Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.



Групповое давление – то влияние, которое группа оказывает на своих членов.Это влияние может быть разным по силе: от случая, когда человек находится в не группы и группа не знает, чем он занимается в данный момент времени(минимальное групповое давление) до случая, когда группа полностью контролирует поведение человека и его судьба полностью зависит от группы (максимальное групповое давление).

В 20-е годы в США были проведены исследования, в которых выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или наоборот. Эффект социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действия одного, способствует им. В гораздо меньшем количестве случаев были показаны наличия противоположного эффекта – известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции. А.В.. Петровский выделил три типа поведения: 1) внутригрупповая внушаемость, т. е. бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность­ – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, - относительное единообразие поведения в результате солидарность личности с оценками и задачами коллектива.

Феномен группового давления – феномен конформизма. Изучением конформизма занимались М. Шериф, и С.Аш., к. в ряде исследований установили, что существуют различные уровни конформизма:

1) подчинение на уровне восприятия- изменение восприятия под воздействием подставной группы. 2) одобрение, или внутренний личный конформизм- изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции .3) нонконформизм- реактивное сопротивление групповому давлению.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринимается индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается лишь внешне, и внутреннюю, когда действительно усваивается мнение большинства. Последняя и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм – когда индивид во всем сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимость. Это специфический случай конформности, так как, ставя своей целью противостоять мнению группы, индивид фактически вновь зависит от группы. Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно Дойчем и Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). Исследования Фестингера показали, что публичное выражение точек зрения, противоречащих реальным убеждениям, приводят к изменениям убеждений. Мнение меньшинства будет иметь вес, если его придерживаются более одного члена группы. Гомогенность, последовательность, устойчивость в совокупности меняют мнение группы. Такое изменение происходит за счет демонстрации повышенной ценности и силы мнения меньшинства. У большинства создается впечатление, что то, что так упорно противопоставляется общему мнению обладает сверхценностью и может представлять общественный интерес. Исследования по конформизму и влиянию меньшинства на большинство показывают, что общественное мнение имеет неустойчивый характер, слабо связано с рациональными способами оценки реальности и допускает большой диапазон внешних манипуляций.

91. Диагностика социально-психологического климата в группе.

Соц. психологический климат в группе - характер взаимоотношений между людьми, состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности. Коллектив действительно становится могучим средством формирования личности том случае, когда он характеризуется положительным психологическим климатом.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата: 1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа; 2) содержание, организация и условия трудовой деятельности; 3) особенности работы органов управления и самоуправления организации; 4) характер руководства; 5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы; 6) социально-демографические и психологические особенности членов группы; 7) численность группы и др.

Методы, применяемые для диагностики психологического климата: опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности. Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же Л.Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т.п.. При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе. Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”. Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный.

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер). Надежность увеличивается при сочетании с другими методиками, например социометрией. Предложены противоположные по смыслу пары, с помощью которых можно описать атмосферу в группе. Чем выше выраженность тем выше балл. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, к. и характеризует психол. атмосферу в группе.

"Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев) ориентирована на определение психол. климата по трем критериям: эмоциональному, моральному и деловому.

92.Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности.

К.К. - усвоение этико- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения. Андреева Г.М. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие частные виды компетентности: 1) способ правильно воспринимать и понимать людей; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения; 3) владение приемами оказания влияния на других людей; 4) умение подстраиваться под индивидуальные особенности людей в процессе общения с ними. Инициатором введения понятия в научный оборот в нашей стране стала Лар. Анд.Петровская; она стала использовать практику организации и проведения социально – психологического тренинга с целью повышения коммуникативной компетентности людей. Компетенция - соответствие, соразмерность.. Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента (Петровской): Коммуникативно-диагностический - умение проводить анализ и оценку коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Коммуникативно-планирующий - подбор адекватных средств взаимодействия; Коммуникативно-исполнительский - осуществление коммуникации; Коммуникативно-рефлексивный (самоотчет в действиях К.К. Васильев Г.С.: Коммуникативная способность - та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В структуре К.С. он выделяет: 1. Гностическую, познавательную способность (знания). 2. Экспрессивную (самовыражение в общении). 3. Интерактивная способность (умение оказать влияние на людей). Компоненты К.С.: 1.Знание о том, как люди с разными индивидуальными особенностями реагируют на типичные жизненные ситуации. 2. Знание как интересы, эмоциональные состояния людей проявляются в непосредственном общении друг с другом (в словах, жестах, мимике). 3. Знание норм и форм поведения речевого этикета и умение ими пользоваться. 4.3нание как сам человек (субъект общения) воспринимается партнерами по общению. 5. Умение понимать людей эмоционально располагать к себе, строить доброжелательные отношения. 6. Умение убеждать людей не ухудшая взаимоотношения с ними. 7. Умение действовать в конфликтных ситуациях. 8. Высказывать какое-либо недовольство, при этом не испортив отношения с людьми. 9. Умение спорить без обид и ругани. 10. Умение правильно выбирать социальные роли для себя в общении. Таким образом, К.К. имеет сложную структуру, включающая в себя: 1.Вербальные/невербальные средства общения. 2.Формы речевого этикета (умение делать комплименты, здороваться).

Инициатором введения понятия в научный оборот в нашей стране стала Петровская; она стала использовать практику организации и проведения социально – психологического тренинга с целью повышения коммуникативной компетентности людей. Вначале для этой цели пытались использовать те виды тренинга, которые были заимствованы зарубежом и применялись в психотерапевтической практике (например, тренинг личностного роста). Оказалось, что данные формы тренинга односторонне развивают коммуникативную компетентность. Поэтому возникла необходимость уточнения понятия коммуникативной компетентности, а с другой стороны разработать такие виды тренинга, которые были бы нацелены на развитие коммуникативной компетентности. Существенный вклад в решение данной проблемы внес Жуков, согласно мнению которого, наилучшим образом коммуникативная компетентность развивается в условиях видео – тренинга.

В настоящее время психологами разрабатываются пути повышения коммуникативной компетентности за счет повышения внутригрупповой активности. Что позволяет оценить степень благополучия взаимоотношений в реальных группах, как в целом, так и для каждого члена группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.009 с.)