Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллект и наследственностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Насколько природа ограничивает (если ограничивает вообще) индивидуальное развитие интеллекта, каково влияние среды? Является ли наследственность той глухой стеной, за которую не проникают социальные воздействия, а если и про- никают, то их влияние почти неощутимо? А может быть, развитие интеллекта осу- ществляется под непосредственным воздействием среды? Сразу отметим, что, отвечая на эти вопросы, мы выходим за рамки собственно психологических исследований. В конечном счете речь идет об эффективности таких социальных систем воздействия на человека, как обучение и воспитание. Может быть, любые усилия общества, направленные на обучение и воспитание своих членов, тщетны, поскольку каким родился, таким и умрешь? Обратимся к исследованиям. 198 Глава 4. Измерение интеллекта
Теория генетической обусловленности интеллекта наиболее давняя. Ее исто- ки находим во многих известных философских системах. Значительная роль в распространении идеи о наследственности интеллекта принадлежит Гальтону, ко- торый полагал, что талант и вообще психические свойства человека так же наслед- ственны, как и его физические свойства. Он писал: «Примечательное непонима- ние оказывается распространенным относительно факта передачи таланта по на- следственности. Обычно считается, что дети выдающихся людей глупы; что там, где большая мощь интеллекта кажется унаследованной, она передается с материн- ской стороны и что один сын обычно похищает талант всей семьи. Мои собствен- ные исследования привели меня к диаметрально противоположному заключению. Я нашел, что талант передается по наследству в весьма заметной степени, что мать ни в какой мере не обладает монополией передачи и что целые семьи талантли- вых людей чаще встречаются, чем такие, где только один человек одарен. Я под- тверждаю мои заключения статистикой, которую теперь продолжаю применять и которую считаю вполне достаточной для доказательства. Это только часть гораз- до большего материала, который я собрал для будущего тома на эту тему, все со- держание которого метит в том же направлении» (Galton, 1865, р. 157). в 1869 г. Гальтон сообщает, что он «бегло проследил родство около четырехсот знаменитых людей всех периодов истории, и в результате... этим почти полностью установилась теория, что гений наследственен, с известными ограничениями, ко- торые осталось исследовать». Более поздние исследования английского психолога Барта (Burt, 1940, 1966) еще более упрочили эту теорию. В данных Барта, о которых речь пойдет немного позднее, практически невозможно увидеть влияние среды на интеллект. И конеч- но, во все времена довольно сильным союзником концепции наследственности интеллекта был здравый смысл, ибо обыденные житейские наблюдения учили, что «яблоко от яблони недалеко падает». В своей современной формулировке теория наследственной детерминации интеллекта утверждает, что примерно 80 % вариаций в количественных показа- телях способностей (IQ) следует отнести за счет генетических различий между людьми (Jensen, 1969; Eysenck, 1979; и др.). Высказываются и более умеренные взгляды, согласно которым влиянием наследственности объясняется от 25 до 65 % индивидуальных различий в интеллекте. Существуют три типа исследований, позволяющих сделать выводы о влиянии наследственности на интеллект в том виде, как он измеряется тестами. 1. Изучение зависимости оценок интеллекта родных и приемных детей от уровня интеллектуального развития родителей (усыновителей). 2. Изучение внутрипарного сходства по показателям интеллекта у генетиче- ски идентичных монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов, гено- типы которых различаются, как у обычных братьев и сестер. 3. Изучение степени интеллектуального подобия лиц с идентичным геноти- пом, но воспитывавшихся порознь (так называемый метод разлученных МЗ близнецов).. 4.5.Интеллектинаследственность
Результаты многочисленных исследований (примерно 30000 корреляций), проведенных за рубежом, обобщены в табл. 4.3.
Таблица 4.3 Сходствопоуровнюинтеллекта взависимостиотстепени генетической связи L. Erlenmeyer-Kimling, L. Jarvin,
Примечание. Горизонтальные линии соответствуют диапазону сходства в различных исследованиях. Вертикальными линиями обозначены средние значения для всех обобщен- ных результатов.
Эти данные в соответствующей литературе рассматриваются как наиболее до- стоверные, поскольку опираются на достаточно большие выборки, валидные ме- тодики и надежную диагностику зиготности. Хотя они и относятся к 1963 г., при- мерно такие же результаты мы находим и в новейших исследованиях (табл. 4.4). И. В. Равич-Щербо (1999), комментируя последующие обобщения выполнен- ных в этом направлении психогенетических исследований (работы 1978-1980 гг.), указывает на то, что независимо от колебаний (добавим, весьма незначительных!) величины коэффициентов корреляции обнаруживается одна и та же закономер- ность. Эта закономерность выражается в том, что одинаковые гены дают высокое сходствопоинтеллектудажевтомслучае,когдасредабыларазной. Изимеющих- ся данных делается вывод о том, «что в общих когнитивных способностях генети- ческие влияния обнаруживаются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50 % их вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких пре- делах — 0,4-0,8. Это означает: от 40 до 80 % различий между людьми по этому признаку объясняется различиями между ними по наследственности» (Равич- 20 0 Глава 4. Измерение интеллекта
Таблица 4.4
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.011 с.) |