Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Классификация психодиагностических методик

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Практикум по психодиагностике»

Б1.Б.33

Направление подготовки 37.03.01Психология

 

Курс:   Аудиторная работа:  
Семестр:   Лекции:  
    Практические занятия:  
Зачет:   Самостоятельная работа:  
Экзамен:   Всего часов:  
       
Курсовая работа:   Зачетные единицы:  

 

 

Рабочую программу составил: Федяева Анна Филипповна
  (Ф. И. О. преподавателя)
Кандидат психологических наук ___________________________
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
   
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии  
    Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина
  (подпись)
  Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала     Протокол№ 10 от «24» июня 2015

 

Киров


 

Федяева А.Ф., Копылова О. Ю.

 

 

Практикум по психодиагностике: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

 

Рабочая программа дисциплины «Практикум по психодиагностике» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014 г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О.Ю. Практикум по психодиагностике: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2015. – 32 с.

 

© Кировский филиал МГЭИ, 2015

 


 


Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ОПП. Курс«Практикум по психодиагностике» является дисциплиной базовой части цикла Б1.Б.33 учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 5-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Введение в профессию», «Общая психология», «Общий психологический прак­тикум».

Знания, полученные в ходе изучения курса, закладывают необходимое основание для изучения дисциплин: «Организационная психология», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях».

Цель изучения дисциплины – сформировать умение адекватно выбирать и использовать психодиагностические средства.

Основные задачи дисциплины:

подготовить студентов к психодиагностической деятельности;

сформировать навыки организации и проведения диагностических обследований, интерпретации полученных статистических данных и решения психодиагностических задач;

приобрести практические навыки в области психодиагностики;

приобрести навыки реализации полученных знаний в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах.

Программа курса состоит из 10 тем и предусматривает написание реферата.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме практических занятий.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем:

применение специальных психодиагностических методик для работы с различными аспектами психики личности и коррекции отношений в индивидуальной и социальной жизни.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: виды диагностических норм; понятие интеллектуальных способностей; структура интеллектуальных способностей; понятие, структура, параметры, показатели креативности; темперамент: понятие, типология; синдромологический подход; тест «свободный рисунок»; ЛОБИ; анкеты по выявлению тревожности; содержание и структура ценностно-смысловой сферы; опросник для измерения мотивации достижения(А. Мехрабиан); нерешённые проблемы проективных методик; методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

Также в качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

знать классификации психодиагностических методик; характеристику основных психодиагностических методов; методы исследования и диагностики личности; основы и методы психодиагностики способностей; методы диагностики мотивационной сферы; методы диагностики самосознания; методы диагностики межличностных отношений;

уметь классифицировать психодиагностические методики; адекватно подбирать методы и методики исследования психологических феноменов; использовать данные методик для проведения диагностики; составлять планы, протоколы и отчеты результатов исследования; соблюдать в своей деятельности профессионально-этичес­кие нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации – Российском Психологическом Обществе (РПО); подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям; проводить методические процедуры в соответствии с этическими и методическими правилами; дифференцировать модели принятия решения в психодиагностическом процессе; описывать результаты и фор­мировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации;

владеть основными приёмами психодиагностики; навыками анализа полученных результатов и их интерпретации; приёмами профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических процедур; навыками саморегуляции в процессе выполнения психодиагностических процедур в соответствии с этическими и методическими принципами; способами группировки и обработки психодиагностической информации с помощью стандартных компьютерных статистических систем; навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности.

Процесс изучения дисциплины «Практикум по психодиагностике» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих профессиональных (ПК) компетенций:

способности к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

способности к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачетная единица равняется 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Расчётно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации – зачет + +
Общая трудоёмкость, часы    
Зачётные единицы    

 


Тематический план (ОФО)

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  Классификация психодиагностических методик           ПК-2,13  
  Диагностика интеллекта и умственного развития           ПК-2,13
  Психодиагностика креативности как универсальной творческой способности           ПК-2,13
  Психодиагностика темперамента и характера           ПК-2,13
  Патохарактерологическая диагностика       4/2*   ПК-2,13
  Психодиагностика эмоциональной сферы лич­ности       4/2*   ПК-2,13
  Психодиагностика ценностно-смысловой сферы личности       4/2*   ПК-2,13
  Психодиагностика мотивационно-потребно­стной сферы       4/2*   ПК-2,13
  Психодиагностика супружеских и детско-ро­дительских отношений           ПК-2,13
  Методы «скорой» диагностики.       4/2*  
  Зачет            
  Итого:       36/10*    

Тематический план (ЗФО)

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
4 курс
  Классификация психодиагностических методик           ПК-2,13  
  Диагностика интеллекта и умственного развития           ПК-2,13
  Психодиагностика креативности как универсальной творческой способности           ПК-2,13
  Психодиагностика темперамента и характера           ПК-2,13
  Патохарактерологи-ческая диагностика           ПК-2,13
  Психодиагностика эмоциональной сферы лич­ности           ПК-2,13
  Психодиагностика ценностно-смысловой сферы личности           ПК-2,13
  Психодиагностика мотивационно-потребно­стной сферы           ПК-2,13
  Психодиагностика супружеских и детско-ро­дительских отношений           ПК-2,13
  Методы «скорой» диагностики.          
  Зачет            
  Итого:       12/2*    

ПРОГРАММА КУРСА

Планы практических занятий

План проведения

Задание 1. Раскройте особенности процедуры получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.

Задание 2. Укажите, как в одной психодиагностической методике можно использовать разнообразные методы статистической обработки.

Задание 3. Опишите следующие параметры нормы: причинную обусловленность психических проявлений; максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам; соответствие реакций силе и частоте внешних раздражений; критический подход к обстоятельствам жизни; адекватность реакций на общественные обстоятельства; чувство ответственности за потомство и близких родственников; способность изменять поведение в зависимости от смены жизненной ситуации; самоутверждение в группе без ущерба остальных; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Задание 4. Опишите условия применения частного коэффициента корреляции.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с.

Дополнительная:

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.

Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб.: Питер, 2010. – 338 с.

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб.: Питер, 2008. –
384 с.

 


План проведения

Задание 1. Составьте список психодиагностических методик, которые могут быть использованы для изучения интеллекта и умственного развития.

Задание 2. Проведите психодиагностическое исследование уровня слуховой вербальной памяти и способов запоминания. Нужно подсчитать следующие показатели:

1) Количество проб, потребовавшихся для полного запоминания всех слов. Результаты сравниваются со шкалой оценок.

2) Количество слов, правильно воспроизведенных в каждой пробе. По результатам этих подсчетов строится график.

3) Степень осмысленности запоминания. Для этого подсчитывается количество слов, запомненных механически, и слов, которые запоминались с использованием каких-либо мнемических приемов: ассоциация по сходству, по противоположности, с помощью построения зрительного образа и т.д. Записываются все использованные для запоминания приемы.

Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование уровня умственных способностей с помощью краткого ориентировочного теста (КОТ).

Задание 4. Определите уровень умственных способностей с помощь логических задач:

1) Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб. был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

2) Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

3) Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

4) В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

5) Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить се сто раз?


Рекомендуемая литература

Основная:

Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов: учеб.пособие. – М.: Ось-89, 2009. – 144 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2011. – 688 с.

Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика. – 4-е издание. – М.: МПСИ, 2010. – 190 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.:Владос-Пресс, 2008. – 383 с.

План проведения

Задание 1. Исследуйте уровень творческого воображения с помощью теста «Круги». Для обработки результатов теста используйте три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Задание 2. На материале конкретного занятия по психологии покажите пути активизации студентов в процессе использования различных психодиагностических методик на определение креативности.

 

Задание 3. Укажите соответствие между задатками, способностями, склонностью, одаренностью.

Задание 4. Дайте характеристику понятию «интеллектуальное внимание».

Рекомендуемая литература

Основная:

Рогов Е.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. – М., 2010. – 322 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М.: Феникс, 2012. – 234 с.


План проведения

Задание 1. Проведите тест на определение типа темперамента с помощью Павловского темпераментального опросника (PTS). Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы.

Задание 2. Проведите психодиагностическое исследование структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева). Шкалы: уровень – про­цессов возбуждения, процессов торможения, подвижности нервных процессов; уравновешенность по силе.

Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование характерологических тенденций с помощью теста Т. Лири,установите преобладающие характерологические тенденции личности: доминантность – властность, уверенность в себе – самоуверенность – самовлюб­ленность, требовательность – непримиримость – жестокость, скептицизм – упрямство – негативизм, уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость, доверчивость – послушнocть – зависимость, добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм, отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.

Задание 4. Охарактеризуйте человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге с помощью метода групповой оценки личности (ГОЛ).

Рекомендуемая литература

Основная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с.

Дополнительная:

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М.: Феникс, 2012. – 234 с.

Кашапов Р.Р. Курс практической психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

План проведения

Задание 1. Обоснуйте достоинства и недостатки патохарактерологических опросников. Подготовьте предложения по совершенствованию данных тестов с позиций современной психологии.

Задание 2. Охарактеризуйте методики, используемые для диагностики расстройств и особенностей психической деятельности, которые свойственны неврозам, психопатиям, акцентуациям характера, начальным стадиям психических заболеваний.

Задание 3. Выявите преобладающий психопатологический синдром, степень общего отклонения психической деятельности человека от нормы с помощью Миннесотского многофазного личностного теста (ММРI).

Задание 4. Разработайте тесты для самостоятельной работы студентов Вашей группы по определению особенностей патологии характера.

Рекомендуемая литература

Основная:

Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов: учеб.пособие. – М.: Ось-89, 2009. – 144 с.

Дополнительная:

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.

Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб.: Питер, 2010. – 338 с.

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб.: Питер, 2008. 384 с.

План проведения

Задание 1. Проведите психодиагностическое исследование настроения как эмоционального состояния личности с помощью шкалы цветового диапазона настроений (автор А.Н. Лутошкин).

Задание 2. Проведите психодиагностическое исследование нервно-психической устойчивости с помощью методики «Прогноз», выявите отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оцените вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки. Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Задание 4. Опишите психические формы переживания человека, выявляющие отношение личности к миру, самому себе и выполняющие сигнальную, оценочную и регулятивную функции. Какие психодиагностические методики используют для исследования данных переживаний.

Рекомендуемая литература

Основная:

Рогов Е.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. – М., 2010. – 322 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2011. – 688 с.

Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика. – 4-е изд. – М.: МПСИ, 2010. – 190 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.:Владос-Пресс, 2008. – 383 с.

План проведения

Задание 1. Проведите психодиагностическое исследование реальной структуры ценностных ориентаций личности (методика С.С. Бубновой). Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье.

Задание 2. Перечислите важнейшие компоненты структуры личности.

Задание 3. Определите уровень импульсивности с помощью теста-опросника В.А. Лосенкова. Подсчитайте величину показателя импульсивности «Пи».

Задание 4. Перечислите методики, используемые для исследования уровня социальной адаптации и процесса интериоризации.

Рекомендуемая литература

Основная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М.: Феникс, 2012. – 234 с.

План проведения

Задание 1. Проведите психодиагностическое исследование мотивации достижений с помощью личностных опросников для измерения мотивов.

Задание 2. Изучите реализацию ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье.

Задание 3. Перечислите психодиагностические методики для диагностирования мотивационно-потребностной сферы.

Задание 4. Проведите психодиагностическое исследование мотивации достижений с помощью опросника измерения аффилиативной тенденции и чувстительности к отвержению А. Мехрабиана.

Рекомендуемая литература

Основная:

Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов: учеб.пособие. – М.: Ось-89, 2009. – 144 с.

Дополнительная:

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.

Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб.: Питер, 2010. – 338 с.

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб.: Питер, 2008. –
384 с.

План проведения

Задание 1. Перечислите психодиагностические методики супружеских и детско-родительских отношений.

Задание 2. Проведите психодиагностическоеисследованиедетско-родительских отношений с помощью теста PARI, определите факторы (демократичность, гиперопека, авторитарность).

Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование удовлетворенности браком, с помощью теста-опросника (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, предназначенным для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Задание 4. Разработайте рекомендации по эффективности воспитания ребенка для семейных пар.

Рекомендуемая литература

Основная:

Рогов Е.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. – М., 2010. – 322 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М.: Феникс, 2012. – 234 с.


Методы «скорой» диагностики

План проведения

Задание 1. Назовите достоинства и недостатки проективных методик «Рисунок несуществующего животного», «Автопортрет», «Рисунок семьи», «Незаконченные предложения».

Задание 2. Раскройте сущность законов Фехнера и Бугера–Вебера.

Задание 3. Охарактеризуйте метод групповой оценки как способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.

Задание 4. Раскройте подходы к изучению и диагностике психологической совместимости: структурный, функциональный, адаптивный.

Рекомендуемая литература

Основная:

Рогов Е.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. – М., 2010. – 322 с.

Дополнительная:

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М.: Феникс, 2012. – 234 с.

Кашапов Р.Р. Курс практической психологии: учеб.пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Основными видами учебной работы являются: практические занятия, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Имитационные игры (ролевые), метод проектов, кейс-метод, тренинги, беседы, дискуссии, разбор конкрет­ных профессиональных ситуаций, заслушивание ре­фератов.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам, пропущенных занятий, написание рефератов.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.


Задания для контрольного тестирования

 

1. Все методы математико-статистического анализа условно делятся на …

a)основные и второстепенные;

b) первичные и вторичные;

c)третичные и пятиричные;

d) центровые и неосновные.

2. Количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке, называют …

a)медиана;

b) мода;

c) дисперсия;

d) формула.

3. Метод вторичной статистической обработки, посредством которого выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных, носит название …

a) метод корреляций;

b) регрессионное исчисление;

c)факторный анализ;

d)статистический анализ.

4. Определение особенностей психического развития ребенка, фор­мирование определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам …

a)псикоррекционная работа;

b) психологическая диагностика;

c)развивающая работа;

d)психологическое консультирование.

5. Важным принципом практической психологии является умение хранить в тайне все, что происходит во время сеанса…

a) конфиденциальность;

b) эмпатия;

c)ответственность;

d) принципненанесения ущерба.

6. Психолог уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей …

a) Конвенцией прав человека;

b) Пропагандой прав человека;

c) Декларацией прав человека;

d) Конституцией прав человека.

7. Согласно закону …, величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя

a) Бугера–Вебера;

b) Сеченова–Вавилова;

c) Шеррингтона–Фехнера;

d) Вебера–Фехнера.

8. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя, это …

a) негативная адаптация;

b) позитивная адаптация;

c)относительная адаптация;

d) слабая адаптация.

9. Искажение восприятия реальных предметов, это …

a)галлюцинации;

b) видения;

c) иллюзии;

d) фантазии.

10. Один из видов иллюзии, при котором один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков …

a) иллюзияЭббингауза;

b) иллюзия Мюллера-Лайера;

c)иллюзияВертгеймера;

d)иллюзияШарпантье.

11.Существует м етодика для определения пространственных представлений, она называется …

a) «Часы»;

b) «Стрелки»;

c) «Компасы»;

d) «Глобусы».

12. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название …

a) фантазии;

b) мечты;

c) галлюцинации;

d) интуиции.

13. Преднамеренное и непреднамеренное воображение относится к:

a)активному воображению;

b) творческому воображению;

c) пассивному воображению;

d) воссоздающему воображению.

14. Метод, позволяющий классифицировать представления по степени субъективной наглядности, основу этого метода составляет принцип, заключающийся в приписывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта или явления чисел …

a)методшкалирования;

b)методабсолютной оценки;

c) методсаморанжирования;

d) метод выбора.

15. При проведении методики «10 слов» при истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит … характер

a)волнообразный;

b) прямой;

c) кривой;

d) зигзагообразный.

16. При определении утомляемости по методике «Счёт Крепелина», рисуется кривая …

a)утомляемости;

b) работоспособности;

c)расходованной энергии;

d)затраченных калорий.

17. Определяют избирательность внимания с помощью тестового бланка с множеством букв, такую методику называют …

a) Таблица Шульте;

b) Проба Мюнстерберга;

c) Тест Пьерона-Рузера;

d) Счёт Крепелина.

18. Определяют уровень концентрации внимания с помощью теста с изображенным на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом, его называют …

a) Проба Мюнстерберга;

b) Тест Крепелина;

c) Тест Пьерона-Рузера;

d) Таблица Шульте.

19. Определяют уровень переключаемости внимания с помощью таблицы красно-чёрных цифр, под названием…

a) Таблица Шульте;

b) Тест Пьерона-Рузера;

c) Проба Мюнстерберга;

d) Таблица Крепелина.

20. Брейнстормингпо другому называется …

a) мозговой штурм;

b) мозговая атака;

c)мозговая война;

d)мозговая активность.

21. Метод активизации мыслительных процессов, который состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных способов активации поиска объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность …

a) лонгитюдный метод;

b) мозговой штурм;

c) метод фокальных объектов;

d)социометрия.

22. Изучение образного мышления возможно с помощью медики …

a)тестПьерона-Рузера;

b) тестКрепелина;

c)тест Векслера;

d) тестРавена.

23. Изучение наглядно-действенного мышления возможно с помощью кубиков

a) Шепарда;

b) Равена;

c)Косса;

d) Векслера.

24. Изучение ригидности мышления возможно при решении задачек …

a)Рибо;

b)Лачинза;

c) Маркса;

d) Векслера.

25. Диагностика самочувствия испытуемого проводится с помощью шкал эмоций, автор …

a) Шепард;

b) А.Н. Лутошкин;

c) К. Изард;

d) А. Меграбиэн и Н. Эпштейн.

26. Определяют уровень эмпатических тенденций с помощью модифицированного тест-опросника эмпатических тенденций, разработанный …

a) А.Н. Лутошкиным;

b) К. Изардом;

c) А. Меграбиэном и Н. Эпштейном;

d)Шепардом.

27. Определяют локус субъективного контроля с помощью теста-опросника, разработанный Е.Ф. Бажиным на основе шкалы локуса контроля …

a) А. Меграбиэна;

b) Н. Эпштейна;

c) Дж. Роттера;

d) К. Изарда.

28. Характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям, это …

a)решительные действия;

b)волевая регуляция;

c)непроизвольные действия;

d) локус контроля.

29. Автор шестнадцатифакторноголичностного опросника …

a) Ч. Спирмен;

b) Р. Кэттелл;

c) К. Леонгард;

d) К. Изард.

30. Миннесотский многофазный личностный тест (ММРI) был предложен … психологами в 40-50 годах. Адаптирован в нашей стране в 60-х годах в Институте им. В.М. Бехтерева

a)русскими;

b) немецкими;

c)американскими;

d)английскими.

31. Миннесотский многофазный личностный тест (ММРI) был адаптирован в нашей стране в 60-х годах в Институте им. …

a) В.М. Бехтерева;

b) И.П. Павлова;

c) А.Н. Леонтьева;

d) И.М. Сеченова.

32. Автор теста, направленного на определение уровней экстраверсии эмоциональной устойчивости и типа темперамента …

a) Д.Маркс;

b) Пьерон-Рузер;

c) Г. Айзенк;

d) Джекобсон.

33. Исследование умственных способностей проводят с помощью теста под названием …a) КОТ;

b) КРОТ;

c) КИТ;

d) КРАБ.

34. Социометрия, это …

a) исследование межличностных отношений в группе;

b)исследование семейных отношений;

c)исследование профессиональных интересов;

d)исследование творческих способностей.

35. Социометрическая техника разработана …

a) Ч. Спирменом;

b) Р. Кэттеллом;

c) К. Леонгардом;

d) Дж. Морено.

36. Графическое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.9 (0.015 с.)