ТОП 10:

Наблюдение, его виды, основные достоинства и недостатки.



Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифференцируют с т. зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя.

Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б.: 1)

явным (в этом случае оно часто называется «обычным») или 2)

скрытым (напр., с помощью полупрозрачного зеркала).

Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б. 3)

явной,

известной или 4)

скрытой,

неизвестной членам наблюдаемой группы.

В данной классифкации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.

Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Социологи называют этот метод

экспериментальным наблюдением,

тогда как психологи — естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства). Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше.

Кроме того, В. н. можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение.

 

Билет№20.

Основные виды деятельности: общая характеристика.

Среди многообразия видов деятельности человека психология выделяет в каче-стве основных, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование лич-ности, такие виды деятельности как игра, учение и труд.

Игра является первой социально направленной и социально усваиваемой дея-тельностью в жизни человека. В общем смысле слова игра – это искусственная дея-тельность в ситуации условной реальности, причем условность игры осознается игро-ком. В отличие от других видов деятельности, мотивация игры содержится не в ее ожидаемых результатах, а в выполнении игровых действий. Этот механизм обеспечи-вает высокий уровень интереса к игре даже после ее многократного повторения.

В психологических исследованиях наибольшее внимание уделяется ролевой игре в детском возрасте (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Игра – это деятельность, в которой дети выполняют в обобщенной форме дей-ствия взрослых и воспроизводят отношения между ними.

Содержанием игры ребенка является то, что выделяется им как основной мо-мент жизни взрослого - это могут быть предметные действия, осуществление которых представляется ребенку важным; или отношения между взрослыми.

К основным элементам игры относятся, ее сюжет, игровые действия, правила и роли.

Учение (или учебная деятельность)– это деятельность, направленная на созна-тельное усвоение знаний, умений и навыков, в результате чего формируются познава-тельные психические процессы (мышление, память и др.) и свойства личности (на-правленность, целеустремленность, настойчивость и др.). Учение является главным способом усвоения человеком социального опыта в его систематизированном виде.

В состав учения входят такие элементы как мотивы учебной деятельности, учебные действия, учебная оценка и контроль.

Деятельность учения тесно связана с обучением, деятельностью взрослого по передаче систематизированного социального опыта, но не тождественна ей. Субъек-том учения является сам ученик, человек, который усваивает знания, умения и навыки. Обучение и его организация оказывают существенное влияние на эффективность учения, однако если основные действия в составе учения не сформированы, даже са-мое качественное обучение не приведет к желаемым результатам.

Труд – это деятельность человека, направленная на получение общественно значимого результата, продукта, соответствующего духовным или материальным по-требностям общества. Труд представляет собой изменение и преобразование действи-тельности в соответствии с сознательными целями человека и общества.

Труд является наиболее значимой деятельностью в ряду других, поскольку в нем происходит не только раскрытие и формирование всех способностей человека, ка-честв личности, познавательных процессов, но и включение человека в систему об-щественных отношений. Для взрослого человека трудовая деятельность является ос-новной на протяжении всех социально-активных возрастных периодов, предстает в виде профессиональной деятельности. В ней зрелая личность приобретает и выполня-ет значимые социальные роли. Не случайно, во время знакомства люди интересуются профессией друг друга, поскольку основная трудовая деятельность характеризует ме-сто человека в системе общественных отношений, предполагает определенный уро-вень развития способностей и свойств личности, необходимых для выполнения этой деятельности

 

Билет№21.

Основные категории, принципы и проблемы научной психологии.

Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.

Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.

Психологические категории делят на 2 группы:

• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)

• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)

Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

 

Билет№22.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.008 с.)