Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вклад А. Бине в Измерение интеллектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Один из основоположников экспериментальной психологии Альфред Бине счи- тал, что в центре внимания этой науки должны быть высшие психические процес- сы. На раннем этапе исследования интеллекта Бине пытался понять взаимоот- ношения между интеллектом и теми «переменными», которые рассматривались в хиромантии и френологии. Кроме того, он проводил эксперименты с такими же тестами, которые использовали Гальтон и Кеттелл. Однако в начале 1890-х гг. Бине пришел к убеждению, что для изучения индивидуальных различий в интел- лекте необходимо обратиться к более сложным психическим процессам. В статье, имеющей большое значение для тестирования умственных способностей, Бине и Анри в 1896 году описали серии тестов, предназначенных для измерения внима- ния, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального сужде- ния и визуального ощущения пространства. В течение следующих лет Бине про- должал акцентировать внимание на важности качественных умственных перемен- ных, в частности влиянии личности на интеллектуальную деятельность. Наиболее важной работой Бине в этот период (1902) была книга «Экспериментальное ис- следование интеллекта». Отмечая решающее значение работ А. Бине и его сотрудников в появлении прообраза современных тестов интеллекта, следует сказать и о том, что измерять более сложные, нежели сенсорные, функции стремились и ранее. Предложение из- мерять сложные психические процессы было сделано еще в XVIII столетии Чарльзом Боне. Он полагал, что умственные процессы могли бы измеряться на основе заключений, сделанных из одного и того же суждения, но его предложение 20 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Родился в 1857 г. в Ницце. После окончания лицея получил лицен- зиюнаправозаниматьсяюридическойдеятельностью. Заняв- шись самообразованием, работал под руководством Ж. Шарко, который в то время возглавлял клинику Сальпетриер. Занимался проблемами гипноза и истерии. В 1894 г. получил докторскую сте- пень за исследования нервной системы насекомых. В этом же го- ду становится директором психологической лаборатории в Сор- бонне и основывает первый психологический журнал во Фран- ции. Диапазон интересов Бине — от животного магнетизма до особенностейигрывшахматывслепую.ПрофессорБухарест- ского университета. С 1894 г. совместно с В. Анри проводит ис- следования со школьниками Парижа, пропагандируя методы из- мерения индивидуальных различий. Знакомство с клиницистом Т. Симоном в1899г. впоследствии перерастает в совместную работу над тестом для измерения интеллек- та, который появляется в 1905 г. Бине вошел в историю психологии не только в качестве создателятестовинтеллекта, нопреждевсегокакодинизоснователейэксперимен- тальнойпсихологии.УмерБинев1911г.вПариже.
не было замечено. В 1889 г. А. Орн, ученик Эмиля Крепелина, разработал тесты для измерения умственных способностей, разделенных им на четыре типа: воспри- ятие, память, ассоциация и моторные функции. Немного позже (1895), Крепелин создает длинный ряд тестов, предназначенных для измерения того, что он рассмат- ривал как базовые умственные функции. Заинтересованный в психологическом исследовании пациентов психиатрических больниц, Крепелин применил простые арифметические операции в своих тестах, которые он изобретал для оценки ре- зультатов тренировки, памяти, а также росприимчивости к усталости и раздра- жению. В 1891 году Хуго Мюнстерберг из Гарвардского университета подготовил 14 тестов для использования с детьми школьного возраста. Среди них были тесты на чтение, вербальные ассоциации, память, а также простые арифметические за- дачи. Выдающийся немецкий психолог Герман Эббингауз, экспериментально ис- следуя человеческую память, открывает различия между двумя ее формами: им- плицитной, выражающейся в облегчении заучивания, и эмплицитной, выражаю- щейся в непосредственном воспроизведении. Он разработал тесты имплицитного запоминания и показал, что материал, который не воспроизводится непосредствен- но и не узнается, тем не менее присутствует в памяти, так как облегчает повторное научение. Изучая умственные способности детей, Г. Эббингауз создает в 1897 г. тест, впоследствии названный его именем. Он полагал важной характеристикой интеллекта способность комбинировать и составлять слова в значимое целое. Примененный в конструировании теста принцип дополнения по сегодняшний день широко используется в психодиагностике. Однако лишь многолетний труд А. Бине и его сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена долгая жизнь. В известной мере этому способствовало участие А. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, созданной Министерством народного просвещения Франции в 1904 г. Бине был убежден что, для того чтобы изучать индивидуальные различия, не- обходимо производить отбор наиболее сложных психических процессов, с тем чтобы разброс результатов был широким. Он писал о том, что чем процесс более 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 21
Герман Эббингауз 1899). Занимался изучением памяти, используя повторение как основной инструментеепознания. Широкуюизвестностьполучи- ли его данные, демонстрирующие процесс забывания с течением времени. Эббингаузосновалпсихологическиелабораториивуни- верситетах Берлина и Бреслау. Известны его работы в области цветового зрения. Достаточно много времени посвятил разработке психологическихте- стов. Выдающийся психолог-экспериментатор умер в Бреслау (Вроцлав) в 1909 г.
сложен, тем больше он варьируется в зависимости от личности, полагая меньшей вариабельность чувств, нежели памяти. Бине рекомендовал в первую очередь при- менять такие психологические тесты, которые определяли бы способность к суж- дению, память и воображение. Кстати говоря, он одним из первых предложил оце- нивать воображение с помощью чернильных клякс. По утверждению Бине, к базовым понятиям индивидуальной психологии от- носится норма и отклонение от нормы, но установление норм — это только нача- ло. Кроме этого, ученый хотел понять, какие существуют взаимоотношения меж- ду различными умственными процессами, с тем чтобы предсказывать степень раз- вития одного процесса, основываясь на знании другого. Бине думал, что тесты для определения умственных способностей должны также давать информацию как о качественных, так и количественных различиях, поскольку, например, ребенок не просто обладает меньшей, но иной памятью, чем взрослый. В 1905 г. А. Бине совместно с Теодором Симоном создают первую шкалу, пред- назначенную для измерения интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, распо- ложенных в зависимости от возрастания трудности. Количество баллов, получен- ных ребенком, зависело от числа решенных заданий. Бине утверждал, что шкала представляет собой «грубый» способ дифференциации (например, обычный 5-летний ребенок не пройдет выше 14-го задания). В этой шкале, несмотря на при- сутствие перцептивно-сенсорных заданий, особое место было отведено вербаль- ному материалу, позволяющему раскрыть способности к суждению, пониманию и рассуждению, которые полагались основными компонентами интеллекта. Впро- чем, некоторые критики не без ехидства отмечали известное несоответствие, су- ществующее между утверждением авторов о том, что основной умственной спо- собностью является правильное суждение, и содержанием шкалы. В 1908 г. была опубликована усовершенствованная шкала Бине—Симона. Она содержала 59 тестов, сгруппированных по возрастному признаку от 3 до 13 лет в соответствии с процентом детей определенного возраста, которые прошли данный уровень. Этот определяющий процентный диапазон был от 67 % до 75 %. Если большее количество детей (в процентном отношении) прошли тест, он считался слишком легким для этого возрастного уровня; если данный тест решал меньший 22 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Теодор Симон Родился 10 июля 1873 г. в Дижоне (Франция). Получил образование в Парижской меди- цинской школе. В 1899 г., будучи интерном пансионата для неполноценных детей в пред- местье Парижа, привлек внимание А. Бине своими клиническими исследованиями. В это время Бине занимается исследованием связи между физическим и интеллектуальным развитием детей. Эту работу продолжает Симон и защищает на эту тему диссертацию в 1900 г. С1901 по 1905 г. работает в различных госпиталях. В 1905-1920 — психиатр гос- питаля Сен-Джон. С 1904 г., совместно с Бине, проводит обследование взрослых людей с задержками психического развития, используя различные тесты и сопоставляя резуль- таты по ним с клиническими данными. Эти же тесты используются и при обследовании больших групп нормальных французских школьников, а результаты сопоставляются с хронологическим возрастом обследованных. Сравнение результатов взрослых, имею- щих разную степень задержки психического развития, с нормальными детьми в различ- ные годы жизни приводят к формулированию понятия «умственный возраст». Экспери- ментально устанавливаются нормы для разных возрастов и на этой основе конструиру- ется шкала интеллекта. Это и былазнаменитая шкала Бине—Симона (1905). С 1912-го по 1960 г. Симон — редактор «Бюллетеня Общества Альфреда Бине». Одновременно он работает главным врачом ряда госпиталей. Скончался Т. Симон в 1961 г.
процент детей, он рассматривался как слишком трудный для этого возрастного уровня. С исследований А. Бине и его ближайших коллег началось «очищение» ранее сложившегося ряда тестов от тех, которые измеряли индивидуальные различия, непосредственно не связанные с интеллектом. Тем самым теоретически и эмпи- рически были намечены контуры психического образования, ныне называемого интеллектом. В качестве примера приведем задания теста Бине—Симона (1911) для детей 7 и 8 лет1.
Для 7 лет 1. Различать правую и левую стороны. 2. Описать предложенную картинку. 3. Выполнить несколько поручений. 4. Назвать общую стоимость нескольких монет. 5. Назвать показанные четыре основных цвета.
Для 8 лет 1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними. 2. Обратный счет от 20 до 1. 3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания). 4. Назвать день, число, месяц, год. 5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.
Гениальное решение проблемы диагностики интеллектуального уровня, дан- ное А. Бине, заключалось в предложении подвергать детей таким испытаниям (те- стам), о которых известно, в каком возрасте нормальные дети их верно решают.
Легко заметить, что показатели психического развития, используемые в этом тесте, существенно отстают от норм психического развития детей современных. 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 23
Когда ребенок успешно справлялся с заданиями, выполняемыми детьми его воз- растной группы, он признавался нормальным. Эти задания А. Бине предложил ис- пользовать для определения умственного возраста (mental age), который мог быть легко сопоставлен с хронологическим возрастом ребенка. Поясним это подробнее. Умственным возрастом называется показатель успешности выполнения тестовых заданий. Задания группируются по возрастам. Так, задания, с которыми справля- ется большая часть 8-летних детей (это устанавливается в процессе определения возрастных норм), относятся к уровню 8 лет, выполняемые большинством 9-лет- них — к уровню 9 лет и т. д. Однако реальное выполнение обследуемым тестовых заданий несколько иное. Он может не справиться с некоторыми заданиями, кото- рые по сложности соответствуют более низкому умственному возрасту, нежели его собственный. В связи с этим принято устанавливать так называемый «базо- вый возраст» обследуемого, его максимальный возрастной уровень, ниже которо- го все тестовые задания оказываются доступными для обследуемого. Выполнен- ные им задания, рассчитанные на более высокие уровни, приплюсовываются к основному результату как «частичные зачеты» в виде определенного числа меся- цев. Таким образом, умственный возраст определяется как сумма «базового воз- раста» и дополнительных месяцев. Например, хронологический возраст обследу- емого равен 12 годам. При тестировании получены следующие данные:
Получается, что умственный возраст равен 8 годам и 2 месяцам. Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим. Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораз- до большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн (1912) предложил определять не абсолютную меру интеллекта — разность, а от- носительную. Так появился знаменитый коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient), со- кращенно IQ, формула которого имеет следующий вид1:
Впоследствии коэффициент интеллекта будет выражен в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине рас- пределения результатов для его возраста. 24 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Родился в 1871 г. в Берлине. Образование получил в Берлинском университете, где изучал филологию, философию и психологию. В 1897 г. последовал за Г. Эббингаузом в университет Бреслау. На протяжении 18 лет Штерн и его супруга постоянно наблюдают за психическим развитием своих троих детей. Результаты этого ис- следования были отражены в двух монографиях, опубликованных в 1907 и 1909 гг. Эти и другие исследования делают Штерна одним из наиболее значительных в XX в. исследователей психического развития детей. В опубликованной в 1900 г. книге, посвященной индивидуальным различиям, он закладывает основы дифферен- циальной психологии. После переезда в Гамбург в 1916 г. активно изучаетталантливыхдетей, разрабатывает психологические тесты, ведет другие исследования. В 1934 г., после прихода в Германии к власти нацистов, вы- нужден эмигрировать из страны. Ненадолго остановившись в Голландии, перебирается в США. Умер В. Штерн в 1938 г. в Дурхаме (Северная Каролина).
Бине не питал иллюзий в отношении своей шкалы и, может быть, лучше дру- гих видел ее недостатки, постоянно подчеркивал тот факт, что шкала не автома- тический метод измерения ума. Шкала, предупреждал он, не измеряет интеллект обособленно, но интеллект вместе со знаниями, приобретенными в школе и полу- ченными из окружающей среды. Бине особо отмечал важность качественных пе- ременных (например, настойчивости и внимания ребенка при тестировании). К сожалению, многие из предостережений Бине были проигнорированы в после- дующих работах других ученых. Тесты Бине—Симона очень быстро получили распространение во всем мире: публикуются многочисленные переводы и адаптации, в том числе и на русском языке. В значительной мере тестирование интеллекта в первые десятилетия XX в. связано с развитием тестов Бине—Симона.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.012 с.) |