Анкетирование как вид заочного опроса.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкетирование как вид заочного опроса.



Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Виды анкетирования По числу респондентов: 1. Индивидуальное анкетирование (один респондент) 2.Групповое анкетирование (несколько респондентов), 3.Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры. 4.Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата: 1.Сплошное (опрос всех представителей выборки) 2.Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом: 1.Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) 2.Заочное (анкетёр отсутствует) 3.Рассылка анкет по почте 4.Публикация анкет в прессе 5.Публикация анкет в Интернете 6.Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Анкетирование проводится в письменной форме, все входящие в текст анкеты вопросы готовятся заранее. Анкета считается наиболее оперативным видом опроса, позволяющим собрать большие массивы данных в короткие сроки. В начале анкеты должно содержаться обращение к опрашиваемым с разъяснением целей проводимого опроса (если знание опрашиваемых о цели опроса может повлиять на итоговые результаты, истинные цели раскрывать не следует). Основная часть анкеты содержит вопросы, отражающие интересующую исследователя информацию.

По своей форме вопросы анкеты могут быть закрытыми и .открытыми. Отвечая на закрытый вопрос, испытуемый должен выбрать вариант ответа из предложенного списка. Закрытые вопросы бывают трех разновидностей: 1) дихотомические, на которые даются всего два взаимоисключающих варианта ответов («да» и «нет», «согласен» и «не согласен», «верно» и «неверно»); 2) альтернативные, в которых таких взаимоисключающих вариантов не менее трех («да», «не знаю» и «нет» или «полностью согласен», «скорее, согласен», «скорее, не согласен» и «совершенно не согласен» и т.п.); 3) вопросы-меню, в которых можно выбрать более одного варианта ответа, поскольку эти варианты не исключают друг друга: вопрос-меню может быть полузакрытым, когда предложенный список вариантов ответа содержит вариант «другое» с просьбой указать свой вариант, ответа.

Открытые вопросы предполагают, что опрашиваемому следует самостоятельно сформулировать ответ, и количестве оставленного для ответа свободного места подсказывает, насколько этот ответ должен быть пространным и обстоятельным. В любом случае вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов должны быть сформулированы так, чтобы опрашиваемые правильно понимали их и могли адекватно выразить свой ответ словами: Вопросы необходимо составлять с учетом словарного запаса и образа мышления испытуемых, не следует злоупотреблять научной терминологией: асе употребляемые в тексте анкеты слова должны быть понятны наименее образованным из опрашиваемых; Кроме того, в формулировках вопросов не должны проявляться собственные мнения, ценности и установки исследователя: отвечающему нельзя дать почувствовать, что какие-либо из его ответов могут вызвать осуждение.

Качественные методы в социально– психолог. исследованиях.

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Методы сбора социально-психологических данных – это совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых эти данные могут быть установлены и подвергнуты первичному анализу. Существуют количественные и качественные методы исследований в социальной психологии. Количественные – это методы, с помощью которых получают количественные оценки изучаемых явлений и подвергают их статистической обработке. Качественные методы –это методы, в которых подобная их обратная и количественная оценка не используется. Все методы, кроме количественных, можно назвать качественными методами. Это методы, в которых описываются и классифицируются изучаемые явления. Это такие методы, с помощью которых происходит сравнение различных явлений друг с другом по всем их характеристикам кроме количественных. Если рассматривать количественный и качественный способы описания психологических явлений и процессов как две принципиально различные стратегии исследования, то получается, что чем выше уровень психической регуляции, тем менее применимы здесь количественные и тем более применимы качественные методы. И наоборот – при описании низших, элементарных уровней психического отражения качественные методы становятся лишними и абсолютно бесполезными, уступая место более эффективным в данном случае количественным методам.

Количественные методы (категоризованное наблюдение, тестирование, анализ документов, и даже эксперимент) позволяют получить информацию для диагностики проблемы на первых этапах практической работы и оценить ее эффективность на завершающих этапах. Основная же часть работы ведется, конечно, с помощью качественных методов (беседы, тренинги, игры, разновидности групповых дискуссий и решения проблем в группе).

Что касается количественных методов, то наибольшей популярностью в прикладной психологии пользуется тестирование. Это объясняется, скорее всего, тем, что в образе психолога, который имеется в массовом сознании, деятельность профессионального психолога прочно связывается именно с этим методом. Другие методы (наблюдение, анализ документов, продуктов и процессов деятельности) воспринимаются с некоторым скепсисом.

Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений и т.д. К качественным методам можно отнести опросники, составленные из открытых вопросов, нестандартизированное интервью, включенное и несистематическое наблюдение, метод репертуарных решеток.. Контент-анализ – (буквально - «анализ содержания»). Метод анализа документов, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод опроса. Основными видами опроса являются анкетирование и интервью. Если проводится анкетирование, то испытуемому предъявляются вопросы в письменном виде, на которые необходимо ответить. Устным видом опроса является интервью. Интервью - это устный опрос, предполагающий общение "лицом к лицу", когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. Различают два вида интервью: свободные и стандартизированные. Качественные методы дают богатый материал, но подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому с их помощью нельзя получать объективные данные, как при использовании количественных методов. Кроме того, ход исследования трудно повторить и получить такие же данные.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.008 с.)