ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Делинквентное и агрессивное поведение в подростковом возрасте.



Девиантное поведение человека можно обозначить как система поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе нормам и проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов: неадаптивности, нарушение процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля за собственное поведение.

В Менделевич В.Д. выделяет следующие виды девиантного поведения: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое поведение и девиантное поведение на базе гиперспособностей. Данная классификация основана на причинах возникновения, синдромах лежащих в основе поведенческих нарущений.

Змановская Е. В. выделяет: агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное.

1. Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно-наказуемое деяние. Данная форма отклоняющегося поведения является формой криминального поведения. Отличие делинквентного от криминального поведения коренится в тяжести правонарушения, выраженности антиобщественного характера.

2. Аддиктивное поведение – одна из форм девиантного поведения, с формированием стремления ухода от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, что направленно на развитие и поддержание интенсивности эмоций (Ц.П. Короленко, Т.А.Донских). Основным мотивом личности, склонной к аддиктивной форме поведения, является активное изменение неудовлетворяющего его психического состояния.

3. Патохарактерологический тип девиантного поведения – поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимся в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности и явно выраженные акцентуации характера.

4. Психопатологический тип девиантного поведения – основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.

5. Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека, выходящие за рамки обычного человека, способности которого значительно превышают среднестатистические способности. В данном случае говорят об одаренности, гениальности и т.д.

Учитывая специфику подросткового возраста целесообразно обратится к концепции патохарактерологических реакций, так как делинквентность во многих случаях является специфической реакцией на травмирующую среду и на возрастную специфику. Сам термин «реакция» в психиатрии и психологии употребляется в основном в двух значениях: во – первых им обозначают многочисленные формы психогений (реактивные состояния, психогенные реакции), например невротические и т д. Во – вторых он используется для обозначения более общих и менее определенных изменений в организме, в психической деятельности человека, подвергающегося какому – либо воздействию.

В. В. Ковалев исследовал состояния предшествующие патохарактерологическим развитиям. Самое краевое пограничное положение по отношению к психической норме по его мнению занимает группа своеобразных личностных реакций, которые наименее четко очерчены в клиническом плане [В. В. Ковалев 1979]. Автор предлагает критерии для разграничения нормальных и патологических форм личностного реагирования.

Характерологической (нормальной) реакцией автор называет проходящее, ситуационно обусловленное изменение поведения, проявляющееся преимущественно в репрезентативной микросреде (семья, школа и т д). Поведение имеет четкую психологическую направленность, не нарушает социальной адаптации и не сопровождается расстройством соматических функций. Патохарактерологическая (патологическая) реакция обычно возникает на основе характерологической. Иногда, при наличие измененной почвы патологический характер реакции выявляется с самого начала. В. В. Ковалев перечисляет признаки перехода характерологической реакции в патологическую: измененное поведение выходит за пределы микросоциальной среды и ситуации, в которой оно возникло; проявления психологической «понятности» ее утрачивается, присоединяются невротические расстройства. При достаточной выраженности патохарактерологическая реакция нарушает социально – психологическую адаптацию. Патохарактерологические реакции могут бесследно проходить, но в ряде случаев они трансформируются в более стойкие формы расстройств личности (патохарактерологические формирования). В. В. Ковалев выделил следующие варианты характерологических и следовательно патохарактерологических реакций: протеста, отказа имитации, компенсации и гиперкомпенсации. В пубертатном периоде могут наблюдаются описанные А. Е. Личко (1977) реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также, реакции обусловленные формирующимся сексуальным влечением. В возрасте 19 – 20 лет либо формируется типичная психопатия, либо психопатические свойства сглаживаются и личность гармонизуется.

Детерминантами агрессивного поведения является взаимосвязь органических и средовых факторов.

Большинство исследователей (П. Рольфс и Дж Рамирес, Ч. Голден, Ю. С. Шевченко, В. В. Ковалев и т д) огромную роль в подростковой агрессивности отводят гиперкинетическому синдрому (гиперактивность). Минимальные поражения ЦНС формируют симптом импульсивности, который впоследствии закрепляется и участвует в формировании агрессивного поведения. К органическим нарушениям присоединяются нарушения семейной системы (Э. Г. Эйдемиллер, А. И. Захаров, Личко А.Е.,В. Юстицкис, А. Г. Лидерс). Возможно как первичное нарушение семейной системы (то есть эмоциональное отвержение родителей, асоциальные семьи и т д), так и вторичное (А. Г. Лидерс), то есть ответ семейной системы на особенности поведения ребенка. К примеру, мать пытающаяся ограничить активность гиперактивного ребенка, систематически получает импульсивные реакции протеста, переходящие со временем из характерологических в патохарактерологические, в данных условиях у матери возникает вторичное эмоциональное отвержение ребенка. То есть происходит взаимосвязь и взаимообусловленность средовых и органических факторов.

Личностные особенности подростков с асоциальным поведением.

Асоциальным называется поведение направленное как против юридических норм, так и против норм морали установившейся в обществе. В данную группу входит делинквентность, некоторые формы патохарактерологического поведения.

Социопатическая личность

Социопатическая (антисоциальная) личность представляет собой психологический тип, описаный через глубинные психологические механизмы функционирования личности. А Айхорн определяет делинквентность, как «динамическое явление, результат взаимодействия психических сил, производящих искажения».

Данное искажение, прежде всего, связано с нарушением взаимоотношения между Эго и супер – Эго. Супер – Эго может быть не сформировано, в других случаях оно может быть чрезмерно жестоким, карающим. Эго – идеал может содержать антисоциальные идентификации.

Н. Мак – Вильямс описывает социопатическую личность через выраженную потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться как стремление влиять на людей, манипулировать ими. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности.

Уровень социальной адаптации при этом может быть различным. А. Айхорн ввел понятие явной и латентной делинквентности. Если в первом случае имеет место антисоциальное действие, то во втором это состояние существует, но не проявляется внешне.

Человек с антисоциальной организацией личности не обязательно совершает преступления, но его жизнь в целом определяется специфической мотивацией.

В психоаналитической литературе делинквентов рассматривают как тех, кто не в состоянии разрешить свои внутренние конфликты. Основной психологической защитой социопатических личностей является «всемогущий контроль». Они также используют проективную идентификацию, множество тонких диссоциативных процессов и отрыгивание вовне. При делинквентном поведении часто используется проекция на общество собственных негативных качеств. При этом общество илюзорно выглядит более плохим, чем оно есть на самом деле.

Отсутствие совести у социопатов свидетельствует не только о дифиците супер – Эго, но и о недостатке взаимных первичных привязанностей к другим людям. Для антисоциальной личности ценность других людей редуцируется до их полезности. Социопатические личности открыто хвастаются своими победами, махинациями, если думают что на слушателя это произведет впечатление. Убийцы могут с подробностями рассказывать об убийстве при этом скрывая подробности более мелких преступлений, или то что, по их мнению, может быть расценено как признаки слабости.

Основную трудность социально – психологической и психотерапевтической реабилитации социопатов, составляет тот факт, что они не страдают от дискамфорта из – за своего поведения.

Основным механизмом саморегуляции социопатической личности является отрыгивание вовне внутреннего напряжения и негативных чувств. При этом у таких людей возникает моментальное побуждение к действию. Они также не обладают опытом повышения самоуважения через контроль над собственными импульсами. Социопатов часто рассматривают, как недостаточно тревожащихся. Н. Мак – Вильямс объясняет это обстоятельство моментальным отреагированием вовне в комбинации признавать слабые чувства. Это означает, что если социопат и испытывают тревогу, то они отыгрывают ее так быстро, что окружающие не успевают ее заметить.

Не совсем понятен механизм формирования антисоциальной направлености. Доказано, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту. В таком случае конституциональными предпосылками социопатии может выступать, например высокий уровень базальной агрессии или сниженная реактивность нервной системы (более высокий порог возбуждения). Действительно, чтобы чувствовать себя бодро и хорошо социопат нуждается в резком, более встряхивающем опыте. Особая конституция может объяснить стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучатся социально – приемлемому поведению, их неспособность получать удовольствие от обычных для других людей вещей – музыки, природы, работы. Врожденно гиперактивному ребенку необходимо значительно большее участие отцовской фигуры, чем это принято. Ребенок, обладающий гораздо большей энергией, чем родители, может усвоить, что можно игнорировать потребности других людей, делая все, что хочется, умело, управляя поведением окружающих. Для отношения к таким детям со стороны родителей характерны: нестабильность, отсутствие дисциплины, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. Детство антисоциальных людей нередко отличается безнадзорностью, обилием опасностей и хаоса (хаотическая смесь суровой дисциплины и сверхпотворства; слабая мать и вспыльчивый садистичный отец; алкоголизм и наркотики в семье; семейные разрывы). В таких нестабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чувства защищенности в необходимые моменты развития, что может - подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества. Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств (явление алекситимии). В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Они могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются глубоко вовлечены в демонстрацию ребенком силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.

Антисоциальный индивид, вероятно, просто никогда не испытывал в нормальной степени привязанности и взаимной любви. Он не идентифицировался с теми, кто о нем заботится. Вместо этого оказалась возможной идентификация с «чуждым объектом», который переживается как хищный. Цитируя Мелой, Мак-Вильяме пишет о «недостаточности глубоких и бессознательных идентификаций первоначально с первичной родительской фигурой и в особенности архетипических и направляющих идентификаций с обществом и культурой человечества в целом». Последующие контакты ребенка со взрослыми вне круга семьи также не обогащают его личность необходимыми идентификациями.

Окружающих людей любят, пока они способствуют удовлетворению, и ненавидят, как только они в нем отказывают. Из за отсутствия полноценного Сверх-Я не существует и никаких внутренних требований, которые бы вызывали чувство вины. Хотя имеется интеллектуальное понимание последствий поведения, эмоциональное понимание отсутствует. Сиюминутное удовольствие важнее, чем угроза неудовольствия в будущем.

Таким образом, нарушение ранних объектных отношений приводит к серьезному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авторитетов. Несмотря на очевидное сходство, О. Кернберг отмечает психологическую неоднородность самой группы «антисоциальная личность» и предлагает выделять в ней несколько диагностических подгрупп.

1. Собственно антисоциальное расстройство личности характеризуется прежде всего тяжелой патологией супер-Эго. Это неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособность эмоционально привязываться (даже к животным); отношения, основанные на эксплуатации людей; лживость и неискренность; слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспособность следовать жизненному плану. В одних случаях такое поведение может иметь активно-агрессивную форму (злобно-садистическую), в других — пассивно-паразитическую (эксплуатирующую).

2. Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый злокачественный нарциссизм. Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство Я), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя агрессии), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте. В отличие от антисоциальной личности как таковой при злокачественном нарциссизме сохраняется потенциал привязанности и участия к другим людям или ощущение вины. Такие люди могут понять наличие у других моральных убеждений, могут иметь реалистичное отношение к своему прошлому и планировать будущее.

3. Далее, антисоциальное поведение (в основном пассивно-паразитического типа) может встречаться в структуре просто нар-циссического расстройства личности с преобладанием неспособности к длительной глубокой привязанности. Оно может проявляться в форме сексуальных аддикций; безответственности; эмоциональной или финансовой эксплуатации других.

4. Следующая группа включает антисоциальное поведение при других расстройствах личности (инфантильное, истероидное и др.).

5. В случае невротического расстройства личности антисоциальное поведение происходит из бессознательного чувства вины, что нередко может выглядеть как личная драма. Например, человек ворует мелкие предметы на работе, боясь разоблачения и увольнения.

6.Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подросткового бунтарства, нарушения адаптации под влиянием окружения, облегчающего перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.

7.Наконец, это могут быть диссоциальные реакции — некритичная адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным поведением.

Таким образом, такая психологическая реальность, как делинквентное поведение личности, содержит в себе как общие закономерности, так и выраженное индивидуальное своеобразие.

В обращении с делинквентными личностями целесообразно (насколько это возможно) игнорировать как их недоверие, так и провокации наказания. Следует исходить из того, что «они не умеют сдерживаться, но имеют страстное искаженное желание привязанности», не удовлетворенное в раннем детстве





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.009 с.)