Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия в интеллекте, обусловленные возрастом

Поиск

 

Наш анализ причин индивидуальных различий в интеллекте будет неполным, если не упомянуть о тех изменениях, которые происходят с возрастом. Из того, о чем говорилось выше, ясно, что коэффициент интеллекта — показатель весьма чувствительный по отношению к средовым воздействиям, из которых одно из важ- нейших — это образование. Логично предположить, что по мере роста образова- тельного уровня во время активного развития индивида будет изменяться в сто- рону повышения и IQ. Однако многие исследования показывают, что в период развития индивида успешность выполнения тестов интеллекта остается неизмен- ной. В чем здесь дело?

Наиболееполныеданные,касающиесядинамики IQ, представленывБерклей- ском лонгитюдном исследовании (Berkeley Growth Study, 1941). Испытуемых об- следовали многократно в различные периоды развития. Полученные коэффици- енты корреляции очень высоки (0,86 между IQ в возрасте 5, 6 и 7 лет и IQ в 17 и

18 лет). Это значит, что около 80 % вариаций в 17 и 18 лет можно прогнозировать в возрасте 5, 6 и 7 лет. Корреляция возрастает до 0,96 между IQB 11, 12и 13 лет И IQ B 17 И 18 лет.

Эти результаты получены на ограниченной и специфической выборке (обсле- дованные—детиизсемейсвысокимсоциально-экономическимстатусом).Насто- ящиеданные,несмотрянаихвысокоепрогностическоезначение,неозначают,что IQ оставался неизменным между исследованиями. Размах этих изменений доста- точно велик. Так, для возраста 6 мес. усредненное значение изменений — 21,6, для

14 лет — 5,8 (при сравнении с 17-летними). IQ отдельных лиц резко отличаются в разные возрастные периоды. Около 50 % IQ в 6, 7, 8 либо 9 лет на 10 единиц или


22 4 Глава 4. Измерение интеллекта

 

более отличаются от IQ в 17 лет. Таким образом, IQ сохраняет постоянство в ста- тистическом смысле этого слова (для группы, но не для индивида).

Анализируя данные подобных исследований, необходимо помнить о том, что периоду развития большинства людей присуще относительное постоянство сре- ды. Ее существенные изменения отразятся и на IQ Исследования, направленные на поиск параметров, имеющих значение для предсказания снижения или повы- шения IQ, показывают прежде всего на зависимость этого показателя от соци- альных факторов. Значительные изменения связаны с родительской заботой об образовании ребенка, эмоциональным климатом воспитывающей его семьи. При этом наиболее существенно влияние уровня и характера образования, сказываю- щееся сильнее, нежели социально-экономический статус семьи.

Увеличение с возрастом стабильности IQ объясняется кумулятивным харак- тером интеллектуального развития, «ведь в каждом возрасте интеллект индивида есть сумма уже имеющихся и вновь приобретенных навыков и знаний. Даже если приобретенное никак не связано с уже имеющимся у индивида, постоянное улуч- шение уровня выполнения теста можно объяснить пропорциональным увеличе- нием с возрастом общего количества навыков и знаний. Вот почему прогноз отно- сительно IQ на основе результатов 3-летнего ребенка для возраста 16 лет будет более точным, чем прогноз на основе результатов 3-летнего для 9 лет» (Анастази,

1982, с. 290). Кроме того, на общей стабильности IQ сказывается влияние имею- щихся навыков обучения на последующее обучение.

Сложность решения вопроса о возрастных изменениях в интеллекте обуслов- лена и техническими трудностями, поскольку в разные возрастные периоды ис- пользуются и разные тесты. Однако если эти трудности и преодолимы, тем не ме- нее возрастные различия IQ в период развития предстают в основном как разли- чия социальные.

Количественная оценка интеллекта не может отразить его качественных изме- нений, происходящих с возрастом. IQ в 10 лет может быть связан значимой кор- реляцией с IQ в 17 лет у того же индивида. Но считать, что в развитии интеллекта за это время не произошло никаких изменений — глубочайшее заблуждение. Воз- растные индивидуальные различия в интеллекте не могут быть сведены к его ко- личественному показателю. Подтверждение этому мы находим в исследованиях, обращенных к изменениям IQ, происходящим в зрелом возрасте.

Долгое время считалось, что снижение интеллекта начинается в конце третье- го — начале четвертого десятилетия жизни (см. рис. 4.13) (строго говоря, вывод о возрастном снижении делается на основе сравнения сумм шкальных оценок в раз- ных возрастных группах). В современных тестах стандартное IQ определяют со- отнесениемсуммарногошкальногопоказателяиспытуемогоснормойеговозраст- ной группы. Поэтому, если индивидуальное возрастное снижение соответствует возрастному снижению нормативной группы, IQ будет оставаться постоянным.

Вывод об этом делался на основе поперечных срезов (одновременное обследо- вание разных возрастных групп). При такой организации исследования на соб- ственно возрастные изменения в интеллекте наслаиваются различия между поко- лениями. Лица старшего возраста будут хуже выполнять задания теста не пото- му, что они старше, а потому, что они, как правило, менее образованы. Обычно


 
Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 22 5

 

Возраст, лет

 

 
4.13. «Классическая» кривая снижения IQ с возрастом

 

уровень образования старших поколений если не во всех, то во многих странах мира заметно отстает от их детей и внуков. Убедиться в этом нетрудно, заглянув в соответствующие статистические справочники по народонаселению. Но не толь- ко образование, а и многие другие факторы будут влиять на различия между воз- растными группами. Изменения, происходящие в современном обществе, делают несравнимым жизненный опыт 20-летних и 70-летних.

Более надежные и обоснованные данные получены в лонгитюдных исследова- ниях, когда одних и тех же испытуемых тестируют в разные периоды их жизни. Таких работ немного, а наиболее известное из них — Сиэтлское лонгитюдное ис- следование (SLS — Seattle Longitudinal Study), начатое еще в 1956 г. Уже первые результаты (всего с 1956 по 1991 г. было проведено б циклов тестирования, иссле- дование продолжается и сегодня) показали, что возрастное снижение IQ весьма невелико или отсутствует вообще. Снижение IQ оказывается сравнительно уме- ренным даже в 80 и 90 лет. Шайи и С. Стротер (Schaie, Strother, 1968) сравнили данные, полученные с помощью поперечных срезов, с результатами продольного исследования (были обследованы 500 испытуемых в возрасте от 20 до 70 лет с ис- пользованием теста РМА Терстоуна, а через 7 лет большая часть из них повторно той же методикой1). В первом случае («срезы») отчетливо обнаруживалось воз- растное снижение, во втором — слабо выраженное снижение или его отсутствие (рис. 4.14). Возрастные изменения, как это хорошо видно, различаются в зависи- мости от тестируемой способности. В общей мере интеллекта (IQ) динамика раз- вития отдельных способностей оказывалась как бы затушеванной.

Значительная часть Сиэтлского исследования в 1980-1990-х гг. была посвя- щена изучению причин снижения результатов тестирования способностей у лиц пожилого и старческого возраста. Среди этих причин называются плохое состоя-

 

 
В 1980-е гг. специально для этого исследования был разработан новый вариант теста Терстоуна —

тест Шайи—Терстоуна для измерения умственных способностей взрослых людей.


 

 

 

Возрастное снижение показателей по отдельным тестам, обнаруживаемое с помощью поперечных и продольных срезов


4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 227

 

 

ние здоровья, бездеятельность, ослабленная мотивация, отсутствие непрерывно- го упражнения конкретных способностей.

Здесь сделаем небольшое отступление, касающееся упражнения способностей. Речь идет о теории нереализуемых и оптимально реализуемых познавательных способностей, разработанной Денни.

Денни (Denney, 1982) постулирует два различных типа способностей: нереа- лизуемые, или нетренируемые (например, когда у человека не было возможности практиковаться в выполнении теста), и тренируемые, проявляющиеся при опти- мальной тренировке по выполнению тестовых задач. Характер возрастных изме- нений тех и других способностей полагается одинаковым, они имеют тенденцию к развитию до позднего юношеского возраста, затем начинают ослабевать. Автор этой концепции считает, что тренировка интеллектуальных функций имеет мень- шее значение в детском и пожилом возрасте, нежели в другие периоды. Это осно- вано на том, что наименьшая дифференциация между нереализуемыми и опти- мально реализуемыми способностями наблюдается именно в этих возрастных группах. Однако мнение о том, что тренировка интеллектуальных функций в по- жилом возрасте не приводит к заметным изменениям, оспаривается, причем весь- ма убедительно. В исследованиях Балтеса (о его концепции см. ниже) установле- но, что активирующие интеллект программы тренировок оказывают относитель- но быстрое и продолжительное благотворное влияние даже у лиц в возрасте от 70 до 90 лет. Как было установлено в лонгитюдных исследованиях, польза трениров- ки превышала среднюю потерю производительности в возрасте 60-80 лет. После- дующее развитие, причем до глубокой старости, интеллектуальных достижений объясняется феноменом «селективной оптимизации», суть которого в том, что возрастает концентрация внимания на фактах и событиях, ограниченных интере- сами и деятельностью (путем освобождения от других обязанностей). Таким об- разом, происходит компенсация биологически снижающейся общей энергии у лиц преклонного возраста.

В этой теории результаты, полученные с помощью тестов, измеряющих теку- чие способности, принято считать отражающими нереализованные способности — они понимаются как таковые потому, что взрослым людям нет необходимости их часто использовать в своей жизнедеятельности. Результаты тестов, измеряющих кристаллизованные способности, характеризуют реализуемые, постоянно исполь- зуемые способности. Автор находит подтверждение своей теории в том, что она предсказывает результаты многочисленных исследований, свидетельствующие о возрастных изменениях в психометрическом интеллекте, а также разный эффект тренировки интеллекта в различные периоды жизни человека. Тем не менее в этой теории нет ответа на фундаментальный вопрос о значении, важности каждого типа способностей в интеллекте взрослого человека. Можно ли считать, что оптималь- но реализуемые и нереализуемые способности в равной мере значимы для оцени- вания интеллекта в разные периоды жизни человека?

Таким образом, можно вслед за Анастази прийти к выводу, что снижение ин- теллекта, «формально связываемое с возрастом, в действительности есть резуль- тат различий между поколениями или сообществами людей» (Анастази, 1982, с. 302). Она считает, что реальное снижение способностей, по-видимому, проис-


22 8 Глава 4. Измерение интеллекта

 

ходит уже после того, как возраст человека значительно превысил 60 лет, и гораз- до сильнее связано с состоянием здоровья конкретного человека, нежели с его хронологическим возрастом. Очевидно, что на выраженность возрастных измене- ний в интеллекте будут влиять особенности изучаемой выборки (характер дея- тельности этих лиц, их образование, состояние здоровья, возможности стимуля- ции интеллектуальной активности и т. д.).

Г. Рудингер (Rudinger, 1972) на основе своих исследований показывает, что интеллектуальный потенциал пожилых и старых людей в большой степени зави- сит от факторов социальных (по его данным, эта зависимость от образования со- ставляет 20-30%, от профессии — 20%, от пола — 7-15%, от состояния здоро- вья — 8 %). В поздние периоды жизни заметным становится влияние на IQ состо- яния здоровья. Так, обнаружено ослабление интеллекта в возрастной группе от 60 до 69 лет у лиц с высоким артериальным давлением. Установлены связи и с дру- гими физиологическими индикаторами. Представляют интерес работы, демон- стрирующие, что на Основе резкого снижения IQ в 5-10-летний период, предше- ствующий повторному исследованию, можно прогнозировать близость смерти в пожилом и старческом возрасте. Впрочем, как отмечает И. В. Давыдовский (1966),

«болезнь безотносительна к возрасту».

Определяющее значение социальных факторов в наличии или отсутствии воз- растного снижения IQ показывает нам ограниченность этого показателя для ана- лиза собственно возрастных изменений в интеллекте. Конечно, интеллект моло- дых не может быть тождествен интеллекту старых. Если у первых это скорее го- товность к решению новых задач, накоплению знаний, то у вторых — способность решать знакомые задачи на основе прошлого опыта. Происходящая с возрастом перестройка структуры интеллекта, естественно, не находит своего отражения в его количественном показателе.

Вильяме с соавторами (Williams et al., 1983) провели исследование, в котором людей пожилого возраста просили оценить свои способности к решению проблем, задач. Обследованные отмечали улучшение способностей с возрастом, что проти- воречило результатам тестирования. Расхождение это участники эксперимента объясняли тем, что в жизни им приходится решать не абстрактные задачи, а те, ко- торые реально существуют. При сравнении результатов обследования лиц моло- дого и пожилого возраста с помощью тестов, задания которых были приближены к интеллектуальным повседневным проблемам, возрастное снижение не наблюда- лось. Исходя из этого вполне правомерен вопрос: равноценны ли задания теста для отдельных лиц, интеллект которых определяем, в равной ли степени они новы?

Помимо этого, есть основания считать, что известное снижение способности к накоплению информации и оперированию ею у человека в пожилом и старческом возрасте «может компенсироваться и даже сверхкомпенсироваться продолжаю- щимся обогащением идеальных содержаний его мировоззрения, направленности характера и "Я" системы <...> часто продолжают расти возможности личности к рассмотрению действительности со всех новых и новых оригинальных точек зре- ния, определяемых все обогащающимися отношениями человека к миру» (Додо- нов, 1985, с. 44). С возрастом особенно ярко проявляется взаимосвязь интеллекта и личностных особенностей.


4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 22 9

 

 

Наконец, некоторые замечания, касающиеся гетерохронности в развитии и старении разных сторон интеллекта. Б. Г. Ананьев (1968), основываясь на иссле- дованиях Бромлей, полагает, что «уже в 30-35 лет отмечается постепенная ста- билизация, а затем снижение невербальных функций, которое становится резко выраженным к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого момента прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет» (с. 152).

Это не представляется нам бесспорным. Резко выраженное снижение невер- бального интеллекта к 40-летнему возрасту не подтверждается исследованиями. Следует с большой осторожностью относиться к признакам возрастного снижения интеллекта, формально регистрируемым тестом. Как верно замечает Э. Я. Штерн- берг (1968), в этих случаях «должен быть поставлен вопрос о том, не изменились ли с возрастом значение и смысл этой способности в рамках психической деятельно- сти в целом настолько, что мы "измеряем" по существу несопоставимые процессы».

В так называемых операциональных моделях интеллектуального развития взрослых (Kramer, 1983; Pascual-Leone, 1983; Richards, Commons, 1984; Sinnott,

1984) изучают качественные изменения, происходящие с возрастом. Обращается внимание на новые когнитивные структуры, которые могут возникать в период взрослости. Единого мнения о том, в чем же новизна природы познания у взрос- лых людей, не существует. Тем не менее сторонники операционных моделей ин- теллекта сходятся в том, что когнитивное развитие у взрослых связано с необхо- димостью жить и действовать в мире релятивистском по своей природе. Эта реля- тивистская природа мира порождает противоречия в системе познания, которые необходимо синтезировать для создания целостной картины окружающей дей- ствительности. Социальная среда усложняется на протяжении зрелости, требует изменения взглядов и ролей. Хотя в этих моделях нет ответа на вопрос о том, в чем собственно новизна природы мышления взрослых людей, из них следует, что традиционные тесты могут оказаться неадекватными при измерении интеллекта в разном возрасте.

В большинстве современных концепций следующие особенности интеллек- туального поведения в зрелом возрасте считаются наиболее существенными: адап- тированность к повседневной жизни, социальная компетентность (понимание людей и их поступков), развитые вербальные способности, умение решать новые задачи. По данным С. Берга и Р. Стернберга (Berg, Sternberg, 1985), изучавшим субъективное мнение людей о том, что характеризует развитый интеллект (его поведенческие проявления) в возрасте 30, 50 и 70 лет, оказывается, что по мере старения все большее значение в поведении приобретают факторы, связанные с адаптацией к повседневной жизни.

Балтес и его коллеги (Baltes et al., 1984) предлагают собственную модель раз- вития интеллекта в зрелом возрасте. Они признают, что, хотя и возможно некото- рое ослабление интеллекта с возрастом, в целом интеллекту взрослых присущи устойчивость и рост. При этом подчеркивается роль адаптации человека в интел- лектуальном поведении. Предложенная Балтесом с коллегами модель оперирует четырьмя конструктами: пластичность, многомерность, разнонаправленность и интериндивидуальная вариабельность. Пластичность интеллекта — это возмож-


23 0 Глава 4. Измерение интеллекта

 

 

ность гибких изменений интеллекта у индивида. Проведенные исследования по интеллектуальному тренингу пожилых людей показывают наличие пластично- сти в их интеллектуальном функционировании. Многомерность базируется на предположении, что интеллект состоит из множества способностей со специфи- ческими структурными свойствами, изменяющимися по мере развития. Экспери- ментально подтверждено, что с возрастом разные психометрические способности становятся более тесно взаимосвязанными и количество факторов интеллекта, обнаруживаемых с помощью факторного анализа, уменьшается. Разнонаправлен- ность — предполагается появление отличающихся структурных изменений, кото- рые происходят с разными способностями в течение жизни. Последний конст- рукт — интериндивидуальная изменчивость — предполагает значительные разли- чия между людьми в их интеллектуальном развитии во взрослом возрасте. Из существующих исследований следует, что в определенной возрастной группе у от- дельных индивидов может наблюдаться ослабление, у других — устойчивость, а у третьих — повышение интеллектуального функционирования. Совместно эти че- тыре конструкта образуют динамическую основу для организации информации по развитию интеллекта взрослых.

Неофункционалистская концепция Балтеса предстает как двухпроцессная мо- дель. Постулируются два взаимосвязанных типа процессов развития. Первый про- цесс — «познание для познания» (механизм интеллекта). С его помощью описы- ваются возрастные изменения в основных формах мышления, связанных с инфор- мационными процессами и решением задач, изменения, происходящие в первой трети жизни человека. Второй процесс — прагматический интеллект, связанный с основными когнитивными навыками и другими интеллектуальными ресурсами, приобретенными благодаря реализации первого процесса в решении повседнев- ных когнитивных проблем и приспособлении к среде. Предполагается, что второй процесс — наиболее существенный для последних двух третей жизни. Связывая интеллект взрослого человека с успешным функционированием в окружающей среде, авторы этой теории полагают (и с этим трудно не согласиться), что задания тестов, предназначенных для оценки интеллекта, отнюдь не в равной мере эффек- тивны для его измерения в разные периоды человеческой жизни. Если при оцен- ке интеллекта детей обычно соглашаются с тем, что тесты должны быть разными для разных периодов детства, то возможность разных тестов для периода взрос- лости фактически не обсуждается. Балтес и его коллеги полагают, что прагма- тический интеллект в большей степени характеризует интеллектуальную жизнь взрослых, чем традиционные когнитивные способности. Специфические прояв- ления прагматического интеллекта варьируют от человека к человеку в зависи- мости от особенностей индивидуальной адаптации. В общем, согласно этой тео- рии, с возрастом большее значение приобретают повседневные интеллектуальные способности и кристаллизованный интеллект, меньшее значение имеет текучий интеллект. К сожалению, Балтес и его коллеги не разработали эмпирических ме- тодов для определения повседневного интеллекта.

Возвращаясь к якобы происходящему после 40 лет снижению невербального интеллекта, нужно подчеркнуть, что его развитие и изменения в нем (как и в вер-


4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье... 231

 

 

бальном) связаны прежде всего с особенностями деятельности (следует помнить, что вербальная и невербальная шкалы в наиболее используемом тесте WAIS взаи- мокоррелируют, а это означает известную произвольность в отнесении тестов к той или иной шкале). Подтверждением этого служат и имеющиеся данные о том, что для лиц в возрасте 60 лет и более значительные различия в показателях вер- бальных и невербальных тестов определяются принадлежностью испытуемых к разным регионам, например сельскохозяйственному или промышленному.

Отмечаемое Б. Г. Ананьевым и многими другими исследователями снижение количественных показателей невербального интеллекта с возрастом обусловлено специфичными для измеряющих его тестов требованиями к визуально-моторной координации и скорости исполнения. Однако заметное и хорошо известное па- дение по мере старения скорости, точности и координации действий возможно при сохранении качества интеллектуальной деятельности, т. е. без снижения ее уровня. Обратим внимание на то, что и хрестоматийное снижение скорости реше- ния ряда невербальных задач у лиц старческого возраста может не происходить. Н. В. Иванова (1984) изучала особенности решения невербальных образных за- дач (так называемые задачи М. Бонгарда) жителями Абхазии в возрасте от 83 до

103 лет. Контрольная группа состояла из проживающих в той же местности лю- дей в возрасте от 31 года до 55 лет. Оказалось, что правильность решения задач в обеих группах была одинаково высокой, а скорость их решения людьми старче- ского возраста в среднем превосходила показатели контрольной группы. Тем не менее ясно, что наиболее чувствительной к возрасту чаще всего оказывается ис- полнительская (performance) сторона интеллекта, но ее не следует отождествлять с невербальным (практическим) интеллектом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.160.209 (0.014 с.)