Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава2 1 Психодиагностика как наукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо зало- жить фундамент. Н.Н.Ланге
Столь развившийся теперь в науке фельдшеризм, т. е. отрыв технической исполнительской функции исследования, главным образом обслуживания ап- паратов по известному шаблону, от научного мыш- ления, и сказывается прежде всего в упадке науч- ного языка. В сущности, это прекрасно знают все мыслящие психологи: в методологических иссле- дованиях львиную долю забирает терминологиче- ская проблема, требующая вместо простой справ- ки сложнейшего анализа. Л. С. Выготский
В психодиагностике, как и в любой науке, должны быть опре- делены ее предмет и метод (методы), области приложения, основные понятия, Не менее важен и вопрос о том, что из- меряется (оценивается) с помощью психодиагностических методик. За этим вопросом стоит одна из важнейших и наи- более сложных проблем психодиагностики — взаимосвязь психических свойств и поведения. В этой главе мы постара- емся рассмотреть все эти вопросы, а также уделить внима- ние основным этапам диагностической деятельности психо- лога и проблемам этики тестирования.
Понятиепсиходиагностики
Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий, был появив- шийся с первыми тестами и неоднократно нами использу- емый — «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в пси- хологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфе- ра психологического тестирования сужается до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей. Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и при- надлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследова- ния с помощью созданного им «основанного на перцепции 100 Глава 2. Психодиагностика как наука
диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как сино- ним психологического тестирования. Интересна дальнейшая судьба этого термина. Р. Хейс (1966) считает, что он достаточно быстро приобретает особое значение (вероятно, это событие можно датировать второй половиной 1930-х гг., и связано оно с кризисом психометри- ческих тестов, возникающим из-за присущего им «разложения личности испыту- емого на отдельные элементы, "функции"»1). Появление собственно психодиагно- стики связано, по Р. Хейсу, со становлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестиро- вания и направленного на раскрытие целостной картины личности. Получается так, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная, но тем не менее ограниченная область исследований, связанных с теорией и прак- тикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма сла- бой податливостью традиционным принципам измерения (подробнее см. гл. 7). Такая трактовка психодиагностики сохраняется и поныне. «Психодиагностика после Г. Роршаха — это исследование личности обследуемого его методикой и дру- гими проективными тестами»2. Заметим, что отнесение понятия «психодиагно- стика» к проективным методикам, как и его использование фактически в качестве эквивалента психологического тестирования (в несколько свободном истолкова- нии), чаще всего находим в работах немецких и швейцарских психологов (Мей- ли, 1961; Хейс, 1966 и др.). Достаточно давно высказывалось и мнение о том, что термин «диагноз» (соот- ветственно психодиагноз) в психологии целесообразно использовать только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход также отражен в современных справочных изданиях. Достаточно загля- нуть в популярный словарь WEBSTER: «Психодиагностика — это наука и практи- ка проведения оценки личности или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии»3. Читатель может сравнить данное опреде- ление со следующим: «Психодиагностика — оценка психического состояния боль- ных с помощью экспериментально-психологических тестов»4. Теперь о той позиции, которая является господствующей в научной литерату- ре США и, естественно, задает тон всем другим странам Запада. Термином «пси- хологическое тестирование» вплоть до 1970-х гг. обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предмета данного направления исследований (см. Анас- тази, 1982). В подтверждение сказанному упомянем только названия некоторых наиболее известных руководств 1960-1970-х гг.: «Психологическое тестирова-
gen. 1966. - Bd. 6. - S. 7-16. 2.2. Предмет и структура психодиагностики 101
ние» (Anastasi, 1968; Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тести- рования» — Essentials ofPsychological Testing (Cronbach, 1960), «Теория тестов» — Test Theory (Magnusson, 1967), «Теория и практика психологического тестирова- ния» — Theory andPractice of Psychological Testing (Freeman, 1963). Пишутся иссле- дования по истории психологического тестирования (Л History of Psychological Testing; DuBois, 1970). Постепенно термин «психодиагностика» фактически вы- водится из употребления. Достаточно сказать, что в изданной в 2000 г. восьмитом- ной «Энциклопедии психологии» {Encyclopedia ofPsychology. — АРА and Oxford University Press; издано Американской психологической ассоциацией совместно с Оксфордским университетом) нет статьи, посвященной психодиагностике. Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом: • относится к методике Роршаха и другим проективным тестам; • связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологиче- скими средствами; • иногда используется как синоним психологического тестирования, охваты- вающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий. Вышеизложенное свидетельствует, что мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением — отсутствием ее названия при реальном суще- ствования. Более чем вековое развитие области исследований, связанных с изме- рением индивидуально-психологических различий, фактическое приобретение ею статуса самостоятельной науки не приводит к обретению имени, поскольку нельзя считать таковым термин «психологическое тестирование», пригодный ско- рее для обозначения процесса применения тестов, но не науки. В свете этого зако- номерно и отсутствие внимания к предмету и методу.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.006 с.) |