Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики для исследования мышления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями (словесная классификация). Испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, измерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. Способность выделить две или три группы на последнем этапе свидетельствует о высоком уровне обобщения. 2. Исключение. Также существует два варианта этой методики: словесный и предметный. Последний представляет из себя набор карточек с изображением четырех предметов, три из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один из них существенно отличается, он должен быть исключен. Решение испытуемого на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу свидетельствует о снижении уровня обобщения. Актуализация "слабых", чрезмерно обобщенных признаков свидетельствует об искажении процесса обобщения. 3. Образование аналогий. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равена. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику "сложные аналогии". 4. Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения. 5. Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления нарушений мышления по шизофреническому типу, а также при трудностях вербализации понимаемого переносного смысла, когда фраза облегчает объяснение. 6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнять пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова и др. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.) Рис.3. Патология интеллекта
Контрольные вопросы: 1. Что такое внимание? 2. Какие виды нарушения внимания вы знаете? 3. Дайте краткую характеристику каждому нарушению внимания. 4. При каких заболеваниях встречаются нарушения внимания? 5. Методы диагностики нарушения внимания. 6. Что такое память? 7. Виды нарушений памяти. 8. Что такое конфабуляция? 9. Типология амнезий. 10. Методы диагностики нарушений внимания. 11. Что такое мышление? 12. Виды патологии мышления. 13. Нарушение операциональной стороны мышления. 14. Нарушение динамики мышления. 15. Нарушение личностного компонента мышления. 16. Нарушение содержания мышления. 17. Методы исследования мышления. 18. Что такое интеллект? 19. Врожденные варианты патологии интеллекта 20. Приобретенные варианты патологии интеллекта.
Контрольные задания:
Задачи: 1.Человек, перенесший травму головы с потерей сознания в течение 5 ч., прийдя в себя, никак не мог вспомнить не только как, при каких обстоятельствах это случилось, но и что было в течение трех дней перед этим. Совершенно не помнил, что он в этот период делал, где был, кого видел. Определите патологию. 2.Больной, перенесший серию эпилептических припадков, после окончания их и полного прояснения сознания долго разговаривал с врачом, сообщая ему о самочувствии в данный момент, жаловался на боль в прикушенном языке, на чувство разбитости во всем теле, просил поскорее выписать его домой. Однако когда встретил врача через несколько часов – к вечеру того же дня, то никак не мог вспомнить, что сегодня этого врача уже видел. Совершенно не помнил также и содержание беседы, а также все другие события дня (что он ел за обедом, чем занимался). Определите патологию. 3.Больная никак не могла запомнить, где стояла ее кровать, хотя находилась в этой палате уже в течение нескольких лет; не помнила имени своего лечащего врача, несмотря на то что ей сообщали его каждый день; никак не могла вспомнить, что она только что ела, чем занималась. Встречая по нескольку раз в день дежурную сестру, каждый раз радостно заявляла: «Рада вас приветствовать, давненько мы с вами не встречались». Определите патологию. 4.Больная, ничего не помнящая из событий последних лет, забывшая даже, как зовут ее дочь, В то же время хорошо помнила, какую чудесную куклу ей подарили в шестилетнем возрасте, хотя было это 60 лет тому назад. Помнила, какое на этой кукле было платье, какие волосы,как она не расставалась с ней даже ночью. Определите патологию. 5.Больной с возмущением говорил: «Ужасные безобразия творятся в этой клинике, вчера, например, меня посадили в клетку, а до этого заставили вылезать на улицу через форточку». Определите патологию. 6.Больная утром, только что проснувшись, рассказала соседкам по палате содержание своего сна: ей приснилось, что мать в ее присутствии сдала в ломбард все ее платья. Увидев мать, пришедшую к ней на свидание к вечеру этого дня, больная стала плакать и упрекать ее за «сданные в ломбард платья». Была убеждена, что это было на самом деле, заявляла матери: «Тебе просто стыдно, вот ты и говоришь, что ничего не сдавала». Определите патологию. 7.Больной, в прошлом очень образованный и культурный человек, не стесняясь присутствующих, ходит голым по палате, затем подходит к молодому врачу и предлагает ей «немедленно выходить за него замуж». Не помнит дат своей жизни, известных исторических дат. Без всякой критики относится к своему состоянию, считает себя вполне здоровым, а факт своего пребывания в отделении психиатрической больницы объясняет желанием «отдохнуть от дел в этой милой обстановке». Определите патологию.
Контрольные тесты: 1. Память это: а) способность фиксировать информацию; б) способность воспроизводить полученную информацию; в) способность фиксировать, удерживать и воспроизводить полученную информацию. г) способность фиксировать и удерживать полученную информацию 2. Нарушения памяти: а) гипомнезия, гипермнезия, олигофрения; б) гипо-, гипер-, пара-, амнезия; в) пара-, амнезия, имбецильность. 3. Гипомнезия это: а) отсутствие памяти; б) усиление способности памяти; в) снижение памяти. 4. Гипермнезия это: а) отсутствие памяти; б) искажение памяти; в) усиление способности памяти. 5. Амнезия это: а) отсутствие памяти; б) искажение памяти; в) снижение памяти. 6. Амнезия, характеризующаяся отсутствием памяти на события предшествующие травме: а) ретроградная; б) антероградная. 7. Амнезия, характеризующаяся отсутствием памяти на события последующие после травмы: а) ретроградная; б) антероградная. 8. Искажение памяти, характеризующееся ложными воспоминаниями: а) конфабуляции; б) псевдореминесценции. 9. Парамнезия, характеризующаяся перемещением событий, которые находятся в памяти, во времени: а) конфабуляции; б) псевдореминесценции. 10. Невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания: а) истощаемость внимания; б) псевдореминесценции; в) сужение объема внимания. 11. Патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения.: а) гиперметаморфоз внимания; б) сужение объема внимания; в) неустойчивость внимания.
12. Тип невнимательности, связанный с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов: а) невнимательность; б) сужение объема внимания; в) слабая концентрация внимания. 13. Врожденные нарушения интеллекта: а) «белая горячка», деменция; б) олигофрения, дебильность, имбицильность, идиотия. 14. Приобретенное слабоумие: а) дебильность, имбицильность, идиотия, олигофрения; б) «белая горячка», деменция. 15. Тотальная деменция это: а) изменение интеллекта с осознанием своего слабоумия; б) изменение интеллекта без осознания своего слабоумия. 16. Парциальная деменция это: а) изменение интеллекта с осознанием своего слабоумия; б) изменение интеллекта без осознания своего слабоумия. 17. Мышление это: а) способность логически мыслить; б) отражение связи между событиями и явлениями; в) способность воспринимать информацию. 18. Нарушения мышления могут быть по: а) форме, темпу, содержанию; б) форме, ритму, скорости; в) темпу, содержанию, ритму. 19. К нарушению мышления по содержанию относят: а) резонёрство, остановку мысли, и паралогическое мышление; б) ускоренное, замедленное мышление; в) бредовые идеи, навязчивые мысли, сверхценные идеи. 20. К нарушению мышления по форме относят: а) резонёрство, остановку мысли, и паралогическое мышление; б) ускоренное, замедленное мышление; в) бредовые идеи, навязчивые мысли, сверхценные идеи. 21. К нарушению мышлению по темпу относят: а) резонёрство, остановку мысли, и паралогическое мышление; б) ускоренное, замедленное мышление; в) бредовые идеи, навязчивые мысли, сверхценные идеи. 22. Резонёрство – это: а) бесплодное рассуждательство; б) отсутствие связи между фразами; в) детализация суждений. 23. К персеверации относят: а) бессмысленное повторение одних и тех же слов; б) суждение и умозаключения из нереальных событий; в) длительное доминирование одной мысли. 24. Бессмысленное и ритмичное повторение одних и тех же слов характерно для: а) вербигерации; б) мимоговорения; в) соскальзывания. 25. Навязчивые действия это: а) тики, слова паразиты; б) опасные движения, появляющиеся вопреки сознанию; в) движения, возникающие совместно с навязчивыми мыслями, являющиеся факторами защиты. 26. Бредовые идеи это: а) фобии; б) убеждения в своих знаниях, собственное мировоззрение; в) действия вопреки сознанию. 27. К методам исследования мыслительных процессов относят: а) понимание рассказов, сюжета картин; б) установление последовательности; в) наблюдение; г) классификации; д) пиктограмма; е) опрос; ж) понимание пословиц.
Литература: Основная 1.ЛакосинаН.Д. Клиническая психология: Учебник М.: МЕДпресс-информ 2005 2.Менделевич. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2002 3.Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: уч. Пособие. М., Медицина 2004 Дополнительная 1.Сидоров П.И. Клиническая психология М., ГЭОТАР 2002 2. Клиническая психология: учебник \Под ред. Б.Д.Карвасарского СПБ: Питер 2006 3. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология: уч. Пособие М., Академия 2005 4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник М., СПБ, Питер 2005 5. Клиническая психология под ред. Бауманна, Перре. – СПб.: Питер, - 2003. 6. Мягков И., Боков С. Медицинская психология. – М.: Знание, - 1995. 7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология. - М., 2002. 8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: ЭКСМО, - 2004.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.108 (0.008 с.) |