ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления исследований познавательных процессов



Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг).

При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (Ульрик. Найссер).

При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор).

Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).

Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивной психологии не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

С позиций советской психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

20. Проблема биологическое и социальное в психике человека.

В современной психологии существует проблема соотношения биологического и социального.. Согласно первой т.з., все основные особенности и способы развития психики предопределены биологическими факторами — врожденными или приобретенными. Такой т. зр. не столь уж редко придерживаются психиатры, ссылаясь при этом на определенные клинические факты: делается вывод о том, что главным в продуцировании этих черт явились соответствующие нарушения нервной системы, головного мозга. Другая крайняя точка зрения состоит в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения. Этого взгляда в основном придерживаются психологи, изучающие нормальное психическое развитие. Они опять-таки опираются на определенные экспериментальные и жизненные данные, показывающие главенствующую роль организации предметной деятельности для регулирования тех или иных психологических образований. Когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных людей и, наоборот, различные случаи социальной депривации, дефицита воспитания, которые ярко свидетельствуют о непоправимом уроне, даже о невозможности собственно человеческого развития вне общения, вне специальной организации деятельности ребенка. Согласно представлениям этой т. зр., формировать можно все и у всех, важно лишь выяснить, как адекватно организовать процесс формирования заданного качества. И поэтому самой популярной и распространенной является средняя между двумя позициями. Согласно ей, в психическом развитии равно определяющую роль играют и биологические и социальные моменты. Сторонники этой т. зр. рассматривают человека, как существо биосоциальное, в котором диалектически сочетаются в единстве биологическое и социальное. По справедливому суждению Алексея. Ник. Леонтьева, несмотря на апелляцию к «диалектичности», эти взгляды остаются в рамках теории двух факторов формирования психики — наследственности (биологический фактор) и среды (фактор социальный). Решительно критикуя эту теорию в ее явном и скрытом виде, А. Н. Леонтьев пишет: «Необходимо с порога отбросить представления о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, «за поверхностью кожи» человека (что бы в этот мешок ни сваливали), а другая лежит во внешней среде. Говоря о соотношении "биологического" и "социального" в психике человека, Алексан..Роман. Лурия отрицал как биологизаторские, так и социологизаторские объяснения причин психического развития. Он считал, что биологические законы развития мозга находятся под влиянием общественно-исторической практики человека. Вопрос о соотношении биологического и социального был предметом специальных экспериментальных исследований особенностей человеческого слуха, проведенных под руководством А. Н. Леонтьева. Эти исследования подвели к следующему общему выводу: «...биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий формирования его психических функций, ...условие, которое, конечно, играет важную роль... Другое условие — это окружающий человека мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей в их труде и борьбе. Этот мир и несет человеку истинно человеческое. Итак, если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, а с другой стороны, их содержание, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе — социально. Нет надобности, при этом подчеркивать, что решающим является содержание. В трудах Бориса Герасимовича Ананьева впервые была поставлена проблема человека - дилемма «биологического-социального» плодотворно разрешается в контексте индивидуальности. Одним из важных компонентов в структуре личности Ананьев рассматривал социальные роли. Лидия Ильинична Божович, Александр Григорьевич Ковалев - в личности важнее социальное, нежели биологическое.

Мотивы, их функции и виды.

В последние годы все более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции (Борис. Федорович. Ломов, Вячеслав. Андр.. Иванников). Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование. Надо отметить, что подобные взгляды на мотив высказывались и ранее. Так, еще В. Вундт (1897) понимал мотив как соединение представлений и чувств; первые являются основанием поступка, а вторые — побудительной причиной его. Правда, приоритет В. Вундт отдавал все же потребностям и чувствам, а не представлениям. Дмит. Ник. Узнадзе (1969) понимал мотив как сложное психическое образование, воз­никающее в результате многоэтапного процесса мотивации.

В. Г. Леонтьев (1992) рассматривает мотив как системное образование личности, как системный способ организации активности человека.

Мотивам приписываются различные функции: -побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая — направленность этой энергии на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии. Возникающее возбуждение может носить и спонтанный характер, без направленности на определенный объект. Поэтому наличие в мотиве цели и позволяет ему осуществлять направляющую функцию. — стимулирующая, которая связана с продолжением побудительности и при осуществлении намерения. Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива. - регулятивная функция, являющаяся центральной в процессах мотивации; управляющей функции мотива, поскольку в последнюю входит и планирование действия (результата и способа), в то время как регуляция является частью управления и направлена на стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля. -организующая функция -структурирующая функция: важность конечного результата (цели) приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации ходов (путей решения задачи) и критической их оценке -смыслообразующая функции мотива ( А. Н. Леонтьев).

Леонтьеввыделяет 2 вида мотивов:1. Смыслообразующие мотивы – мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл.2. Мотивы-стимулы –выполняют только роль побудительных факторов.

Термин мотивация обозначает два психических явления: 1. совокупность побуждений взывающих активность индивида и определяющую его активность, т.е. систему факторов, детерминирующих поведение. 2. Процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационные явления повторяются и со временем становятся чертами личности, К таким чертам можно отнести: 1. мотив достижения успеха (стремление добиться успеха в различных видах деятельности), 2. мотив избежания неудачи (избежание неудач связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности), 3.Локус контроль (характеристика локализации причин, для объяснения своего поведения), 4. Самооценка (себя, своих возможностей, достоинств и недостатков), 5. Уровень притязаний (желаемый уровень самооценки).

Личность характеризуется также такими мотивационными образованиями как:: Аффилиация (стремление быть в обществе, общение), Альтруизм (мотив оказания помощи людям, Мотив власти (стремление обладать властью). Агрессивность ( стремление нанести вред)

 

22.Восприятие, его основные свойства и закономерности. Восприятие - это психический познавательный процесс отражения целостных предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие обладает такими свойствами как: активность - встроено в структуру определенной деятельности, подчинено целям, задачам. предметность - свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету; адекватность - мера соответствия образа воспринимаемому объекту; константность - способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине не зависимо от меняющихся условий; целостность отдельные элементы предмета определяются в целое; осмысленность - восприятие носит обобщенный характер, предмет обозначается слово, понятием; апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего. Восприятие не задано генетически, оно формируется в процессе жизнедеятельности (первые годы жизни, дошкольный возраст). В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности: восприятие пространства - отражение величины, формы, объемности, глубины и взаимного соотнесения предметов, велика роль двигательного анализатора, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными органами чувств, участвующими в формировании образа; восприятие времени - отражение объективной длительности, быстроты и последовательности явлений, процессов, событий: долго, коротко, в настоящем - это чувство не врожденное, а развивается, зависит от возраста и эмоций; восприятие движения - отражение физического перемещения объектов в пространстве, оценка динамического состояния объекта.

Общие закономерности восприятия: (Вертгеймер гештальтпсихология) 1)фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, цвету, текстуре и т.д.; 2) фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы; 3)фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений. Например, если воспринимаемые элементы смещаются или движутся относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру;. 4)фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно, стоящего элемента. 5)фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наи-меньшей кривизной; 6)фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия определяются как искажение восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, форм) и движения. Можно назвать следующие их виды: 1)иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на чёрном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне); 2)переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве; 3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза); 4)перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную ее часть не изолировано, а всегда в известном целом. 5) иллюзия железнодорожных путей. Если смотреть вдаль, то складывается впечатление, что параллельные рельсы у горизонта пересекаются.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.009 с.)