Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие психодиагностики в 1990-е гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чем ближе та точка в истории психодиагностики, которая называется «сегодня», тем труднее говорить о событиях, происходящих в этой области психологическо- го знания, выделить наиболее значительные из них. И в этом нет ничего удиви- тельного. История — это, как хорошо известно, рассказ о прошедшем, узнанном. Когда же события, о которых нужно было бы писать, в силу их близости к насто- ящему времени автору неизвестны, а известные еще не получили должной оцен- ки и понимания, что возможно только по истечении некоторого времени, склады- вается весьма своеобразная ситуация, подразумевающая возможность переосмыс- ления этой истории. Эту возможность мы и оставляем за собой на будущее. Опубликованный в 1992 г. одиннадцатый выпуск Ежегодника психических из- мерений содержал сведения о 477 коммерческих тестах (тесты, которые, в отли- чие от исследовательских, изданы и предназначены для продажи специалистам)1. Наибольшая часть этих тестов предназначалась для диагностики личности (28,3 %), тогда как на исследование интеллекта были ориентированы всего 4,6 % от общего числа новых тестов (напомним, что каждый новый выпуск Ежегодника не повто- ряет ранее опубликованные тесты за исключением случаев их переиздания или рестандартизации). Среди тестов для диагностики интеллекта по-прежнему первые по популярно- сти места занимают предназначенные для разных возрастных групп шкалы Векс- лера. Эти шкалы совершенствуются: так в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей (WISC-R), а в 1998 г. — третья редакция шкалы для взрослых (WAIS-ПГ). Продолжают разработку новых тестов для измерения интеллекта А. Кауфман и Н. Кауфман. В 1990 г. был опубликован «Краткий тест интеллекта Кауфмана»-, состоящий из одного вербального и одного невербального субтестов и охватыва- ющий возрастной диапазон от 4 до 90 лет. В 1993 г. этими исследователями пред- ложен «Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана»-. При разработке те- ста была предпринята попытка интегрировать теорию текучего и кристаллизован- ного интеллекта с взглядами других исследователей. Отличительной чертой теста является множество необычных и интересных заданий, привлекающих внимание обследуемых. Следует упомянуть и о развитии в США «Британской шкалы способностей», о которой уже упоминалось ранее. Ее пересмотренная и расширенная версия под названием «Дифференциальные шкалы способностей» была издана Элиоттом в 1990 г. В этих шкалах автор избегает понятия интеллекта и предпочитает го- ворить о специфических способностях. Теоретическое обоснование шкал носит эклектический характер; используется однопараметричеокая модель теории «за- дание—ответ», что позволяет градуировать каждое задание по уровню трудности (используется стратегия адаптивного тестирования). В целом шкалы, благодаря множеству психометрических новшеств, характеризуются высокой сложностью проведения и обработки результатов, что может препятствовать их распростране- нию. Новые взгляды на измерение познавательной деятельности нашли свое от- ражение и в «Системе когнитивной оценки», разработанной Дж. Дасом и Нагли-
Десятый выпуск «Ежегодника» вышел в свет в 1989 г. 78 Глава 1. История психодиагностики. Введение
ери (1997). Задания, входящие в тест, определяющий так называемый когнитив- ный статус, предназначены для измерения основных познавательных функций, участвующих в научении, но, как предполагается, не зависимых от школьного обучения. Тест создан в соответствии с авторской моделью интеллекта, полагаю- щей планирование, внимание, симультанную и сукцессивную обработку инфор- мации его важнейшими составляющими. Не остаются забытыми и тесты для оценки познавательной деятельности мла- денцев. Среди наиболее интересных и вызвавших внимание исследователей мож- но назвать «Фэгена тест интеллекта младенцев» {Fagan Test ofInfant Intelligence, 1992) и «Оценка возрастного развития младенцев и детей раннего возраста» {Infant-ToddlerDevelopmentalAssessment, 1995). Интерес к проблеме интеллекта в том виде, как он измеряется тестами, оказал- ся весьма устойчивым, и своеобразным итогом более чем двадцатилетних иссле- дований в этой области была публикация «Энциклопедии человеческого интел- лекта» (Encyclopedia of Human Intelligence, 1994). В то же время не прекращается воистину вечная дискуссия о врожденном (генетическом) и приобретенном в ин- теллекте. Выходит в свет книга американских психологов Ричарда Хернстайна и Чарльза Мюррея «Кривая "колокола"». Интеллект и классовая структура амери- канского общества» (The bell curve: Intelligence and class structure in American life, 1994). Констатируя различия в IQ между разными этническими группами, населя- ющими США, авторы, полагая наследуемость интеллекта очень высокой, указы- вают на негативные общественные явления, связанные с появлением замкнутых элит и низших каст. Книга эта не только задела расовые чувства многих амери- канцев, но и послужила, как пишет Анастази, еще большему укреплению разно- образных стереотипов и заблуждений, касающихся этнических и тендерных раз- личий в выполнении тестов интеллекта, добавила путаницы и разногласий в этой сложной проблеме. Процессы развития и использования личностных тестов не были столь дискус- сионными в этот период. Незначительно, сравнительно с прошлым десятилети- ем, изменяется ситуация с популярностью личностных опросников. Анализ дан- ных, содержащихся в PsyLit1, за период с января 1990-го по июль 1996 г. позволя- ет указать на следующие наиболее часто цитируемые опросники (табл. 1.1). В 1992 г. публикуется вариант MMPI, предназначенный для обследования под- ростков — MMPI-A. Этот опросник, который начали разрабатывать в 1989 г., был стандартизирован на выборке, состоящей из 805 юношей и 815 девушек в возрас- те от 14 до 18 лет. В опросник были включены новые шкалы: четыре шкалы ва- лидности и шесть дополнительных шкал. В 1990-е гг. в психодиагностике продолжается изучение роли ситуаций в пове- дении индивидуума. Естественно, что по большей части это относится не к обыч- ным житейским ситуациям — основное внимание уделяется анализу поведения
PsyLit - база данных, издаваемая на лазерных дисках Американской психологической ассоциаци- ей. Предоставляет информацию (резюме) о статьях, публикуемых примерно в 1300 психологиче- ских журналах более чем из 50 стран мира. Также включены резюме книг и глав из книг, посвящен- ных психологии и смежным наукам. Информация обновляется каждые три месяца. 1.3. Психодиагностика в XX в. 79
Таблица1.1 Названиеличностногоопросника
Количество статей, в которых упоминается
человека в сложных, стрессовых условиях. Разрабатываются и соответствующие диагностические инструменты. К изучаемым феноменам в первую очередь отно- сятся посттравматические стрессовые расстройства, для измерения которых создаются многочисленные опросники. Все большее значение придается разработ- ке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования на сложную ситуацию (защитные механизмы, совладающее поведение и др.). Не теряют своего авторитета среди психологов и проективные тесты. Наряду с появлением новых, идет развитие уже известных. Преобладающей схемой интер- претации результатов по тесту Роршаха становится та, которая развивается в ра- ботах Дж. Экснера. В 1993 г. Экснер публикует нормативные данные, опирающи- еся на обследование 700 нормальных взрослых и 1390 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Ирвинг Вейнер, известный специалист по тесту Роршаха, отмечает, что за последние два десятилетия эта популярная методика превратилась в стандартный и надежный с точки зрения психометрии инструмент оценки личности, приме- нение которого позволяет сделать множество обоснованных выводов. Сказанное относится к разработкам Дж. Экснера, носящим, как уже отмечалось ранее, отчет- ливую психометрическую направленность. В то же время остаются и сторонники качественного анализа результатов по тесту Роршаха, хотя их становится все меньше и меньше. Проходят очередные международные конгрессы, посвященные тесту Роршаха и проективным методикам (XIV — в 1990-м, XV — в 1996-м, по- следний, XVI конгресс, состоялся в 1999 г. в Амстердаме). Выходит в свет 23-й том пользующейся большой популярностью среди специалистов по проективным ме- тодикам «Роршахианы» (1999). Сравнительный анализ популярности проективных тестов и личностных опрос- ников показывает, что и за рамками клинической психологии проективная тех- ника не утратила своего значения. Проведенный в США в 1990 г. опрос 64 руко- водителей консультационных психологических программ по вопросу использо- вания тренинга личностной оценки при подготовке психологов-консультантов показал, что 45 % опрошенных используют в своих программах так называемую «объективную» личностную оценку, а 32 % — проективную. Для проведения «объ- ективной» личностной оценки чаще всего используют MMPI, Калифорнийский 80 Глава 1. История психодиагностики. Введение
психологический опросник и опросники Кеттелла. Для проективной личност- ной оценки применяют тест Роршаха, ТАТ и методики незаконченных предло- жений. Начало 1990-х гг. отмечено значительным возрастанием числа тестов, исполь- зование которых предполагает наличие компьютера. Институт психических из- мерений Буроса сообщал о том, что количество таких тестов возрастает от 4 — в 1965 г. до 400 — в 1990 г. В то же время в большинстве своем это компьютеризи- рованные уже известные тесты, а не тесты, специально разработанные с учетом возможностей компьютера (компьютерные тесты). К концу 1990-х гг. можно кон- статировать определенный спад интереса к компьютеризированным тестам, и не только потому, что зачастую возникают проблемы с их надежностью и валидно- стью. Многие психологи, прежде всего работающие в клинике, не удовлетворены предлагаемыми программами интерпретации получаемых результатов, вполне обоснованно полагая, что данная работа — задача диагноста. В 1990-е гг. Центр психических измерений Буроса1 начинает очередной про- ект — публикацию реферативных настольных книг по отдельным направлениям тестирования. В 1994 г. выходит том, посвященный психологической оценке в шко- ле. Своеобразным подведением итогов развития психодиагностики в 1990-е гг. стали публикации очередного, тринадцатого, выпуска «Ежегодника психических измерений» (1998), в котором сообщается о 370 новых тестах (в 1999 г. выходит приложение к этому Ежегоднику) и двухтомного Tests in Print (1999). Нельзя не упомянуть и уникальное 6-томное издание (1995), посвященное некоммерческим тестам (тесты, которые не вышли за рамки научных исследований и не предна- значены для продажи другим пользователям), осуществленное Американской пси- хологическойассоциацией (DirectoryofUnpublishedExperimentalMentalMeasures). Все возрастающая заинтересованность правительственных органов США в при- менении психологических тестов приводит в 1993 г. к образованию Совета по тести- рованию и оценке. Главная задача этого Совета состоит в разъяснении разнообраз- ным правительственным службам значения психологических тестов как орудий государственной политики. Опубликованные Советом отчеты свидетельствуют о том, что наибольшее значение американское правительство придает тестированию в области образования, а также совершенствованию имеющихся тестов. Итак, «1990-е гг. свидетельствовали о неуклонном повышении и расширении интереса к психологическому тестированию. На это указывает как разработка но- вых тестов, часть которых отражает принципиально новые подходы, так и непре- кращающиеся исследования существующих тестов наряду с систематическим пе- ресмотром их более ранних версий» (Анастази, Урбина, 2001, с. 12). Добавим так- же, что по завершению этого десятилетия закончился более чем столетний период развития психодиагностики. За это время значительный прогресс был достигнут в разработке методик, с помощью которых пытались измерять едва ли не все воз- можные проявления индивидуальности. Психодиагностика прошла как через пи- ки популярности и признания, так и по низинам яростной критики и даже забве-
В 1994 г. Институт психических измерений Буроса был преобразован в Центр психических измере- ний Буроса, см. выше. 1.4. Тестирование в образовании 81
ния в отдельных странах мира. В новое тысячелетие эта наука, как и вся психоло- гия, вошла с множеством нерешенных проблем, но с обоснованной убежденностью в возможности их решении.
1.4.Тестирование в образовании Сразу оговоримся, что к собственно психологическим тесты образовательные (или тесты достижений) не относятся, поскольку направлены прежде всего на оценку степени усвоения того или иного учебного материала. Тем не менее разра- ботка психологических тестов во многом влияла и на развитие инструментов оценки знаний, эти исследования шли рука об руку, в них участвовали психоло- ги, а поэтому в истории психодиагностики нельзя обойти вниманием тестирова- ние в сфере образования, которая была и остается основным потребителем пси- хологических тестов. А. Анастази справедливо замечает, что в тестах достижений основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени. Эти тесты, в отличие от тестов интеллекта и способностей, в основном оцениваются в терминах валидности по содержанию. Самые ранние сведения о проверке успеваемости в европейской школе дати- руются примерно 1200 г. В это время университет Болоньи проводил первый уст- ный экзамен на получение степени доктора философии. Это был единственный экзамен, который в то время сдавали студенты, и обычно продолжался он около недели. Интересно, что экзамен этот проходил в таверне, и студенты быстро уста- новили традицию угощать едой и напитками как своих коллег, так и преподавате- лей. Естественно, что экзамен нередко переходил в пьяные ссоры и потасовки. Почти 500 лет такой устный экзамен оставался единственным видом «теста», на академическую успеваемость. В 1700 г. в Кембриджском университете устный экзамен был введен и для получения более низкой степени магистра. В начале XIX в. письменные экзамены становятся в Европе общепринятыми. В США пер- вые письменные экзамены были введены в Массачусетсе в 1845 г. Считается, что первопроходцем в области педагогического измерения был Ре- веренд Джордж Фишер, директор школы в Англии. Еще в начале 1860-х гг. этот педагог понял необходимость установления стандартов успеваемости в обучении. Для использования в своей школе Фишер разработал так называемые «книги шкал». Он присваивал значение единицы для выражения высшего показателя, который возможно достичь, и значение пяти для обозначения наименьших до- стижений в таких предметах, как правописание, математика, навигация, библия, французский язык, общая история, рисование и др. Американский врач и психолог Дж. М. Райс (1857-1934) заслуживает призна- ния как первый из тех, кто начал массовое тестирование в школе. Он изобрел три различных теста на правописание, которые использовал для проверки примерно 33 000 учеников 4-8-х классов, расположенных в 21 городе США. Отчет о резуль- татах этого исследования был издан в 1897 г. Этот отчет произвел фурор среди американских преподавателей. Одним из выводов исследования было то, что количество времени, проведенного в ежеднев- ной тренировке по правописанию, не имеет непосредственной связи с успехами в 82 Глава 1. История психодиагностики. Введение
нем (много позже по оригинальным данным Райса был рассчитан коэффициент корреляции равный -0,12) Из этого следовало заключение о том, что детей нуж- но не столько учить правописанию, сколько развивать их ум. Впоследствии Райс направил свое внимание на поиск инструментов, позволяющих оценить уровень овладения арифметикой. В 1902 г. он составил серию арифметических тестов для 4-8-х классов и провел их примерно с 6000 учащимися из 18 школ, расположен- ных в 7 городах. На следующий год был подготовлен языковой тест в форме пре- зентации рассказа, по которому ученики должны были писать сочинение. Более чем 8000 учащихся из 9 различных городов писали такие сочинения. Они были оценены Райсом по изобретенной им пятибалльной шкале, которой, как извест- но, предстояло большое будущее. Однако работы Райса, несмотря на их новатор- ский характер, не были достойно оценены его современниками. Отцом измерения в образовании в США был признан Э. Торндайк. Проявляя интерес к статистике, Торндайк совместно с Фоксом в 1903 г. опуб- ликовал исследование, в котором были разработаны и использованы несколько тестов, связанных с арифметическими операциями. Целью их исследования было изучение взаимоотношений между различными арифметическими операциями. В том же году Торндайк издает книгу под названием «Образовательная психоло- гия» (Educational Psychology). В ней описывались те виды тестов, которые счита- лись наилучшими для определения успеха в обучении. Публикация этой книги ознаменовала появление новой области — образова- тельной психологии, в которой нашлось место и проблемам измерения. Разработ- ке этих проблем посвящена ставшая классической работа Торндайка «Введение в теорию умственных и социальных измерений» (Introduction to the Theory of Mental and Social Measurements, 1904). Помимо статистических методов в этой книге об- суждались принципы построения тестов. В декабре 1909 г. Торндайк представил научной общественности свою широко известную «Шкалу почерка». Эта шкала, по сути дела, была первым инструмен- том для измерения продукта образования. Торндайк собрал образцы почерков, ко- торые классифицировались экспертами как различные по качеству. Для того что- бы образовать шкалу, он расположил эти образцы в порядке возрастания их каче- ства. Шкала почерка Торндайка положила начало этапу стремительного развития тестов по многим образовательным предметам. Этому в немалой степени способ- ствовал приток в США иммигрантов, обусловивший увеличение набора учащих- ся. Также возрастала необходимость в квалифицированных рабочих, что требо- вало их обучения и, конечно, развития инструментов для оценки его эффектив- ности. К этому времени относится разработка арифметических тестов С. Стоуном, одним из последователей и учеников Торндайка. Широко известные как «Стан- дартные тесты Стоуна», они внесли вклад в образовательное измерение и стали основой для исследований другого ученика Тэрндайка — С. А. Куртиса. Резуль- татом усилий Куртиса стала «Серия арифметических тестов А» (1909). Позднее появляется значительно усовершенствованная серия В (1914). При проверке бесплатных школ Нью-Йорка в 1910-1911 гг. впервые были ис- пользованы тесты для измерения успеваемости учеников как средство оценки 1.4. Тестирование в образовании 83
эффективности школьной системы. Среди используемых в ходе этой проверки те- стов (было обследовано более 30 000 учеников) были и тесты Куртиса. Они же были задействованы в последующих широкомасштабных исследованиях в Босто- не, Кливленде, других крупных городах США. Среди других подготовленных Торндайком исследователей, внесших свой вклад в развитие образовательного измерения, был Б. Р. Букингем. В 1913 г. он разработал шкалу правописания, которая представляла новый тип измерительно- го инструмента. Уровни сложности 50 слов, отобранных для шкалы, были опре- делены на основании процента правильных ответов учеников различных классов. После этого слова были расставлены в шкале в соответствии с их уровнем слож- ности. В шкалу вошли также 125 вспомогательных слов. Теоретической основой теста Букингема было положение о том, что способность к правописанию может быть измерена тем уровнем трудности, которую может достичь ученик по этой шкале. Принцип построения шкалы Букингема был использован Л. П. Айресом в его «Шкале правописания», а также другими специалистами по образовательно- му измерению при создании тестов для разных предметных областей: С. Вуди — для тестов на математические операции; X. Г. Хотсом — для алгебры; В. А. С. Хен- моном и X. А. Брауном — для латыни, М. Р. Трабу — для языкознания, а также М. Дж. Ван-Вагененом — для тестов по истории. Результаты тестовых исследований в крупных городах побуждают руковод- ство школ к соответствующим нововведениям. В «Двенадцатом ежегоднике На- ционального общества по исследованию образования» (1913) впервые были даны официальные рекомендации по использованию тестов в школе. Руководство школ начинает активно использовать статистические методы. В университетах были разработаны специальные курсы для обучения статистическим методам будущих администраторов и технических специалистов в области образования. Основным учебником служило переработанное Торндайком «Введение в теорию умственных и социальных измерений» (1913). Для содействия изучению работы школ независимыми организациями, город- скими и окружными школьными департаментами, государственными отделами общественного обучения, а также университетскими центрами были созданы «Бюро образовательных исследований» под руководством выдающихся специа- листов в развитии измерения. Это обеспечило прогресс в области школьных из- мерений. Этими Бюро предоставлялись услуги по обеспечению тестами персона- ла школ, проводилась стандартизация имеющихся тестов, создавались новые. Ад- министрация и учителя школ знакомились с тестами и техникой их проведения. Продажа и использование тестов, по мнению Ашбо (1918), выросли до беспреце- дентных размеров. Этот автор сообщал о том, что в 1916 г. было реализовано около 900 000 копий одного из популярных тестов, а ежегодная продажа некоторых дру- гих перевалила за 100 000 экземпляров. Использование тестов не ограничивалось пределами США. Они рассылались во многие страны мира. К 1918 г. В. С. Монро представил список 109 стандартизированных тестов на измерение успеваемости, которые уже были на рынке, включая 84 теста, созданных для младших классов (до 8-го класса включительно), а также 25 тестов — для старших классов. Боль- 84 Глава 1. История психодиагностики. Введение
шинство тестов для начальной школы составляли тесты на измерение успехов в математике и только один тест оценивал эффективность обучения рисованию. Тесты по иностранному языку лидировали среди тех, которые предназначались для старшеклассников. Накануне Первой мировой войны тесты для измерения интеллекта были при- знаны как наиболее важные инструменты образовательной психологии. Интел- лект стал особой областью исследования в образовательной психологии, и лиде- ром этого направления также был Торндайк. В 1918 г. Торндайк формулирует принцип, на котором должно базироваться тестирование в образовании. Суть это- го принципа состоит в том, что если нечто существует, то оно существует в опре- деленном количестве. Обучение связано с изменениями в человеке; изменение заключается в различии между двумя ситуациями; каждая из этих ситуаций из- вестна нам только по произведенному продукту — изготовленным вещам, произ- несенным словам, выполненным действиям и т. п. Измерение любого из этих про- дуктов означает определение его количества таким образом, что в итоге мы будем знать его величину лучше, чем до измерения. В течение 10 лет, предшествующих Первой мировой войне, а также какое-то время после нее Торндайк был своего рода оракулом образовательной психоло- гии США, его взгляды на тесты и интеллект представлялись незыблемыми и не подлежали обсуждению. Сегодня образовательные тесты обычно подразделяются на батареи общих достижений и тесты по конкретным учебным предметам. Батареи тестов общих достижений позволяют получить профиль показателей успешности по основным областям школьных знаний. Основное достоинство этих тестов в том, что иссле- дователь имеет возможность сравнения основных результатов ученика, достигну- тых в разных областях знаний. Иногда такое сравнение возможно и на достаточно длительных отрезках обучения, при переходе из класса в класс. Тесты по конкрет- ным учебным предметам позволяют более глубоко проникнуть в структуру успеш- ности усвоения определенной области знания, что особенно важно при специали- зации учащихся в какой-либо науке. На сегодняшний день, во всяком случае в США, наверное, очень трудно найти учебную дисциплину, по которой не суще- ствовало бы стандартизированного теста достижений. Помимо упомянутых тес- тов, в образовании используются близкие друг другу диагностические и критери- ально-ориентированные методики. Первые используются для выявления причин и анализа трудностей, возникающих в обучении, с помощью вторых ведется по- стоянная оценка степени овладения соответствующими навыками (о критериаль- но-ориентированном тестировании см. выше).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.135.82 (0.016 с.) |