ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.



Мышление– высшая форма познавательной деятельности, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредовательно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Это процесс познания наук и процесс решения задач с помощью мыслительных операций, порождения нового знания, определенных творческих и практических выводов, процесс движения идей, раскрывающий суть вещей, движения от незнания к знанию. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Появляются специфические мотивы мышления-познавательные потребности, любознательность, но действуют и неспецифические: необходимость, занять определенное положение в группе и др. Мышление можно определить как систему особых умственных действий и операций, на основе которых осуществляется субъективное воссоздание познаваемых предметов и явлений и их свойств. Оно тесно связанно с речью и языком. Это процесс внутреннего рассуждения, в результате которого происходит решение задач. Функционирует в тесной взаимосвязи с: восприятием, вниманием, воображением памятью, потребностями, эмоциями, волей.

По Сергею.Леонид.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний.

Виды мышления: 1. в зависимости от формы: наглядно-действенное - представляет собой практическую преобразовательную деятельность с реальными предметами, возникает в раннем детстве, нужно для решения практических задач; образное- решение задач с использованием образа, мыслительный процесс в форме умственных действий, манипулирование субъективными образами, появляется к концу дошкольного возраста; вербальное или словесно-логическое - в форме логического рассуждения, имеет форму понятий (элементарная единица), суждений (высказывание содержащее мысль) и умозаключений (серия логически связанных высказываний).2. от характера познаваемой реальности: предметное- направлено на познание физических и биологических предметов и явлений, ориентировка в предметной среде; психологическое- позволяет понимать особенности людей. репродуктивное - воспроизводящее, основано на решении задач по известной схеме; продуктивное-творческое, связано с открытием нового и оригинального. Человек использует одновременно различные виды мышления, все виды взаимосвязаны. Мышление можно развивать и совершенствовать с помощью методик и приемов.

Структура Мышления: мотив-цель и условия (т.е. задача)-анализ условий-формирование гипотез, их оценка, выбор одной и принятие решения.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

От псих.: С.Л. Рубинштейн, Петр Яков. Гальперин, Лев Сем. Выготский, Алек. Ром. Лурия, Блонский Павел Петрович

Зар. представители вюцбурской школы ( Кюльпне, Бюллер, Зельц), Жане, Пиаже, Халл, Томпсон.

 

Мышление и речь. Проблема формирования понятий.

Мышление– это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается словами. Взрослые и дети часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформулирует свои рассуждения в слух. Думанье в слух облегчает задачу. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Речь и мышление связаны словесными соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика - структуру мышления.

Лев Сем. Выготский: работа «Мышление и речь»: мышление и речь имеют разные корни. В течение длительного времени (филогенез, онтогенез) развиваются независимо. У детей на ранних этапах развития (1-3) речь не связана с мышлением. В это время у детей имеется наглядно-действенное мышление, не связанное с речью. Процесс соединения мышления с речью начинается с 3 лет и внешним выражением этого процесса является появление у детей эгоцентричной речи. На базе этой речи начинает формироваться внутренняя речь–процесс синтеза мышления к речи (словесно-логическое мышление).

Понятие определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятие позволяет обобщать и углублять знания об объекте, выходя в его познании за пределы непосредственно воспринимаемого. Понятие выступает как важный элемент нетолько мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти.

Формирование понятий: (впервые исследовал Л.С. Выготский) развитие понятий состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия. Образование понятийу индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей. Методика «двойной стимуляции». 1. Стадия синкретичного мышления - определение предмета в группе на случайной основе.

2. Стадия комплексного мышления - старший дошкольник. Формирование понятий - комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида:ассоциативный- любая внешне заметная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу; коллекционный - дополняют и объединяют предметы на основе какого-либо признака; ценный- переход в объединение от одного признака к другом так, что одни предмет объединяются на основании одних, а другие иных признаков, причем все они входят в одну группу; псевдопонятие - младший школьник. Объединяют на основе существенных признаков, но словами определить понятие не могут.

3. Стадия настоящих понятий - с подросткового возраста. Предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат.

4. Стадия потенциальных понятий - ребенок выделяет группу предметов по одному существенному признаку.

Стадия истинных понятий.

Психология изучает развитие понятий у человека. В эмпирических исследованиях мышления широко используются методики определения понятий, сравнения понятий, классификации понятий, образования искусственных понятий (обобщение). Изучается степень систематизированности понятий (семантические сети). Доказана возможность более раннего формирования понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения по сравнению с их стихийным формированием (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин

 

39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.

Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Мышление – это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений объективного мира.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Акт мышления, в котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые, называется мыслительным действием. С психологической т.з. требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям - средства ее достижения. Если в прошлом субъекта есть готовые средства достижения цели, то решение сводится к использованию сформированного мыслительного действия (продуктивное мышление), отсутствие готовых средств характеризует особый вид интеллектуальных задач-проблему.

Решение проблемной ситуации проходит через ряд этапов. 1)Прежде всего выясняется вопрос, который надо решить. 2)В ходе анализа условий здесь дифференцируется то, что дано и что требуется найти. Затем привлекаются знания (правила, факты, законы), необходимые для решения задачи. Используется прошлый опыт, приобретенный в сходных ситуациях, появляются ассоциации (связи) с уже известными явлениями. На этом этапе идет активный поиск возможных средств из прошлого опыта и путей решения. Завершается данный этап появлением предположения о сущности изучаемого явления. 3) процесс проверки предположения (гипотезы). Чаще всего проверка гипотезы осуществляется со схематическим изображением проектируемого устройства. Здесь первое предположение уточняется, детализируется.4)–это реализация принятого решения. Здесь осуществляется сопоставление цели (как мысленного результата) с истинным результатом. Нередко уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий, в каждом из которых названные этапы будут иметь место. Затруднения при решения мыслительных задач могут происходить по самым разнообразным причинам: отсутствие соответствующих знаний, слабо развитые умения в пользовании мыслительными операциями и т.д.

Процесс мышления включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед человеком. К операциям мышления относятся:

анализ – мыслительная операция расчленения объекта на составные части; синтез – мыслительная операция, предполагающая соединение частей предмета или явления, сочетание их принципов и свойств;

обобщение – мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

систематизация, или классификация, - мыслительная операция распределения предметом или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом; абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном; абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном;

конкретизация – мыслительная операция сосредоточения на частных аспектах предметов и явлений. К формам мышления относятся:

понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов; суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо;

умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Выделяют индуктивное, дедуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.005 с.)