Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативные данные для выборки из 22 7 испытуемыхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(новые «ключи»)
Таблица 3.10 Нормативные данные для выборки Из 22 7 испытуемых (оригинальные «ключи»)
Результаты проведенного исследования позволили ответить на вопрос о том, насколько мы точны в измерении факторов, постулированных Кеттеллом. Пред-
176 Глава 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы...
варительные нормативные данные могут служить ориентиром для заключений об относительной степени выраженности у испытуемого некоторых личностных черт. Памятуя об ограниченности выборки, отметим, что новые «ключи» и нормы следует использовать с известной осторожностью.
Заключение
Подводя итоги вышеприведенного, достаточно краткого рассмотрения психомет- рических основ психодиагностики, хотелось бы подчеркнуть, что измерение че- ловеческого поведения — необычайно сложная задача. Основная проблема заклю- чается в том, что речь идет об измерениях во внефизической сфере, сфере гума- нитарной науки, а используемый математико-статистический аппарат призван обслуживать (и успешно обслуживает) прежде всего измерение физических яв- лений. Вполне понятно желание, многих исследователей предельно объективиро- вать психологическое измерение, задавая такие требования к тестам, как надеж- ность, дискриминативность, валидность. Соответствие этим требованиям зача- стую представляется как условие точности и объективности наших измерений. В то же время зачастую не учитывается, что гуманитарные науки накладывают на процесс измерения множество ограничений. Формализация и количественные методики, математические модели в психодиагностике никогда не смогут заме- нить разработку теоретических конструктов, фундаментальных принципов иссле- дования. Достаточно четко это прослеживается в развитии понятия валидности теста — его важнейшей характеристике как исследовательского инструмента. Понятие конструктной валидности, вобравшее в себя все подходы к определению валидности, — яркий пример того, что в конструировании тестов нельзя ограни- читься математическими расчетами, как бы достоверны и убедительны они ни бы- ли. Без полного, насколько это возможно, психологического описания перемен- ной (конструкта), для измерения которой предназначается тест, без формулиро- вания гипотез о его результатах в свете того, что нам известно об этой переменной, процесс создания теста становится упражнением из математической статистики. Разработка тестов — творческий акт исследователя, и именно поэтому известных и завоевавших популярность методик, несмотря на множество изобилующих ре- цептами «кулинарных» книг по их изготовлению, не так уж и много, что хорошо известно любому психологу-практику. Глава4 Измерение интеллекта
Люди отличаются от других животных интеллек- том. Человеческий интеллект отличается от интел- лекта машин. Интеллект детей отличается от интел- лекта взрослых. Также есть отличия в интеллекте человеческих существ одного и того же возраста... Энциклопедияпсихологии
Психологическая диагностика располагает огромным арсе- налом разнообразных методик (тестов), позволяющих уста- новить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Особую группу этих методик составляют те, которые созданы для измере- ния уровня интеллектуального развития. Проблема измерения интеллекта, как уже говорилось в главе 1, — одна из наиболее дискуссионных, волнующих не только психологов, но и широкую общественность. Приме- нение тестов интеллекта, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, а тем самым дифференцирующих людейнаболееименееспособных, имеетсерьезныесоциаль- ные последствия и сопряжено со значительными этически- ми проблемами. В нашей стране тесты интеллекта широко применялись в 1920-1930-е гг. (по данным А. Шуберт, 1930, в период 1920-1930-х гг. в стране использовалось 25 отечественных и 17 зарубежных тестов, значительная часть которых пред- назначалась для диагностики интеллекта). Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профориентации и профотборе. Прекращение тестирова- ния по идеологическим соображениям в середине 1930-х гг. (см. гл. 1) лишило психологию инструментов измерения уровня интеллектуального развития. «Второе пришествие» тестов измерения интеллекта в СССР, напомним, происхо- 178 Глава 4. Измерение интеллекта
дит в 1970-е гг.1 Это были в основном американские тесты, многие из которых име- ли длительную историю развития, опыт работы с ними передавался от одного по- коления зарубежных психологов к другому. За тестами, естественно, потянулся и шлейф всех тех проблем, которые возникают при измерении интеллекта, проблем, во многом остающихся новыми или малоизвестными для нас и по сегодняшний день. Предполагается, что эти тесты предназначены для измерения интеллекта. Энциклопедии и справочники по психологии дают различные определения этого понятия. Так какой же интеллект измеряют тесты? В зарубежной психодиагно- стике сформировалась психометрическая модель интеллекта, которая обычно признается традиционной. Эта модель базируется на следующих положениях. 1. Допускается существование единой всепроницающей способности, назван- ной общим интеллектом, или G (см. подробнее в главе 1 раздел, посвящен- ный иcслeдoвaниям Ч. Спирмена). 2. Общий интеллект имеет биологическую основу, а в соответствии с этим высоко коррелирует с наследственностью (h) и различными психофизио- логическими показателями. 3. Тесты интеллекта измеряют биологический интеллект. Психометрическая модель интеллекта постоянно развивается и уточняется многочисленными исследованиями, в которых устанавливаются связи между IQ и скоростью передачи нервного сигнала, временем реакции, параметрами вызван- ных потенциалов и т. д. и т. п. Только лишь обзоры этих исследований занимают многие сотни страниц в современной зарубежной психологической литературе. Насколько правомерна традиционная психометрическая модель интеллекта? Воз- можны ли иные представления о его природе, а тем самым о том, что измеряется тестами интеллекта? Каковы причины индивидуальных различий в уровне раз- вития интеллекта? Ответам на эти вопросы и будет посвящена данная глава.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.160.209 (0.007 с.) |