Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие психодиагностики в 1950-е гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В психодиагностических исследованиях традиционно лидируют уже известные методики. К 1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, в 493 использовалась шкала Стэнфорд-Бине, а Векслер-Белльвю была отдана 371 пуб- ликация. Достаточно много исследований было связано с ТАТ и MMPI. При этом снижался интерес к некоторым методикам, например тесту Сонди. Бурос в 1953 г. сообщает о 793 тестах, т. е. их число увеличилось примерно на 250 за десять лет. В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS), имевшая аналогичную Векслер-Белльвю структуру. Шкала была стандар- тизирована на выборке, состоящей из 1700 человек обоего пола в возрасте от 16 до 64 лет. В этой выборке были пропорционально представлены лица, относящиеся к различным профессиональным и образовательным группам с учетом их географи- ческого местоположения и принадлежности к городской или сельской местности. Векслер не предлагает собственного определения интеллекта, следуя спирме- новским представлениям о его структуре. Факторный анализ шкалы позволил вы- делить следующие основные факторы: общий интеллект (G), вербальный фактор, невербальный фактор и фактор памяти. Немного позднее была опубликована 1.3. Психодиагностика в XX в. 57
Родился 20 марта 1905 г. в Хиллтопе, деревне в предместье Бир- мингема (Англия) в семье заводчиков. Семья переехала в Южный Девоншир, когда будущему психологу исполнилось 6 лет. В юные годы он интересовался химией, однако знакомство с работами Сирила Барта определило выбор будущей профессии. В Лондон- ском университете Кеттелл получил все свои ученые степени: ба- калавр в области химии (1924), доктор философии по психоло- гии (1929), магистр в области образования (1932), доктор наук (1939).Тема его первой докторской диссертации — «Субъектив- ный характер познания и дочувственное развитие восприятия». Преподавательскую деятельность начал в Эксетерском универ- ситете с 1927 г. С1932 по 1936 г. — директор городской детской клиники в Лейсэстере. В 1937 г. по приглашению известного американского психолога Торндайка начинает работу в Колумбийском университете США. В 1938 г. принимает предложение Стэнли Халла и становится профессором университета Кларка. Преподает в Гарварде с 1941 по 1945 г. С 1945 г. жизнь и деятельность Кеттелла связаны с Иллиной- ским университетом. В 1973 г. уходит в отставку. Однако уже в 1974 г. переезжает в Го- нолулу и становится профессором Гавайского университета и Гавайской школы профес- сиональной психологии. Основатель и первый директор лаборатории оценки личности и группового поведения в Иллинойском университете (1946). Один из основателей Инсти- тута тестирования личности и способностей (1РАТ). При его непосредственном участии было создано «Общество многовариативной экспериментальной психологии» и основан журнал этого общества — «Многовариативность исследования поведения». Кеттелл внес фундаментальный вклад в психологию личности и, несомненно, стал одним из тех психо- логов, которые определяли лицо этой науки XX в. Он опубликовал более 50 книг и 400 ста- тей, в которых развивал современную теорию личности, основанную на эмпирических данных, внес крупнейший вклад в психологические методы анализа и измерительные процедуры. Умер Раймонд Кеттелл 2 февраля 1998 г. в своем доме на Гавайях, работая до последнего дня, несмотря на тяжелые болезни, мучившие его много лет.
и первая сокращенная версия векслеровской шкалы интеллекта, так называемая краткая форма Доппельта (Doppelt shortform, 1956). Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении в нем генетического, врожденного и социального, приобретенного стимулировал неод- нократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, не- зависимый от культуры и образования. К наиболее известным из таких тестов принадлежит Культурно-свободный тест для измерения интеллекта Р. Кеттел- ла, опубликованный в 1958 г. В дальнейших попытках измерения «чистого» ин- теллекта, как мы увидим далее, произойдут события, значение которых выходит за рамки собственно психологических исследований. Говоря об измерении общих способностей, нельзя обойти вниманием разрабо- танный в эти годы службой занятости США тест GATB (General Aptitude Test Bat- tery, 1956), который широко используется службами консультации и профотбо- ра. Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для измерения 10 факторов с помощью 15 тестов. К этим факторам относятся общие способности к обучению, вербальные, числовые и другие способности. Позднее, в 1970-е гг. будут собраны данные по обследованию примерно 25 000 работников разных профессий, а также учащихся. Подчеркнем то, что валидность GAТВ и по- зднее разработанных на его основе методик устанавливалась по профессиональ- ным критериям, а не по академической успешности, как это принято в тестах ин- теллекта. 58 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Гарольд Оливер Галликсен Родился в 1903 г. в Вашингтоне. Степени бакалавра (1926) и магистра (1927) получил в Вашингтонском университете, затем продолжил образование в университете Огайо, где посещал семинары Терстоуна. В 1929 г. покидает университет в Огайо и работает ин- структором по психологии в Чикагском университете, где под руководством Терстоуна защищает докторскую диссертацию(1931).С 1933 г. работает в Чикагском университе- те как ассистент Терстоуна, занимаясь обработкой данных, полученных в первых иссле- дованиях, обращенных к изучению первичных умственных способностей. В последующие годыработаетвэкзаменационнойкомиссии,занимаясьразработкойтестовитеорети- ческими основами тестирования. Ассистент-профессор (1938) и ассоциированный про- фессорпсихологии(1942)Чикагскогоуниверситета.ВгодыВтороймировойвойныраз- рабатывает процедуры оценки для школ военно-морского флота, в том числе тесты для отбораофицеров. В1945г. профессор психологии Принстонскогоуниверситета. После создания Службы образовательного тестирования становится советником и директором Программ по психометрии в том же университете, сочетая эту работу с преподаватель- ской деятельностью. Уходит в отставку из университета в 1972 г., а позднее (1974) — из Службы образовательного тестирования. Основные работы Галликсена посвящены пси- хологическому шкалированию («Парные сравнения и логика измерения», 1946) и теории тестов («Теорияментальныхтестов»,1950), они многиедесятилетия оставалисьпризнан- ными руководствамидля всехработающихвэтой области специалистов и послужили ос- новой для разработки современной статистической теории тестов. Умер в 1996 г.
Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пяти- десятые годы ознаменованы развитием нового типа личностных опросников — так называемых факторных опросников. Одним из пионеров данного направления исследований стал Раймонд Кеттелл, который использует факторный анализ как средство снижения размерности описания личности — от множества словарных, бытовых названий свойств личности к немногочисленным, наиболее обобщенным факторам личности. Для него, в отличие от Дж. Гилфорда (о его работах упомина- лось ранее), факторный анализ служит методом выявления основных свойств лич- ности. Опубликованный впервые в 1950 г. и быстро ставший популярным среди психологов всего мира опросник 16 личностных факторов, или 16PF, — наиболее весомый результат исследований Кеттелла и его сотрудников. Среди других личностных опросников стоит отметить шкалу проявлений тре- вожности Дж. Тейлор (1953). Тревожность впервые изучается не в качестве си- туативного явления, а как личностная особенность. Продолжается развитие уже известных и позитивно зарекомендовавших себя личностных опросников. В первую очередь это, пожалуй, относится к MMPI. В 1951 г. публикуется уникальный атлас, предназначенный для содействия в ин- терпретации данных, получаемых с помощью этого опросника. Атлас содержит описание 968 клинических случаев с профилями MMPI для каждого. А Джордж Шалагер Велш в 1956 г. вместе со своими коллегами, бывшими студентами Гран- том и Л. Дальстром, публикуют ставшую классической «Хрестоматию по MMPI в психологии и медицине». Задания MMPI достаточно часто используются иссле- дователями для конструирования собственных опросников, например вышеупо- мянутой шкалы Дж. Тейлор. Ганс Айзенк, вслед за Моудслейским медицинским опросником, предлагает в 1.3. Психодиагностика в XX в. 59
Джордж Шалагер Велш Родился в 1918 г. в Кингстоне (Пенсильвания). Бакалавр (1940) и магистр (1943) Пенсиль- ванского университета. Доктор философии Миннесотского университета (1949). В годы войны работал психометристом в армейском центре. Позднее в качестве психолога в разных центрах и госпиталях. В 1956-1957 гг. профессор Института психологии во Фло- ренции. Клинические исследования начал в 1947 г. в Миннесотском университете. Его исследования были посвящены созданию невербального MMPI (задания в виде картинок, на которые нужно было ответить: «нравится — не нравится»), В 1953 г. в университете Северной Каролины начинает серию исследований, посвященных MMPI, итогом которых стала публикация широко известных работ-руководств по этому тесту. С 1963 г. Велш проводит исследования, посвященные креативности. Вводит два новых понятия: intel- lectence (способность пользоваться абстракциями) и origence (способность продуци- ровать новые идеи). Были опубликованы соответствующие шкалы для MMPI, Калифор- нийского психологического опросника и профессиональных интересов Стронга Бланка. Умер в 1990 г.
ского личностного опросника и разрабатывался в соответствии с теоретически- ми воззрениями его автора. Как известно, MMPI изначально был предназначен для обследования лиц, стра- дающих психическими заболеваниями. Как своеобразная альтернатива MMPI выступает Калифорнийский психологический опросник, предложенный X. Гоу- хом в 1956 г. В основном он базировался на заданиях из MMPI, но был предназна- чен для обследования нормальных индивидов. 18 шкал опросника были предназ- начены для идентификации качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. В это десятилетие разрабатываются новые методики для измерения личности, отличные от традиционных опросников и ситуационных тестов. Разработанная Чарльзом Эгертоном Осгудом техника семантического дифференциала (1957) предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемы- ми. В качестве стимула в этой технике мог выступать фактически любой объект (слово, знак, понятие и т. д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фикси- рованных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще все- го выраженными с помощью прилагательных, например «контактный—замкну- тый»). На основе этой техники были созданы разнообразные конкретные психо- диагностические методики, нашедшие широчайшее распространение в психологи- ческих исследованиях. Дальнейшее развитие получают методики вынужденного отбора, появившиеся еще в 1940-х гг. В частности, в предложенной В. Стефенсоном Q-классификации (1953) есть элементы, сближающие ее с семантическим дифференциалом. Выпол- нение заданий этой методики состоит в сортировке карточек с названиями свойств личности на группы (в зависимости от близости данного свойства обследуемому). Количество групп может быть выбрано произвольно, но обычно используются 9 групп, что удобно при статистической обработке данных. Q- классификация, так же как и «Список личностных предпочтений» Алле- на Л. Эдвардса (1959), реализующий принцип попарных сравнений отдельных высказываний, дает в руки исследователя, возможность так называемой ипсатив- ной оценки личности. Иначе говоря, каждый полученный показатель приобрета- 60 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Родился в 1916 г. в Соммервилле штата Массачусетс. Степень бакалавра получил в Дартмутском колледже (1939), степень док- тора философии в Йельском университете (1945). Работал вме- сте А. Гезеллом. С 1945 по 1949 г. работает в Коннектикутском университете, затем — в Иллинойском университете. В своих на- учных исследованиях он исходил из того, что теории, построен- ные по принципу «стимул-реакция» не могут объяснить сложного поведения, связанного с языком и мышлением. Он постулирует существование ненаблюдаемых реакций смысла. Разрабатывает теорию смысла, предполагая, что слова репрезентируют вещи, потому что представляют собой как бы сжатое повторение акту- ального поведения по отношению к этим вещам. Совместно с Суси и Танненбаумом со- здает семантический дифференциал как инструмент объективного измерения смысла. Ч. Осгуд был активным борцом за мир. Полагал, что психологи могут внести большой вклад в этот процесс. По сути дела, предложенная им стратегия взаимных инициатив по снижению напряженности опередила известные политические решения ядерных дер- жав. Президент Американской психологической ассоциации (1963). Скончался в 1991 г.
ет свой смысл не при соотнесении с нормативными данными, а с другими показа- телями. Позднее появится Личностный опросник Эдвардса, последняя рестан- дартизация которого относится к 1990 г. В 1955 г. в США выходит в свет книга Джорджа Александра Келли «Психо- логия личностных конструктов». Также была опубликована и новая методика ис- следования личности — методика репертуарных решеток. Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом и методиками классификации, одна- ко она значительно более универсальна и гибка. По сути дела, это матрица, кото- ру заполняет обследуемый или диагност. Столбцам матрицы соответствует опре- деленная группа элементов, в качестве которых могут выступать люди, понятия, звуки, цвета — все то, что интересует исследователя. Строки матрицы — конструк- ты или биполярные признаки, шкалы. Конструкты могут задаваться исследовате- лем либо выявляться с помощью специальных процедур. Заполняя репертуарную решетку, обследуемый оценивает каждый элемент по каждому конструкту. Ана- лиз репертуарной решетки позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. Как видно из ска- занного, это не просто конкретная методика исследования личности, а, по сути, ди- агностический подход, позволяющий исследователю гибко приспособлять, как бы настраивать, решетку для решения интересующих его задач. Репертуарные мето- дики быстро становятся популярными, чему в последующие десятилетия будет способствовать их идеальная приспособленность для реализации в виде диалого- вых компьютерных программ. Исследование взаимосвязей между перцептивными и личностными фактора- ми в направлении, получившем название «Новый взгляд», оказалось весьма про- дуктивным и способствовало выделению параметра полезависимости/поленеза- висимости, оказавшегося стилевой характеристикой, проявляющейся на разных уровнях функционирования индивидуума (не только на перцептивном, но и на личностном). В этот период начинается разработка тестов, позволяющих диагно- стировать различные параметры стиля: полезависимость/поленезависимость, 1.3. Психодиагностика в XX в. 61
Аллен Л. Эдвардс
Джордж Александр Келли Родился в 1905 г. в г. Перт (штат Канзас). До получения степени бакалавра (1926) учился в Парк-колледже, Миссури. Магистр с 1928 г. (Канзасский университет). Также бакалавр Эдинбургского университета (1930). Доктор философии (Айовский университет, 1931). Работал психологом в военно-морской авиации. Профессор клинической психологии университета в Огайо (1946-1965). В 1950-е гг. предложил теорию личностных конструк- тов. В основе была идея о том, что любой человек интерпретирует окружающий его мир (конструирует модели), действует целенаправленно в соответствии с интерпретацией мира (поведение как эксперимент) и модифицирует сконструированные им системы в со- ответствии с результатами опыта. Несмотря на то что теория Келли неоднократно под- вергалась критике, разработанная им методика нашла достаточно широкое применение в психологических исследованиях. Умер Д. Келли в 1967 г. в Огайо.
аналитичность/синтетичность, рефлексивность/импульсивность и др. Наиболь- шую известность получил тест замаскированных фигур, предложенный Г. Вит- кином в 1954 г. (маскировка геометрической фигуры, которую должен был обна- ружить обследуемый, достигалась таким наложением линий, чтобы образовать скрывающую ее сложную фигуру). По-прежнему внимание многих психологов, особенно работающих в клинике, обращено к проективным техникам. У почитателей методики Роршаха значитель- ный интерес вызывает обращение к психоанализу как теории интерпретации по- лученных с ее помощью результатов. Объемистый труд исследователя из Йель- ского университета Роя Шафера «Психоаналитическая интерпретация при те- стировании по Роршаху» (Psychoanalytic Interpretation in Rorschach Testing,1954) долгое время будет служить образцом подобного подхода. Среди новых рисуноч- ных проективных техник можно отметить тест Э. Вартегга (1953), предлагающий обследуемому выполнить рисунки, учитывая ранее изображенные в ограниченном пространстве графические знаки, каждому из которых приписываются определен- ные свойства, например волнистая линия — знак эмоциональности, возбуждения. Пополняет список проективных методик и оригинальный тест «Зверинец» (1950), разработанный Рене Заззо для обследования детей. В середине 1950-х гг. в психодиагностике, прежде всего американской, скла- дывается направление, которое будет одним из основных в тестировании — изме- рение творчества. Этому способствует известное разочарование в тестах для опре- деления уровня интеллектуального развития, оказавшихся непригодными к ди- агностике креативности. Наиболее существенный вклад в разработку тестов креативности вносят исследования Дж. Гилфорда и его коллег, осуществленные в рамках Южно-Калифорнийской программы исследования способностей. 62 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Пол Эверет Мил Родился в 1920 г. в Миннеаполисе. Бакалавр Миннесотского университета (1941), док- тор философии того же университета (1945). Изучал количественные методы, бихевио- ризм. С этих позиций подходит к анализу психологических тестов. Это нашло отражение в его наиболее известной работе, в которой, по сути, противопоставляются клинический и статистический прогнозы. Ряд работ Мила, в том числе и совместно с Л. Кронбахом, по- священ проблемам валидности психологических тестов. Внес вклад в развитие MMPI. Последние исследования связаны с классификацией в психопатологии, которая, по его мнению, является проблемой прикладной математики. Один из основателей (1953) Мин- несотского центра философии науки. Президент Американской психологической ассо- циации (1962).
Оживленную дискуссию среди психологов, занимающихся тестами, вызвало появление книги Пола Эверета Мила «Клинический или статистический прогноз: теоретический анализ и обзор полученных данных» (Clinical versus Statistical Pre- diction: A Theoretical Analysis and a review of the evidence, 1954). В этой работе сопо- ставлялась эффективность клинических заключений, относящихся к некоторому множеству тестовых или иных данных и тех заключений, которые могли быть получены с помощью статистических процедур, например уравнения регрессии. Хотя П. Мил вроде бы и доказывает большую эффективность статистического прогноза, его исследование, как выясняется позднее, не лишено методических просчетов. Спорам об эффективности того или иного предсказания была суждена долгая жизнь в психодиагностике, и столкновения полярных точек зрения про- слеживаются в соответствующей литературе вплоть до конца XX столетия. Важным событием этих лет, событием, касающимся всех исследователей в об- ласти тестирования, было то, что Комитет по тестовым стандартам Американской психологической ассоциации (АРА, 1952), стремясь внести ясность в проблему ва- лидности тестов, выделяет четыре ее основных вида: критериальную, конкурент- ную, содержательную и конструктную. Развитию математико-статистического аппарата психологических измерений посвящены в этот период труды Ли Джо- зефа Кронбаха. Он посвящает их анализу внутренней структуры тестов, спосо- бам определения надежности и валидности. Несомненный интерес представляли и начатые в этот период исследования Георга Раша, разрабатывавшего модель кон- струирования психологических тестов. Он пытался создать шкалы, нормативные показатели которых были бы независимы от конкретной выборки стандартизации. Несмотря на использование этой модели в построении отдельных тестов, а также при компьютерном тестировании, многими психологами отмечается известная со- фистичность положений Раша. Большое значение имело принятие АРА в 1953 г. первого свода «Этических стандартов психологов», который в дальнейшем будет периодически обновлять- ся в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной деятельности психологов. Проблемам распространения и использования тестов была посвяще- на большая часть этого документа. Наконец благодаря усилиям психологов АРА, а также участию Американской ассоциации образовательных исследований и На- циональному комитету по измерениям в образовании появляется настольная кни- га для всех, кто занимается разработкой тестов и их использованием, — «Техни- 1.3. Психодиагностика в XX в. 63
Ли Джозеф Кронбах Родился в 1916 г. в Фресно (Калифорния). Бакалавр колледжа Фресно (1934), магистр Ка- лифорнийского университета (1937), доктор философии Чикагского университета (1940). На первых этапах образования уделял основное внимание химии и математике, но уже перед окончанием колледжа прослушал учебные курсы по психологии. С 1940 по 1946 г. преподает психологию в колледже штата Вашингтон, в это же время начал работу над своей самой известной и неоднократно переизданной книгой, ставшей настольной для всех изучающих психодиагностику, — «Сущность психологического тестирования». Крон- бах позднее занимается военными тренировочными программами, а в 1946 г. возвраща- ется в Чикагский университет, где работает в качестве профессора до 1948 г. Профес- сор психологии образования Иллинойского университета (1948-1964). Исследования в области статистики привели его к открытию формулы определения надежности тестов, известной как «коэффициент альфа». Много внимания уделял развитию математико-ста- тистического аппарата психологических измерений. Известны также его работы в обла- сти психологии образования и психологии личности. Вел активную организационную ра- боту в научной области, президент Американской психологической ассоциации (1955- 1957). Скончался в 1994 г. в Атертоне (Калифорния).
ческие рекомендации для психологических тестов и диагностических методик» (1954). С этого документа начинается упорядочение диагностической деятельно- сти психологов, закладывается ее нормативно-правовая основа. Среди событий 1950-х гг. нельзя не упомянуть и публикацию «Руководства подиагностикеистатистикепсихическихрасстройств» (DSM, 1952),подготов- ленного Американской психиатрической ассоциацией. Этб была новая классифи- кация психических расстройств, которая не могла не повлиять на разработку пси- ходиагностического инструментария. Впоследствии ряд методик будет разраба- тываться как бы под этот классификатор, в первую очередь это относится к тестам, предназначенным для использования в клинике.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.017 с.) |