Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.



Общение- это сложный многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит передача и прием сообщений с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате, чего происходит обмен информации между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга при взаимодействии. Стороны общения: 1. Коммуникативная сторона – обмен информации. 2. Интерактивная сторона – общение как взаимодействие. 3. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнерами друг друга. Выделяют фазы общения: 1) взаимонаправленность, 2) взаимотражение (психическое отражение партнера)3) взаимоинформирование (действие), 4)взаимотключение (свертывание контакта). Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться.

Виды общения. содержание процесса,: 1. Материальное – обмен предметами деятельности. 2. Когнитивное – обмен знаниями. 3. Эмоциональное – обмен эмоциональными состояниями. 4. Мотивационное – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности. 5. Деятельностное – обмен действиями. мотив общения: 1. Модальное – мотивы участников лежат в самом общении. 2. Диктальное - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное. средство общения: 1. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.. 2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное. 3. Вербальное и невербальное. Существуют и другие виды общения: Деловое общение – вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. цель - его организация и оптимизация совместной деятельности. Воспитательное общение - предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата. Диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.); интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение. Функции общения: (Б.Ломов) три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией) реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов)., регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия) феномены, свойственные сов. деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др. и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Обратная связь в общении. Виды слушания.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. От того, насколько адекватна реакция, развиты умения слушать и обеспечивать обратную связь с отправителем, зависят правильность восприятия и понимания информации, эффективность коммуникации.

Значение обратной связи для процесса коммуникации часто недооценивают. Без обратной связи у отправителя сообщения отсутствует какая-либо возможность узнать, состоялся ли процесс коммуникации.

Сообщения не должны содержать больше информации, чем может воспринять получающий ее человек в определенный промежуток времени. Предпочтительнее осуществление обратной связи в тот момент, когда получатель информации готов к ней.

Необходимо обеспечить: объективность (беспристрастность) обратной связи; целенаправленность обратной связи; своевременность обратной связи.

Виды обратной связи: Сознательная – это когда мы сознательно посылаем сигналы слушателю и воспринимаем сигналы от него, интерпретируя тем или иным образом. Бессознательная – это та информация, которая проходит вне сознательного разума (дыхание, поза, тон и тембр голоса и другие).

Виды слушания.

Можно выделить следующие виды слушания:

1. Критическое слушание – слушание при имеющейся заранее критической установке к говорящему, теме или тому и другому вместе. При этой предустановке вся информация оценивается как сомнительная и основной задача слушающего - найти в ней уязвимые, слабые места.

2. Эмпатическое слушание – слушание при котором большее внимание уделяется не информационной составляющей послания, а эмоциональной, как позитивной так и негативной, а так же собственным эмоциональным реакциям на говорящего и/или тему. Информационная составляющая отодвигается на второй план и либо оценивается в соответствии с эмоциональным восприятием или не воспринимается вовсе.

3. Пассивное (нерефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника, сосредоточение на восприятии информационной части его послания и трезвом анализе его эмоциональной составляющей и своей реакции. Это слушание проводится без какого либо корректирующего вмешательства в речь говорящего, но с сохранением и демонстрацией своего полного внимания. При таком слушании информация имеет наименьшее количество искажений, слушающий наиболее объективен.

4. Активное (рефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника при активном личном интересе к теме и/или говорящему. Восприятие информации идёт параллельно с её активной обработкой в результате акт общения приобретает черты совместной работы над некой задачей. Характеризуется наличием обратной связи: уточняющие вопросы, парафразы (повторяющие последнюю фразу говорящего с перефразировкой или без, утвердительно или вопросительно), резюмирование. 4 вида: выяснение, перефразирование, резюмирование и отражение чувств говорящего. Разъяснение — просьба к говорящему уточнить то или шое положение, раскрыть его полнее, детальнее. Таким образом не только лучше понимается содержание сообщения, до и показывается подлинный интерес к нему. Перефразирование — изложение отдельных услышанных фраз своими словами. Повторяя услышанные мысли, оппонент показывает, что боится исказить, неправильно истолковать то, что ему сообщают, демонстрируя любопытство, увлечение, заинтересованность воспринимаемой информацией. Резюмирование — краткое изложение услышанного, помогающее слушателю узнать, правильно ли он понял, удачно ли воспринял мысли говорящего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)