Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патология памяти, мышления, интеллекта.

Поиск

Патология памяти, мышления, интеллекта.

Для специальности № 060101 лечебное дело

Курс

Дисциплина медицинская психология и психотерапия

 

Тюмень, 2009г.


 

Тема занятия: Патология памяти, мышления, интеллекта.

Значение темы: Врачи-педиатры, прежде чем работать, должны получить представление о психологии больного человека, о нарушениях его познавательных процессов.

Общая цель изучения темы:

o Сформировать у студентов представление о патологии памяти и внимания;

o Выделить основные виды нарушений памяти и внимания;

o Дать представления о методах исследования патологии памяти и внимания.

o Сформировать у студентов представление о патологии мышления и интеллекта;

o Выделить основные виды нарушений мышления и интеллекта;

o Дать представления о методах исследования патологии мышления и интеллекта.

Учебная цель: на основании изучения данной темы студенты должны:

а) знать: понятие памяти, внимания, мышления, интеллекта, их патология, виды;

б) уметь: применять методы диагностики нарушений памяти, внимания, мышления и интеллекта в практической деятельности;

в) иметь представление об особенностях и специфике нарушений познавательных процессов.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материалы лекции, обязательной и дополнительной литературы, методические указания.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания по данной теме.

3. Выполнить предложенное контрольное задание и сделать соответствующие выводы.

Блок информации:

 

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.).

Внимание характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Избирательность (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на восприятие определенной информации.

Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов.

Переключаемость – возможность выполнения действий во времени, при смене целей или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы. Например, прослеживать две последовательности чисел разной окраски: одну в порядке возрастания, другую в порядке убывания ("модифицированная таблица" Горбова).

Для широкой врачебной практики (Менделевич) полезно учитывать следующие нарушения внимания.

1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.

1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении у ослабленных людей с соматическими заболеваниями,у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.

2-й вариант: слабаяконцентрациявнимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом (I67.2) в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме (F10) и наркомании (F11-F14) и на поздних стадиях шизофрении (F20-F29).

2. Гиперметаморфоз внимания повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.

3. Сужение объема внимания патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.

4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа (S06) и другими органическими заболеваниями мозга (F00-F09), а также с реактивными пограничными состояниями (F43) и посттравматическими состояниями (F07.2).

5. Инертность внимания невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания. Наблюдается у больных эпилепсией (G40), при психопатиях с паранойяльным развитием (F60.0), при психопатоподобной форме шизофрении (F21.4).

Рис. 1. Виды нарушений памяти

Дисмнезиями называют формальные расстройства динамических процессов памяти. Парамнезиями называют патологическую продукцию мнестических процессов. Не всегда расстройства памяти (особенно формальные) являются признаком психического заболевания. Они могут встречаться и у психически здоровых людей при особых условиях (в состоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т. п.). Но очень часто нарушения памяти входят в структуру психического дефекта при различных психических заболеваниях и аномалиях.

Гипермнезии — непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность воспроизводить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем. При этом особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение. При гипермнезии отмечается усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико-смысловой памяти. Данное нарушение памяти может встречаться при особых состояниях сознания, в гипнотическом сне, при приеме алкоголя и некоторых наркотиков, а также при различных психических заболеваниях (в отдельных случаях шизофрении, психопатии, при маниакальных и гипоманиакальных состояниях и пр.).

Гипомнезия — частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали («прорешливая память», когда пациент вспоминает не все, что должен был вспомнить, только самое важное, яркое или часто повторяющееся). Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры.

Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клиническими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый характер. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т. п.). Гипомнезия входит в структуру многих психопатологических синдромов (невротического, психоорганического и др., а также является симптомом врожденного или приобретенного слабоумия).

Амнезия — полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом клинической психологии. Их можно классифицировать по разным основаниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти.

По отношению к событиям,происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:

1) ретроградная — выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни (расстройства); ретроградная амнезия может возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы;

2) конградная — выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства);

3) антероградная — утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни (расстройства); антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хронических отравлений, а также при деменциях.

4) антероретроградна я — выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства); скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе.

По нарушенной функции памяти различают следующие типы амнезий:

1) фиксационная — на текущие и недавние события;

2) анэкфория — неспособность воспроизведения информации без подсказки;

3) прогрессирующая — сначала наступают трудности в воспоминании, затем наступает забывчивость на текущие и недавние события, потом забываются все более отдаленные события. Сначала страдает память времени совершения отдаленных событий, а затем страдает память содержания событий. Сначала — менее организованное знание (научное, языки). Затем — многократно случавшиеся события. Потом забываются факты с сохранением аффективной памяти. Затем идет распад праксической памяти — памяти навыков, и наступает апраксия.

По динамике проявления расстройства памяти выделяют следующие амнезии:

1) ретардированная — забывание наступает через некоторое время после ЭПИ; какое-то время хорошо помнит, но спустя короткое время — уже не может воспроизвести (например, короткий рассказ).

2) стационарная — стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучшений или ухудшений) во времени;

3) лабильная (прерывистая) — нарушения колеблются в течение времени — то возникают, то исчезают /12/;

4) регрессирующая — амнезия с частичным восстановлением памяти.

 

Наиболее типичными психопатологическими расстройствами содержательной стороны памяти (патологической продукцией памяти) являются парамнезии — обманы памяти. Различают несколько видов парамнезий.

Псевдореминисценции — ошибочные воспоминания, иллюзии памяти. Действительные события вспоминаются в другом временном интервале (чаще перенос из прошлого в настоящее — замещаются провалы в памяти, возникшие вследствие фиксационной или прогрессирующей амнезии). Один из вариантов — жизнь в прошлом, когда прошлые события жизни начинают восприниматься как настоящие, начинают происходить ложные узнавания людей с адекватным этим узнаваниям поведением. Иногда такой вариант сопровождается симптомом неузнавания себя в зеркале.

Криптомнезии — искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. Например, увиденное в кино, прочитанное в книге воспринимается как пережитое. Или наоборот — личные события воспринимаются как чужие.

Эхомнезии — обманы памяти, при которых новое событие воспринимается как сходное с тем, которое уже имело место. Другое название этого вида парамнезий — феномен «уже виденного (фр. — deja vu),«уже слышанного (фр. — deja entendu)или «уже обдуманного» (фр. — deja pense).При таком расстройстве текущее восприятие события одновременно проецируется в настоящее и в прошлое. Феномен «уже виденного» характеризуется убежденностью человека в том, что он уже когда-то переживал подобное событие, но не может указать, где и когда оно происходило. При дежа вю событие воспринимается как полностью идентичное событию из прошлого. Кроме феномена дежа вю к эхомнезиям также относят парамнезии Пика — это такая разновидность воспоминания «уже пережитого», когда человек только отмечает некоторое сходство ситуации, но понимает, что оно не идентично прошлому событию.

Конфабуляции — вымыслы памяти — ложные воспоминания с убежденностью в их истинности. Замещающие конфабуляции — заполняют провалы в памяти, имеют обыденное содержание, профессионально-бытовое, неустойчивое во времени, лабильное по фабуле, по мере разговора фабула обрастает новыми деталями-«воспоминаниями». Фантастические конфабуляции — ложные воспоминания о невероятных событиях в прошлом, содержание стабильно, имеет признаки бреда величия, эротические компоненты. Паралитические конфабуляции — ложные воспоминания нелепого содержания (трижды маршал).

Хотя парамнезии, как правило, встречаются при тяжелых нарушения деятельности мозга, при психозах, нарушениях сознания, иногда обманы памяти (криптомнезии) могут встречаться и у психически здоровых людей при значительном переутомлении, в состоянии соматически обусловленной астении. Среди законов формирования мнестических расстройств наиболее известным в психопатологии считается закон Рибо,в соответствии с которым нарушения (утрата) памяти происходят в определенном хронологическом порядке — вначале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем — на старые. Восстановление памяти происходит в обратном порядке.

Рис.1. Схема мышления

На основе этой схемы можно рассмотреть нарушения операциональной стороны мышления, которые проявляются в актуализации случайных, слабых или конкретно-ситуационных связей. В то же время неучет испытуемым условий и содержания инструкций к тестам может свидетельствовать о нарушениях мотивационной сферы (нецеленаправленность ассоциаций, разноплановость суждений, снижение критичности, резонерство).

 

 


Рис.2. Виды патологии мышления

Таб.1. Варианты бредовых идей

Бредовые идеи преследования Бредовые идеи величия Бредовые идеи самоуничижения
-преследования - воздействия - отравления - отношения - ущерба - интерметаморфозы - сутяжный   - изобретательства - реформаторства - высокого происхождения - любовного очарования - величия - виновности - ипохондрический - нигилистический - дисморфомания - одержимости - метаморфозы

 

Рис.3. Патология интеллекта

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое внимание?

2. Какие виды нарушения внимания вы знаете?

3. Дайте краткую характеристику каждому нарушению внимания.

4. При каких заболеваниях встречаются нарушения внимания?

5. Методы диагностики нарушения внимания.

6. Что такое память?

7. Виды нарушений памяти.

8. Что такое конфабуляция?

9. Типология амнезий.

10. Методы диагностики нарушений внимания.

11. Что такое мышление?

12. Виды патологии мышления.

13. Нарушение операциональной стороны мышления.

14. Нарушение динамики мышления.

15. Нарушение личностного компонента мышления.

16. Нарушение содержания мышления.

17. Методы исследования мышления.

18. Что такое интеллект?

19. Врожденные варианты патологии интеллекта

20. Приобретенные варианты патологии интеллекта.

 

Контрольные задания:

 

Задачи:

1.Человек, перенесший травму головы с потерей сознания в течение 5 ч., прийдя в себя, никак не мог вспомнить не только как, при каких обстоятельствах это случилось, но и что было в течение трех дней перед этим. Совершенно не помнил, что он в этот период делал, где был, кого видел. Определите патологию.

2.Больной, перенесший серию эпилептических припадков, после окончания их и полного прояснения сознания долго разговаривал с врачом, сообщая ему о самочувствии в данный момент, жаловался на боль в прикушенном языке, на чувство разбитости во всем теле, просил поскорее выписать его домой. Однако когда встретил врача через несколько часов – к вечеру того же дня, то никак не мог вспомнить, что сегодня этого врача уже видел. Совершенно не помнил также и содержание беседы, а также все другие события дня (что он ел за обедом, чем занимался). Определите патологию.

3.Больная никак не могла запомнить, где стояла ее кровать, хотя находилась в этой палате уже в течение нескольких лет; не помнила имени своего лечащего врача, несмотря на то что ей сообщали его каждый день; никак не могла вспомнить, что она только что ела, чем занималась. Встречая по нескольку раз в день дежурную сестру, каждый раз радостно заявляла: «Рада вас приветствовать, давненько мы с вами не встречались». Определите патологию.

4.Больная, ничего не помнящая из событий последних лет, забывшая даже, как зовут ее дочь, В то же время хорошо помнила, какую чудесную куклу ей подарили в шестилетнем возрасте, хотя было это 60 лет тому назад. Помнила, какое на этой кукле было платье, какие волосы,как она не расставалась с ней даже ночью. Определите патологию.

5.Больной с возмущением говорил: «Ужасные безобразия творятся в этой клинике, вчера, например, меня посадили в клетку, а до этого заставили вылезать на улицу через форточку». Определите патологию.

6.Больная утром, только что проснувшись, рассказала соседкам по палате содержание своего сна: ей приснилось, что мать в ее присутствии сдала в ломбард все ее платья. Увидев мать, пришедшую к ней на свидание к вечеру этого дня, больная стала плакать и упрекать ее за «сданные в ломбард платья». Была убеждена, что это было на самом деле, заявляла матери: «Тебе просто стыдно, вот ты и говоришь, что ничего не сдавала». Определите патологию.

7.Больной, в прошлом очень образованный и культурный человек, не стесняясь присутствующих, ходит голым по палате, затем подходит к молодому врачу и предлагает ей «немедленно выходить за него замуж». Не помнит дат своей жизни, известных исторических дат. Без всякой критики относится к своему состоянию, считает себя вполне здоровым, а факт своего пребывания в отделении психиатрической больницы объясняет желанием «отдохнуть от дел в этой милой обстановке». Определите патологию.

 

Контрольные тесты:

1. Память это:

а) способность фиксировать информацию;

б) способность воспроизводить полученную информацию;

в) способность фиксировать, удерживать и воспроизводить полученную информацию.

г) способность фиксировать и удерживать полученную информацию

2. Нарушения памяти:

а) гипомнезия, гипермнезия, олигофрения;

б) гипо-, гипер-, пара-, амнезия;

в) пара-, амнезия, имбецильность.

3. Гипомнезия это:

а) отсутствие памяти;

б) усиление способности памяти;

в) снижение памяти.

4. Гипермнезия это:

а) отсутствие памяти;

б) искажение памяти;

в) усиление способности памяти.

5. Амнезия это:

а) отсутствие памяти;

б) искажение памяти;

в) снижение памяти.

6. Амнезия, характеризующаяся отсутствием памяти на события предшествующие травме:

а) ретроградная;

б) антероградная.

7. Амнезия, характеризующаяся отсутствием памяти на события последующие после травмы:

а) ретроградная;

б) антероградная.

8. Искажение памяти, характеризующееся ложными воспоминаниями:

а) конфабуляции;

б) псевдореминесценции.

9. Парамнезия, характеризующаяся перемещением событий, которые находятся в памяти, во времени:

а) конфабуляции;

б) псевдореминесценции.

10. Невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания:

а) истощаемость внимания;

б) псевдореминесценции;

в) сужение объема внимания.

11. Патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения.:

а) гиперметаморфоз внимания;

б) сужение объема внимания;

в) неустойчивость внимания.

 

12. Тип невнимательности, связанный с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов:

а) невнимательность;

б) сужение объема внимания;

в) слабая концентрация внимания.

13. Врожденные нарушения интеллекта:

а) «белая горячка», деменция;

б) олигофрения, дебильность, имбицильность, идиотия.

14. Приобретенное слабоумие:

а) дебильность, имбицильность, идиотия, олигофрения;

б) «белая горячка», деменция.

15. Тотальная деменция это:

а) изменение интеллекта с осознанием своего слабоумия;

б) изменение интеллекта без осознания своего слабоумия.

16. Парциальная деменция это:

а) изменение интеллекта с осознанием своего слабоумия;

б) изменение интеллекта без осознания своего слабоумия.

17. Мышление это:

а) способность логически мыслить;

б) отражение связи между событиями и явлениями;

в) способность воспринимать информацию.

18. Нарушения мышления могут быть по:

а) форме, темпу, содержанию;

б) форме, ритму, скорости;

в) темпу, содержанию, ритму.

19. К нарушению мышления по содержанию относят:

а) резонёрство, остановку мысли, и паралогическое мышление;

б) ускоренное, замедленное мышление;

в) бредовые идеи, навязчивые мысли, сверхценные идеи.

20. К нарушению мышления по форме относят:

а) резонёрство, остановку мысли, и паралогическое мышление;

б) ускоренное, замедленное мышление;

в) бредовые идеи, навязчивые мысли, сверхценные идеи.

21. К нарушению мышлению по темпу относят:

а) резонёрство, остановку мысли, и паралогическое мышление;

б) ускоренное, замедленное мышление;

в) бредовые идеи, навязчивые мысли, сверхценные идеи.

22. Резонёрство – это:

а) бесплодное рассуждательство;

б) отсутствие связи между фразами;

в) детализация суждений.

23. К персеверации относят:

а) бессмысленное повторение одних и тех же слов;

б) суждение и умозаключения из нереальных событий;

в) длительное доминирование одной мысли.

24. Бессмысленное и ритмичное повторение одних и тех же слов характерно для:

а) вербигерации;

б) мимоговорения;

в) соскальзывания.

25. Навязчивые действия это:

а) тики, слова паразиты;

б) опасные движения, появляющиеся вопреки сознанию;

в) движения, возникающие совместно с навязчивыми мыслями, являющиеся факторами защиты.

26. Бредовые идеи это:

а) фобии;

б) убеждения в своих знаниях, собственное мировоззрение;

в) действия вопреки сознанию.

27. К методам исследования мыслительных процессов относят:

а) понимание рассказов, сюжета картин;

б) установление последовательности;

в) наблюдение;

г) классификации;

д) пиктограмма;

е) опрос;

ж) понимание пословиц.

 

 

Литература:

Основная

1.ЛакосинаН.Д. Клиническая психология: Учебник М.: МЕДпресс-информ 2005

2.Менделевич. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2002

3.Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: уч. Пособие. М., Медицина 2004

Дополнительная

1.Сидоров П.И. Клиническая психология М., ГЭОТАР 2002

2. Клиническая психология: учебник \Под ред. Б.Д.Карвасарского СПБ: Питер 2006

3. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология: уч. Пособие М., Академия 2005

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник М., СПБ, Питер 2005

5. Клиническая психология под ред. Бауманна, Перре. – СПб.: Питер, - 2003.

6. Мягков И., Боков С. Медицинская психология. – М.: Знание, - 1995.

7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология. - М., 2002.

8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: ЭКСМО, - 2004.

 

Патология памяти, мышления, интеллекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.012 с.)