ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления современной психотерапии.



Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических нервных, психосоматических) (сфера деятельности врача-психиатра). Направления психотерапии: 1. Личностно-ориентированная. Цель—сделать личность, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем реорганизации системы ее отношений. Поэтому такая психотерапия называется реконструктивной. В становлении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного направления большую роль сыграло учение Влад..Ник..Мясищева о неврозах и психотерапии при этой форме пограничной психической патологии. Задачами данного вида психотерапии являются, 1)глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования системы его отношений; 2) выявление и изучение механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению патологического состояния и симптоматики; 3) достижение у больного осознанного понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; 4) помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости — изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих; 5)изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. 2. Психоаналитическая: особое значение придается влиянию прошлого опыта на формирование определенного стиля поведения человека через особые когнитивные способы (защита), межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению (перенос). При психоанализе психотерапевт облегчает проявление и понимание пациентом "бессознательного", которое по содержанию в основном связано с либидо, т.е. психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента подавленных сексуальных переживаний. 3 Поведенческая психотерапия: В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы психологических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства. 4. Методы конфронтации и десенсибилизации: применимы прежде всего к лечению больных фобиями, т.е. пациентов со страхами, возникающими в определенной ситуации (страх высоты, закрытых помещений и т.п.). Методики конфронтации могут быть быстрыми и постепенными и различаться по силе воздействия стимула в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Конкретными методиками конфронтации являются методика погружения (или наводнения). Сущность методики заключается в том, что пациента побуждают столкнуться с реальной ситуацией, вызывающей страх, и убедиться при этом в отсутствии возможных негативных последствий. 5. Рационально-эмоционально-поведенческая. применяется главным образом при лечении аффективных расстройств, в частности депрессий. Цель—перевод пациента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные. В этом методе выделяются три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. 6. Гуманистическая (экзистенциально-гуманистическая) относят экзистенциальную психотерапию, логотерапию, клиентоцентрированную психотерапию, гештальттерапию, и др. Человек- существо активное, борющиеся, самоутверждающееся, постоянно повышающее свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Поэтому усилия психотерапевта в этом случае направлены на пациента, а не просто на лечение болезни. Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека.

73 Виды социально-психологического тренинга, их характеристика.

Социально–психологический тренинг–практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. По Л.А.Петровской, цель СПТ– повышение компетентности в сфере общения. Компетентность в общении – это развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Задачи: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Виды: Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках приводят к многообразию частных форм социально-психологического тренинга. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности (см. Т-группа), ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность которых предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

Поведенческий (ассертивный). Основывается на идеях поведенческой психотерапии; целью его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных психотерапевтических занятий. Подбор пациентов в группы нередко осуществляется на основе сходных проблем и четких задач. Наиболее сложными являются ситуации знакомства, особенно с лицами противоположного пола, отказа, выражения своих потребностей и чувств. Приобретение умений в области межличностных взаимоотношений, преодоление трудностей и управление тревогой предопределяют будущий успех или неудачу в установлении близости, приобретении независимости или компетентности. П.т. может проводиться в индивидуальной или групповой форме. Т-группа (тренинг -группа)Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.Социально-ролевой- обучение решению внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций, выработки и закрепления социокультурных норм. К данному методу можно отнести близкий к психодраме, но использующий принципы поведенческого научения, так называемый ситуационный тренинг, направленный на формирование тех или иных социальных умений, необходимых в определенных жизненных ситуациях, в частности при установлении контакта с новыми людьми. Этот вид тренинга состоит в проигрывании конкретных эпизодов, в которых один из участников Т-группы (протагонист) играет самого себя, а другие выступают в заданных психологом-тренером ролях, соотнесенных с определенным сюжетом. Видеотренинг - тренинг, на котором происходит запись выполняемых участниками упражнений, с последующим разбором и коррекцией их поведения. Этот прием позволяет участникам увидеть «со стороны» детали своего поведения, скорректировать их, выработать новую модель общения и поведения. Планируя работу с видеозаписью, надо учесть, что она обычно вызывает сбой привычных представлений о себе, своих действиях, озадачивает, или, как говорят специалисты, проблематизирует участников. Иногда тренеры принимают специальное решение провести работу с видеообратной связью в начале курса, особенно когда видят низкую восприимчивость группы к тематике обучения, в таких случаях проблематизация используется для повышения восприимчивости».

74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.

Психодиагностика – это отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофозиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Основная цель - постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Деятельность психодиагноста сложна и разнообразна. Наиболее трудными ее аспектами является выбор нужных подходящих для решения конкретной проблемы методик и интепретация, полученных результатов, их применение. Специальной подготовки требует написание психологического заключения, а также оценка прогностического значения диагностических результатов.

Общая психодиагностика имеет 3 составные части:

1. психодиагностика, связаная с общей, возрастной и дифференциальной психологией, таким образом, психология соответствующей предметной области

2. психометрика –наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы. Это фундамент ПД.

3 Практика использования психологического знания – т.е. практические сферы приложения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи. (в целях оптимизации обучения и воспитания, в медицинских учреждениях, в психологическом консультировании, для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе)

Классификация методов:

Первый тип классификаций: различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей), или задания относительно которых не существует правильных ответов (большинство личностных опросников).

Второй тип классификации: вербальные (опосредованные речевой активностью обследуемых, задания обращены к памяти, воображению, системе убеждений в языковой форме) и невербальные психодиагностические методики (выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные).

Третий тип классификации – основание – методический принцип, который положен в основу данного психодиагностического приема. По этому основанию различают: 1. Объективные тесты – это методики, в которых возможен правильный ответ. 2. Стандартизированные самоотчеты, которые в свою очередь включают а) тесты опросники (набор пунктов относительно которых испытуемый выносит суждение, делает выбор из 2-3 альтернатив); б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ (не предусматривают стандартных ответов, обработка путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям); в) шкальные техники и методики классификации (оценка объектов по выраженности в них качеств заданной шкалой); г) индвидуально-ориентированные техники идеологического типа репертуарных решеток (параметры которые оцениваются не задаются из вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого). 3. Проективные методики – основаны на том, что в качестве стимула выступает недостаточно структурированный материал, который порождает у испытуемых процессы воображения, в которых раскрываются определенные характеристики (Роршах, ТАТ, Люшер), проективные методики требуют хорошей теоретической подготовки и интуиции психолога. 4.Диагностические методики – предполагают что психолог вступает с обследуемым в контакт. И полученный психодиагностический результат зависит от особенностей этого контакта. Например для диагностики семейных затруднений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.011 с.)