Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные психологические школы и направления современной психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общее представление о развитии психологических идей, о вкладах учёных в науку до ее рождения представлено в таблицах рис. 1. Мы же подробнее остановимся в этой лекции на основных направлениях развития психологии как самостоятельной науки. Обособление новой науки от смежных дисциплин предполагает формулировку научных программ и создание научных направлений и школ. Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реаль-ность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и де-тально; другие - либо вовсе не изучаются, либо получают слишком узкую интерпре-тацию. Направления и научные школы в психологии приобретают специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные про-явления психики. «...Фундаментальное понятие... первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер един-ства отдельных дисциплин, а через это - способ объяснения фактов, главный объясни-тельный принцип науки» (Выготский Л.С.). Со временем та или иная категория аб-солютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе все другие категории и понятия, оформляя тем самым особое научное направление. Психология сознания Тенденция абсолютизации отдельных категорий проявилась в психологии в са-мом начале оформления ее в качестве самостоятельной науки, в процессе поиска сво-его предмета исследования. Психология как наука начала свой путь с первой психо-логической лаборатории, открытой В. Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига в Германии. Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. Вундт в качестве предмета исследования объявил сознание. Категория сознания стала центральной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В.Вундта в сознании выражалось существо психологии человека; он исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием.. Психоанализ В особой проекции предстает человек в психоанализе как учении о бессозна-тельной психике или психологии бессознательного. Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1856-1939). Это направление называют также его именем - фрейдизмом. Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован ещё в монадологии Г. Лейбница. З.Фрейд шел к своему пониманию психологии человека от естествознания и медици-ны: он имел большую практику лечения больных с функциональными нарушениями психики, главным образом невротиков. Медицинская практика позволила ему разра-ботать психологическую концепцию природы неврозов и их лечения, которая стала основой психоаналитической теории и метода. Согласно представлениям З.Фрейда, невротическая болезнь развивается в ре-зультате действия вытесненных из сознания травмирующих переживаний («ущем-ленных аффектов»), которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг - аффективный комплекс. Задача психотерапии заключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность. Бихевиоризм Бихевиоризм (от англ. bеhаvioг - поведение) - это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психоло-гии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. По-нятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического. Бихевио-ризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874-1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два ос-новных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» оказываются более эффективными регуляторами по-ведения, чем «наказания». Учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе (хотя его работы бы-ли переведены на английский язык только в конце 1920-х гг.) и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева (1857—1927) также оказали значительное влияние на фор-мирование «психологии без сознания». Однако настоящим отцом бихевиоризма счи-тается Дж. Уотсон (1878-1958), который в 1913 г. выступил с манифестом нового на-правления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии - в создании средств для контроля над поведением. «С точки зрения бихевиоризма, - писал он, - подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти». Пове-дение в качестве предмета психологии декларировалось как альтернатива психологии сознания. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Когнитивная психология Против бихевиористских представлений о человеке выступила и когнитивная психология, которая как научная школа оформилась в США в середине 60-х гг. Вид-ным представителем ее является У.Найссер. Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведе-нии человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование про-цессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы - вос-приятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам че-ловек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь ин-формации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер Гештальтпсихология Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению на рубе-же 1Х-XX в.в. особого направления - гештальтпсихологии. Видными ее представи-телями являются М.Вертгеймер (1880-1944), В.Келлер (1887-1967), К.Коффка (1886-1941), К.Левин (1890-1947). В гештальтпсихологии сомнению были подверг-нуты и сами основания, и метод психологии сознания - атомизм психического, ин-троспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным. Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что ис-ходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в прин-ципе невыводимые из образующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Геш-тальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вто-ричны. Гуманистическая психология В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого начала своего возникновения она противопоставила себя бихевио-ризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские под-ходы к человеку. Гуманистическая психология представляет собой комплексную междисципли-нарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социо-логов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Г. Олпорт, Г.А.Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс (1902-1987), А. Маслоу (1908-1970), Р. Мей, В. Франкл (1905-1997). Гуманистическая психология уходит корнями как в гуманитарные, так и есте-ственные науки. Особое значение придается философии и литературе. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенциализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственно-сти в определении смысла существования. Основоположником отечественной психологии, по мнению историков науки, стал И.М. Сеченов. Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта В.М. Бехтеревым в 1885 году. В 1912 году Г.И. Челпанов возглавил первый в России институт психологии.
Билет№24.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.009 с.) |