Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воображение: его основные виды и функции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь может быть произвольным и непро-извольным. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые в процессе фантазирования представляются как осуществленные. В образах пассивного вообра-жения как бы удовлетворяются неосознанные потребности личности. Активное воображение всегда направлено на решение творческой задачи, оно направлено больше вовне, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при кото-ром происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответ-ствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Творческое воображение - это такой его вид, в ходе которого человек само-стоятельно создает новые образы, идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты дея-тельности. Особой формой воображения является мечта. Она одно из необходимых усло-вий претворения в жизнь творческих сил человека, она является обязательным эле-ментом научного предвидения. Любой предмет, сделанный руками человека, в исто-рической сущности есть овеществленная, осуществленная мечта Познавательная функция заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. В качестве разновидностей познавательной функции можно назвать, с одной стороны, генерализационную функцию, проявляющуюся в генерации многообразных элементов, ситуаций, возможностей, и, с другой, синтетическую функцию, заключающуюся в создании целостного новообразования (нового сочетания образов через их частичную трансформацию). Через создание новых образов происходят многие открытия и изобретения, поэтому воображение – непременный психологический фактор поисковой творческой деятельности. Функция предвосхищения (антиципирующая) – образы воображения являются основой психического состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии. Благодаря образам воображения облегчается процесс предвосхищения результата обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом плане – облегчается мысленное построения фразы. Регулирующая функция предполагает, что образы воображения приобретают побудительное значение, способствуют активности человека в определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения. Контрольно-корректирующая функция образов воображения заключается в том, что они позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы. Функция эмоционального воздействия также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.
Билет №7. Восприятие как целостное отражение предметов и явлений. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия. – это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражи-теля, восприятие отражает предмет в целом во всей совокупности его свойств. Про-дуктом восприятия является образ предмета или явления. Восприятие не сводиться к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Способность ощущать дана человеку от рождения и не требует какой-либо ак-тивности со стороны субъекта. Способность воспринимать складывается и совершенствуется у человека в жизненном опыте. Воспринимая какой-то предмет, человек склонен основываться на опыте прежних восприятий этого предмета – это явление получило название аппер-цепция. Основой становления восприятия как высшей психической функции, и как те-кущего психического процесса служит активное движение. Изящные эксперименты Хелда и Хейна на котятах подтверждают роль актив-ного движения в становлении восприятия. Суть экспериментов такова. Новорожден-ные котята содержались в темноте, а на свету находились только в специальном стан-ке. Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, верти-кальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были сделаны отверстия для лап. Другой не мог производить ни-каких движений и перемещался пассивно – его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, поэтому зрительные впечатления котята получали одновременно и одинаковые. Впоследствии у котенка, который двигался самостоятельно, не наблюдалось никаких нарушений зрительного восприятия, в то время как у пассивного обнаружи-лась неспособность различать форму. Дело в том, что у первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возникало I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязатель-ные, обонятельные и вкусовые восприятия. II.По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения. Наиболее изученным является восприятие пространства, оно включает в се-бя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и уда-ленности предметов, линейную и воздушную перспективу. Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зритель-ных иллюзий. Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величи-ны, формы и удаленности предмета. К видам зрительных иллюзий относятся: •Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравне-нию с горизонтальной. •Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий чело-век рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинаково-го диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-женный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности яв-лений или событий. Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространст-венного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окру-жающей среде. III.В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями чело-века. Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной зада-чи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. IV.В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблю-дение) и неорганизованное восприятие. Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомер-ное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная систе-ма. Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности. Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции. К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и воспри-ятие социального окружения. В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера. Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту. Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить. Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности. С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым. Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.
Билет №8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.009 с.) |