Психология делового общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология делового общения.



Психология делового общения пред.собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.

Общение –сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Деловое общение – вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. цель - его организация и оптимизация совместной деятельности.В деловом общении партнеры должны продемонстрировать друг другу наличие у них тех качеств, которые являются необходимыми для выполнения определенной задачи. Переговоры – это процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения. Особенности переговоров: разнородные интересы сторон, участники переговоров взаимозависимы, совместный риск решения проблемы.

Стадии переговоров: 1. Подготовка к переговорам: организационный аспект (выбор времени и места встречи, определение повестки дня, формирование участников переговоров). Содержательный аспект (анализ проблемы и интересов сторон, оценка возможных альтернатив переговорному соглашению, определение переговорной позиции, разработка различных вариантов решения проблемы и формулирование соответствующих предложений, подготовка необходимых документов и материалов). 2. Ведение переговоров: уточнение интересов и позиций сторон. Обсуждение, предполагающее выработку возможных вариантов решения проблемы. Достижение соглашения. 3 .Итоговый анализ переговоров (насколько хорошо была проведена подготовка к переговорам, была ли соблюдена, запланированная программа переговоров, каков был характер взаимоотношения с оппонентами). 4. Выполение достигнутых договоренностей. Наилучший способ долговременного эффекта переговоров: включение в соглашение плана о его реализации. Система контроля за выполнением соглашения. Возможность пересмотра соглашения или его частей.

Правила проведения деловой беседы: 1. двойной интерес; 2. внимание к партнеру; 3. поиск общего (начать разговор с общей темы и ответа на вопрос «да»); 4.не допускать споров; 5. безопасная критика (прибегать только в крайних случаях); 6. речь (делать паузу до и после важной мысли); 7. слова-ловушки (слова-паразиты; обидные слова). Главным в любом общении должен быть принцип гуманизма (приоритетное утверждение ценности человеческой личности, ее право на свободное и равное развитие всего комплекса собственных возможностей и сил). Принцип гуманизма конкретизирован в ряде требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений: • вежливость (форма взаимоотношения между людьми, в основе к. лежит доброжелательность, желание другому человеку добра) • тактичность, • скромность, • точность. Вежливость может быть выражена в разной степени: корректность, учтивость, любезность. Корректность - подчеркнутая, официальная, как иногда говорят, «сухая» вежливость, умение держать себя в руках в любых ситуациях. Учтивость - это почтительная вежливость, применяемая в общении с пожилыми или очень уважаемыми людьми. Любезность - это вежливость, в которой явно демонстрируется стремление быть полезным другому. Скромность и точность: говори о себе только то, что необходимо в данной ситуации, не требуй каких-то дополнительных льгот и привилегий, приходи без опозданий, выполняй работу точно и в срок, не давай невыполнимых обещаний и т. п. Западный деловой этикет на первое место ставит не принцип гуманизма, а принцип целесообразности - призывает к пониманию того, что в большинстве этикетных ситуаций есть выбор линии поведения, а лучшей будет та, которая наиболее в данном случае удобна для участников общения.

 

96. Общая характеристика групповой дискуссии.

Дискуссия -обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. (Ж.Пиаже) ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения других. К. Левин внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работы сыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых обсуждений на принятие творческих и управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Важной характеристикой дискуссии, отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательно спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. по структурированности: структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"). неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. по характеру обсуждаемого материала: тематические — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы; биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь. интеракционные — материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь». дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.

Преимущества групповой дискуссии: 1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы. 2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставлен-ным проблемам и вопросам. 3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.

Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий: 1. обучение участников анализу реальных ситуации; 2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками; 3. обучение навыку формулирования проблемы и умение отличать важное от второстепенного; 4. учит преодолевать приверженность старым образцам; 5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы; 6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.

Основные стратегии ведения дискуссии: 1. свободное ведение дискуссии. 2. программированное ведение. 3. компромиссная форма.

 

97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.

Лидерство - это управление группой со стороны лидера данной группы. Лидер - это человек, которому группа доверяет принятие важных решений и добровольно ему подчиняется. В свою очередь лидер добровольно берет на себя соответствующие обязанности. руководитель –это человек,который официально назначен и имеет соответствующие полномочия по руководству группой. Бор.Дмит. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации. 2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений. 3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. 4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство–явление более стабильное. 5. Руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет. 6. Процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, а лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности. 7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями. Теории происхождения лидерства. 1) Теория черт Лидер - человек обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. “Пятифакторная модель личностных черт” Л. Первин и О. Джон. В этой модели выделены 5 блоков базовых личностных качеств: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость. Первые четыре (высокий или низкий уровень их развития) имеют большое распространение среди лидеров. 2) Ситуационная теория Лидерство - продукт ситуации. лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).. 3) «Системная теория лидерства» Лидерство интерпретируется как функция группы и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности не должна сбрасываться со счетов. Как пример, «вероятностная модель эффективности руководства», предложенная Ф. Фидлером. В ней различаются: руководитель, «ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный на межличностные отношения». Стили лидерства.. Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения. Голос руководителя – решающий. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера - вне группы. Демократический стиль Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Товарищеский тон. Распоряжения и запреты -с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы. Попустительский стиль Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.011 с.)