Личностно – смысловая сфера асоциальных подростков




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно – смысловая сфера асоциальных подростков



Смысловая сфера несовершеннолетних правонарушителей.

В работах, посвященных раскрытию причин агрессивной деформации личности несовершеннолетних, практически неисследованной оказалось смысловая сфера личности, с ее ядром, - системой ценностей.

И. А. Кудрявцев, О. Ф. Семенова (2002) исследовали особенности смысловой сферы (преимущественно ценностной) несовершеннолетних с психическими расстройствами совершивших правонарушения. Под психическими расстройствами авторы понимали нарушения поведения (с последующим переходом в расстройства личности), в основном отягощенных состояниями неврологического ризидуума. Мы предполагаем, что результаты исследования отражают основные особенности группы всех асоциальных подростков. Так как, по мнению Братуся Б. С. органические дефекты психики идущие от биологических особенностей болезни, не отменяют общие закономерности психической деятельности, но лишь сужают их, изменяя диапазон социального функционирования.

Авторы исходили из основной гипотезы, о том, что механизм «включения» в насильственный криминал и поведения в нем зависят от мировоззрения подростка, определенного способа восприятия им реальности.

Исследование проводилось с помощью метода репертуарных решеток Келли. Выявлены факты дегуманизации и примитивизации сознания несовершеннолетних правонарушителей. В семантике понятия «счастье» настораживает отсутствие значимых корреляций с какими либо моральными ориентирами, что отражает крайнюю недостаточность развития нравственного самосознания. Образ «молодого подростка», противопоставляется образу взрослого, который, следуя семантической логике несовершеннолетних правонарушителей, является хранителем правовых и моральных ценностей, а стало быть, способен карать за их несоблюдение. То есть наблюдается разрыв между подростками и старшим поколением выраженный у криминальных подростков в гораздо большей степени чем в контрольной группе. Авторы делают вывод, что представления подростков правонарушителей о нравственных нормах и их связи с юридическими законами остаются неинтероризированными, усвоенными лишь на уровне формальных знаний. Наблюдается отчуждение от морали взрослого человека, противопоставление себя взрослому. Данный этап морального развития соответствует доконвенциональному этапу по Л. Колберу. В свою очередь подростки контрольной группы имеют уровень развития моральных ценностей соответствующий конвенциональному, есть тенденция к переходу на постконвенциональный уровень. Взрослый с точки зрения контрольной группы, характеризуется умом, то есть при оценке взрослого отмечается уважение к нему.

У подростков контрольной группы положительное отношение вызывают альтруистично настроенные люди, соблюдающие закон, это свидетельствует об высоком положении в иерархии ценностей тех из них, которые носят нравственный, гуманитарный характер, отражают бережное отношение к окружающим, и являются своеобразным барьером для проявлений деструктивных намерений. У несовершеннолетних правонарушителей субординатные конструкты, связанные с позитивным отношениям к людям, объединены в одном суперординатном «располагает к себе», куда помимо названных вошла оценочная шкала «работает, учится». Смысловые же конструкты правосознания – «не может убить», «не может совершить преступление», отмеченные у испытуемых контрольной группы, представляют собой глубинный конструкт «законопослушный», который таким образом существует лишь на формально знаковом уровне. Позитивное отношение к окружающим у несовершеннолетних с криминальным поведением не связано с составляющими морального, правового сознания, а коррелирует с наличием в первую очередь взаимной симпатии, а во вторую с выполнением субъектом общественно полезной деятельности. Эти особенности личностных ценностей по мнению авторов указывают на низкий уровень развития нравственного сознания у подростков – правонарушителей и могут явится предиспозицией асоциального, криминального, в том числе агрессивного поведения.

Кластеры ценностей группы подростков правонарушителей носят «предметный характер» и находятся на конкретном уровне, что указывает на недостаточность рефлексии и осознания ценностно – смысловых ориентиров жизни. Авторы отмечают, важность для криминальных подростков тематики связанной с употреблением психоактивных веществ. У данного контингента подростков имеется конфликт, между гедонистическими желаниями и возможность наказания за них. В данном исследовании авторы также выявили настороженное отношение криминальных подростков к лицам женского пола, которые, по мнению данных испытуемых, склонны одобрять наказание за совершение преступлений.

В отличие от нормативных подростков, уровень развития смысловой сферы подростков с криминальным поведением соответствует эго или группоцентрическому по Б. С. Братусю.

 

 

Контроль знаний по клинической психологии.

Клинические разборы.

Задача №1. Наташа С., 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания. Из истории болезни видно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз. В настоящее время девочка должна быть переведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит самостоятельно ест, использует фразы из двух-трех слов.

При клиническом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 3-4 слов.

Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракуль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведение обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

1. Какое нарушение развития можно предположить?

2.В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Задача№2. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес., сидеть научился к 9 мес., ходить – в 1год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь – к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные – невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин – с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

3. К какому специалисту следует направить ребенка?

Задача №3. Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1 год и 3 мес., фразовая речь – к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, умеет читать и считает в пределах 100.

При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания – в норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механическому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запоминании фраз – 9 слов с первого предъявления. Интеллект – в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается Несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: оценка собственной деятельности ее не интересует. Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

1. Какой тип нарушения психического развития у Тани?

2. Консультация каких специалистов желательна?

Задача №4. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори.

При обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное – несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных – успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшает результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо. Отмечается тревожность.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?

Задача №5. Оля Л., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Ранее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть – в 9, ходить – 1 год и 9мес. Отдельные слова – 1,5 годам, фразовая речь – к 4 годам. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски ориентирована, выходит из дому только вместе с мамой, отличается высокой тревожностью.

При обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам. Критичность недостаточна. Вербальный IO = 52 балла, невербальный = 60. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооценка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, не понимает прочитанного, решение задач с 2 действиями недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный и вторичный дефект?

Рекомендации к выполнению клинических разборов.

Практические разборы устраиваются на практических занятиях и семинарах а так же студенты должны проанализировать вышеописанные случаи самостоятельно и принести результаты своего анализа в письменном виде преподователю. Анализ должен быть:

1. Логичным. Сначала необходимо увидеть общие закономерности, затем выводить частные умозаключения.

2. Аргументированным. Не принимаются работы в которых одной фразой описан тип психопатологии. Важен тот мыслительный процесс за счет которого вы сделали умозаключение. То есть должны быть описаны все этапы ваших рассуждений.

3. Эвристичность и прогностичность анализа. Кроме конкретного заключения необходимо продумать план коррекционной работы, с прогнозом и методами.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.006 с.)