Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи истории психологии

Поиск

Предмет и задачи истории психологии

История психологии - предмет развития научного знания о механизмах, фактах, закономерностях психической жизни.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. За всю историю развития психологических знаний науки известны три определения предмета психологии: как о душе, о сознании, о поведении.

1)Изучить закономерности развития знания по психике.

2) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками.

3)Выявить особенности возникновения и разновидности знаний в зависимости от социума-культурных контекстов.

4)Изучить роль личности в становлении науки.

Развитие науки, в том числе и психологии – это нелинейный процесс, на пути которого возможны возвраты к «хорошо забытому старому», «топтание на месте», «маятниковые колебания». Однако, по мнению

З. Фрейд «смена научных мнений – это развитие, прогресс, а не разрешение».

Предмет:1этап-душа (Платон, Демокрит, Аристотель)2-сознание (Декарт), 3-поведение (Уотсон, Торндайк),4- психика

 

 


2. Периодизация истории психологии

Согласно А.Н. Ждан, в истории психологии различаются два периода. Первый, когда психологические знания развивались на базе методологии философии, а также других наук: естествознания, анатомии,физиологии(VI в. до н.э. – сер. XIX в.)1этап-душа 5-4 в.до н.э. материализм и идеализм(Платон,Демокрит,Аристотель)2-сознание (Декарт), 3-поведение (Уотсон, Торндайк),4- психика; второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время). Критерием дифференциации развития психологии как науки является введение эксперимента в психологическую практику. Так, в 1879 г. в Лейпциге
В. Вундт открыл первую экспериментальную лабораторию, где проводились исследования таких психических процессов как ощущение, восприятие. Однако, так как каждый из этих периодов растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация, задачей которой является расчленение этого процесса на этапы, определение содержания каждого из них.


Принципы историко-психогического анализа

Важнейшим из них является принцип историзма (основополагающей в историческом исследовании), требующий рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминирующей общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставление с предшествующими знаниями.

Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ориентируется на выделении таких фрагментов содержания исторического процесса развития науки, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Антикваризм – такой поход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, то есть в их временной последовательности.


Методы истории психологии

Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности с учетом логики предмета.

Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями.

В истории психологии применяется метод интервьюирования, который представляет собой беседу по заранее составленному перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Биографический и автобиографический методы – воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Анализ научных ссылок, то есть установления частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки. Названный прием может использоваться в истории исследовании только в совокупности с другими методами.

Классификация методов историко-психологического исследования.

1. Методы планирования: структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и генетический анализ.

2. Методы интерпретации: моделирование, парадигмальный и категориальный анализ.

3. Доказательные методы: источниковедческий, библиометрический, проблемологический, тематический анализ.

 


Предмет психологии в исторической перспективе

Ими являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психо-логические проблемы.

Важным источником развития психологических знаний является общественная практика — медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К настоящему времени наиболее освоенной областью оказалась медицина, особенно психиатрия. Е.А. Будилова проанализировала материалы суда присяжных, труды религиозных деятелей, юристов, военных теоретиков, русского географического общества, этнографические сборники, труды психиатров, журналы и другие источники и показала становление социально-психологических проблем в русской науке XIX в. Интересные результаты по изысканию и анализу источников, содержащих психологические знания о труде и субъекте труда, получила О. Г. Носкова2.

Источником психологических знаний являются также другие науки — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук.

Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область — источниковедение истории психологии. Примером исследований в этой области является опыт изучения психологической мысли, содержащейся в разных сферах культуры, областях общественной практики и сознания в России в XVIII в. На этом материале воссоздан начальный период становления психолого-педагогических, этнопсихологических и других идей в России3.

 


Натурфилософские представления о человеке и космосе.

Натурфилософия (философия природы) – это умозрительное истолкование природы рассматриваемой её целостности, человеческая душа рассматривается как часть природы. В натурфилософии 3 основных направления: *душа как активирующий принцип; *душа регулирует поведение; *душа познает окружающий мир. Существовало 2 школы: милестская (Фалес – все происходит из воды, Анаксимандр - апейрон, Анаксимен – все состоит из воздуха). По Платону вечный мир идей – это совокупность всей информации, содержащейся во Вселенной, или иначе – Космическая Душа.

 


Материализм Демокрита.

Демокрита (460–370 гг. до н. э.) принято считать подлинным основателем атомистического направления, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в его философской системе является то, что за первооснову мира им принимаются атомы. Демокрит полагал, что существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир принял бы статически мертвый характер. В результате механических процессов их соединения возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Животные возникли из воды и ила. От них произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись. Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души – круглые, гладкие и родственны атомам огня. В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. Рассматривая их как начальное звено познавательного процесса, он ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Только мышление позволяет видеть что-то за пределами органов чувств. Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. им самим не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения этих самых параметров. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения представляют собой сочетание тонких атомов, отражающее форму воспринимаемого предмета. Эмоции и аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмоции вызываются ровным течением шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей. Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, по которому нет беспричинных явлений, но все они – неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем.

 


Учение о душе Аристотеля

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384-322 г. до н.э.). По словам Гегеля «Самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение отдаленности идей от вещей.

По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позиции объективного идеализма.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Это означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики он объединяет и обобщает в специальные понятия «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций. Как и Платон, он также предлагает классификацию души. В основе классификации лежит выделение трех ступеней, при этом способности высшей ступени, включают способности предыдущих и не могут существовать без них.

Растительная и животная душа понимались материалистически. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделена от тела, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.


Неоплатонизм

Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится: к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа; к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; к мистически-интуитивному познанию высшего; к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза. Неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством). III в. н. э. был не только веком становления христианской теологии, но и временем возникновения неоплатонизма. Подобно тому как стоицизм был характерен для теоретического мировоззрения Ранней Римской империи, так для Поздней Римской империи характерен неоплатонизм. Неоплатонизм возникает в промежутке между Ранней и Поздней империями, в смутное время, в вакууме между империями. Этот вакуум продолжался полвека: с 235 г.— до 284 г. В это смутное пятидесятилетие и протекала творческая деятельность основоположника неоплатонизма Плотина (204/205—270 гг.). Плотин ходил с войском Гордиана на восток и еле спасся, когда персы разгромили римлян, а восставшие солдаты убили злосчастного императора! Оказавшись в Риме, Плотин вел философские беседы с императором Галлиеном, который увлекался многим, в том числе и философией, тогда как государственные дела требовали императорского присутствия. И вряд ли Плотин мог ему помочь в деле спасения распавшейся империи своими ориентированными на сверхчувственный мир беседами. Источником наших знаний о жизни Плотина служат сочинения Порфирия «Жизнь Плотина», «Жизнеописание философов» Евнапия, словарь Свиды и некоторые другие источники. Плотин умер на исходе второго года царствования императора Клавдия — победителя готов, когда умер и сам Клавдий, т. е. в 270 г. Плотин прожил 66 лет. Отсюда можно вывести, что он родился в 204/205 гг., в двенадцатый год царствования основателя династии Северов — Септимия Севера. Известно, что Плотин родился в римской провинции Египет в городе Ликополе Он учился у ряда философов, которые его не удовлетворяли. Наконец, он попал к Аммонию Саккасу. Об Аммонии Саккасе известно не так уж много. Он жил приблизительно с ок. 175 по 242 г., так что Аммоний был соотечественником и современником Климента Александрийского. Аммоний был крещен родителями, но затем вернулся в язычество. Как и некоторые другие философы, Аммоний ничего не писал, преподавал устно. Он имел многих учеников. Порфирий рассказывает, что «к философии он обратился на двадцать восьмом году жизни и был направлен к самым видным александрийским ученым, но ушел с их уроков со стыдом и печалью», зато, «побывав у Аммония и выслушав его, Плотин сказал другу: «Вот кого я искал!». С этого дня он уже не отлучался от Аммония '. Плотин пробыл учеником Аммония в течение одиннадцати лет, а когда Плотину стало под сорок, то он возымел желание ознакомиться с мировоззрением персов, а если возможно, то и индийцев, и примкнул к войску Гордиана III. Этот военный поход, как было сказано, кончился печально. При сменившем Гордиана III Филиппе, Аравитянине Плотин оказался в Риме, где основал свою школу и возглавлял ее в течение четверти века, имея в числе учеников и сенаторов, и самого императора Галлиена, о чем говорилось выше. Имея на Галлиена большое влияние, Плотин просил о выделении ему территории для реализации социально-политического проекта Платона, для создания Платонополиса — император было согласился, но осуществлению этого утопического замысла помешали императорские советники.


Монизм Спинозы

Спиноза противопоставил дуализму Декарта принцип монизма. Он отвергал представление о мышлении, как об особой субстанции. Под монизмом обычно имеют в виду метафизический монизм того или иного из перечисленных выше родов. Кроме того, имеется эпистемологический монизм – точка зрения, согласно которой то, что мы ощущаем в обычном восприятии, тождественно объекту, каким он существует в природе. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное сплелись в одну единую, бесконечную субстанцию. Эта субстанция является причиной самой себя и находится вне сознания и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог - есть существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

Спиноза начинает свой главный труд "О боге" с учения о бытии. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя свойствами - протяжением и мышлением. Материя способна мыслить, а мышление человека - это частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось, как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.


Монадология Лейбница

Лейбниц свое учение назвал монадологией. Понятие монады - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы.

Главные характеристики монад: 1) Монада характеризуется двумя взаимоисключающими характеристиками, она абсолютно проста и бесконечно сложна. Интересен сам выбор этих понятий - простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Монада - не физический атом, не материальная точка, это - духовная сущность. Пример монады - человеческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессмертна. Душевный мир любого человека бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна. 2) Монада - самодеятельная субстанция и центр деятельной силы, поскольку это духовная сущность. 3) Монады индивидуальны. Каждая монада индивидуальна настолько, что отличается от всех других монад. Принцип неразличимости тождества. 4) Абсолютная замкнутость монады самой на себя. Каждая монада замкнута в себе так, что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Человеческая душа тоже монада. Полное одиночество, аналогия с Богом в монотеистической религии. Нет возможности вступать в контакт. 5) Монада - живое зеркало вселенной. Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях.

Монады отличаются друг от друга только отчетливостью и ясностью представлений. Камень - тоже монада, но ее представления очень смутные; у растений содержание монады - менее смутные представления. Кошка - более совершенная монада по степени отчетливости представлений. Гармония предустановлена творцом монад. Есть монада монад - Бог (форма форм - всего лишь разумная душа), который сотворил мир и все монады. В мире ничего, кроме монад, нет. Монады обладают способностью саморазвития. Каждая монада развивается, причем по определенной программе. Бог-творец заложил в каждую монаду такую программу развития, что каждая монада развивается несмотря на замкнутость.

 


26) Становление и развитие эмпирической психологии.
Эпифеноменализм Т. Гоббса.
Томас Гоббс (1588 – 1679) выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же. Под телесным бытием подразумевается существование, без остатка определимое в отношении пространства, времени, числа и движения. Все так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта. То же самое и человек: свойственные ему явления сознания нельзя отнести за счет души, они лишь проявления движения тела. Человек – это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – это проявление движений в наших органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов. «Причиной ощущения является внешнее тело (объект), который давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно при рассмотрении совершенных человеком действий. Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные. Дж. Локка (1632-1704). Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Дж. Локк, выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию. В 1690 г. Вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме. Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю, - писал Декарт, - что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о Боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах».
Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой, ни чего не написано, или с пустой комнатой, в которой, ни чего нет. Эти сравнения касаются только знаний.
Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий между людьми. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи. Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; Все идеи происходят или из одного или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение — начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания. Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. В отличие от простых, сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию.


27) Становление и развитие ассоциативной психологии 17-18в.
В XVIII в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.
Джордж Беркли (1684 — 1753) был непосредственным последователем Локка и шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Считалось, пишет Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, и также пространства, фигуры, движения. В частности, так писал Дж. Локк. Однако, указывает Беркли, нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояние, т. е. удаленность предметов от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положение предметов в пространстве друг относительно друга глазом не воспринимаются. «Оценка, какую мы даем расстоянию объектов, значительно удаленных, есть скорее акт суждения, основанного на опыте, чем ощущения. Например, когда я воспринимаю большое число таких промежуточных объектов, как дома, поля, реки и т. п., которые, как я знаю по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда я образую суждение или заключение, что объект, который я вижу за ними, находится на большом расстоянии. С другой стороны, когда объект, имеющий на близком расстоянии, как я знаю по опыту, яркую и большую наружность, кажется бледным и малым, я тотчас заключаю, что он находится на далеком расстоянии. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием, включая сюда и собственно осязание, и двигательные ощущения от самого воспринимающего органа. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно и для слуха). Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Поэтому впоследствии собственно осязаемые качества — расстояние, величина, фигура начинают восприниматься и зрительно. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных через осязание идей.
Англичанин Давид Юм (1711 — 1776) Юм различает «впечатления», т. е. восприятия, и «идеи», их отражения. Идеи — это воспроизведенные восприятия, более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию. Ассоциации случайные и неправильные суть только ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени, а сочетания идей естественные и правильные — это ассоциации по закону сходства и причинности. Причинно-следственные отношения сводятся к привычной последовательности явлений. Знание отношений причинности не является априорным, но устанавливается в опыте следующим образом. Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб насытил нас). В следующий раз и затем такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровождался таким же действием. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, является привычка, или принцип ассоциации. Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, а также «Я» личности как особых, отличных от восприятий образований.
Английский врач Давид Гартли (1705— 1757) также воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на И. Ньютона, некоторые физические представления которого были использованы им для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессов. В главном труде — «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) — Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности (восприятие и др.) объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений, т. е. повторение ощущений без предметов), аффекции (простейший аффективный тон — удовольствие, неудовольствие). Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т. е. материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение. При восприятии мы получаем ряд ощущений, которые соединены в силу того, что они объединены в самом предмете. Память — это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. Если воспроизведение идей происходит без соблюдения порядка прежних реальных впечатлений, тогда мы имеем дело с воображением. Весь порядок воспроизведения идей происходит объективно без участия субъекта. Понимание слова — это образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве, а также в процессе обучения наукам. Суждение складывается из понятий. В системе Гартли нет мышления как процесса. Новые мысли — это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. Проблема страстей (или аффектов) занимает большое место в психологии Гартли. Страсти рассматриваются в качестве движущей силы поведения. Аффекты, достигшие известной степени интенсивности, побуждают к различным действиям и в этом смысле могут быть обозначены терминами желания или отвращения. Желание же и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтобы вызвать действие, называются волей. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Не существует врожденных дурных и благородных страстей. Страсти — продукт воспитания и возникают по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникновение произвольных движений. Гартли различает три вида произвольных движений в зависимости от степени легкости их выполнения: полупроизвольные, когда связи еще недостаточно укрепились; произвольные, при которых движения вызываются представлениями; вторичные автоматизмы — произвольные движения, которые возникают без отчетливого представления о движении, достаточно лишь желания движения. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение — «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга». Психика не является врожденной. Врожденна только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Все, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.


28)Французская школа 18 века (Кондильяк, Гельвеций, Руссо, Кабанис).
XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой французской революции.
Этьен Бонно де Кондильяк (1715—1780) явился непосредственным французским истолкователем Локка. Отстаивал концепцию опытного происхождения сознания. Указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение содержания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов — действия рефлексии. Отвергая производимое Локком различение двух источников опыта и признавая только один — ощущение, Кондильяк ставит целью своего известного произведения — «Трактата об ощущениях» (1754) — показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. При этом он использовал следующий методический прием: вообразив статую, внутренне организованную подобно нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из своих чувств, Кондильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Схема рассуждений при этом такова: Статуя получает первое обонятельное ощущение — ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памяти. Сильное наличное ощущение приводит к сосредоточению на нем и становится, Следовательно, внимание есть ощущение. С появлением памяти возникают два ощущения — прошлое и наличное. Удовольствие и неудовольствие — это обязательные эмоциональные спутники ощущений. Если статуя получает обонятельные ощущения, связанные только с неудовольствием, она будет полна неприятным запахом, но у нее не будет стремления освободиться от него. Это стремление возникает лишь после того, как она будет знать другие — приятные — ощущения. Обладание другими ощущениями — вкусом, слухом, зрением, которыми Кондильяк наделяет затем статую, не меняет ее душевной жизни. Коренным образом ее изменяет чувство сопротивления от соприкосновения, т. е. осязание. С осязанием ощущения, которые прежде переживались как собственные внутренние состояния, начинают проецироваться на внешний предмет и превращаться в качества этого предмета. Таким образом, переход от своих ощущений к выводу о существовании других тел осуществляется не с помощью рассуждения, а посредством одного лишь ощущения. Ощущение твердости есть как бы мост, переброшенный между душой и внешними объектами.

Дальнейшее углубление механицизма в трактовке психики произошло у последнего представителя французского материализма эпохи Просвещения П. Кабаниса (1757-1808). он поставил задачу «разоблачить тайны человеческой природы» путем обращения к физиологическим основаниям для объяснения способностей, характера, нравов людей и народов и пришел к следующему выводу: «Чтобы составить себе точное понятие об отношениях, результатом которых является мысль, следует рассмотреть головной мозг как отдельный орган, предназначенный исключительно для ее производства, подобно тому, как желудок и кишки совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь, околоушная, подчелюстная и подъязычная железы отделяют слюну. Впечатления, дойдя до мозга, возбуждают в нем деятельность, подобно тому, как пища, попадая в желудок, вызывает в нем более обильное отделение пищеварительного сока и движения, способствующие ее растворению. Отправление первого состоит в сознании каждого отдельного впечатления, в выражении его знаком, в сочетании различных впечатлений, в сравнении их между собой, в составлении суждений, подобно тому как отправления второго состоят в действии на питательные вещества, вызывание его к деятельности, в растворении их, в уподоблении соков нашей природе... головной мозг в некотором смысле переваривает впечатления,...он органически выделяет мысль». Эти идеи сделали Кабаниса предшественником вульгарного материализма XIX в. Однако, оценивая их исторически, необходимо признать, что их атеистическая и материалистическая направленность имела прогрессивное значение.
Предметом исследований Клода Адриана Гельвеция (1715—1771) является проблема — откуда берется неравенство умов? Зависит ли оно от различий в организации, т. е. от природы, или только от воспитания? развивает следующие психологические идеи. Человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения, т. е. с памятью. Опираясь на Кондильяка, отрицая вместе с ним внутренний опыт Локка, Гельвеций показывает, как только из ощущений формируются интеллектуальные способности. Все умственные операции — сравнение, суждение — сводятся к ощущению. Гельвеций игнорирует качественное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать это усилие побуждает интерес: человек, лишенный желаний, не будет проявлять внимания. При одинаковой заинтересованности в познании каких-либо явлений люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью. Счастье — это физические удовольствия. В них начало всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви к ближним и др. Также отрицается связь между памятью и умственным развитием: для больших открытий (а это, по Гельвецию, высшее мерило способностей) достаточно обыкновенной памяти. Таким образом, с психологической точки зрения все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития своих умственных способностей, ума. Почему же не все люди делают великие открытия? Это является результатом двух причин: разного положения, в котором они находятся, и того стечения обстоятельств, которое называется случаем, а также большего или меньшего стремления прославиться, следовательно, более или менее сильной страсти к славе. Именно страсти являются, по Гельвецию, источником умственной активности. Сила страстей у разных людей различна, но она не зависит от врожденной организации, так как человек рождается не только без идей, но и без страстей. Страсть — это продукт воспитания. Гельвеций далек от научного понимания общества, но все же указания на влияние общества на человека важны и подводил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.014 с.)