Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие психодиагностики в 1940-е гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В этот период продолжает увеличиваться количество диагностических методик. Представление о количестве психологических тестов в 1940 г. дает «Ежегодник психических измерений», издаваемый Оскаром Буросом (Buros, 1941), в соответ- ствующем выпуске которого опубликованы обзоры по 325 тестам и просто пере- числены 200 тестов. Естественно, далеко не все из этих тестов пользовались по- пулярностью среди психологов. Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая стимулировала разработ- ку новых тестов. В начале Второй мировой войны психологи США вновь обраща- ются к разработке групповых тестов для нужд армии. Так появляется Армейский общий классификационный тест (The Army General Classification Test) — группо- вой тест, проведенный примерно с 10 миллионами военнослужащих в ходе вой- ны. Были изобретены многие другие тесты для использования, например, при от- боре морских офицеров, пилотов. Известны множество «военных» модификаций ранее применяемых тестов (групповой тест Роршаха, сокращенный вариант ТАТ и др.). В то же время значительный прогресс был достигнут в создании ситуаци- онных тестов, которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых факторов. Они использовались для отбора лиц, наиболее подходящих для выполнения разведывательно-шпионской деятельности во время Второй ми- ровой войны. Едва ли кто-нибудь из взрослых мужчин, пригодных к военной службе, сумел избежать прохождения психологических тестов. По имеющимся данным, к 1944 г. были обследованы 20 млн человек. В Великобритании основным тестом, проводимым с целью военной классифи- кации, был тест прогрессивных матриц Ранена. Этот тест оказался полезным как средство предсказания успешности в деятельности, связанной с эксплуатацией радарных установок. Несмотря на официальную политику, направленную против использования тестов, они сумели выжить и в нацистской Германии. При формировании воору- женных сил рейха, наряду с тестами, определяющими разного рода технические способности, использовались и тесты отбора командного состава. К началу Вто- рой мировой войны в Германии существовало немало пунктов определения пси- хологической пригодности к военной службе, а позднее — к службе в авиации. 1.3. Психодиагностика в XX в. 51
Официально тестирование было запрещено в 1942 г. Американские историки пси- хологии обычно указывают на две причины такого запрета: 1) психологическое тестирование — это демократическая процедура в том смысле, что отбор основы- вается на психологических особенностях индивидуума, а не на членстве в домини- рующей политической партии или социальной группе, и 2) проявлялось желание отрицать существование психологических проблем в немецких вооруженных си- лах. Однако психологическое тестирование скрытно проводилось в рамках немец- кой программы использования рабского труда народов оккупированных стран. Отдельные германские промышленники санкционировали тестирование для наи- более эффективного распределения рабочих ресурсов. Примерно 425 000 людей, насильно привлеченных к работе на Германию, были подвергнуты групповым те- стам, созданным по образцу тех, которые использовались в США во время Пер- вой мировой войны. Несмотря на то что использование тестов в армии приносило несомненную пользу для решения широкого круга задач, делались заключения и о том, что роль психологии и психологов не была столь значительна, как это могло показаться. Такая точка зрения «изнутри» принадлежит Дж. Гилфорду, принимавшему не- посредственное участие в психологических исследованиях в авиации во время войны. Этот исследователь отмечает, что психологи действительно усовершен- ствовали процедуры обучения пилотов. Тем не менее было обнаружено, что мно- гообразие тестов для диагностики личностных качеств имеет небольшую ценность для предсказания успешности пилотирования. Данные, полученные с помощью личностных опросников и проективных методик, имели весьма невысокую до- стоверность. Наиболее полезной для предсказания того, кто будет хорошим авиа- тором, была биографическая информация. Впрочем, военные психологи, отвечая на эту критику, обоснованно подчеркивали, что они не могли предсказать резуль- таты обучения пилотов, не получив возможности узнать личностные характери- стики успешного военного летчика. В 1942 г. появляется вторая редакция теста Векслера, известная как Векслер- Белльвью-Н, или «армейский Векслер». В этом десятилетии шкала Векслера — несомненный лидер среди методик для определения уровня интеллектуального развития в США. Ее привлекательность возросла, когда Векслер указал на то, что определенные типы разброса показателей по отдельным субтестам могут быть по- лезны для диагностики органических поражений мозга, шизофрении и некоторых других психических патологий. В многочисленных исследованиях была доказана достоверность данных Векслера, хотя многие психиатры подчеркивали, что эти данные не могут быть единственным основанием для диагноза в каждом отдель- ном случае. В 1949 г. Векслером была опубликована шкала для определения уровня интел- лектуального развития детей, построенная по образцу шкалы для взрослых. Она была стандартизирована на 200 детях: 100 мальчиках и 100 девочках каждого воз- растного уровня от 5 до 15 лет. Выборка стандартизации состояла из детей белой расы, были пропорционально представлены географические регионы США, го- родское и сельское население, учитывался характер занятий родителей. Эта шка- ла начала постепенно вытеснять все еще обладающую большой популярностью шкалу Стэнфорд-Бине. 52 Глава 1. История психодиагностики. Введение
СтаркР.Хатауэй Родился в Мичигане 20 августа 1903 г. Степень бакалавра получил в 1927 г. в Огайском университете. В том же университете годом позже он защищает магистерскую диссер- тацию. В 1930 г. переезжает в Миннесоту, в 1932 г. получает степень доктора философии, а спустя пять лет — постоянное преподавательское место в Медицинской школе универ- ситета. Знакомство с неврологом и психиатром Мак-Кинли, руководителем департамен- та нейропсихиатрии Медицинской школы, происходит в то время, когда Хатауэй, рабо- тая над докторской диссертацией, посещает учебные курсы и проводит исследования в этой школе. На протяжении своей большой жизни, а умер он в 1984 г., Хатауэй занимал- ся многими психологическими проблемами. Круг его интересов простирался от стати- стики до изучения сна, американцы считают его пионером психофизиологических иссле- дований в области детекции лжи. Однако мировую известность он приобрел прежде все- го как один из создателей MMPI.
Для тестирования младенцев (от 2 до 30 месяцев) наиболее широко использу- емой стала шкала П. Кеттелл, дочери Джеймса Кеттелла. Однако оставался дис- куссионным вопрос о валидности и надежности этой шкалы. Среди других наи- более известных тестов для диагностики когнитивной сферы личности, представ- ленных в этот период, был проводимый в группах Стэнфордские тесты достижений (Stanford Achievement Tests, 1940), а также формы R, S и Т Классифи- кационного теста Отиса (Otis Classification Test, 1941). Опросник Кьюдера (Kuder Preference Record, 1942 г.) состоял из 168 заданий, выбранных таким образом, чтобы измерить интересы личности в девяти областях: искусстве, конторской работе, математике, литературе, механике, музыке, поли- тике, науке и сфере социальных услуг. В этом же году начинают свою работу Кат- рин Бриггс и ее дочь Исабель Майерс. Разрабатываемый ими опросник строится на теории Юнга. Работа над «Индикатором типа Майерс-Бриггс» (Myers-Briggs Type Indicator, МВТI) затягивается на долгие годы, и его исследовательская фор- ма будет опубликована только в 1962 г. Все большее внимание психологов привлекает Миннесотский многоаспект- ный личностный опросник (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory, ММРI), созданный психологом Старком Р. Хатауэем и психиатром Мак-Кинли (Starke Hathaway, J. С. McKinley, 1940,1943). Несмотря на то что первоначально MMPI был предназначен для содействия в дифференциации психиатрических диагно- зов, его шкалы, основанные на 550 утверждениях, также начинают использовать при диагностике непатологических личностей. Из новых личностных опросников также необходимо отметить появившийся в 1947 г. Моудслейский медицинский опросник (Maudsley Medical Questionnaire). Этот тест, предназначенный для диагностики нейротизма, был первым из серии известных опросников, разработанных английским психологом Гансом Юргеном Айзенком. Пытаясь выделить основные свойства личности, а затем разработать соответствующие инструменты их измерения, некоторые исследователи в конце 1940-х гг. обращаются к факторному анализу. Изучение Дж. Гилфордом и его кол- легами взаимокорреляций между отдельными заданиями (вопросами) и их после- дующий факторный анализ привели к ссозданию известного «Обозрения темпера- мента» (Guilford-Zimmerman Temperament Survey, 1949). Однако пик развития это- го направления исследований произойдет позднее, во второй половине 1940-х. 1.3. Психодиагностика в XX в. 53
Родился в Берлине в 1916 г. В 1934 г., после обучения в различ- ныхчастныхшколах,онпокидаетГерманиюиотправляетсявЛон- дон, решив посвятить себя изучению физики. Однако уже в на- чале обучения вЛондонском университетеАйзенкразочаровы- вается в избранной им области науки и обращает свой взор на психологию. Психологическое образование завершает получени- ем степеней бакалавра (1938) и магистра (1940). Значительное влияние на формирование психологического мировоззрения Ай- зенка оказал его учитель Сирил Барт, известный своей убежден- ностью в генетической предопределенности интеллекта. Профес- сиональная карьера Айзенка связана прежде всего с известной клиникой Моудсли и Институтом психиатрии Лондонского университета, в котором он ра- ботал до своей кончины в 1997 г.
В 1940-е гг. разными исследователями почти одновременно предложена ме- тодика вынужденного выбора, используемая при конструировании личностных опросников. По существу, обследуемый должен выбрать между двумя или более фразами. Например, нужно указать, какая из фраз наиболее, а какая — наименее характерна для обследуемого. Задания, построенные по типу вынужденного вы- бора, обычно используют для контроля над действием так называемых установок на ответ, в частности установки на социально-желательные ответы (см. ниже об опроснике А. Эдвардса). Дальнейшее развитие получает проективный подход к диагностике личности. При этом резко возрастает число исследований, связанных с пятнами Роршаха. С 1939-го по 1947 г. состоялось 436 публикаций только по одной этой методике. Значительный шаг в развитии теста Роршаха был сделан Клопфером и Келли (Klopfer и Kelley, 1942), опубликовавшим руководство по тесту с рядом иннова- ций. Предложенные в этом руководстве идеи развития теста Роршаха превзошли по популярности ранее принятую на вооружение клиницистами систему обработ- ки и интерпретации Самуила Бека (S. J. Beck, 1944,1945). Тест Роршаха, состоящий из неопределенных чернильных пятен, казался иде- альным инструментом для сравнительных исследований лиц, принадлежащих к разным культурам. Однако вскоре стало очевидно, что тест не является интакт- ным по отношению к культуре, но даже если бы это было так, то все равно необхо- димо учитывать тот факт, что психолог, который проводит и интерпретирует ре- зультаты, всегда принадлежит к определенной культуре. Американский антро- полог Юлиус Генри в 1941 г. одним из первых делает важный вывод о том, что достоверные интерпретации результатов, полученных с помощью теста Роршаха, могут быть сделаны только в том случае, если психолог имеет глубокие знания о культуре, в которой предполагается проводить тестирование. После окончания войны появляются новые проективные методики. Тест Сау- ла Розенцвейга (1945) предназначался для оценки реакций на фрустрацию и со- стоял из 24 рисунков. Каждый рисунок изображал двух людей в ситуации фруст- рации. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Персонаж, изобра- женный слева, произносит слова, которыми описывается собственная фрустрация, или те, которые фрустрируют другое лицо. Над персонажем, находящимся справа, 54 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Родился в 1911 г. в Будапеште. Во время учебы в колледже специа- лизировался в математике и физике. После знакомства с психоана- лизом его интересы обращаются к психологии. В 1938 г. получает степень доктора по психологии (Будапештский университет). В этом же году эмигрирует в США. Работал в качестве психолога в госпита- лях Нью-Йорка, Канзаса. В 1940 г, по приглашению Карла Менниге- ра работает в его клинике, руководя психологическим департамен- том. В 1948 г. переезжает в Стокбридж (Массачусетс). В этот пери- од занимается исследованиями в области психоанализа и публикует книги «Организация и патология мышления», а также «Структура психоаналитической теории: попытка систематизации». Наибольшую известность Д. Ра- папорту принесла публикация совместно с Р. Шафером и М. Гиллом ставшего сегодня классическим двухтомника «Диагностико-психологическое тестирование» (Diagnostic Psychological Testing, 1945-1946). Умер в 1960 г. в Стокбридже.
нарисован пустой квадрат, в который необходимо вписать первый пришедший на ум ответ. На основе этих ответов оценивались направление реакции индивидуума в ситуации фрустрации, ее тип, а также степень социальной адаптации. В тесте Шнейдмана (1947) предлагалось выполнить рисунок, а затем расска- зать о том, что изображено. Тест на завершение предложений Саймондса (1947) предлагал тестируемому в качестве задания основу предложения, которое необ- ходимо закончить. Тест Блекки, созданный Блюм в 1949 г., требовал составления рассказа по рисункам, изображающим жизнь собачьего семейства. Полагалось, что, скажем ребенок, рассказывающий о собаках, будет говорить о своих пробле- мах и проблемах окружающих его людей. На каждом из рисунков были изобра- жены одна или несколько собак в ситуациях, отражающих аспекты функцио- нирования личности, постулированные психоаналитической теорией (например, комплекс Эдипа, анальный и оральный импульсы и т. д.). В США, не без влияния известного специалиста в области психодиагностики Давида Рапапорта, набирает известность тест Сонди. Бюллетень Szondi, основан- ный в 1949 г., предоставил возможность общения всем, кто был заинтересован в этом тесте. Дальнейшее развитие получила проективная техника, основывающаяся на анализе рисунка. Оказалась весьма продуктивной идея рассматривать рисунок не только как отражение уровня интеллектуального развития, но и в качестве про- екции личности. В тесте Карен Софии Маховер (Karen Machover, 1948) требо- валось нарисовать человека, а затем — лицо противоположного ему пола. К. Ма- ховер одна из первых стремится использовать для разработки диагностического инструмента известную связь между рисуемой фигурой и личностью рисующего. Тест Бука (1948) основывался на рисунке дома, дерева и человека. Появлялись и другие, сходные с названными, рисуночные проективные техники. Цвета, которым придавалось разное психологическое значение, давно притя- гивали внимание исследователей. Тест цветового выбора (1948) был предложен швейцарским психологом Максом Люшером. Эта проективная методика, неодно- кратно подвергавшаяся критике за умозрительность теоретических построений автора (наиболее валидно ее использование в качестве индикатора психических 1.3. Психодиагностика в XX в. 55
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.008 с.) |