Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Подростковый возраст (10,11-15,16 лет) относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношения индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания. Пубертат становится причиной различных физических, физиологических, психологических изменений и подростку, испытывающему такое огромное кол-во изменений нелегко бывает удержать чувство целостности и стабильности своего Я, чувство идентичности. Этот возраст благоприятствует болезням личности, дивиантному и деликвентному поведению. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в процессе различных видов деятельности (учебной, производственной, занятием спортом, творчеством), определяющие особенности общения его ярко выраженным личностным характером. Также как и в зарубежной психологии все отечественные концепции отличают как основное новообразование -развитие самосознания. (Лев Сем. Выготский). Перечислил несколько групп интересов подростков, которые он называл доминант:1. эгоцентрическая доминанта, это интерес к собственной личности 2. доминанта дали, установка на большие масштабы, которые для подростка ближе, чем текущие. 3. доминанта усилия, тяга к сопротивлению, проявляющаяся в упрямстве, 4. доминанта романтика, тяга к неизвестному, рисковому, героическому. Главное в умственном развитии -овладение процессом формирования понятий и развитие понятийного мышления. Также в качестве основных новообразований он рассматривал развитие рефлексии и на его основе самосознания. (Дан. Бор. Эльконин). новообразование- развитие самосознание и чувство взрослости. Стремление стать взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, оказывается, что подростку нет места в системе взрослых взаимоотношений. И он находит место в сообществе сверстников. Здесь он овладевает тем, что является идеальной формой для этого возраста, а именно опыт моральных норм на которых строятся отношения. Ведущая деятельность в подростковом возрасте -интимно личностное общение со сверстниками. Познавательное развитие: восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующем, содержательным, последовательным, планомерным. Внимание характеризуется возросшим объемом и специфической избирательностью, преднамеренное внимание. Объем памяти увеличивается за счет логического осмысления, нарастает полнота, системность и точность воспроизведения. Развивается понятийное мышление, мышление в целом становится логическим (понятийное мышление-форма логического мышления) может мысленно выдвигать и проверять гипотезы, использовать операции дедукции, может мыслить идеями, суждениями или умозаключениями. Формируется активное самостоятельное творчество. Межличностное отношение. Отношения со сверстниками- самое главное в жизни подростка. Подростку важно быть не просто вместе со сверстниками, но занимать среди них удовлетворяющее его положение. (Л.И. Божович). Самая неприятная для подростка ситуация –это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание – открытый негласный бойкот. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. Стремление привлечь к себе внимание: демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путям нарушения требований взрослых. В 7-8 классе центральным становится стремление подростка в признании ценности собственной личности в глазах сверстников. И если эта потребность фрустрирована, то возникают и травмы и конфликты. В своих конфликтах со сверстниками подростки обычно винят себя, т.к. стремятся быть лично ответственными за характер своих взаимоотношений со сверстниками. Взаимоотношения с родителями. Причина конфликта: 1. недооценивают сложности внутренного мира подростка, 2. игнорируют «чувство взрослости» 3. не дооценивают значимость для них сферы общения со сверстниками.
64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. Юность- период в развитие человека соответствующий переходу от детства (или подросткового возраста) к самостоятельной взрослой жизни. Выделяют раннюю юность или старший школьный возраст(от 15 до18 лет) и позднюю юность(от 18 до 23 лет) (Иг.Сем.Кон). Социальная ситуация развития в юности определяется тем, что юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. В юности происходит количественное расширение диапазона социальных ролей и качественное их изменение, появляется все больше взрослых социальных ролей с соответствующей мерой самостоятельности и ответственности. Ведущая деятельность в ранней юности-профессиональное самоопределение. (Лев Сем.Выготский) главное в этом возрасте - овладение собственным внутренним миром, что обеспечивает единство поведения. И внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, и связанную с ним целевую регуляцию поведения. О жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда заботой человека становятся способы их достижения. (Сер. Леон. Рубинштейн) Развитие самосознания, размышления старшеклассников о себе и своем жизненном предназначении приводят их к поиску смысла своего существования (смысла жизни). Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков; нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали у подростков; нет и скоропалительного суждения о людях, их качествах и чертах. Характерно эмоционально окрашенное желание выделиться среди сверстников и к стремлению улучшить какие-то свои качества, переделать себя, заняться самовоспитанием. Типы взросления по И.С.Кону. 1. период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окр. и самим собой. 2. У других протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы им не свойственны; в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. 3.быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь. Познавательные. Мышление становится более систематическим и критическим. память: увеличивается объем памяти, меняются способы запоминания. Наряду с деятельностью непроизвольного запоминания, рост умения обобщать. Познавательные интересы приобретают устойчивый и действенный характер. Общие умственные способности уже сформированы, но продолжают совершенствоваться, возрастает роль ценностно-ориентационной деятельности. Быстро развиваются специальные способности. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не простое усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Межличностные отношения. Общение со взрослыми не столь напряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными, и причина сложности — в автономии юноши, обусловленной социальной ситуацией его развития. Отмечаются две тенденции в общении: расширение его сферы и в то же время растущую индивидуализацию. Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Юношеская дружба гораздо устойчивее и, главное, глубже подростковой. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.011 с.) |