания. Сходные нарушения встречаются при неврозах. В рамках эндогенного типа психического реагирования нарушения внимания не являются определяющими (как правило, они либо отсутствуют, либо являются вторичными по отношению к другим психопатологическим феноменам). Несмотря на это существуют данные (Э.Крепелин) о том, что при шизофрении характерными оказываются нарушения активного внимания при сохранности пассивного. Это отличает пациентов с шизофренией от больных с экзогенно-органическими и невротическими психическими расстройствами. Больные шизофренией внешне невнимательные и рассеянные могут хорошо воспринимать все, что происходит вокруг, выхватывая случайные детали, и в то же время им редко удается активно направлять и длительно удерживать внимание на каком-либо заранее указанном объекте. Вследствие этого, по соотношению сохранности у пациента активного и пассивного внимания можно косвенно определить тип психического реагирования. Кроме того, у больных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что можно заметить в экспериментах на помехоустойчивость (к примеру, в методике Мюнстерберга). Нарушения внимания типичны для соматических заболеваний, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями. Наиболее часто расстройства внимания отмечаются у больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и другими заболеваниями, сопровождающимися общемозговыми явлениями (к примеру, при нейроинтоксикациях).
Приложение №3 Методика ММРI (СМИЛ). Исследование индивидуально-психологических особенностей человека включает в себя применение батареи тестов, направленных на оценку свойств темперамента, характерологических черт и особенностей личности. С помощью MMPI возможно уточнение клинически выявляемых феноменов, личностных особенностей пациентов с психическими нарушениями. Он позволяет анализировать скрытые от исследователя-клинициста индивидуальные тенденции и психопатологические переживания. Опросник состоит из трех оценочных и десяти клинических шкал. Каждая шкала способна выявлять как психологические особенности, так и психопатологические симптомы и синдромы. Условной границей является уровень 70 Т. Первая клиническая шкала (невротического сверхконтроля / ипо-хондричности) позволяет уточнять такие личностные свойства как склонность к контролю своих эмоций, ориентация в поведении на традиции, общепризнанные нормы, гиперсоциальность установок. При превышении уровня 70 Т шкала указывает на фиксированность внимания человека на внутренних ощущениях, склонность к преувеличению тяжести своего состояния, ипохондричность. Вторая шкала (депрессии) отражает уровень снижения настроения, пессимистическую настроенность, опечаленность, удрученность собственным положением, желание уйти от решения сложным жизненных ситуаций. Превышение уровня 70 Т может говорить о клинически выраженной депрессии с чувством тоски, бесперспективности, суицидальными мыслями и намерениями. Третья шкала (эмоциональной лабильности /истерии) указывает на выраженность неустойчивости фона настроения, склонности к драматизации событий, чувствительности. При показателях этой шкалы выше 70 Т можно отметить истерические черты поведения: демонстративность, «жажду признания», эгоцентризм, экзальтированность, инфантильность. По четвертой шкале (социальной дезадаптации/психопатии) возможно обнаружение и подтверждение таких черт как склонность к импульсивности, конфликтности, недоучет объективных обстоятельств и ориентация на желания, а не на реальность. Показатель по 4 шкале выше 70 Т демонстрирует признаки социальной дезадаптации, конфликтность, агрессивность, выраженную импульсивность и потерю контроля за собственным поведением. Пятая шкала (мужественности/женственности) указывает на выраженность свойств, характерных тому или иному полу. Шестая шкала (аффективной ригидности/паранойи) регистрирует такие качества, как застреваемость на отрицательных переживаниях, обидчивость, склонность к прямоте в общении, практичность, догматизм. Зашкаливание за 70 Т может быть подозрительным в отношении формирования у человека сверхценных или бредовых идей с чувством собственной ушемленности, враждебности со стороны окружающих. Седьмая шкала (тревоги/психастении) демонстрирует выраженность психастенических черт характера, тревожности, мнительности, склонности к образованию навязчивых идей, а при превышении 70 Т о дезорганизации поведения вследствие этих особенностей. Восьмая шкала (индивидуалистичности/аутизма/шизофрении) отражает такие личностные качества, как: своеобразие иерархии ценностей, отгороженность от окружающих, индивидуалистичность, трудности в общении. Превышения уровня 70 Т может указывать на выраженную дезорганизацию поведения, снижение реалистичности, склонность к аутистическому типу мышления. По девятой (оптимизма/гипомании) и десятой (интра-экстра-версии) возможна оценка данных качеств как в рамках психологических особенностей, так и при психической патологии. При неврозах отмечается невротический наклон профиля — преобладают показатели первых трех шкал. Нередко им сопутствует повышение по 7 шкале. При истерических симптомах профиль личности по MMPI приобретает вид «конверсионной пятерки» — при повышении трех шкал невротической триады лидируют первая и третья, а вторая несколько ниже, образуя вид латинской буквы V. При психопатиях, как правило, отмечается повышение по четвертой шкале. При психозах регистрируется повышение шкал психотической тетрады (4, 6, 8, 9). Кроме того, выделяют астенический и стенический тип профилей. В первом случае отмечается повышение по 2 и 7 шкалам, во втором — по 4, 6 и 9 шкалам. Депрессивный синдром психотического уровня отражается на MMPI пиками по 2, 7 и 8 со снижением (отрицательным пиком) по 9 шкале, маниакальный — пиками по 9 и 4 и снижением по 2 и 7 шкалам. С помощью данного метода невозможно «диагностировать», какое либо заболевание, он показывает лишь особенности личности, реакции на стресс и т д. Если у испытуемого высокие результаты по 8 – й шкале, это не значит что у него серьезное заболевание, это может означать интровертированость личности, социальную отчужденность. Патопсихологические методы исследования являются лишь дополнительным инструментарием.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.151 (0.015 с.) |