Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проекция как психологический феноменСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое поня- тие появляется впервые в психоанализе и принадлежит 3. Фрейду (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением и в этом слу- чае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир. Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитны- ми механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, суб- лимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с 3. Фрейдом, изживается благодаря особо- му психическому механизму — проекции. Основоположник психоанализа в сво- ей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь нехочешь знать (выделено мной. — Л. Б.), переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим». Точности ради отметим, что в работах 3. Фрейда есть упоминание и о том, что проекция возникает не только в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также «принимает самое большое участие в образовании внешнего мира». Од- нако это расширительное толкование проекции не было воспринято психоанали- зом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «клас- сической проекцией». Существование проекции в ее классическом понимании по день нынешний вызывает дискуссии и не может считаться окончательно доказанным. Посмотрим на одно из достаточно типичных исследований, посвященных классической про- екции. В этой работе Дж. Халперн (Halpern, 1977) оценивал испытуемых по спе- циально созданной шкале, определяющей «защищенность» от полового возбуж- 28 8 Глава 6. Проективная техника
дения. Затем была предложена серия фотографий лиц, из которых нужно было отобрать «самое неприятное». На следующем этапе обследуемым были предло- жены откровенные изображения сексуальных сцен. После этого все испытуемые описывали себя и избранного «неприятного субъекта» по стандартному перечню черт личности. Результаты показали, что обследуемые, которым была присуща сильно развитая защищаемость от полового возбуждения, отрицали его возник- новение при просмотре изображений и проецировали это возбуждение на непри- ятного им человека. Эффект значительно усиливался, когда в качестве такого че- ловека выступал мужчина. Казалось бы, имеются основания говорить о защитной функции проекции, но пока воздержимся от окончательного вывода. Мы еще вернемся к этому исследованию, рассматривая проекцию не только в качестве защитного механизма, а значительно шире, понимая ее как неотъемлемое свойство психической активности человека. «Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет ме- сто и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд. Проекция, не привязанная на- мертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекци- ей«. Прав Т. Шибутани (1969), писавший о том, что люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности. Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что клас- сическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда инди- вид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него по- ложительное отношение. Такое понимание проекции — наделение собственными мотивами, потребно- стями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков — основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на эксперимен- тальных исследованиях, а поэтому неслучайно некоторыми психологами полага- ются в качестве единственно обоснованного. Л. Беллак, в ходе своих экспериментов с ТАТ, также приходит к выводу, что проекция вовсе не обязательно является защитным механизмом, а идея Фрейда о том, что она не создана исключительно для защиты, не получила сколь-нибудь значительного развития. Он считает, что главное предположение Фрейда относи- тельно такой проекции состоит в том, что воспоминания о перцептах влияют на восприятие актуальных стимулов, на этом-то и основано толкование картинок ТАТ. Беллак (2000) пишет: «Я полагаю, что восприятие субъектом в прошлом сво- его отца влияет на его перцепцию фигур отца в картинках ТАТ и что оно состав- ляет валидный и надежный шаблон его повседневных восприятий фигуры отца.... В таком случае возникает ощущение, что перцептивные воспоминания воздейст- вуют на восприятие актуальных стимулов, и не только ради узко обозначенных це- лей защиты, как это утверждается в первоначальном определении проекции» (с. 12). Исходя из сказанного, Беллак полагает, что использование термина «проек- ция» для процессов, наблюдаемых, в частности, при работе с ТАТ, неуместно. Он 6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 28 9
предлагает в качестве основного употреблять термин «апперцепция». Апперцеп- ция — это значимая интерпретация организмом воспринятого. При этом пред- полагается возможное существование процесса неинтерпретированного воспри- ятия, а каждая субъективная интерпретация составляет динамически значимое «апперцептивное искажение». Таким образом, при работе с ТАТ мы имеем дело.с апперцептивными искажениями разной степени. Термин проекция сохраняется, однако он обозначает лишь одну из форм апперцептивного искажения, причем искажения в наибольшей степени. Понимание Беллаком проекции фактически не отличается от ее классического истолкования. «...В случае истинной проекции мы имеем дело с приписыванием чувств и отношений, не только остающихся бессо- знательными в целях защиты, но и являющихся неприемлемыми для Эго, а пото- му приписываемых объектам внешнего мира... они не могут стать сознательными, кроме как с помощью особых, длительных терапевтических процедур». Помимо проекции выделяются другие формы апперцептивного искажения, отличающие- ся от проекции. Отличие это в возможности осознания допускаемого искажения (так называемая простая проекция, сенсибилизация, экстернализация, аутическое восприятие). Помимо двух важнейших видов проекции, рассмотренных выше, в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изоб- ражения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей. Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознавае- мых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализи- рованной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобря- емых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправ- дание. Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности. Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась до- статочно тесная связь (r= 0,62) между самоописанием и объективной оценкой не- которых отрицательных черт, например недисциплинированности. Студенты, от- давая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают». Д. Холмс (Holmes, 1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие—отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемо- го. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проек- ции (табл. 6.1). Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию, но, по Д. Холмсу, строгого экспериментального подтверждения не получила (действительно, очень трудно доказать, что обследу- емый не имеет представления об определенных, ему присущих чертах личности). 29 0 Глава 6. Проективная техника
Таблица6.1 Видыпроекциииихклассификацияподвумизмерениям
Проекцию Панглосса и Кассандры можно рассматривать как вариант защитно- го механизма «реактивное образование»1. Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испы- тывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние. Еще раз подчеркнем, что экспери- ментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция — при- писывание имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты. Как видно, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития, независимый от тех психодиагностических методик, которые были названы проективными. Но, вполне естественно, обозначение определенных мето- дик (уже существующих) как проективных заставляет исследователей примерять к ним имеющиеся концепции проекции, выяснить их объяснительный потенциал применительно к задачам диагностики личности. Анализу этих исследований бу- дут посвящены отдельные разделы этой главы, а пока назрела необходимость по- знакомиться с тем, как вошел в жизнь термин «проективная техника» и что же представляют собой наиболее типичные проективные методики.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.01 с.) |