ТОП 10:

Основные психологические школы и направления современной психологии.



Общее представление о развитии психологических идей, о вкладах учёных в науку до ее рождения представлено в таблицах рис. 1. Мы же подробнее остановимся в этой лекции на основных направлениях развития психологии как самостоятельной науки. Обособление новой науки от смежных дисциплин предполагает формулировку научных программ и создание научных направлений и школ.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реаль-ность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и де-тально; другие - либо вовсе не изучаются, либо получают слишком узкую интерпре-тацию.

Направления и научные школы в психологии приобретают специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные про-явления психики. «...Фундаментальное понятие... первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер един-ства отдельных дисциплин, а через это - способ объяснения фактов, главный объясни-тельный принцип науки» ( Выготский Л.С. ). Со временем та или иная категория аб-солютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе все другие категории и понятия, оформляя тем самым особое научное направление.

Психология сознания

Тенденция абсолютизации отдельных категорий проявилась в психологии в са-мом начале оформления ее в качестве самостоятельной науки, в процессе поиска сво-его предмета исследования. Психология как наука начала свой путь с первой психо-логической лаборатории, открытой В. Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига в Германии. Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. Вундт в качестве предмета исследования объявил сознание. Категория сознания стала центральной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В.Вундта в сознании выражалось существо психологии человека; он исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием..

Психоанализ

В особой проекции предстает человек в психоанализе как учении о бессозна-тельной психике или психологии бессознательного. Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1856-1939). Это направление называют также его именем - фрейдизмом. Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован ещё в монадологии Г. Лейбница. З.Фрейд шел к своему пониманию психологии человека от естествознания и медици-ны: он имел большую практику лечения больных с функциональными нарушениями психики, главным образом невротиков. Медицинская практика позволила ему разра-ботать психологическую концепцию природы неврозов и их лечения, которая стала основой психоаналитической теории и метода.

Согласно представлениям З.Фрейда, невротическая болезнь развивается в ре-зультате действия вытесненных из сознания травмирующих переживаний («ущем-ленных аффектов»), которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг - аффективный комплекс. Задача психотерапии заключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность.

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. bеhаvioг - поведение) - это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психоло-гии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. По-нятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического. Бихевио-ризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874-1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два ос-новных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» оказываются более эффективными регуляторами по-ведения, чем «наказания».

Учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе (хотя его работы бы-ли переведены на английский язык только в конце 1920-х гг.) и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева (1857—1927) также оказали значительное влияние на фор-мирование «психологии без сознания». Однако настоящим отцом бихевиоризма счи-тается Дж. Уотсон (1878-1958), который в 1913 г. выступил с манифестом нового на-правления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии - в создании средств для контроля над поведением. «С точки зрения бихевиоризма, - писал он, - подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти». Пове-дение в качестве предмета психологии декларировалось как альтернатива психологии сознания. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось.

Когнитивная психология

Против бихевиористских представлений о человеке выступила и когнитивная психология, которая как научная школа оформилась в США в середине 60-х гг. Вид-ным представителем ее является У.Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведе-нии человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование про-цессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы - вос-приятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам че-ловек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь ин-формации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер

Гештальтпсихология

Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению на рубе-же 1Х-XX в.в. особого направления - гештальтпсихологии. Видными ее представи-телями являются М.Вертгеймер (1880-1944), В.Келлер (1887-1967), К.Коффка (1886-1941), К.Левин (1890-1947). В гештальтпсихологии сомнению были подверг-нуты и сами основания, и метод психологии сознания - атомизм психического, ин-троспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным.

Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что ис-ходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в прин-ципе невыводимые из образующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Геш-тальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вто-ричны.

Гуманистическая психология

В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого начала своего возникновения она противопоставила себя бихевио-ризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские под-ходы к человеку.

Гуманистическая психология представляет собой комплексную междисципли-нарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социо-логов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Г. Олпорт, Г.А .Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс (1902-1987), А. Маслоу (1908-1970), Р. Мей, В. Франкл (1905-1997).

Гуманистическая психология уходит корнями как в гуманитарные, так и есте-ственные науки. Особое значение придается философии и литературе. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенциализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственно-сти в определении смысла существования.

Основоположником отечественной психологии, по мнению историков науки, стал И.М. Сеченов. Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта В.М. Бехтеревым в 1885 году. В 1912 году Г.И. Челпанов возглавил первый в России институт психологии.

 

Билет№24.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.006 с.)