Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наблюдение, его виды, основные достоинства и недостатки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифференцируют с т. зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя. Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б.: 1) явным (в этом случае оно часто называется «обычным») или 2) скрытым (напр., с помощью полупрозрачного зеркала). Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б. 3) явной, известной или 4) скрытой, неизвестной членам наблюдаемой группы. В данной классифкации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность. Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Социологи называют этот метод экспериментальным наблюдением, тогда как психологи — естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства). Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше. Кроме того, В. н. можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение.
Билет№20. Основные виды деятельности: общая характеристика. Среди многообразия видов деятельности человека психология выделяет в каче-стве основных, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование лич-ности, такие виды деятельности как игра, учение и труд. Игра является первой социально направленной и социально усваиваемой дея-тельностью в жизни человека. В общем смысле слова игра – это искусственная дея-тельность в ситуации условной реальности, причем условность игры осознается игро-ком. В отличие от других видов деятельности, мотивация игры содержится не в ее ожидаемых результатах, а в выполнении игровых действий. Этот механизм обеспечи-вает высокий уровень интереса к игре даже после ее многократного повторения. В психологических исследованиях наибольшее внимание уделяется ролевой игре в детском возрасте (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). Игра – это деятельность, в которой дети выполняют в обобщенной форме дей-ствия взрослых и воспроизводят отношения между ними. Содержанием игры ребенка является то, что выделяется им как основной мо-мент жизни взрослого - это могут быть предметные действия, осуществление которых представляется ребенку важным; или отношения между взрослыми. К основным элементам игры относятся, ее сюжет, игровые действия, правила и роли. Учение (или учебная деятельность)– это деятельность, направленная на созна-тельное усвоение знаний, умений и навыков, в результате чего формируются познава-тельные психические процессы (мышление, память и др.) и свойства личности (на-правленность, целеустремленность, настойчивость и др.). Учение является главным способом усвоения человеком социального опыта в его систематизированном виде. В состав учения входят такие элементы как мотивы учебной деятельности, учебные действия, учебная оценка и контроль. Деятельность учения тесно связана с обучением, деятельностью взрослого по передаче систематизированного социального опыта, но не тождественна ей. Субъек-том учения является сам ученик, человек, который усваивает знания, умения и навыки. Обучение и его организация оказывают существенное влияние на эффективность учения, однако если основные действия в составе учения не сформированы, даже са-мое качественное обучение не приведет к желаемым результатам. Труд – это деятельность человека, направленная на получение общественно значимого результата, продукта, соответствующего духовным или материальным по-требностям общества. Труд представляет собой изменение и преобразование действи-тельности в соответствии с сознательными целями человека и общества. Труд является наиболее значимой деятельностью в ряду других, поскольку в нем происходит не только раскрытие и формирование всех способностей человека, ка-честв личности, познавательных процессов, но и включение человека в систему об-щественных отношений. Для взрослого человека трудовая деятельность является ос-новной на протяжении всех социально-активных возрастных периодов, предстает в виде профессиональной деятельности. В ней зрелая личность приобретает и выполня-ет значимые социальные роли. Не случайно, во время знакомства люди интересуются профессией друг друга, поскольку основная трудовая деятельность характеризует ме-сто человека в системе общественных отношений, предполагает определенный уро-вень развития способностей и свойств личности, необходимых для выполнения этой деятельности
Билет№21. Основные категории, принципы и проблемы научной психологии. Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности. Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели. Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений. Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты. Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития. Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности. Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию. Психологические категории делят на 2 группы: • Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид) • Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я») Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение. Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться. Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально. Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений. Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления. Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития. Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей. Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
Билет№22.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.139 (0.009 с.) |