Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль стимула в проективных методикахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы уже знаем, что основной особенностью, спецификой проективных методик яв- ляется неоднозначность, неопределенность (слабоструктурированность) исполь- зуемых стимулов. Эта особенность стимула считается необходимым условием для реализации процесса проекции. Признавая важность степени структурированно- сти стимульного материала, нужно остановиться и на дискуссионных вопросах, возникающих в связи с изучением роли стимула в проективных методиках. Из классических психологических исследований хорошо известно, что воспри- ятие не может быть исключительно связано со стимулом. В разработке и исполь- зовании проективных методов, особенно на ранних этапах, полагалось, что не- структурированные стимулы способствуют в наибольшей степени проявлению индивидуального в восприятии. Из этого делался вывод о том, что чем менее структурирован стимул, тем ярче в процессе его интерпретации проявляется лич- ность. С таким пониманием проективного процесса можно встретиться и сегодня. Однако нельзя признать состоятельной попытку «подключить» личность в каче- стве единственного фактора в проективных методиках. Исследования показыва- ют, что результаты, получаемые с помощью проективных методик, зависимы от используемой стимуляции. Известно немало работ, показывающих, что наиболее часто встречающиеся ответы на роршаховские таблицы, а также сходные темы в рассказах по картинкам ТАТ обусловлены прежде всего особенностями стимуля- ции и не имеют личностного значения. В связи с этим интересны и показательны результаты изучения сопутствующего значения стимулов методики Роршаха с помощью семантического дифференциала. Оказывается, что каждая таблица-сти- мул обладает особым значением. • Таблица I — уродливый, грязный, жестокий, огромный, сильный, грубый, активный, гневный. • Таблица II — счастливый, сильный, активный, быстрый. • Таблица III — хороший, чистый, счастливый, легкий, активный, быстрый. • Таблица IV — плохой, грязный, жестокий, сильный, тяжелый, медленный, очень жестокий, мужского типа. • Таблица V — легкий, активный. • Таблица VI — большой по размеру. • Таблица VII — хороший, красивый, чистый, счастливый, легкий, хрупкий, нежный, миролюбивый, женственный. • Таблица VIII — чистый, активный. • Таблица IX — сильный, активный, горячий. • Таблица X — хороший, красивый, чистый, счастливый, легкий, активный, быстрый. Таким образом, отдельные стимулы вызывают у испытуемых специфические сопутствующие реакции. Однако мы не можем сказать, какие именно свойства стимула обусловливают те или иные реакции испытуемых. Наконец, исследова- ния, связанные с модификацией стимула (например, изменение цвета) и особен- ностями его предъявления (например, тахистоскопическое предъявление), также 29 6 Глава 6. Проективная техника
говорят о том, что существует зависимость между ответами испытуемого и свой- ствами стимула, что нельзя не учитывать. Сразу скажем о том, что проблема взаимосвязи «стимул—интерпретация» еще далека от своего окончательного решения. Тем более важны любые данные, про- ясняющие эту взаимосвязь, обобщающие полученные в разных работах резуль- таты. Такое обобщение реализовано в постулатах, сформулированных Д. Кении (Kenny, 1964). Первый постулат — обоснование положения о зависимости ответов испытуе- мого от используемой модели стимула. В проективных методиках используются три модели стимулов. Первая основана на относительной частоте реакций испы- туемого на стимул (например, методика Роршаха, ТАТ). Вывод об определенных чертах личности делается исходя из подсчета сходных ответов (например, коли- чество ответов, охватывающих весь стимул или связанных с интерпретацией его частей и т. п.) В основе второй — относительная частота специфичных ответов. Здесь исследователь выбирает стимулы для измерения четко определенной чер- ты личности и, оценивая результаты, просто подсчитывает, сколько раз проявля- ется в ответах искомая характеристика (например, картины типа ТАТ, стимули- рующие у испытуемого высказывания, связанные с мотивом достижения успеха в жизни). Третья, сравнительно редко используемая модель построена на общей однородности стимулов со ступенчато изменяющейся структурой (повышение степени структурированности). Стимулы располагаются в порядке возрастания вероятности проявления в ответе определенной черты личности. Проведенные исследования вроде бы свидетельствуют о том, что сходные от- веты в проективных методиках отражают аналогичные черты испытуемых (по мере приближения к модели, основанной на общей однородности стимулов). Од- нако такое заключение, не подтверждаемое в других работах, не может быть окон- чательным. Во втором постулате идет речь о том, что для обоснованных сравнений между отдельными обследуемыми (или группами) необходимо исходить из постоянства функционального стимула для всех испытуемых (то, что демонстрирует экспери- ментатор обследуемому, является стимулом номинальным, под функциональным стимулом понимаются те свойства номинального, которые используются для фор- мирования ответа.) Во многих психологических экспериментах возможны серь- езные расхождения между номинальным и функциональным стимулами. Прежде всего это касается исследований, проводимых в разных культурах. Нетрудно пред- ставить, что различия в результатах представителей разных культур могут быть связаны с особенностями собственно процесса восприятия, а не их личностными особенностями. Вероятно, нужна известная осторожность при сравнении данных в случаях, когда не доказана эквивалентность «систем декодирования» проектив- ного стимула. В третьем постулате речь идет о том, что проекция — это функция восприни- маемого сходства. Ряд экспериментов показывает, что если стимул (стимульные фигуры) воспринимается испытуемым как сходный с ним, то ему будет приписа- но собственное аффективное состояние (замещающая проекция). Когда сходство не обнаруживается, возникает дополнительная проекция. Имеются данные и о том, 6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 29 7
что слабоосознаваемое эмоциональное состояние приписывается испытуемыми тем фигурам-стимулам, с которыми усматривается сходство. Считается, что заме- щающая проекция имеет место в случае социально приемлемых и позитивных аффектов. Разумеется, речь идет об использовании достаточно структурирован- ных стимулов, в противном случае не приходится говорить о восприятии испыту- емым сходства со стимульной фигурой. Заметим, что далеко не все исследовате- ли придают большое значение фактору «отождествления». Эксперименты, прове- денные в условиях, препятствующих отождествлению, также позволили получить диагностически ценный материал. Четвертый постулат посвящен обоснованию того, что резко выделяющиеся (protrusive) особенности стимула приводят в ряде случаев к перцептивному дис- функционированию. Примером таких стимулов могут служить яркие краски, не- которые фигуры. Объяснение этому можно найти у Ж. Пиаже (1969), считавшего, что на ранних этапах развития воспринимаемые человеком предметы и явления действительности не имеют для него символического значения, воспринимаются только цвет и форма. По мере развития интеллекта происходит освобождение от безраздельного влияния внешних признаков, влияние стимула на познавательные процессы становится все менее существенным (способность к децентрации). По- этому предполагается, что испытуемые с хорошо развитой способностью к децен- трации могут включить необычные, резко выделяющиеся стимулы в свою разви- тую «декодирующую систему». Для лиц с менее развитой децентрирующей спо- собностью попытка введения столь нестандартных стимулов в систему декодиро- вания повышает уровень активации (arousal) до такой степени, что нарушается нормальное перцептивное функционирование. Из сказанного следует, что при интерпретации результатов тех проективных методик, в которых используются необычные, выделяющиеся параметры стиму- лов, следует учитывать индивидуальные особенности децентрации обследуемых. Впрочем, пока получены только косвенные данные, подтверждающие справедли- вость этого постулата. В пятом постулате формулируется предположение о зависимости между диф- фузными, «светотеневыми» стимулами и состоянием беспокойства, тревоги у об- следуемых. Имеются эмпирические данные, позволяющие говорить о том, что восприятие однородного, неструктурированного серого поля может вызвать со- стояние тревоги. Интересен семантический анализ подобных стимулов. Испыту- емые зачастую характеризуют их как «неприятные», «туманные», «холодные», что может быть связано с состоянием беспокойства, тревоги. Однако справедливость данного постулата нуждается в более детальном экспериментальном обосновании. Шестой постулат гласит о том, что если мы исключим влияние разного куль- турного уровня, то отклоняющиеся от «перцептивных требований» стимула так называемые «идиосинкратические» ответы испытуемых — показатели наиболее существенных личностных характеристик. Во многих проективных методиках используются показатели «отклонения». Так, в методике Роршаха достаточно на- дежным показателем отклонения ответа от «нормы» является такой параметр, как качество формы (F+). Это не означает, конечно, что исследования в этом направ- лении завершены. Очевидно, в проективных методиках важно использовать такие 29 8 Глава 6. Проективная техника
стимулы, реакции на которые предсказуемы. Если стимул вызывает множество различных толкований, то исследователь будет поставлен перед проблемой кри- терия «отклоняющегося», идиосинкратического ответа. В седьмом постулате делается предположение о том, что при возрастании вос- принимаемого испытуемым подобия между припоминаемыми ситуациями (или фигурами), насыщенными тревогой, беспокойством (high-anxiety-evoking situa- tions) и их стимульной репрезентацией в проективном материале, возрастает и степень тревожности. Имеются экспериментальные подтверждения этого постулата, полученные на материале тестов, подобных тесту тематической апперцепции и ассоциации слов. Разумеется, что для обоснованных заключений по результатам проективных ме- тодик было бы весьма желательно, а иногда и необходимо, учитывать ассоциа- тивные характеристики стимулов, возможную связь этих стимулов (стимульных фигур) с событиями жизни испытуемых, когда они переживали тревогу, беспокой- ство. Однако такой учет далеко не всегда возможен в практической работе пси- холога. В восьмом постулате предполагается определенная зависимость между по- буждениями (drive) испытуемого и стимулами, содержание которых связано с этими побуждениями. При этом вводятся следующие основные предположения: а) стимулы проективной методики, содержащие элемент влечений, побуждений испытуемого, избирательно суживают количество возможных «декодирующих» реакций; б) по мере увеличения числа декодирующих реакций возрастает уро- вень активации индивида; в) обследуемые стремятся поддерживать средний уро- вень активации, избегая крайностей, происходит как бы отфильтровывание тех стимулов, которые могут повысить или понизить уровень активации; г) если со- стояние тревоги, беспокойства не подавляет полностью декодирующие реакции, связанные с побуждением, влечением, то уровень тревоги вступит во взаимодей- ствие с внутренними и внешними побуждениями, а следствием будет усиление побудительно-ориентированных программ мышления; д) побуждения, влечения способствуют возрастанию градиента стимульной генерализации, т. е. испытуе- мые с сильно выраженными побуждениями легче «опознают» их в стимулах про- ективного метода, содержащих слабо выраженные элементы этого побуждения, чем те, у кого эти побуждения выражены незначительно1. Наиболее важный методический вывод, сделанный автором постулатов из ана- лиза исследований, осуществленных в этом направлении, это то, что демонстри- рование испытуемому высокоструктурированных стимулов, насыщенных элемен- тами того или иного побуждения, — наилучший способ дифференциации лиц на тех, у кого это побуждение выражено сильно или слабо. Данное положение, разу- меется, утрачивает свой смысл, если контингент обследуемых характеризуется примерно одинаковым культурным и образовательным уровнем, воспитанием в сходной социальной среде. В этом случае следует ожидать появления стереотип- ных реакций независимо от интенсивности побуждения. Как видно, не находит
6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности 29 9
подтверждения известная гипотеза о том, что стимульный материал, в котором слабо представлены темы побуждений, — наилучший для их проекции. В последнем, девятом постулате предполагается, что уровень активации свя- зан с неопределенностью стимула. На основании собственных исследований Д. Кении делает вывод о том, что неопределенность стимула положительно корре- лирует с факторами «силы» и «активности» и отрицательно — с фактором «оцен- ки» (уровень активации определялся с помощью факторов «силы» и «активности» семантического дифференциала). Получается, что неопределенность повышает ак- тивацию, высокий уровень которой нежелателен. Это заключение противопостав- ляется бытующему в литературе предположению о том, что неопределенные сти- мулы облегчают проявление скрытых слоев личности. Однако сам автор считает, что требуются дополнительные исследования для обоснования этого постулата. Д. Кении подчеркивает, что предложенные постулаты носят ориентировочный характер, и возможно, некоторые из них не получат экспериментального подтвер- ждения. Акцентируя, иногда может быть более, чем это необходимо, роль стиму- ла в проективных методиках, автор старается привлечь внимание исследователей к тому, что зачастую игнорируется во многих работах. В этом мы видим его основ- ную заслугу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.007 с.) |