Анкетирование как вид заочного опроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкетирование как вид заочного опроса.



Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Виды анкетирования По числу респондентов: 1. Индивидуальное анкетирование (один респондент) 2.Групповое анкетирование (несколько респондентов), 3.Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры. 4.Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата: 1.Сплошное (опрос всех представителей выборки) 2.Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом: 1.Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) 2.Заочное (анкетёр отсутствует) 3.Рассылка анкет по почте 4.Публикация анкет в прессе 5.Публикация анкет в Интернете 6.Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Анкетирование проводится в письменной форме, все входящие в текст анкеты вопросы готовятся заранее. Анкета считается наиболее оперативным видом опроса, позволяющим собрать большие массивы данных в короткие сроки. В начале анкеты должно содержаться обращение к опрашиваемым с разъяснением целей проводимого опроса (если знание опрашиваемых о цели опроса может повлиять на итоговые результаты, истинные цели раскрывать не следует). Основная часть анкеты содержит вопросы, отражающие интересующую исследователя информацию.

По своей форме вопросы анкеты могут быть закрытыми и.открытыми. Отвечая на закрытый вопрос, испытуемый должен выбрать вариант ответа из предложенного списка. Закрытые вопросы бывают трех разновидностей: 1) дихотомические, на которые даются всего два взаимоисключающих варианта ответов («да» и «нет», «согласен» и «не согласен», «верно» и «неверно»); 2) альтернативные, в которых таких взаимоисключающих вариантов не менее трех («да», «не знаю» и «нет» или «полностью согласен», «скорее, согласен», «скорее, не согласен» и «совершенно не согласен» и т.п.); 3) вопросы-меню, в которых можно выбрать более одного варианта ответа, поскольку эти варианты не исключают друг друга: вопрос-меню может быть полузакрытым, когда предложенный список вариантов ответа содержит вариант «другое» с просьбой указать свой вариант, ответа.

Открытые вопросы предполагают, что опрашиваемому следует самостоятельно сформулировать ответ, и количестве оставленного для ответа свободного места подсказывает, насколько этот ответ должен быть пространным и обстоятельным. В любом случае вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов должны быть сформулированы так, чтобы опрашиваемые правильно понимали их и могли адекватно выразить свой ответ словами: Вопросы необходимо составлять с учетом словарного запаса и образа мышления испытуемых, не следует злоупотреблять научной терминологией: асе употребляемые в тексте анкеты слова должны быть понятны наименее образованным из опрашиваемых; Кроме того, в формулировках вопросов не должны проявляться собственные мнения, ценности и установки исследователя: отвечающему нельзя дать почувствовать, что какие-либо из его ответов могут вызвать осуждение.

Качественные методы в социально– психолог. исследованиях.

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Методы сбора социально-психологических данных – это совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых эти данные могут быть установлены и подвергнуты первичному анализу. Существуют количественные и качественные методы исследований в социальной психологии. Количественные – это методы, с помощью которых получают количественные оценки изучаемых явлений и подвергают их статистической обработке. Качественные методы –это методы, в которых подобная их обратная и количественная оценка не используется. Все методы, кроме количественных, можно назвать качественными методами. Это методы, в которых описываются и классифицируются изучаемые явления. Это такие методы, с помощью которых происходит сравнение различных явлений друг с другом по всем их характеристикам кроме количественных. Если рассматривать количественный и качественный способы описания психологических явлений и процессов как две принципиально различные стратегии исследования, то получается, что чем выше уровень психической регуляции, тем менее применимы здесь количественные и тем более применимы качественные методы. И наоборот – при описании низших, элементарных уровней психического отражения качественные методы становятся лишними и абсолютно бесполезными, уступая место более эффективным в данном случае количественным методам.

Количественные методы (категоризованное наблюдение, тестирование, анализ документов, и даже эксперимент) позволяют получить информацию для диагностики проблемы на первых этапах практической работы и оценить ее эффективность на завершающих этапах. Основная же часть работы ведется, конечно, с помощью качественных методов (беседы, тренинги, игры, разновидности групповых дискуссий и решения проблем в группе).

Что касается количественных методов, то наибольшей популярностью в прикладной психологии пользуется тестирование. Это объясняется, скорее всего, тем, что в образе психолога, который имеется в массовом сознании, деятельность профессионального психолога прочно связывается именно с этим методом. Другие методы (наблюдение, анализ документов, продуктов и процессов деятельности) воспринимаются с некоторым скепсисом.

Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений и т.д. К качественным методам можно отнести опросники, составленные из открытых вопросов, нестандартизированное интервью, включенное и несистематическое наблюдение, метод репертуарных решеток.. Контент-анализ – (буквально - «анализ содержания»). Метод анализа документов, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод опроса. Основными видами опроса являются анкетирование и интервью. Если проводится анкетирование, то испытуемому предъявляются вопросы в письменном виде, на которые необходимо ответить. Устным видом опроса является интервью. Интервью - это устный опрос, предполагающий общение "лицом к лицу", когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. Различают два вида интервью: свободные и стандартизированные. Качественные методы дают богатый материал, но подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому с их помощью нельзя получать объективные данные, как при использовании количественных методов. Кроме того, ход исследования трудно повторить и получить такие же данные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.)