Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Корреляции теста интеллекта сиблингов по данным психогенетических исследований обычных семей,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
семей-усыновителей и близнецов (подростки и взрослые, исследования 1970-1990-х гг.) Генетиче- ская r
1,00 1,00 1.00 0,50 0,50 0,50 0,50 0,00 Отношение
Тот же человек, тестированный дважды Идентичные близнецы Идентичные близнецы ДЗ близнецы ДЗ близнецы Биологические сиблинги Биологические сиблинги Приемные сиблинги Тот же дом?
да да нет да нет да нет да IQ Корре- ляция
0,90 0,86 0,76 0,55 0,35 0,47 0,24 0,02 Количество пар — 4,672 8,600 26,473
Щербо, 1999, с. 237). Данная позиция может быть охарактеризована как умерен- ная (действительно, в среднем 50 % обеспечивается генами, а 50 % — средовыми воздействиями) в отличие от вышеупомянутых взглядов, согласно которым роль генов определяющая. Если считать данные тестов интеллекта полностью обусловленными генети- ческими факторами, то следует ожидать, что корреляция между коэффициентом интеллекта биологических родителей и их детей останется неизменной вне за- висимости от того, воспитывались они ими или другими людьми. В то же время должна отсутствовать корреляция между усыновителями и приемными детьми (кстати, имеются данные о том, что корреляционная связь между IQ умственно от- сталых родителей и их детей отсутствует). С. Дженкс (Jencks, 1972), изучив основные исследования, приходит к выводу, что средняя величина коэффициента корреляции интеллекта биологических ро- дителей с их детьми составляет 0,55. По отношению к приемным детям этот пока- затель снижается до 0,28. По мнению М. Шифф и К. Левонтина (Schiff, Levontin, 1986), использование этих данных для обоснования идеи генетической предопре- деленности интеллекта является злоупотреблением методом корреляционного анализа. В тщательно выполненном исследовании эти авторы доказывают, что при сохранении корреляционной связи с биологическими родителями IQ приемных детей при помещении их в иную социальную среду может существенно изменяться. Кроме того, сторонниками концепции наследуемости интеллекта игнорирует- ся тот факт, что семьи, в которые попадают приемные дети, не нейтральная стати- стическая выборка, а характеризуются определенной социальной однородностью. Однородность семей-усыновителей (удочерителей) снижает вариативность пара- метров, которые могут оказывать влияние на показатели тестов интеллекта, что статистически приводит к уменьшению коэффициента корреляции между небио- логическими родителями и их приемными детьми. Одна из возможностей обойти этот «подводный камень» — изучение семей, имеющих как собственных, так и приемных детей. Обзор этих работ, проведенный 4.5. Интеллект и наследственность 201
Кэмином (Kamin, 1974), показывает, что нет убедительных данных о влиянии ге- нотипа на количественные показатели тестов интеллекта. Как видно из табл. 4.5, усредненные величины коэффициентов корреляции равны: 0,26 — для родителей- усыновителей с приемными детьми и 0,35 — для родителей-усыновителей с их родными детьми.
Таблица 4.5 Корреляции интеллекта приемных и собственных детей С родителями в семьях, имеющих и тех и других детей
В исследованиях, выполненных позднее, в частности в наиболее известном Те- хасском проекте, который был реализован в 1960-е гг., были получены несколько иные данные (табл. 4. 6).
Таблица 4.6 IQ корреляции между родителями (первое тестирование) и детьми, тестированными дважды (повторное — через 10 лет)
Результаты этого десятилетнего исследования базируются на изучении 300 те- хасских семей, которые имели одного (или более) приемного ребенка. Согласно полученным данным, корреляции уровневых оценок интеллекта усыновленных детей выше с биологическими матерями, чем с приемными родителями. Впрочем, не будем спешить делать вывод о том, что доказана наследуемость интеллекта. «Болевыми точками» метода приемных детей являются следующие. 1. Репрезентативность в популяции группы женщин, отдающих детей. 2. Возможное сходство между приемными и биологическими родителями. 20 2 Глава 4. Измерение интеллекта
3. Пренатальные влияния материнского организма на будущего ребенка, ко- торые не могут быть отнесены к генетическим факторам.
...Показано, что, во-первых, дети биологических родителей с низким интеллектом, по- павшие в хорошую среду, имеют интеллект значительно выше того, который мог быть предсказан по IQ родителей, но, во-вторых, в одинаково хорошей среде семей-усыно- вительниц распределение оценок интеллекта приемных детей существенно зависит от интеллекта биологических родителей; если они имели высокие (120) баллы IQ, АА% детей имеют столь же высокий интеллект и никто не имеет оценку ниже 95 баллов; если же родные родители имели IQ 95, то у 15 % детей IQ тоже ниже 95 баллов и никто не имеет 120 баллов. Иначе говоря, в одинаково хорошей среде распределение оценок IQ, приемных детей сдвинуто в сторону высоких значений, если биологические родители имели высокий интеллект, и в сторону низких — если они имели сниженный интеллект (подобного рода результаты вызвали остроумную реплику одного из психогенетиков: «Лучше всего считать, что интеллект на 100 % зависит от генов, а на 100 % — от среды1») (Равич-Щербо, 1999, с. 164-165).
Второй тип исследований — близнецовый, основывающийся на сопоставлении внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ близнецов. При этом допускается примерное равенство постнатальных средовых воздействий для близнецов, входящих как в МЗ, так и в ДЗ пары. Если по какому-либо признаку МЗ близнецы оказываются внутрипарно более сходными, нежели ДЗ, то это означает формирование данного признака под влиянием генотипа. Давно известно, что показатели тестов интеллекта у МЗ близнецов более сход- ны друг с другом, нежели у ДЗ. Величина коэффициента корреляции варьирует от исследования к исследованию и находится в пределах от 0,76 до 0,94 для МЗ и от 0,44 до 0,66 для ДЗ близнецов. Результаты значительного числа исследований стремятся убедить нас в том, что степень роста интеллектуального подобия про- порциональна степени генетической связи. Хотя в преобладающем большинстве исследований доказывается наследственная обусловленность интеллекта, в зару- бежной литературе есть и другие данные. Так, при изучении всех детей, родивших- ся в Англии, Шотландии и Уэльсе за одну неделю, было установлено, что величи- на внутрипарной корреляции у МЗ близнецов, идентичных по полу и возрасту, не превышает 0,3. Представляют интерес и данные Кэмина, вносящие существенные поправки в кажущееся бесспорным представление об обусловленности интеллекта наследст- венностью. Оказывается, что у МЗ близнецов, в силу внешнего сходства, бблыцая вероятность оказаться в сходной окружающей среде, чем у ДЗ. Это подтвержда- ется и отечественными психологическими исследованиями. Как пишет И. В. Ра- вич-Щербо, у МЗ близнецов следует ожидать возникновения в раннем онтогенезе сходного типа двигательной активности, а в дальнейшем предпочтения однотип- ных игр, одного круга общения, что приводит к конвергенции психологических особенностей близнецов одной пары. Немаловажно и то, что однояйцевые близ- нецы воспитываются более сходно, чем двуяйцевые, окружающие стимулируют
исследований в области интеллекта. 4.5. Интеллект и наследственность 20 3
их идентичность, они больше сопоставляются друг с другом родителями, учите- лями и другими партнерами по контактам. Наконец, ограниченность метода близнецов связана с тем, что должны быть учтены пренатальные особенности развития. В ряде случаев может сложиться ситуация, в которой один член пары будет иметь лучшее кровоснабжение, чем другой. Это приведет к большей зрелости и большему весу при рождении, а в по- следующем — к лучшему развитию на начальном этапе онтогенеза. Рассмотрим одно из наиболее значительных исследований интеллекта близне- цов, осуществленное в России (Кантонистова, 1980). Было изучено 118 пар близ- нецов в возрасте от 7 до 16 лет (61 пара — МЗ близнецы, 57 пар — ДЗ близнецы) с использованием адаптированного варианта теста интеллекта Векслера для детей (WISC). Основные результаты, полученные автором, представлены в табл. 4.7.
Таблица 4.7 ВнутрипарныекорреляцииуМЗиДЗблизнецовпосубтестам WISC
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.009 с.) |