Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.



Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, отражать окружающий мир с такой степенью адекватности, которая позволяет правильно ориентироваться в нем и активно им овладевать. Большинство ученых придерживаются материалистической точки зрения на психику человека, и полагают, что когда-то психика возникла и стала развиваться на определенном этапе развития материи. Целостность материальной точки зрения на происхождение и развитие психики изложил Алексей Ник. Леонтьев, прежде всего в книге «Проблемы развития психики ». Т.З. Леонтьева сводится к следующему: психика возникла на том этапе развития материи, когда у неё (у психики) появилась чувствительность и способность реагировать изменением своей активности на биологически нейтральные раздражители, выполняющую сигнальную функцию, то есть ориентирование организма в окружающей среде. Леонтьев выделяет 3 стадии развития личности у животных и отдельно выделяет развитие психики у человека. Стадии развития психики у животных: 1) стадия элементарной сенсорной психики (она характеризуется развитой раздражимостью и наличием элементов чувствительности. На этой стадии находятся простейшие одноклеточные живые организмы и некоторые многоклеточные животные, обитающие в водной среде. 2) стадия перцептивной психики - отражение окружающей действительности в виде образов целых предметов и явлений. 3) стадия интеллекта - решение задач животными. На этой стадии находятся хищники, высшие млекопитающие и дельфины. У высших животных наблюдается разделение стадии интеллекта на 2 фазы: подготовительную и исполнительскую, а также способность к изготовлению и использованию орудий. У человека, в отличие от животных, появляется сознание, высшая форма интеллекта, устная и письменная речь, и благодаря этому человек приобретает не только окружающий мир, но и себя. Филогенез это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики: 1.материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального). 2.эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет). 3.комбинации этих подходов.

Карл Бюлер выделил три ступени психического развития: 1. инстинктивное поведение (бессознательно, передается по наследству, направлено на удовлетворение биологических потребностей). 2. Навыки (действия сформированные путем повторения, возникают в результате проб и ошибок, подражания, обучения, физиологической основой являются условные рефлексы ). 3. Стадия «разумного поведения» (достигается немногими животными, они способны решать простейшие задачи).

Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. Лев Сем. Выготский – назвал это стадией высших психических функций. Более подробную периодизацию филогенеза психики представил Леонтьев, а позднее ее уточнил Курт Эрнестович Фабри. Три стадии: стадия элементарной сенсорной психики; стадия перцептивной психики; стадия сознательной психики.

1. ст: низший (развитая раздражимость, инфузории-туфельки) и высший (наличие ощущений, элементарные условные рефлексы, черви, улитки).

2. ст.: низший (отражение целостного образа предмета, рыбы), высший (элементарная форма мышления, птицы) и наивысший (ориетировочно-исследовательская фаза в поведении, способность решать практические задачи, обезьяны, собаки). позвоночные. 3.ст. сознательной психики (у примитивного человека- питекантропа и современного человека.)

3.Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии. Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. В отечественной психологии под психикой понимается свойство высокоорганизованной материи отражать окружающий мир с такой степенью адекватности, которая позволяет правильно ориентироваться в ней и активно им овладевать. Различные представления о предмете психологии. В истории психологии можно выделить основные этапы изучения природы психического: 1. в рамках учения о душе (с древности до 17 в); 2. в рамках философских учений о сознании (с 17в до 2 половины 19 в); 3. в рамках самостоятельной науки – психологии (со 2 половины 19 в).Название науки психологии происходит от греческого – душа. Большой вклад развитие представлений о психике внесли древние греки. Душа: как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); как соединение атомов (Демокрит); как результат смешения трех жидкостей крови, желчи, слизи (Гиппократ); как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ - Платон); как соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукреций). На заре средних веков Августин (4-5 век) – душа – это орудие, которое правит телом, основу же ее составляет воля как отражение божественной воли. Новое время (17 век) – поворот к опытному знанию – эмпиризму – Рене Декарт – душа постепенно отождествляется с разумом: «я мыслю, значит, я существую». Томас Гоббс – материалистический подход – психика – тень материальных процессов. Эпоха просвещения (18 век) – взгляд на психику через призму механизмов образования ассоциаций в мозгу. (Джордж Брекли, Девид Юм). Россия 18 век – Ломоносов (естествен о- научный подход к психическим явлениям) и Радищев (считал психику функцией нервов и мозга, рассматривал ее как качественное своеобразие единого вещества). 18 век и первая половина 19 – Кант – отрицал возможность познания души, выделял три части души – познавательная, чувственная и желательная. В 19 век – дальнейшее развитие ассоциативной психологии – Джон Стюарт Милль – считал, что предметом психологии являются законы смены одних психических состояний другими. В 19 веке в России материалистические взгляды на психику-Герцен (психика- особая функция мозга),Белинский, Чернышевский (единство души и тела). Материалистическую линию в русской психологии продолжили Иван Мих.Сеченов (родоначальник программы построения психологии в России), Влад.Мих. Бехтерев (предметом изучения психологии должна стать сочетательная деятельность), Ник.Ник. Ланге необходимо экспериментальное изучение психических явлений), ИванПет. Павлов (психология должна изучать субъективный мир). Все приведенные мнения отеч. психологов позволяют говорить о том, что психология в России во 2 половине 19 в. уже рассматривалась, как самостоятельная наука.

Во 2-й половине 20 векагуманистическая психология – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу – предмет психологии исследование здоровой творческой личности, целью существования которой является самоактуализация. В настоящее время: Предмет психологии – тенденции, закономерности, законы, механизмы возникновения, проявления, развития и изменения психических явлений. Объект психологии – мир психических явлений, психика. 1.Бихевиоризм -наука о поведении основал амер. псих. Дж. Уотсен,С т.зр.бих. подлинным является поведение человека от рождения до смерти. 2.Психоонализ- учение о бессознательной психике. Создал и разработал австрийский врач и психолог З.Фрейд(Фрейдизм)

3.Гуманистическая псих.- изучение уникальной и неповторимой личности (Олпорт,Мюрей,Мерфи,Роджерс,Маслоу,Мей)

4.Гештальтпсихология- учение о целостности психических явлений (М.Вертгеймер.Коффка,К.Левин)

5.Когнитивная психология - предмет исслед. составляют познавательные процессы (Саймон)

6Советская психология- развитая,сложная система научных представлений о психическом (АлексейНик.Леонтьев, Л.С. Выготский, Сергей Леонид.Рубенштейн).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.005 с.)