Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления современной психотерапии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических нервных, психосоматических) (сфера деятельности врача-психиатра). Направления психотерапии: 1. Личностно-ориентированная. Цель—сделать личность, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем реорганизации системы ее отношений. Поэтому такая психотерапия называется реконструктивной. В становлении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного направления большую роль сыграло учение Влад..Ник..Мясищева о неврозах и психотерапии при этой форме пограничной психической патологии. Задачами данного вида психотерапии являются, 1)глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования системы его отношений; 2) выявление и изучение механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению патологического состояния и симптоматики; 3) достижение у больного осознанного понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; 4) помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости — изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих; 5)изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. 2. Психоаналитическая: особое значение придается влиянию прошлого опыта на формирование определенного стиля поведения человека через особые когнитивные способы (защита), межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению (перенос). При психоанализе психотерапевт облегчает проявление и понимание пациентом "бессознательного", которое по содержанию в основном связано с либидо, т.е. психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента подавленных сексуальных переживаний. 3 Поведенческая психотерапия: В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы психологических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства. 4. Методы конфронтации и десенсибилизации: применимы прежде всего к лечению больных фобиями, т.е. пациентов со страхами, возникающими в определенной ситуации (страх высоты, закрытых помещений и т.п.). Методики конфронтации могут быть быстрыми и постепенными и различаться по силе воздействия стимула в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Конкретными методиками конфронтации являются методика погружения (или наводнения). Сущность методики заключается в том, что пациента побуждают столкнуться с реальной ситуацией, вызывающей страх, и убедиться при этом в отсутствии возможных негативных последствий. 5. Рационально-эмоционально-поведенческая. применяется главным образом при лечении аффективных расстройств, в частности депрессий. Цель—перевод пациента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные. В этом методе выделяются три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. 6. Гуманистическая (экзистенциально-гуманистическая) относят экзистенциальную психотерапию, логотерапию, клиентоцентрированную психотерапию, гештальттерапию, и др. Человек- существо активное, борющиеся, самоутверждающееся, постоянно повышающее свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Поэтому усилия психотерапевта в этом случае направлены на пациента, а не просто на лечение болезни. Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека. 73 Виды социально-психологического тренинга, их характеристика. Социально–психологический тренинг –практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. По Л.А.Петровской, цель СПТ– повышение компетентности в сфере общения. Компетентность в общении – это развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Задачи: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. Виды: Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках приводят к многообразию частных форм социально-психологического тренинга. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности (см. Т-группа), ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность которых предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов. Поведенческий (ассертивный). Основывается на идеях поведенческой психотерапии; целью его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных психотерапевтических занятий. Подбор пациентов в группы нередко осуществляется на основе сходных проблем и четких задач. Наиболее сложными являются ситуации знакомства, особенно с лицами противоположного пола, отказа, выражения своих потребностей и чувств. Приобретение умений в области межличностных взаимоотношений, преодоление трудностей и управление тревогой предопределяют будущий успех или неудачу в установлении близости, приобретении независимости или компетентности. П.т. может проводиться в индивидуальной или групповой форме. Т-группа (тренинг -группа) Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их. Социально-ролевой - обучение решению внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций, выработки и закрепления социокультурных норм. К данному методу можно отнести близкий к психодраме, но использующий принципы поведенческого научения, так называемый ситуационный тренинг, направленный на формирование тех или иных социальных умений, необходимых в определенных жизненных ситуациях, в частности при установлении контакта с новыми людьми. Этот вид тренинга состоит в проигрывании конкретных эпизодов, в которых один из участников Т-группы (протагонист) играет самого себя, а другие выступают в заданных психологом-тренером ролях, соотнесенных с определенным сюжетом. Видеотренинг - тренинг, на котором происходит запись выполняемых участниками упражнений, с последующим разбором и коррекцией их поведения. Этот прием позволяет участникам увидеть «со стороны» детали своего поведения, скорректировать их, выработать новую модель общения и поведения. Планируя работу с видеозаписью, надо учесть, что она обычно вызывает сбой привычных представлений о себе, своих действиях, озадачивает, или, как говорят специалисты, проблематизирует участников. Иногда тренеры принимают специальное решение провести работу с видеообратной связью в начале курса, особенно когда видят низкую восприимчивость группы к тематике обучения, в таких случаях проблематизация используется для повышения восприимчивости». 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики. Психодиагностика – это отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофозиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Основная цель - постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Деятельность психодиагноста сложна и разнообразна. Наиболее трудными ее аспектами является выбор нужных подходящих для решения конкретной проблемы методик и интепретация, полученных результатов, их применение. Специальной подготовки требует написание психологического заключения, а также оценка прогностического значения диагностических результатов. Общая психодиагностика имеет 3 составные части: 1. психодиагностика, связаная с общей, возрастной и дифференциальной психологией, таким образом, психология соответствующей предметной области 2. психометрика –наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы. Это фундамент ПД. 3 Практика использования психологического знания – т.е. практические сферы приложения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи. (в целях оптимизации обучения и воспитания, в медицинских учреждениях, в психологическом консультировании, для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе) Классификация методов: Первый тип классификаций: различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей), или задания относительно которых не существует правильных ответов (большинство личностных опросников). Второй тип классификации: вербальные (опосредованные речевой активностью обследуемых, задания обращены к памяти, воображению, системе убеждений в языковой форме) и невербальные психодиагностические методики (выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные). Третий тип классификации – основание – методический принцип, который положен в основу данного психодиагностического приема. По этому основанию различают: 1. Объективные тесты – это методики, в которых возможен правильный ответ. 2. Стандартизированные самоотчеты, которые в свою очередь включают а) тесты опросники (набор пунктов относительно которых испытуемый выносит суждение, делает выбор из 2-3 альтернатив); б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ (не предусматривают стандартных ответов, обработка путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям); в) шкальные техники и методики классификации (оценка объектов по выраженности в них качеств заданной шкалой); г) индвидуально-ориентированные техники идеологического типа репертуарных решеток (параметры которые оцениваются не задаются из вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого). 3. Проективные методики – основаны на том, что в качестве стимула выступает недостаточно структурированный материал, который порождает у испытуемых процессы воображения, в которых раскрываются определенные характеристики (Роршах, ТАТ, Люшер), проективные методики требуют хорошей теоретической подготовки и интуиции психолога. 4.Диагностические методики – предполагают что психолог вступает с обследуемым в контакт. И полученный психодиагностический результат зависит от особенностей этого контакта. Например для диагностики семейных затруднений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.008 с.) |