Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.



Подростковый возраст (10,11-15,16 лет) относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношения индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания. Пубертат становится причиной различных физических, физиологических, психологических изменений и подростку, испытывающему такое огромное кол-во изменений нелегко бывает удержать чувство целостности и стабильности своего Я, чувство идентичности. Этот возраст благоприятствует болезням личности, дивиантному и деликвентному поведению. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в процессе различных видов деятельности (учебной, производственной, занятием спортом, творчеством), определяющие особенности общения его ярко выраженным личностным характером. Также как и в зарубежной психологии все отечественные концепции отличают как основное новообразование -развитие самосознания. (Лев Сем. Выготский). Перечислил несколько групп интересов подростков, которые он называл доминант:1. эгоцентрическая доминанта, это интерес к собственной личности 2. доминанта дали, установка на большие масштабы, которые для подростка ближе, чем текущие. 3. доминанта усилия, тяга к сопротивлению, проявляющаяся в упрямстве, 4. доминанта романтика, тяга к неизвестному, рисковому, героическому. Главное в умственном развитии -овладение процессом формирования понятий и развитие понятийного мышления. Также в качестве основных новообразований он рассматривал развитие рефлексии и на его основе самосознания. (Дан. Бор. Эльконин). новообразование- развитие самосознание и чувство взрослости. Стремление стать взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, оказывается, что подростку нет места в системе взрослых взаимоотношений. И он находит место в сообществе сверстников. Здесь он овладевает тем, что является идеальной формой для этого возраста, а именно опыт моральных норм на которых строятся отношения. Ведущая деятельность в подростковом возрасте -интимно личностное общение со сверстниками. Познавательное развитие: восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующем, содержательным, последовательным, планомерным. Внимание характеризуется возросшим объемом и специфической избирательностью, преднамеренное внимание. Объем памяти увеличивается за счет логического осмысления, нарастает полнота, системность и точность воспроизведения. Развивается понятийное мышление, мышление в целом становится логическим (понятийное мышление-форма логического мышления) может мысленно выдвигать и проверять гипотезы, использовать операции дедукции, может мыслить идеями, суждениями или умозаключениями. Формируется активное самостоятельное творчество. Межличностное отношение. Отношения со сверстниками- самое главное в жизни подростка. Подростку важно быть не просто вместе со сверстниками, но занимать среди них удовлетворяющее его положение. (Л.И. Божович). Самая неприятная для подростка ситуация –это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание – открытый негласный бойкот. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. Стремление привлечь к себе внимание: демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путям нарушения требований взрослых. В 7-8 классе центральным становится стремление подростка в признании ценности собственной личности в глазах сверстников. И если эта потребность фрустрирована, то возникают и травмы и конфликты. В своих конфликтах со сверстниками подростки обычно винят себя, т.к. стремятся быть лично ответственными за характер своих взаимоотношений со сверстниками. Взаимоотношения с родителями. Причина конфликта: 1. недооценивают сложности внутренного мира подростка, 2. игнорируют «чувство взрослости» 3. не дооценивают значимость для них сферы общения со сверстниками.

 

64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.

Юность- период в развитие человека соответствующий переходу от детства (или подросткового возраста) к самостоятельной взрослой жизни. Выделяют раннюю юность или старший школьный возраст(от 15 до18 лет) и позднюю юность(от 18 до 23 лет) (Иг.Сем.Кон). Социальная ситуация развития в юности определяется тем, что юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. В юности происходит количественное расширение диапазона социальных ролей и качественное их изменение, появляется все больше взрослых социальных ролей с соответствующей мерой самостоятельности и ответственности. Ведущая деятельность в ранней юности-профессиональное самоопределение. (Лев Сем.Выготский) главное в этом возрасте - овладение собственным внутренним миром, что обеспечивает единство поведения. И внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, и связанную с ним целевую регуляцию поведения. О жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда заботой человека становятся способы их достижения. (Сер. Леон. Рубинштейн) Развитие самосознания, размышления старшеклассников о себе и своем жизненном предназначении приводят их к поиску смысла своего существования (смысла жизни). Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков; нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали у подростков; нет и скоропалительного суждения о людях, их качествах и чертах. Характерно эмоционально окрашенное желание выделиться среди сверстников и к стремлению улучшить какие-то свои качества, переделать себя, заняться самовоспитанием. Типы взросления по И.С.Кону. 1. период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окр. и самим собой. 2. У других протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы им не свойственны; в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. 3.быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, та­кие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоцио­нальная жизнь. Познавательные. Мышление становится более системати­ческим и критическим. память: увеличивается объем памяти, меняются способы запоминания. Наряду с деятельностью непроизвольного запоминания, рост умения обобщать. Познавательные интересы приобретают устойчивый и действенный характер. Общие умственные способности уже сформированы, но продолжают совершенствоваться, возрастает роль ценностно-ориентационной деятельности. Быстро развиваются специальные способности. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не простое усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Межличностные отношения. Общение со взрослыми не столь на­пряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными, и причина сложности — в автономии юноши, обусловленной социальной ситуацией его развития. Отмечаются две тенденции в общении: расширение его сферы и в то же время растущую индивидуализацию. Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Юношеская дружба гораздо устойчивее и, главное, глубже подростковой. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.)