Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сенсорные процессы – процессы, связанные с работой органов чувств человека, в результате которых появляются ощущения. Известен общий механизм формирования ощущений, который связан с работой анализатора (Павлов). Ощущением – называется процесс психического отражения (воссоздания) отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира в форме особых субъективных образований. Через ощущения нам представлены физ.-хим. свойства окружающего мира и даже собственного тела. Они ориентируют человека в окружающем мире. Человек имеет много органов чувств и соответствующих им ощущений. Классификация ощущений: в зависимости от модальности: зрительные (приспособления глаза аккомодация-изменение кривизны хрусталика, конвергенция-сведение зрительных осей в одну точку), слуховые (действия на слуховой рецептор звук. волны, различают по высоте, силе, тембру), обонятельные (действие хим. св-в летучих в-в на рецепторные клетки в полости носоглотки), осязательные (3 вида: тактильные (давления), температурные, болевые), вкусовые (действие хим. св-в, растворенных в слюне или воде на вкусовые рецепторы); в зависимости от места расположения рецептора: экстероцептивные - рецепторы на поверхности тела, помогают ориентироваться в окружающем мире – зрительные, слуховые и т.д.; интероцептивные - ориентация человека в собственном организме, рецепторы во внутренних органах – печень, желудок; проприоцептивные - дают информацию о перемещении тела или его частей в пространстве, рецепторы в мышцах и сухожилиях – контроль движений; по контакту с раздражителем: дистантные: слуховые, зрительные, обонятельные; константные: кинестетические, кожные, вкусовые, органические (болевые, голода, жажды); генетическая: виды чувствительности: протопатическая (смешанная с эмоциями, близка к сигнальной функции) и эпикритическую (высшую, дифференцированную, отражательная функция) (опыты Хэда (перерезание и сшитие корешка чувствительного нерва)) Закономерности и измерения: 1. чувствительность и ее измерение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения называется абсолютным нижним порогом. Раздражитель меньшей силы, не вызывающий ощущений – подпороговым. Нижний порог ощущения уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Максимальная сила раздражителя – это абсолютный верхний порог ощущения (болевые ощущения). Методы измерения порогов: установки (измеряет сам испытуемый плавное увеличение), метод границ (эксперементатор), постоянных раздражителей (хаотичность различных интенсивностей (строится психометрическая кривая)), субъективной психофизики (испытуемый оценивает величину суб. о., сравнивая ее с эталоном). 2. Адаптация - изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителя(в темноте видим не сразу, понижение чувствительности под влиянием сильного раздражителя, при не прерывном действии раздражителя рецепторы приспосабливаются к нему, полное исчезновение ощущения при длительном воздействии 1-2 мин и человек не чувствует запах в помещении). 3. Сенсибилизация -изменение чувствительности вследствие изменения внутреннего состояния организма или в результате взаимодействия анализаторов (острота зрения в игровой ситуации выше во время игры, цифра в темноте различается раньше, чем неоформленные пятна). 4. Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора о., характерного для другого анализатора (чаще зрительно-слух. о.) (под влиянием слух. возникают зрит образы). 5. Явления контраста -изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего и сопутствующего раздражителя (одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом-темнее) От.: Борис Герас. Ананьев, Алек. Ром. Лурия,Петр Куз. Анохин, Ник. Александ Бернштейн, Юрий Мих. Забродин. Теплов Борис Мих. Зар. Мюллер, Скотт, Хэд, Теодор Фехнер, Вебер (закон Фехнера-Вебера s=klgI+c интен возрастает медленее изменения раздр), Стивенс. Гельмгольц
Методики изучения сенсорных процессов. Сенсорные процессы – процессы, связанные с работой органов чувств человека, в результате которых появляются ощущения. Методики определения порогов ощущений: 1. "Определение нижнего порога зрительного ощущения" (плакат кольца Лангольта, испытуемый приближается пока не увидит разрыв 3 раза) 2. "Тактильное ощущение" (нижний порог) (ножками циркуля дотрагиваются до тыльной стороны кожной поверхности и разводятся ножки до ощущения двух прикосновений, потом опять сводятся 3 раза) 3. " Порог различения массы" (листки бумаги кладутся на ладони и сверху кладутся монеты, до различения веса 3 раза) 4. "Изучение зрительной темновой адаптации" зайти в темную комнату с секундомером и выключить его когда станем различать предметы) 5. "Затухание процесса возбуждения в последовательной фазе" (пристально смотреть на предмет в течении 1-2 мин., за тем перевести взгляд на белую бумагу, длительность последовательного образа измерить секундомером) 6. "Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека":установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов. двух серий опытов и проводится с одним испытуемым. Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь. Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого. Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою. Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке. По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее. Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: "булавка"), а потом дают словесный отчет о его свойствах. Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает: 1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии; 2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии; 3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия; 4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга); 5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия. Методики восприятия: исследование наблюдательности, исследование восприятия времени, исследование познавательного контроля при восприятии (определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия),
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.124 (0.01 с.) |