Тема 2.Диагностика интеллекта и умственного развития 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.Диагностика интеллекта и умственного развития



Понятие интеллектуальных способностей*. Структура интеллектуальных способностей*. Классификация тестов, замеряющих интеллект. Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванны. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Невербальные тесты интеллекта.Доски форм Э. Сегена; лабиринтные тесты (С. Портеус); прогрессивные матрицы Дж. Равена; интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры Р. Кеттелла. Специфика этих способов диагностики. Особенности диагностической процедуры проведения. Способы оценки. Область применения.

Тема 3. Психодиагностика креативности

Как универсальной творческой способности

Понятие, структура, параметры, показатели креативности*. Концепция креативности Дж. Гилфорда. Подход П. Торренса к креативности. Обучаемость и креативность. Сходства и отличия. Связь интеллекта и креативности. Диагностика креативности. Батареи тестов Дж. Гилфорда: а) на вербальную креативность; б) на невербальную креативность. Батарея тестов П. Торренса. Состав субтестов (вербальные, звуковые, изобразительные субтесты). Опросник «Творческая личность». Психодиагностика индивидных свойств (свойства темперамента).

Тема 4. Психодиагностика темперамента и характера

Темперамент: понятие, типология*. Дифференциально-психофизиологическая концепция Павлова-Теплова как основа понимания темперамента. Методики, базирующиеся на определении свойств нервной системы как основы формирования темперамента: (аппаратурные, теппинг-тест, тест-опросник Я. Стреляу), самоотчёты «Анкета самоопределения темперамента». Преимущества и недостатки данных методик. Нерешённые проблемы. Нейрофизиологическая концепция темперамента
К. Юнга – Г.Ю. Айзенка. Методики определения свойств темперамента, базирующиеся на концепции экстраверсии / нейротизма К. Юнга – Г. Ю. Айзенка: (тест Айзенка, тест Русалова, тест Мерлина). Преимущества и недостатки данных методик. Нерешённые проблемы.

Понятие черты характера. Типология черт характера. Три класса черт характера. Континуально-иерархическая модель черт личности Р. Кеттелла. Теория акцентуаций К. Леонгарда. Методы диагностики черт характера (поведенческих черт) и их характеристика. Наблюдение, самонаблюдение, самоотчёт, естественный эксперимент. Тесты: 16-PFКеттелла. Тест К. Леонгарда. СМИЛ.

 

Тема 5. Патохарактерологическая диагностика

Понятие нормы. Норма как приспособленность к условиям жизни. Социальные критерии нормы. Эмоционально-личностные нарушения. Представление о душевных болезнях (нозологический подход). Патологические симптомы. Синдромологический подход*. Патогенез характера. Диагностика в ситуации экспертизы.

Методы патохарактерологической диагностики. Наблюдение, тесты: MMPI (СМИЛ, ММИЛ, мини-мульты); ПДО Личко А. Е., Ивановой Н. Я.; ПДТ Мельникова В.М., Ямпольского Л.Т.; Тест акцентуаций характера Леонгарда К.-Шмишека Х.; проективные техники: Чернильные пятна Г. Роршаха, ТАТ Мюррея, «Несуществующее животное», МЦВ Люшера, «Автопортрет», «Свободный рисунок»*.

 

Тема 6. Психодиагностика эмоциональнойсферы личности

Эмоциональное состояние. Понятие. Виды. Тревога как эмоциональный процесс и как состояние. Измерение тревоги. Тревожность. Понятие. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги.

Методы диагностики эмоциональных состояний. Опросники: Ж. Тэйлор «Шкала проявления тревожности»; Ж. Тэйлор «Уровень беспокойства-тревоги»; Спилбергер Ч.Д. «Шкала реактивной и личностной тревожности»; Р. Мартинс «Шкала соревновательной личностной тревожности»; Басс – Дарки «Диагностика проявления агрессивности»; В.А. Доскин «Опросник дифференцированной самооценки функционального состояния (САН)»; D. Goldbe «Шкала для определения тревоги и депрессии»; ЛОБИ*.

Проективные техники: М. Люшер; «Несуществующее животное»; Розенцвейг. Методика изучения фрустрационных реакций; Э. Вагнер. Тест руки (предсказание агрессивного поведения); Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки «Выбери нужное лицо»; «Незаконченные предложения». Анкеты по выявлению тревожности*.

 

 

Тема 7. Психодиагностика ценностно-смысловой сферы личности

Понятие ценностно-смысловой сферы. Место ценностно-смысловой сферы в структуре личности. Содержание и структура ценностно-смысловой сферы*.

Методы изучения ценностно-смысловой сферы. Методика изучения ценностных ориентаций личности (ЦО) М. Рокича; Методика смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо, Л. Махолик, адапт. Д.А. Леонтьев; Самоактуализационный тест Э. Шострома (САТ), адапт. Л. Я. Гозман, М. В. Кроз.

Тема 8. Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы

Понятие мотива и мотивации. Классификация мотивационных факторов. Внешние и внутренние мотивационные факторы. Понятие. Их содержание. Индикаторы мотивации.

Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы. Личностные опросники для измерения мотивов: список личностных предпочтений А. Эдвардса. Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению (А. Мехрабиан). Опросник для измерения мотивации достижения (А. Мехрабиан)*.

Проективные техники: ТАТ Г. Мюррея; Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга; ТЮФ (тест юмористических фраз). Измерение мотивации достижения: Методика оценки интенсивности мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов (Дж. Аткинсон, Д. Макклеланд); Шкала достижений с предпочтением риска (А. Мехрабиан). Мотивации и потребности, их соотношение: ПД (опросник для измерения потребности в достижении).

Тема 9. Психодиагностика супружескихи детско-родительских отношений

Понятие проективного метода. Общая характеристика проективных методик. Достоинства и недостатки проективных методов. Классификация проективных методик с примерами каждого из видов методик. Области применения проективных методик. Нерешённые проблемы*.

Формализация проективных техник. Контент-анализ, экспертные оценки. Методика КРС («рисунок семьи»): области применения, диагностическая процедура, анализ процесса рисования, интерпретация результатов методики.

Семейное консультирование. Понятие. Специфика. Основные проблемы в системах отношений «супруг- супруга» и «родитель – ребёнок».

Методы диагностики супружеских отношений. Индивидуальная беседа, тест Т. Лири, методика диагностики супружеских конфликтов (Левкович В. П., Зуськова О. С.), «Неоконченные предложения». Методы диагностики детско-родительских отношений: тест Р. Жиля, методика ПАРИ Е. Шеффера, Р. Белла; «рисунок семьи», методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина, совместный тест Роршаха (диагностика нарушения семейного общения).

Тема 10. Методы «скорой» диагностики

Понятие методов «скорой диагностики». Специфика. Виды. Область применения. Методы экспресс-диагнос­тики свойств личности: наблюдение, методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина; методика экспресс-диаг­ностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина; психогеометрический тест С. Деллингер; методика «Незаконченные предложения» Сакс и Леви; графические тесты: а) «Автопортрет», б) «Свободный рисунок»; методика КИСС Дж. Лиггета.Методы экспресс-диагностики психических состояний. Наблюдение, тест руки Э.Вагнер, ТАТ Мюррея, МЦВ Люшера, ДДЧ Дж. Бука, методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса*.Методы экспресс-диагностики межличностных отношений. Игровая процедура «Социометрия в действии», «Рисунок семьи»; ЦТО Эткинда (цветовой тест отношений). Методы экспресс-диагностики в профессиональной сфере: Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата коллектива О.С. Михалюка и А.Д. Шалыто.


Планы практических занятий

Практическое занятие по теме 1.

Классификация психодиагностических методик

План проведения

Задание 1. Раскройте особенности процедуры получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.

Задание 2. Укажите, как в одной психодиагностической методике можно использовать разнообразные методы статистической обработки.

Задание 3.Опишите следующие параметры нормы: причинную обусловленность психических проявлений; максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам; соответствие реакций силе и частоте внешних раздражений; критический подход к обстоятельствам жизни; адекватность реакций на общественные обстоятельства; чувство ответственности за потомство и близких родственников; способность изменять поведение в зависимости от смены жизненной ситуации; самоутверждение в группе без ущерба остальных; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Задание 4. Опишите условия применения частного коэффициента корреляции.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 688 с.

Дополнительная:

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб. : Питер, 2012. – 208 с.

Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб. : Питер, 2010. – 338 с.

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб. : Питер, 2008. –
384 с.

 






Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.01 с.)