ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.



Сознание не является единственной формой существования псих. явлений. Бессознательное-это совокупность явлений, которые по сопровождающим их реакциям организма соответствуют известным осознаваемым псих. явлениям и оказывают точно такое же влияние на поведение, как и осознаваемые псих. явления. Бессознательное представлено практически во всех псих. процессах, свойствах, состояниях человека (ощущения, память, воображение). З. Фрейд 1) Помимо сознания существуют процессы, лежащие ниже сознания – подсознательные процессы, которые оказывают влияние на наше сознание и поведение. 2) По Фрейду психика шире, чем сознание и поведение – в психике присутствуют сознание, предсознание и бессознательное. Сознание должно все время приспосабливаться, для того чтобы отвечать принципу реальности. Оно работает по принципу экономии, т.е. наполняется только тем, что нужно сознанию в данный момент времени и то, что не нужно уходит в подсознание, должно быть забыто, отложено очень не далеко – в предсознание, часть подсознательного. Главное свойство предсознательного – то, что туда легко помещается так же легко может вернуться по нашему требованию – только ради экономии сознания. Но в сознании может появиться мысль, которая мешает сознанию взаимодействовать с реальностью. Тогда сознание начинает работать по принципу защиты – если что-то мешает работать по принципу реальности, то сознание выгоняет это активно куда-то очень далеко и глубоко – по Фрейду - в бессознательное. Главная характеристика бессознательного - все, что активно выгоняется, оно активно сопротивляется, пытается активно прорваться наружу. У сознания есть защитные механизмы – цензура, и бессознательное пытается окольными путями вернуться в сознание. Свойства бессознательного: действенность (оказывает влияние на действие и состояние); с трудом переходит в сознание из-за вытеснения и сопротивления; главное свойство вырваться наружу. Психика по Фрейду включает: Система сознания (полностью подчиняется принципу реальности); Система предсознательного; Система подсознательного. Он сравнивал психику с айсбергом (айсберг- сознание, уходящее в воду - предсознание, в темных водах - бессознательное). З. Фрейд противопоставил бессознательную и сознательную регуляцию поведения как противоположные, несовместимые части психики человека. Одно из возможных решений этой проблемы предложил Ник. Александ. Бернштейн, высказав гипотезу о многоуровневой динамической регуляции движений человека. Сознание и бессознательное не антагонистичны, а разные, взаимно дополняющие друг друга уровни регуляции поведения, которые включаются в действие в зависимости от того, какие проблемы возникают перед человеком. От. псих.:Дмит. Ник. Узнадзе (теория установок) Установка—неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации.Психоанализ: Система методов, с помощью которых можно исследовать бессознательное, с целью излечения человека от неврозов и истерии. Метод гипноза, свободных ассоциаций, ассоциативный эксперимент, толкование сновидений, анализ ассоциаций. Психоанализ – это одна из теорий личности, в которой личность понимается как совокупность, сложная структура, включающая в себя 3 основных подструктуры связанных между собой: (Я - «Эго», сверх-Я - «Супер-Эго», ОНО - «Ид»). В этой теории, процессы бессознательного играют важную роль. Основные положения: человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; эти влечения преимущественно бессознательны; попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.; освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке.)

17. Проблема личности в гуманистической психологии. Гум.псих. - изучает здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации или самореализации. Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя. Объектом изучения стали любовь, творчество, развитие «я», и реализация человеком своих возможностей. Развитие личности по Олпорту (Олпорт «Теория личностных черт») ассоциируется с динамикой развития мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую природу. Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральныеявл. типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10. Главной целью псих. личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. Олпорт выделяет три стадии в развитии единства личности: детская стадия; стадия относительной дифференциации; стадия интегрированного единства. Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность «Я» максимальна. Теория самоактуализации А. Маслоу. Теория личности Абрахама Маслоу строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества. Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостаза ведет к росту, развитию, самоактуализации личности. Эрих Фромм «Гуманистическая теория личности». С т. зр. Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давление социальных норм и предписаний. Фромм подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Понятие конгруэнтности личности Карла Роджерса. Личность имеет одну основную тенденцию и стремление -актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией и опытом. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.008 с.)