Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутриклассовые корреляции, доверительные интервалы, размеры выборок и использованные для измерения /О тесты в пяти исследованиях монозиготных близнецовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интересно, что в вышеприведенную таблицу не попали наиболее репрезен- тативные по объему выборок (и долгое время считавшиеся классическими!) ре- зультаты изучения разлученных МЗ близнецов, собранные уже упомянутым нами ранее Сирилом Бартом (Burt, 1955, 1966). Полученные им результаты стали ос- новными для подтверждения генетической предопределенности интеллекта. Кэ- мин выдвигает принципиальные критические замечания, касающиеся данных Барта, который не приводит какой-либо информации об условиях среды воспи- тывавшихся врозь близнецов. Еще более удивительно то, что ученый упорно из- бегал описания использованных им тестов интеллекта, причем, отвечая на крити- ку, каждый раз называл разные методики. Некоторые результаты, якобы полученные Бартом, совпадают вплоть до третье- го знака после запятой, несмотря на разные выборки и, возможно, методики. Вы- яснилось, что Барт часто ссылался на несуществующие работы, писал обзоры под псевдонимом, высоко оценивая в них собственные исследования. Он просто сфаб- риковал доказательства, подтверждающие его теорию, на которой в известной мере строилась система образования Великобритании. Впрочем, ученик Барта Айзенк (Eysenck, 1979) считает, что выведение результатов его учителя за рамки научных факторов не отражается на общей парадигме. Однако нужно вспомнить о том, что не кто иной, как Барт, в течение многих лет был знаменем этой парадигмы. 4.5. Интеллект и наследственность 20 7
Во всех этих исследованиях необходимо как минимум дать ответы на два во- проса: что такое разлучение близнецов и насколько различны условия среды, в ко- торых находились близнецы? Анастази (Anastasi, 1958), проанализировав первое из приведенных в табл. 4.8 исследований, доказала, что внутрипарная разница баллов IQ тем больше, чем более различаются уровни образования близнецов. Не менее подвержены критике и другие исследования. Так, Дж. Шилдс приво- дит величину коэффициента корреляции, равную 0,77, для 37 пар МЗ близнецов, воспитывающихся порознь. При этом он сообщает, что фактически все близнецы воспитывались в совпадающих социально-экономических условиях (воспитыва- лись родственниками, между близнецами были частые контакты, очень немногие жили врозь с момента рождения). Для 5 пар близнецов, которые не были обследо- ваны совместно (когда исследователь знал результаты одного, обследуя другого) в силу географической удаленности, корреляция была равна 0,11. Еще одно часто упоминаемое исследование — уже достаточно давняя работа X. Ньюмен, Ф. Фримен и К. Холзингер (Newman, Freeman, Holzinger, 1937). Од- нако и здесь обнаружен существенный методический просчет. Выборка раздель- но росших МЗ близнецов была радикально отлична по возрасту от тех близнецов, которые росли вместе. Из этих данных можно прийти к заключению, что корре- ляция между врозь росшими МЗ близнецами — следствие возрастных изменений в интеллекте, а не генетического сходства. Возраст вносит путаницу в расчеты ко- эффициентов корреляции и в другом не менее известном исследовании, осуще- ствленном Н. Жуел-Нильсен (Juel-Nielsen, 1965). В Миннесотском исследовании слабым местом можно назвать то, что разлу- ченные в возрасте около 5 месяцев и объединившиеся примерно в 30 лет МЗ близ- нецы были обследованы более 10 лет спустя. Хотя авторы и полагают, что опыт взрослого человека не влияет на результаты оценки его интеллекта, такое мнение более чем спорно. Также следует помнить и о том, что, даже находясь в объективно разной среде, МЗ близнецы будут, благодаря своему сходству, выделять в качестве актуальных для себя сходные элементы окружения, снижая тем самым психологический эф- фект различных внешних условий. Критика методологии исследований разлученных близнецов в последнее вре- мя все чаще звучит в работах зарубежных психологов. Так, Фарбер (Farber, 1981) не находит в этих работах убедительных данных о той роли, которую принято при- писывать генетическому фактору. Она пишет, что в этих исследованиях «много операций с числами, но мало прогресса, а иногда даже недостает здравого смыс- ла» (р. 22). Ховард Тайлор в своей книге «IQ игра» (The IQ game:A methodological inquiry into the heredite enviroment controversy, Taylor, 1980) в главе «Миф о разде- ленных идентичных близнецах» отмечает, что «подобие в образовательной, социо- экономической и межличностной средах, обозначаемых здесь (в анализируемых им исследованиях. —Л.Б.) как социальная среда, является главной причиной того, почему монозиготные близнецы, представленные в профессиональной литерату- ре как отдельно сформировавшиеся, показывают сходные IQ баллы. МЗ близне- цовые пары, которые имеют сходную социальную среду (например, схожее обра- зование), имеют сходные показатели IQ, а близнецовые пары, у которых отно- 20 8 Глава 4. Измерение интеллекта
сительно различная социальная среда (особенно образование), имеют разные IQ показатели» (р. 92). Тем не менее, как подчеркивает один из участников Минне- сотского исследования Томас Бошард, «генетические факторы являются домини- рующим источником различий при измерении интеллекта взрослых людей в со- временных западных сообществах»1. Таким образом, методические ошибки, допускаемые при сопоставлении ре- зультатов изучения МЗ близнецов, находящихся в разных условиях, а сюда от- носится не только пренебрежение тщательным анализом среды, но и, например, сравнение данных, полученных в различных группах, использование нестандар- тизованных тестов, заставляют усомниться в обоснованности выводов из этих ис- следований. Утверждения о том, что интеллект, измеренный тестами для опреде- ления IQ, как пишет Айзенк, обладает прочной генетической основой, лишаются научного фундамента. Помимо сказанного, следует учитывать и то, что практикуемые во многих ис- следованиях вычисления коэффициентов наследуемости интеллекта могут рас- сматриваться как процедура методически некорректная, а следовательно, полу- ченные результаты могут быть легко поставлены под сомнение. Речь идет о сле- дующих ограничениях расчетов показателей наследуемости: 1) понятие наследуемости применимо к популяциям, а не к отдельным инди- видам; 2) коэффициенты наследуемости применимы только к той популяции, на ко- торой они были получены; 3) наследуемость ничего не говорит о степени изменчивости признака. На этом можно было бы и остановиться в кратком критическом анализе пси- хогенетических исследований интеллекта, занимающих так много места в совре- менной научной литературе и проводящихся уже не одно десятилетие. Подчерк- нем, что вниманию читателя были представлены ставшие уже традиционными аспекты критики психогенетических работ в области интеллекта. На наш взгляд, этого недостаточно. Поэтому автор этих строк хотел бы выделить основную ошиб- ку, допускаемую в этих исследованиях, ошибку, которая носит методологический характер. Ее осмысление иногда выступает в парадоксальной форме, как напри- мер у Э. Гордона и М. Лемонс (Gordon, Lemons, 1997), заявивших, что «все виды интеллектуального поведения на 100% наследственно обусловлены и на 100% детерминированы средой». Использование психогенетических методов является вполне удовлетворительным, с известными оговорками, когда речь идет, напри- мер, об изучении наследуемости некоторых заболеваний. Достигает цели приме- нение этих методов и в психофизиологических исследованиях. Перенесение пси- хогенетических методов для определения доли наследственного и природно обу- словленного в интеллекте, в том виде как он измеряется существующими тестами, лишено смысла. Необоснованно собственно использование одних и тех же проце- дур, скажем, для изучения роли генотипа в формировании, с одной стороны, осо-
сточных сообществах, к которым мы имеем честь принадлежать, дело обстоит совсем по-другому?». 4.6. Интеллект и биологическая среда 20 9
бенностей энцефалограммы, а с другой — интеллекта. При исследовании роли ге- нотипа в интеллекте происходит переход на качественно иной, психологический, уровень исследования, а имеющиеся методы предполагают значительно более про- стые, непосредственные связи и отношения, нежели те, которые реализуются на уровне интеллекта. Поэтому-то у многих непредвзятых исследователей, начина- ющих знакомиться с психогенетическими исследованиями интеллекта, вызыва- ют недоумение постоянно подтверждающие друг друга данные о том, что роль ге- нетического фактора столь велика. Невольно напрашивается вопрос: видели ли вообще тесты интеллекта те, кто об этом пишет? Неужели для того чтобы правиль- но ответить на вопросы, в которых, например, спрашивается, как должен посту- пить человек, нашедший на улице конверт, на котором написан адрес и приклее- на почтовая марка (вопрос из теста Векслера), нужно иметь специальный ген? Между биологическими качествами генов, составляющих индивидуальную наслед- ственность, и сложными функциями, лежащими в основе высших умственных способ- ностей и личности человека, находится множество опосредствующих звеньев. В каж- дом звене происходят сложные взаимодействия, в которых участвуют прошлые и на- стоящие условия окружающей среды, а также соответствующие побочные эффекты действия специфических генов. Конечный продукт отражает все многообразие влия- ний, структурных и функциональных, наследственных и связанных с окружающей сре- дой. Каждый психологический тест измеряет индивидуальную поведенческую модель. Никакой тест и никакие уловки не позволяют проникнуть в то, что стоит за поведением индивида, или устранить прошлый опыт испытуемого. Все условия, влияющие на по- ведение, будут неизбежно отражаться на результатах теста... Никакие психологические тесты не измеряют гены! Иная постановка вопроса просто свидетельствует о непони- мании природы наследственности и ее роли в поведении (Анастази, 2001, с. 106-107).
И последнее, на чем хотелось бы остановиться. Теории, признающие генети- ческую обусловленность интеллекта, а существующие тесты, рассматриваемые как средство измерения его в «чистом», природном виде, могут быть использова- ны и используются в политических целях. В первую очередь это относится к срав- нению результатов по тестам интеллекта в разных этнических группах. Обнару- живаемые различия могут интерпретироваться как интеллектуальное превосход- ство одной этнической группы над другой. В США, как помним из истории измерений интеллекта, подобные интерпретации неоднократно приводили к се- рьезным волнениям среди черного населения. Поиск причин индивидуальных различий в интеллекте не ограничивается изу- чением влияния генетического фактора. Кратко остановимся на значении биоло- гической среды.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.68 (0.011 с.) |