Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, отражать окружающий мир с такой степенью адекватности, которая позволяет правильно ориентироваться в нем и активно им овладевать. Большинство ученых придерживаются материалистической точки зрения на психику человека, и полагают, что когда-то психика возникла и стала развиваться на определенном этапе развития материи. Целостность материальной точки зрения на происхождение и развитие психики изложил Алексей Ник. Леонтьев, прежде всего в книге «Проблемы развития психики ». Т.З. Леонтьева сводится к следующему: психика возникла на том этапе развития материи, когда у неё (у психики) появилась чувствительность и способность реагировать изменением своей активности на биологически нейтральные раздражители, выполняющую сигнальную функцию, то есть ориентирование организма в окружающей среде. Леонтьев выделяет 3 стадии развития личности у животных и отдельно выделяет развитие психики у человека. Стадии развития психики у животных: 1) стадия элементарной сенсорной психики (она характеризуется развитой раздражимостью и наличием элементов чувствительности. На этой стадии находятся простейшие одноклеточные живые организмы и некоторые многоклеточные животные, обитающие в водной среде. 2) стадия перцептивной психики - отражение окружающей действительности в виде образов целых предметов и явлений. 3) стадия интеллекта - решение задач животными. На этой стадии находятся хищники, высшие млекопитающие и дельфины. У высших животных наблюдается разделение стадии интеллекта на 2 фазы: подготовительную и исполнительскую, а также способность к изготовлению и использованию орудий. У человека, в отличие от животных, появляется сознание, высшая форма интеллекта, устная и письменная речь, и благодаря этому человек приобретает не только окружающий мир, но и себя. Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики: 1.материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального). 2.эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет). 3.комбинации этих подходов. Карл Бюлер выделил три ступени психического развития: 1. инстинктивное поведение (бессознательно, передается по наследству, направлено на удовлетворение биологических потребностей). 2. Навыки (действия сформированные путем повторения, возникают в результате проб и ошибок, подражания, обучения, физиологической основой являются условные рефлексы ). 3. Стадия «разумного поведения» (достигается немногими животными, они способны решать простейшие задачи). Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. Лев Сем. Выготский – назвал это стадией высших психических функций. Более подробную периодизацию филогенеза психики представил Леонтьев, а позднее ее уточнил Курт Эрнестович Фабри. Три стадии: стадия элементарной сенсорной психики; стадия перцептивной психики; стадия сознательной психики. 1. ст: низший (развитая раздражимость, инфузории-туфельки) и высший (наличие ощущений, элементарные условные рефлексы, черви, улитки). 2. ст.: низший (отражение целостного образа предмета, рыбы), высший (элементарная форма мышления, птицы) и наивысший (ориетировочно-исследовательская фаза в поведении, способность решать практические задачи, обезьяны, собаки). позвоночные. 3.ст. сознательной психики (у примитивного человека- питекантропа и современного человека.) 3.Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии. Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. В отечественной психологии под психикой понимается свойство высокоорганизованной материи отражать окружающий мир с такой степенью адекватности, которая позволяет правильно ориентироваться в ней и активно им овладевать. Различные представления о предмете психологии. В истории психологии можно выделить основные этапы изучения природы психического: 1. в рамках учения о душе (с древности до 17 в); 2. в рамках философских учений о сознании (с 17в до 2 половины 19 в); 3. в рамках самостоятельной науки – психологии (со 2 половины 19 в).Название науки психологии происходит от греческого – душа. Большой вклад развитие представлений о психике внесли древние греки. Душа: как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); как соединение атомов (Демокрит); как результат смешения трех жидкостей крови, желчи, слизи (Гиппократ); как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ - Платон); как соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукреций). На заре средних веков Августин (4-5 век) – душа – это орудие, которое правит телом, основу же ее составляет воля как отражение божественной воли. Новое время (17 век) – поворот к опытному знанию – эмпиризму – Рене Декарт – душа постепенно отождествляется с разумом: «я мыслю, значит, я существую». Томас Гоббс – материалистический подход – психика – тень материальных процессов. Эпоха просвещения (18 век) – взгляд на психику через призму механизмов образования ассоциаций в мозгу. (Джордж Брекли, Девид Юм). Россия 18 век – Ломоносов (естествен о- научный подход к психическим явлениям) и Радищев (считал психику функцией нервов и мозга, рассматривал ее как качественное своеобразие единого вещества). 18 век и первая половина 19 – Кант – отрицал возможность познания души, выделял три части души – познавательная, чувственная и желательная. В 19 век – дальнейшее развитие ассоциативной психологии – Джон Стюарт Милль – считал, что предметом психологии являются законы смены одних психических состояний другими. В 19 веке в России материалистические взгляды на психику-Герцен (психика- особая функция мозга),Белинский, Чернышевский (единство души и тела). Материалистическую линию в русской психологии продолжили Иван Мих.Сеченов (родоначальник программы построения психологии в России), Влад.Мих. Бехтерев (предметом изучения психологии должна стать сочетательная деятельность), Ник.Ник. Ланге необходимо экспериментальное изучение психических явлений), ИванПет. Павлов (психология должна изучать субъективный мир). Все приведенные мнения отеч. психологов позволяют говорить о том, что психология в России во 2 половине 19 в. уже рассматривалась, как самостоятельная наука. Во 2-й половине 20 века – гуманистическая психология – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу – предмет психологии исследование здоровой творческой личности, целью существования которой является самоактуализация. В настоящее время: Предмет психологии – тенденции, закономерности, законы, механизмы возникновения, проявления, развития и изменения психических явлений. Объект психологии – мир психических явлений, психика. 1.Бихевиоризм -наука о поведении основал амер. псих. Дж. Уотсен,С т.зр.бих. подлинным является поведение человека от рождения до смерти. 2.Психоонализ- учение о бессознательной психике. Создал и разработал австрийский врач и психолог З.Фрейд(Фрейдизм) 3.Гуманистическая псих.- изучение уникальной и неповторимой личности (Олпорт,Мюрей,Мерфи,Роджерс,Маслоу,Мей) 4.Гештальтпсихология- учение о целостности психических явлений (М.Вертгеймер.Коффка,К.Левин) 5.Когнитивная психология - предмет исслед. составляют познавательные процессы (Саймон) 6Советская психология- развитая,сложная система научных представлений о психическом (АлексейНик.Леонтьев, Л.С. Выготский, Сергей Леонид.Рубенштейн).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.008 с.) |