Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллект и биологическая средаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Довольно расплывчатое понятие «биологическая среда», используемое в зарубеж- ных работах, объединяет значительное количество разнообразных переменных, большая часть которых характеризует особенности беременности, родов и неона- тального периода. Насколько же зависимы индивидуальные различия в интеллек- те от биологической среды? 210 Глава 4. Измерение интеллекта
Наиболее представительным исследованием, посвященным изучению факто- ров биологической среды, является работа Бромана (Broman, Nichols, Kennedy, 1975), обследовавшего, совместно со своими коллегами, 53 043 женщины в разных клиниках США. В работе представлены коэффициенты корреляций 132 парамет- ров с IQ в 4-летнем возрасте (примечательно, что наряду с многочисленными пре- и неонатальными характеристиками, а также особенностями родового про- цесса, авторами охвачены расовые, социально-экономические и клинико-анам- нестические данные о семье и матери ребенка). Прежде всего, обнаруживается очевидная связь социально-экономических параметров с интеллектом (социально-экономический индекс семьи — 0,43, обра- зование матери — 0,35, наличие отца — 0,19 и т. п.). Кроме этих параметров, толь- ко 17 из оставшихся 125 дают корреляции от 0,11 до 0,37 с интеллектом в 4-лет- нем возрасте. К наиболее значимым из них относятся: 1) отсутствие — наличие полной экстракции плода при родах — 0,37; 2) количество посещений консультации для беременных — 0,25; 3) минимальная величина гематокрита во время беременности — 0,22; 4) минимальная величина гемоглобина — 0,21; 5) масса плода при рождении — 0,17. Связь между отсутствием экстракции плода при родах с более высоким IQ в возрасте 4 лет (1) авторами не интерпретируется, хотя и является наиболее зна- чимой. Обращает на себя внимание то, что эта корреляция исчезает в том случае, когда группы черных и белых матерей рассматриваются отдельно. Следующий параметр (2) без труда может быть понят в качестве социального. Ясно, что количество посещений консультации для беременных (при возможно- сти это осуществлять) во многом связано с общим уровнем культуры будущей ма- тери, при непосредственном участии которой будет в дальнейшем происходить умственное развитие ребенка. При совпадающих социально-экономическом ста- тусе и расе становится несущественной связь с интеллектом показателей гемато- крита и гемоглобина в период беременности (3,4). Как видно, полученные результаты указывают на то, что для крупных новорож- денных незначительно возрастает вероятность иметь более высокий IQ в возрас- те 4 лет (5). (Коэффициенты корреляции: для массы плода при рождении — 0,17, длины тела — 0,15, окружности головы — 0,15.) Однако ошибочно считать, что масса ребенка при рождении может оказывать непосредственное влияние на его интеллектуальное развитие. Эта весьма слабая корреляция фактически отсутствует в группе белых матерей (0,07) и незначитель- на для черных (0,11). Можно предположить, что за этими корреляциями скрыва- ются неравные социальные условия, в которых оказываются черные и белые дети после рождения. Авторами этого исследования был использован регрессионный анализ для прогнозирования IQ В 4-летнем возрасте на основе выделенных 132 параметров. Оказалось, что фактически все вариации в IQ могут быть предсказаны на основе учета образования матери и показателей социально-экономического фона. Из обсуждаемых здесь данных делается вывод о том, что особенности беремен- ности, родов и неонатальные характеристики не имеют сколь-нибудь существен- 4.7. Интеллект и половые различия 211
ного значения для объяснения индивидуальных различий в интеллекте. Это мо- жет вызвать недоумение, ибо хорошо известно, например, влияние патологии бе- ременности на умственное развитие ребенка. Дело здесь в том, что случаи вы- раженной патологии авторами не рассматриваются, так как нa их основе нельзя сделать заключение о закономерностях взаимосвязи изучаемых параметров с IQ для популяции. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что описыва- емые авторами отклонения от «нормы» в протекании беременности и родов, спо- собные как-то повлиять на умственное развитие, вероятнее всего, компенсиру- ются за 4-летний период жизни ребенка. Дети, родившиеся с теми или иными от- клонениями, обычно становятся объектом повышенного внимания со стороны родителей, врачей и педагогов. Это еще одно свидетельство значения социальных факторов в развитии интеллекта. Вполне естественно, что многими исследователями неоднократно задавался вопрос о различиях в интеллекте между мужчинами и женщинами, тем более что массовые стереотипы, складывающиеся столетиями, внушали, что у женщин если не более слабый, то уж обязательно своеобразный ум.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.01 с.) |