Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эдвард Келлог Стронг-младшийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Родился в 1884 г. в Сиракузах (штат Нью-Йорк). Степень бакалавра по биологии получил в Калифорнийском университете (1906 г.). Там же, спустя три года защищает магистер- скую диссертацию. Доктор психологии (Колумбийский университет, 1911). Позднее ра- ботает в качестве профессора психологии и образования в колледже Георга в Нешвиле. В армии с 1917 г. Занимается вопросами отбора и обучения военного персонала. После окончания войны работает профессором в Институте Карнеги, возглавляет департамент профессионального обучения (1919). Руководитель Бюро по образовательным исследо- ваниям (1921). Его исследованиями этого периода закладывается фундамент американ- ской прикладной психологии. Позднее Стронг занимает место профессора психологии школы бизнеса при Стэнфордском университете (1927). Его имя стало синонимом с раз- работанным им бланком профессиональных интересов (1927). Уходит в отставку в 1943 г., но не прекращает работы, совершенствуя свою методику измерения профессиональных интересов. Свидетельством тому является вышедшая в 1955 г. книга, посвященная про- фессиональным интересам молодежи. Умер в 1963 г.
(конвульсии и амнезия) и психастеноидного (навязчивые идеи и страх). Был так- же создан «Опросник умственной гигиены» Вудвортс—Хаус. В 1924 г. Л. Марстон пополняет перечень опросников своим, предназначенным для диагностики интроверсии—экстраверсии (20 вопросов, по которым дети, на- чиная с двухлетнего возраста, могли быть соответствующим образом охарактери- зованы в зависимости от ответов, данных их родителями). Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили проводить рейтинг черт личнос- ти и представлять полученные результаты в виде профиля (1921-1922). Они зна- ли о том, что Торндайк установил (1920) существование halo effect («эффект ним- ба»), присущего рейтинговым оценкам (тенденция к выставлению только высо- ких или низких баллов по всем шкалам). Тем не менее Гордон Олпорт полагал (1921), что следует использовать рейтинговые шкалы ввиду отсутствия иных объективных методов оценки личности. Фолкер предлагает для оценки личности тест (1921), состоящий из списка слов (Х-0 тест). Обследуемый должен был вычеркнуть слова в соответствии со сле- дующими инструкциями: слова, которые имеют неприятное значение; наиболее явно ассоциируются с предложенным ключевым словом; относятся к предметам беспокойства обследуемого; обозначают негативные моральные качества. Одна- ко оказалось, что этот тест имеет низкую надежность и достоверность. Более того, никто не знал, как толковать полученные результаты. Тесты Довней для диагностики «воли-темперамента» появились в 1919 г. и послужили стимулом для многочисленных исследований. Джуна Довней (1875- 1932) пыталась измерить импульсивность, волеизъявление, решительность, на- стойчивость, внимательность к деталям и соответственно антиподы этих качеств. Она пыталась выполнить все это, определяя время, которое затрачивает ребенок на написание фразы «Соединенные Штаты Америки» с нормальной скоростью, затем — как можно быстрее, затем — почерком, который как можно больше отли- чается от обычного почерка, и, наконец, как можно медленнее, но не переставая двигать карандаша. Было еще восемь других задач, большинство из которых были построены на выполнении письменных заданий. Оказалось, что тесты «воли—тем- перамента» Довней дифференцировали группы правонарушителей и законопо- 36 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Родился в 1884 г. в Цюрихе. Выбрав своей специальностью меди- цину, он обучается в университетах Нейбурга, Цюриха, Берлина и Берна. С первых лет обучения его внимание привлекает психи- атрия, которую он изучает под руководством знаменитого Блей- лера,а в 1912г. получает ученую степень за исследование, посвя- щенное галлюцинациям. Роршах работал в ряде психиатрических клиник Швейцарии, а в 1913 г. судьба приводит его в Россию, где он работает психотерапевтом в одной из частных подмосковных клиник. Многое в короткой жизни Роршаха связано с Россией, и это не случайно, поскольку его спутницей жизни еще в 1910 г. становится россиянка Ольга. На формирование научных взгля- дов Роршаха большое влияние оказывали идеи Фрейда и Юнга. Помимо увлечения психоанализом Роршах проводил неврологические исследования. На протяжении всей своей научной жизни он проявлял большой интерес к проблемам рели- гии, публикуя исследования по швейцарским религиозным сектам. Первые опыты по изучению особенностей восприятия, в которых он использует аморфные изображения, пятна, относятся к 1911 г., однако они вскоре прерываются, вплоть до 1917. Вернувшись к исследованию восприятия случайных форм, Роршах менее чем через два года завер- шает подготовку книги, принесшей ему мировую известность — «Психодиагностика», ко- торую с большим трудом удается издать только в 1921 г. Как это часто бывает, понима- ние и признание пришли к Роршаху уже после смерти. Умер он в 1922 г. от перитонита. С безвременной кончиной Германа Роршаха, по словам Блейлера, «умерла надежда це- лого поколения швейцарских психиатров».
слушных, а также индейцев и белых, но имели весьма спорную ценность для по- нимания личности. В 1929 г. выходит в свет известная монография Л. Терстоуна и Е. Чейва «Из- мерение аттитюдов». Она знаменует появление нового типа опросников — опрос- ников аттитюдов (установок). Достаточно быстро опросники установок становят- ся популярными для измерения широкого круга аттитюдов. Хартшорн и Мэй в 1920-е гг. пытались использовать ситуации реальной жизни для изучения обмана, внушаемости и настойчивости у детей школьного возраста (создавались ситуации, в которых дети могли быть нечестными). Определенная ра- бота велась в области графологии. Однако психологи, особенно в Соединенных Штатах, не воспринимали всерьез анализ почерка как средство оценки личности. В период с первой половины и до конца 1920-х гг. заметно возрастает внима- ние исследователей к измерению разного рода способностей и интересов. В 1921 г. Стенкюст издал свой «тест способности учащихся к обучению механике»; в 1922 г. Фрайд представил Бланк интереса к учению. В 1927 г. Эдвард Келлог Стронг- младший разработал бланк профессиональных интересов {Strong Vocational Inte- rest Blank). Эта новаторская методика быстро приобретает популярность, ее ис- пользуют во многих отраслях психологии. Опросник состоял из 420 заданий, шка- лы были направлены на выявление интереса к 34 профессиям. Широкую известность приобрели тесты Сишора на способность к обучению музыке. Результаты тестирования способностей к обучению были обобщены в известной работе Стэнли Нолла Attitude Testing (1928). Отдельного упоминания заслуживает вышедшая в свет в 1921 г. книга швей- царского психиатра и психолога Германа Роршаха «Психодиагностика». В этой 1.3. Психодиагностика в XX в. 37
Родился в 1884 г. Степень бакалавра по математике (1909) и ма- гистра психологии (1911) получил в Иллинойском университете. Изучал психологию в Колумбийском университете под руковод- ством Торндайка и Вудвортса, завершил докторскую диссер- тацию по измерениям в образовании в 1914 г. Ассистент-про- фессор, профессор образования и психологии Стэнфордского университета (1920-1931). Совместно с Терменом принимает участие в разработке образовательных тестов. В 1924 г. издает книгу «Статистические методы», позднее выходит в свет моно- графия «Интерпретация измерений в образовании» (1927), в ко- торой одним из первых разрабатывает математические методы для определения валидности и надежности психологических те- стов. В известной книге «Перекрестки человеческого разума» (1928) показывает, как может быть развито учение Спирмена о генеральном факторе, и указывает на существо- вание других факторов интеллекта. С 1931 г. работает в Гарвардском университете про- фессором образования и уходит в отставку в 1950 г. Умер в 1961 г.
книге автор предлагал новый тест, основанный, как он писал, на перцепции. Тест содержал 10 таблиц с симметричными черно-белыми и цветными чернильными пятнами, глядя на которые нужно было сказать о том, что это может быть, на что это похоже. Пройдет сравнительно немного времени — и термин «психодиагно- стика» станет на какое-то время синонимом клинической психологии, а сам тест — одной из наиболее популярных методик исследования личности. Продолжается начатое в исследованиях Ч. Спирмена (см. выше) развитие фак- торного анализа (как известно, сам Спирмен допускал существование между фак- тором генеральным и факторами специфическими как бы факторов промежуточ- ных, свойственных схожим видам деятельности; эти факторы получили название групповых). Одновременно закладываются основы мультифакторной теории ин- теллекта, чему в немалой степени способствовали исследования Трумэна Келли, обобщенные в его работе «Перекрестки человеческого разума» (1928). Это направ- ление исследований позднее будет продолжено Л. Терстоуном (см. о нем ниже).
Кризис В первые два десятилетия XX в. тесты, завоевав всеобщее признание в решении практических задач, в то же время существовали как бы в стороне от официаль- ной психологической науки. Для традиционной психологии тех лет тесты были инородным явлением, возможности измерения в психологии подвергались сомне- нию. Психологическое тестирование оставалось прерогативой прикладных на- правлений исследований. В психологии это направление известно как психотех- ника, в педагогике — педология. Психотехника стремилась удовлетворить те по- требности в измерении индивидуальных различий, которые испытывали промышленность, армия, а педология пыталась сделать это в образовании (ска- занное, конечно, не означает, что психотехника и педология были нацелены ис- ключительно на измерение индивидуальных различий). К концу 1920-х гг. существовало около 1300 тестов, с помощью которых в те- чение года получали примерно 30 миллионов показателей (Г. Галликсен, 1949). Казалось, сложилась весьма благоприятная ситуация, способствующая дальней- 38 Глава 1. История психодиагностики. Введение
шему победоносному шествию психологического тестирования, его проникно- вению буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в пси- хологической науке тех лет возникает кризис, причина которого, по мнению Л. С. Выготского (1982, т. 1), заключается в развитии прикладной психологии, приведшем к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, что неизбежно вело к «разрыву» психологии на две науки. Этот кризис не мог не коснуться и психологического тестирования, прошед- шего через «крупный, но преждевременный подъем»1. Тестология, воодушевленная победами в области измерения человеческого поведения и стремящаяся количественно определить все и вся в психологии, оторвавшись от неудовлетворявшей ее академической науки, не смогла создать собственной теории. Своеобразие кризиса в тестировании связано как с законо- мерно углубляющейся специализацией тестов, так и с тем, что тесты предлагали ограниченное, фрагментарное знание о личности. Первоначальное предположе- ние о том, что использование нескольких тестов спасет положение и позволит до- статочно полно, целостно охарактеризовать личность, не оправдалось, впрочем, как и ожидание появления некоего универсального теста. Все возрастающие за- просы практики оказались неудовлетворенными. А. Анастази следующим образом характеризует ситуацию, сложившуюся в результате широчайшего распростране- ния тестов в образовании, армии, промышленности: «Применение групповых те- стов интеллекта значительно обогнало их методические возможности. В погоне за показателями и практическими результатами частенько забывалось, что тесты оставались достаточно грубым инструментом. Когда же тесты не оправдывали необоснованных ожиданий, то часто это приводило к скептицизму и враждебно- му отношению ко всякому тестированию. Таким образом, тестовый бум 1920-х гг., приведший к неразборчивому применению тестов, не только задержал, но и спо- собствовал прогрессу психологического тестирования» (Анастази, 1982, с. 25). Хотя у А. Анастази речь идет о групповом тестировании интеллекта, тестовый бум, разумеется, не был связан исключительно с измерением способностей. Из нашего обзора исследований 1920-х гг. хорошо видно, что с помощью тестов пы- тались измерять едва ли не все известные проявления индивидуальности. Р. Хейс приводит убедительные примеры беспомощности специализирован- ных тестов в решении практических задач того времени. Так, в армейской пси- хологии, после трехдневного обследования пригодности испытуемого к выпол- нению обязанностей офицера, исследователь-психолог оказывался совершенно безоружным перед множеством частных (единичных) результатов. При этом он, естественно, не располагал никакими методическими указаниями по обобщению полученных частных данных (для этого понадобилась бы теория!). Критический оборот принимала ситуация, когда получали противоречащие друг другу резуль- таты: «...исследование становилось неконтролируемым, методически необосно- ванным»2. Р. Хейс пишет о возможности возникновения подобных ситуаций и
R. Psychologische Diagnostik: Einfuhrung und Uberblick // Handbuch der Psychologic — Bd.6. — Gottingen, 1966. 1.3. Психодиагностика в XX в. 39
сегодня. К сказанному можно лишь добавить, что эта возможность нередко стано- вится реальностью. Преодоление тестологического кризиса связано, во-первых, с разработкой тео- ретических проблем индивидуальных различий (формирование или углубление представлений о психологической природы изучаемых явлений, их механизмах, причинах дифференциации), во-вторых, с определением места и значения изме- рения вовне физической области человеческого поведения.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.009 с.) |